Реферат: Американский период творчества П.А. Сорокина
Объект работы: научное наследие и творчество П.А. Сорокина.
Предмет работы: американский период деятельности Сорокина (1923
– 1968).
Цель работы: представить сжатую поэтапную характеристику
основных теоретических направлений научной деятельности Сорокина.
Задачи работы:
Кратко изложить основные биографические данные о
социологе, сконцентрировав внимание на малоизвестных, интересных фактах его
жизни.
Доказать преемственность научного творчества американского и
русского периодов в основных работах Сорокина.
Обосновать необходимость выделения, охарактеризовать и раскрыть
сущность каждого из представленных в работе теоретических направлений в
творчестве Сорокина.
П.А. Сорокин: жизнь и судьба.
Начиная
повествование о «долгом путешествии» Питирима Александровича, нужно прежде
всего ответить на вопрос: где родился этот человек? На сей счет существует
несколько версий, равно как несколько версий существует также относительно
точной даты его рождения. (в одних документах указано 20 января, в других 23, асам
Сорокин настойчиво указывал 21 января). Не имеет смысла останавливаться здесь
на рассмотрении этих версий, детально и обстоятельно изученных А.В. Липским и
П.П. Кротовым в их очерке, следует указать, к какому выводу в итоге они пришли:
«… доподлинно узнать время появления на свет Питирима Сорокина – 20,21 или 23
января – уже не представляется возможным. Однако место рождения – село Турья,
Яренского уезда – более не подлежит сомнению» [12].
Итак,
родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья,
Яренского уезда Вологодской губернии. (в указании даты рождения отдадим дань
уважения мнению самого Сорокина).
Отец
Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и занимался
церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где, собственно, и
выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров Великого Устюга, в одной из
гильдий. Отход Сорокина – старшего за 300 верст от родных мест в отдаленный
уезд Вологодской губернии на заработки, по мнению Липского и Кротова, объясняется
не только конкурентными мотивами ( Александр Прокопьевич мог не опасаться
конкуренции в Яренске, так как приходы многочисленных церквей были многолюдны
и богаты, а ремесленников насчитывалось всего 22), но также активной и
регулярной миграцией в Коми край выходцев из Вологодской губернии.
Начиная
свои странствия в поисках заработка, он появился в селе Жешарт, примерно в км.
От Яренска. Здесь Александр Прокопьевич познакомился с Пелагеей Васильевной –
зырянкой крестьянского рода – которая в 1883 году стала его женой. Очень
скоро после свадьбы Сорокин заканчивает реставрационные работы в Жешарте, и
молодые перебираются в село Гам. В 1885 году у них родился первенец Василий.
Продолжая свое путешествие по селам Яренского уезда, они в течение трех лет
проходят: Коквицы, Айкино, Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу, Оттлы, Онежье,
и, наконец, Турью. В Турье они остаются зимовать вдоме Ивана Алексеевича
Панова, земляка Сорокина, преподавателя Турьинского земского училища. Здесь же
в 1889 году и родился второй сын Питирим. Окрестили его в честь епископа
Питирима (одного из местных усть-вымьских святых, чей праздник по церковному
календарю 1889 года приходится на 24 января 1889 года, о чем имеется запись в
метрической книге воскресенской церкви села Турья. Крестным отцом Питирима
стал И.А. Панов. Весной, по окончании работ в Турье, семья Сорокиных двинулась
дальше вверх по реке – к селам Кони и Весляна. Дальше обжитых человеком мест
не было, и семья Питирима повернула обратно. Сплавляясь теперь уже вниз по
реке, делая остановки там, где имелась работа, к осени 1892 года они добрались
до Коквиц. В этом селе в 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына
Прокопия и там же, в 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет, по
воспоминаниям современников П.А. Сорокина, она была женщиной редкой красоты и
чистоты души. С этого трагического события, ставшего первым сознательным
воспоминанием Питирима Александровича и начинается его автобиографическая
книга «Дальняя дорога». После смерти матери отец Сорокина продолжал заниматься
ремеслом, обучая основам мастерства сыновей Василия и Питирима, младший
Прокопий жил в Римье у сестры матери Анисьи (1860 – 1949), у которой не было
своих детей. Отец не женился снова и пытался справиться с тоской по жене исконно
русским способом: заливая ее водкой. По свидетельству Питирима Александровича,
отец его очень много пил, а приступы запоя часто заканчивались белой горячкой.
