рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Американский период творчества П.А. Сорокина рефераты

Объект работы: научное наследие и творчество П.А. Сорокина.

Предмет работы: американский период деятельности Сорокина (1923 – 1968).

Цель работы: представить сжатую поэтапную характеристику основных теоретических направлений научной деятельности Сорокина.

Задачи работы:

      Кратко изложить основные биографические данные о социологе, сконцентрировав внимание на  малоизвестных, интересных фактах его жизни.

       Доказать преемственность научного творчества  американского и русского периодов в основных работах Сорокина.

       Обосновать необходимость выделения, охарактеризовать и раскрыть сущность каждого из представленных в работе теоретических направлений в творчестве Сорокина.


П.А. Сорокин: жизнь и судьба.

      Начиная повествование о «долгом путешествии» Питирима Александровича, нужно прежде всего ответить на вопрос: где родился этот человек? На сей счет  существует  несколько версий, равно как несколько версий существует  также относительно точной даты его рождения. (в одних документах указано 20 января, в других 23, асам Сорокин настойчиво указывал 21 января). Не имеет смысла останавливаться здесь на рассмотрении этих версий, детально и обстоятельно изученных  А.В. Липским и П.П. Кротовым в их очерке, следует указать, к какому выводу в итоге они пришли: «… доподлинно узнать  время появления на свет Питирима Сорокина – 20,21 или 23 января – уже не представляется возможным. Однако место рождения – село  Турья, Яренского уезда – более не подлежит  сомнению» [12].     

      Итак, родился Питирим Александрович Сорокин  21 января 1889 года  в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. (в указании даты рождения отдадим дань уважения мнению самого Сорокина).

      Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником  и занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где, собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров Великого Устюга, в одной из гильдий. Отход Сорокина – старшего за 300 верст от родных мест  в отдаленный уезд Вологодской губернии на заработки, по мнению Липского и Кротова, объясняется не только конкурентными мотивами ( Александр Прокопьевич мог не опасаться конкуренции в Яренске, так как приходы  многочисленных церквей были многолюдны и богаты, а ремесленников насчитывалось всего 22), но также активной и регулярной миграцией в Коми край выходцев из Вологодской губернии.