В 1899 году, после очередного такого приступа, 14-летний Василий и 10-летний
Питирим ушли от отца и начали самостоятельную жизнь бродячих ремесленников,
отступив от обычного маршрута своего отца и отправившись вверх к истокам реки
Вычегды. Через два года, в 1901 году, их отец погиб. Несмотря на то, что
братьям едва исполнилось 15 и 11 лет, им заказывали работу в нескольких селах,
в том числе и в Палевицах; а в Римье они были наняты даже для реставрации
Яренского Спасского собора (!). Объем работ был настолько масштабен, что
Сорокины даже брали помощников. По окончании этого подряда в 1902 году Василий
и Питирим приходят на работу в село Гам, где происходит событие, ставшее
поворотным пунктом в судьбе юного Сорокина. Необходимо отметить, что к этому
времени Питирим имел уже начальное образование, завершение которого пришлось на
весну 1901 года, когда он, работая в Полевицах, окончил там местную
церковно-приходскую школу. До этого он посещал школы грамоты в селах, где
работал с отцом и братом, много читал, а чтению, письму и счету обучала его
вместе с другими крестьянскими детьми одна из жительниц деревни Римьи, у
которой проживала его тетка Анисья, забравшая к себе братьев после смерти их
матери. Так вот, в 1902 году в селе Гам открылся набор в Гамскую второклассную
школу, которая была создана специально для подготовки учителей в школы грамоты в
селах Яренского уезда, этим она отличалась от обычных церковно-учительских
школ, воспитывавших преподавательские кадры для церковно-приходских школ. В
толпе зевак и родителей, присутствующих на публичном экзамене, устроенном
кандидатам в первый набор учащихся, оказался и Питирим Сорокин. Решив
попробовать свои силы, он блестяще справился с испытанием и в числе немногих
был принят в школу. Положенная ему стипендия составляла всего 5 рублей в год, и
эти два года полуголодной жизни в школе Сорокин выдержал только благодаря
помощи и поддержке Анисьи, снабжавшей его сухарями.
После
начала учебы в Гаме Питирим оставил прежнее ремесло и расстался с братом.
Василий стал ходить по селам один, выпивал, по воспоминаниям старожилов,
«немного умом тронулся», затем перебрался в Петербург, работал на фабрике, за
связи с социалистами был выслан в административном порядке в Сибирь. Во время
гражданской войны он был схвачен в прифронтовой зоне чекистами и расстрелян
ими, как пишет сам Сорокин, «на всякий случай». Прокопий также погиб в 20-е
годы в тюрьме. Судьба Питирима сложилась иначе.
Окончив
Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по протекции учителя
Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный кошт в Хреновскую
церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской губернии.
Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе его учитель Образцов – ведь
без его рекомендаций он должен был бы уехать учительствовать в одно из сел
Яренского уезда «по распределению». Кроме того, видимо он и направил Сорокина
именно в Хреновскую школу, которая открывала своим выпускникам дорогу в
светские высшие учебные заведения, оценив его незаурядные способности к науке.
Липский и Кротов подчеркивают следующее: «Таким образом, можно уверенно
говорить, что уже по окончании Гамской школы П.А. Сорокин сознательно
определил свои жизненные планы – получение гимназического, а затем и высшего
образования для занятий наукой» [13].
Однако, я не думаю, что этот выбор пятнадцатилетнего юноши, даже такого
одаренного и целеустремленного, каким был Питирим Сорокин, являлся абсолютно
самостоятельным и сознательным его выбором. Безусловно, без подсказки и
влияния Образцова здесь не обошлось.
Всеобщее
брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило
и школу, где учился Сорокин, разбив студентов на группы. В 1905 году он вступил
в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 – 1902 гг. на
останках народнической идеологии. Учеба в Хреновской школе, новое окружение,
новые знакомства, общение с представителями различных социальных слоев, с
представителями различных политических течений, интенсивное чтение недоступных
ранее книг, газет и журналов, не только расширили и углубили его кругозор, но
также не могли не повлиять на мировоззрение и активность такой деятельной и
страстной натуры. Как пишет сам Сорокин: «Все мое предшествующее мировоззрение
и ценности были заменены на «научно-эволюционную теорию» и «естественно-научную
философию». Былая лояльность к царскому режиму и «капиталистической» экономике
сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими взглядами, а
политическая индиферентность открыла путь к революционному рвению».
Успевавшего
успешно заниматься и учебой и нелегальной деятельностью Сорокина на рождество
1906 года арестовывает полиция и помещает в тюрьму в городе Кинишма. Впрочем,
это время ( около 4-х месяцев) прошло без ущерба для интеллектуальных занятий
Сорокина, более того, можно даже сказать, что «пошло на пользу», да и по
свидетельству самого Сорокина, эти месяцы дали ему больше, чем пропущенный
семестр в школе. Общение заключенных с внешним миром было вполне доступным:
днем камеры в тюрьме не закрывались, политические свободно общались и
дискутировали друг с другом, начальник тюрьмы позволял пользоваться своим
кабинетным телефоном, охранники были не против выполнять миссию почтальонов,
также здесь у Питирима Александровича было достаточно времени для тщательного
знакомства с трудами классиков революционной и социально-философской мысли.
«Кроме этого тюрьма обогатила его тремя вещами: устойчивым интересом к
социальной проблематике, привычкой курить и замыслом первой книги «Преступление
и кара, подвиг и награда» [14].
В конце
апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзор полиции, некоторое время
продолжает свою революционную активность, перейдя на нелегальное положение, но,
осознав, что политика отвлекает от основной цели и препятствует дальнейшему
образованию, Сорокин отправляется осенью 1907 года в Санкт-Петербург. Он
покупает на имеющиеся деньги железнодорожную плацкарту до Рыбинска, после чего
едет «зайцем». В Бетецке кондуктор выявляет безбилетника, но, к счастью,
оставляет его в поезде, обязав до Петербурга чистить туалеты и следить за
чистотой в вагоне. В первых числах октября Сорокин пребывает в Санкт-Петербург.
В
Санкт-Петербурге Сорокин быстро нашел репетиторскую работу за стол и жилье. По
протекции К.Ф. Жакова, философа и этнографа, первого из коми, удостоенного
звания университетского профессора, Питирима бесплатно принимают в число
слушателей вечерних Черняевских курсов. С января 1908 года их стал посещать и
Н.Д. Кондратьев, также вышибленный за революционные шалости из Хреновской
школы вслед Сорокину. Через своих земляков, многие из которых достигли
известного положения в столице, Сорокин вошел в круг петербургской научной
интеллигенции, а также свел первое знакомство с политиками, лидерами эсеров,
социал-демократов и кадетов. Круг его знакомств значительно расширяется.
В
феврале 1909 года Питирим уехал в Великий Устюг, где в доме отцовской сестры
Анны и ее мужа Михаила Дранковского готовился к экзамену (экстерном за 8 лет
обучения) в великоустюжской мужской гимназии. В мае он сдает все предметы на
«отлично», получает аттестат, открывающий дорогу в университет; летом работает
Статистиком в
экспедиции по изучению Печорского края и в сентябре 1909 года возвращается в
Петербург. После некоторых колебаний Сорокин поступает в Психоневрологический
институт – первое вольное научное и учебное заведение в России, основанное в
1907 году, президентом совета института которого являлся В.М. Бехтерев.
Институт был намного демократичнее университета, в состав студентов входили в
основном представители средних и низших слоев российского общества, к тому же
здесь находилась единственная в стране и первая кафедра социологии, которую
организовали при нем в 1908 году двое ученых с мировым именем – М.М.
Ковалевский и Е.В. де Роберти. Вместе с Сорокиным в этот институт поступил и
Н.Д. Кондратьев. Но, проучившись 1 год, для того, чтобы избежать призыва на
военную службу, от которой освобождались только студенты государственных
университетов, Сорокин и Кондратьев с одобрения М.М. Ковалевского, Е.В. де
Роберти и В.М. Бехтерева, переводятся в Петербургский университет на
юридический факультет. Интересные факты для представления облика
Сорокина-студента приводят Липский и Кротов в своем очерке: «Особенностью
сорокинского стиля занятий являлась нерегулярность посещения лекций. Он
предпочитал самостоятельно изучать первоисточники и монографии профессоров,
читавших курсы, чем слушать то же самое в аудиториях. Достигавшаяся этим
экономия времени позволяла вникать в предмет глубже и шире предписанного
программой. Так, например, 3 тома по теории права и морали профессора Л.
Петрожицкого он проштудировал за несколько дней вместо годичного курса по
шесть академических часов в неделю. Недостаток лекционного общения с
преподавателями Сорокин возмещал на семинарах и в личных беседах сними,
заслужив репутацию способного молодого учного. При переходе в университет это
помогло ему получить стипендию, которой не только оплачивалась стоимость
обучения, но и часть расходов на жизнь»[15].
Будучи
студентом университета Сорокин ведет активную научную и публикаторскую
деятельность. В этот период он публикует более десятка серьезных научных работ,
не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в зарубежной периодике. В
это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания»,
«Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в
этот период – пятисотстраничная монографическая работа (зима 1912 – 1913 года)
«Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была
отмечена многими положительными рецензиями ученых.
Несмотря
на то, что огромное количество времени у него уходит на научную деятельность,
он умудряется находить время для активной политической деятельности. В январе
1911 года Сорокину чудом удалось избежать ареста после студенческих
беспорядков, вызванного смертью Льва Толстого в ноябре 1910 года. В этот год он
уезжает по подложному паспорту за границу, будучи в Швейцарии, Италии и Австрии
не теряет времени зря – знакомится с только что вышедшей «Социологией» Г.
Зиммеля. Весной 1911 года он возвращается в Петербург, «по глупости» отказывается
сдавать экзамены, что стоило ему годовой стипендии. Столичное отделение
департамента полиции вело за ним скрытое наблюдение. В 1912 году в жандармской
картотеке на него даже завели отдельную карточку.
В марте
1913 года Сорокин еще раз попал в тюрьму за антимонарший памфлет, написанный к
300-летию дома Романовых. А.Ю. Согомонов приводит интересные данные в связи с
этим арестом.[16]
Сорокину было позволено написать письмо М.М. Ковалевскому, однако это письмо
было перехвачено и подшито к делу. В нем, в частности, он пишет: «Я сидел себе
над книгами, читал много докладов в ряде научных кружков, писал статьи,
написал за зиму книгу о карах и наградах, которую Вы знаете и… Право же при
таких обстоятельствах, я думаю, мудрено еще заниматься политикой…»[17].
Автор письма, безусловно, слукавил, а Ковалевскому все же удалось узнать об
этом происшествии и по его прошению 24 февраля 1913 года Сорокина освобождают
из-под стражи.
В 1914
году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и был оставлен для
подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорству заняла у
Сорокина всего два года вместо положенных четырех. Кроме изучения огромного
списка литературы, он по-прежнему много издавался, читал лекции по социологии
в двух институтах, работал в созданном совместно с преподавателями кафедры
социологии Психоневрологического института «Русском социологическом обществе
памяти М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916 году) и даже успел написать
научно-фантастическую повесть «Прачечная человеческих душ». В конце 1916 года
он сдал магистерский экзамен и в начале 1917 года становится приват-доцентом
Петроградского университета. Революция, правда, помешала защите магистерской
диссертации, в основу которой он положил свою первую монографию. В годы первой
мировой войны Сорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читал
многочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям обществознания.
1917 год
для Сорокина – это и начало его семейной жизни. Супругой ученого стала 26 мая
1917 года Елена Петровна Баратынская, выпускница Бестужевских курсов, дочь
поместного дворянина Таврической губернии (1894 – 1975). Они познакомились на
литературных вечерах в доме К.Ф. Жакова еще в 1912 году. Елена Петровна,
ботаник-цитолог по образованию, получит впоследствии докторскую степень в США в
университете Миннесоты (1925 г.), будет преподавать в ряде университетов и
колледжей Америки. Об их семье можно сказать: « они жили долго и счастливо».
Крутые
виражи его собственной биографии 1917 года красочно описаны им в «Листках из
русского дневника» и включены позднее целиком в «Долгое путешествие». Из этих
бурных событий следует отметить следующие: активное участие Сорокина в
функционировании Государственной думы, Временного правительства, в подготовке
Всероссийского крестьянского съезда, в редактировании эсеровских газет «Воля
народа» и «Дело народа», в написании целого ряда социально-политических заметок
и памфлетов. Будучи секретарем А.Ф. Керенского, П.А. Сорокин вскоре убедился,
что страна приближается к пропасти, он был сторонником «жестких мер» и требовал
от правительства их принятия. Большевистский переворот Сорокин воспринял как
контрреволюцию, по его мнению, к власти пришли «преторианцы». 2 января 1918
года он арестован большевистским правительством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|