      Начиная свои странствия в поисках заработка, он появился в селе Жешарт, примерно в км. От Яренска. Здесь Александр Прокопьевич познакомился с Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода – которая  в 1883 году  стала его женой. Очень скоро после свадьбы Сорокин заканчивает реставрационные работы  в Жешарте, и молодые перебираются в село Гам. В 1885 году у них родился первенец Василий. Продолжая свое путешествие по селам  Яренского уезда, они в течение трех лет проходят: Коквицы, Айкино, Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу, Оттлы, Онежье, и, наконец, Турью. В Турье они остаются зимовать вдоме Ивана Алексеевича Панова, земляка Сорокина, преподавателя Турьинского  земского училища. Здесь же в 1889 году и родился второй сын Питирим. Окрестили его в честь епископа Питирима (одного из местных усть-вымьских святых, чей праздник по церковному календарю 1889 года приходится на 24 января 1889 года, о чем имеется запись в метрической книге  воскресенской  церкви села Турья. Крестным отцом Питирима стал И.А. Панов. Весной, по окончании работ в Турье, семья Сорокиных  двинулась дальше вверх по реке – к селам Кони и Весляна. Дальше  обжитых человеком мест не было, и семья Питирима повернула обратно. Сплавляясь теперь уже вниз по реке, делая остановки там, где имелась работа, к осени 1892 года они  добрались до Коквиц. В этом селе в 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия и там же, в 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет, по воспоминаниям современников П.А. Сорокина, она была женщиной редкой красоты и чистоты души. С этого трагического события, ставшего первым сознательным воспоминанием  Питирима Александровича и начинается его автобиографическая книга «Дальняя дорога». После смерти матери отец Сорокина продолжал заниматься ремеслом, обучая  основам мастерства сыновей Василия и Питирима, младший Прокопий  жил в Римье у сестры матери  Анисьи (1860 – 1949), у которой не было своих детей. Отец не женился снова и пытался справиться  с тоской  по жене исконно русским способом: заливая ее водкой. По свидетельству Питирима Александровича,  отец его очень много пил, а приступы запоя часто заканчивались белой горячкой. В 1899 году, после очередного такого приступа, 14-летний  Василий и 10-летний Питирим ушли от отца и начали самостоятельную жизнь бродячих ремесленников, отступив от обычного маршрута своего отца и отправившись  вверх к истокам реки Вычегды. Через два года, в 1901 году, их отец погиб. Несмотря на то, что братьям едва исполнилось 15 и 11 лет, им заказывали  работу в нескольких селах, в том числе и в Палевицах; а в Римье они были наняты даже для реставрации Яренского Спасского собора (!). Объем работ был настолько масштабен, что Сорокины даже брали помощников. По окончании этого подряда в 1902 году Василий и Питирим приходят на работу в село Гам, где происходит событие, ставшее поворотным  пунктом в судьбе юного Сорокина. Необходимо отметить, что к этому времени Питирим имел уже начальное образование, завершение которого пришлось на весну 1901 года, когда он, работая в Полевицах, окончил там местную церковно-приходскую школу. До этого он посещал школы грамоты в селах, где работал с отцом и братом, много читал, а чтению, письму и счету обучала его вместе с другими крестьянскими детьми одна из жительниц деревни Римьи, у которой проживала его тетка Анисья, забравшая к себе братьев после смерти их матери. Так вот, в 1902 году в селе Гам открылся набор в Гамскую второклассную школу, которая была создана специально для подготовки учителей в школы грамоты в селах Яренского уезда, этим она отличалась от обычных церковно-учительских школ, воспитывавших  преподавательские кадры для церковно-приходских школ. В толпе зевак и родителей, присутствующих на публичном экзамене, устроенном кандидатам в первый набор учащихся, оказался и Питирим Сорокин. Решив попробовать свои силы, он  блестяще справился с испытанием и в числе немногих был принят в школу. Положенная ему стипендия составляла всего 5 рублей в год, и эти два года полуголодной жизни в школе Сорокин выдержал только благодаря помощи и поддержке Анисьи, снабжавшей его сухарями.

      После начала учебы в Гаме Питирим оставил прежнее ремесло и расстался с братом. Василий стал ходить по селам один, выпивал, по воспоминаниям старожилов, «немного умом тронулся», затем перебрался в Петербург, работал на фабрике, за связи с  социалистами был выслан в административном порядке в Сибирь. Во время гражданской войны он был схвачен в прифронтовой зоне чекистами и расстрелян ими, как пишет сам Сорокин, «на всякий случай». Прокопий также погиб в 20-е годы в тюрьме. Судьба Питирима сложилась иначе.

      Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный кошт в Хреновскую  церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской губернии. Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе его учитель Образцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать учительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Кроме того, видимо он и направил Сорокина именно в  Хреновскую  школу, которая открывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения, оценив его незаурядные способности к науке.  Липский и Кротов подчеркивают следующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже по окончании  Гамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои  жизненные планы – получение  гимназического, а затем  и высшего образования для занятий наукой» [13]. Однако, я не думаю, что этот выбор пятнадцатилетнего юноши, даже такого одаренного и целеустремленного, каким был Питирим  Сорокин, являлся абсолютно самостоятельным и сознательным его выбором. Безусловно, без подсказки  и влияния Образцова здесь не обошлось.

      Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 – 1902 гг. на останках народнической идеологии. Учеба в Хреновской школе, новое окружение, новые знакомства, общение с представителями различных социальных слоев, с представителями  различных политических течений, интенсивное чтение недоступных ранее книг, газет и журналов, не только расширили и углубили его кругозор, но также не могли не повлиять на мировоззрение и активность такой деятельной и страстной натуры. Как пишет сам Сорокин: «Все мое предшествующее мировоззрение и ценности были заменены на «научно-эволюционную теорию» и «естественно-научную философию». Былая лояльность к царскому режиму и «капиталистической» экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими взглядами, а политическая  индиферентность открыла путь к революционному рвению».

      Успевавшего успешно заниматься и учебой и нелегальной деятельностью Сорокина на рождество 1906 года арестовывает полиция и  помещает в тюрьму в городе Кинишма.  Впрочем, это время  ( около 4-х  месяцев) прошло без ущерба для интеллектуальных занятий Сорокина, более того, можно даже сказать, что «пошло на пользу», да и по свидетельству самого Сорокина, эти месяцы дали ему больше, чем  пропущенный семестр в школе. Общение заключенных с внешним миром было вполне доступным: днем камеры в тюрьме не закрывались, политические свободно общались и дискутировали друг с другом,  начальник тюрьмы позволял пользоваться  своим кабинетным телефоном, охранники были не против выполнять  миссию почтальонов, также здесь у Питирима  Александровича было достаточно времени для тщательного знакомства с трудами классиков революционной и социально-философской мысли. «Кроме этого тюрьма обогатила его тремя вещами: устойчивым интересом к социальной проблематике, привычкой курить и замыслом первой книги «Преступление и кара, подвиг и награда» [14].

      В конце апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзор полиции, некоторое время продолжает свою революционную активность, перейдя на нелегальное положение, но, осознав, что политика отвлекает от основной цели и препятствует  дальнейшему образованию, Сорокин отправляется осенью 1907 года в Санкт-Петербург. Он покупает на имеющиеся деньги железнодорожную плацкарту до  Рыбинска, после чего едет «зайцем». В Бетецке кондуктор выявляет безбилетника, но, к счастью, оставляет его в поезде, обязав до Петербурга  чистить туалеты и следить за чистотой в вагоне. В первых числах октября Сорокин пребывает в Санкт-Петербург.

      В Санкт-Петербурге Сорокин быстро нашел репетиторскую работу за стол и жилье. По протекции К.Ф. Жакова, философа и этнографа, первого из коми, удостоенного звания  университетского профессора, Питирима бесплатно принимают в число слушателей  вечерних Черняевских курсов. С января 1908 года их стал посещать и Н.Д. Кондратьев, также вышибленный  за революционные шалости из Хреновской школы вслед Сорокину. Через своих земляков, многие из которых достигли  известного положения в столице, Сорокин вошел в круг петербургской научной интеллигенции, а также свел первое знакомство с политиками, лидерами эсеров, социал-демократов и кадетов. Круг его знакомств значительно расширяется.

      В феврале 1909 года Питирим уехал в Великий Устюг,  где в доме отцовской сестры Анны и ее мужа Михаила Дранковского готовился к экзамену (экстерном за 8 лет обучения) в великоустюжской мужской гимназии. В мае он сдает все предметы на «отлично», получает аттестат, открывающий дорогу в университет; летом работает

Статистиком в экспедиции по изучению Печорского края и в сентябре 1909 года возвращается в Петербург. После некоторых колебаний Сорокин поступает в  Психоневрологический институт – первое вольное научное и учебное заведение в России,  основанное в 1907 году, президентом  совета института которого являлся  В.М. Бехтерев. Институт был намного демократичнее университета, в состав студентов входили в основном представители  средних и низших  слоев российского общества, к тому же здесь находилась единственная в стране и первая кафедра социологии, которую организовали  при нем в 1908 году двое ученых с мировым именем – М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти. Вместе  с Сорокиным в этот  институт поступил и Н.Д. Кондратьев. Но, проучившись 1 год, для того, чтобы избежать  призыва на военную службу, от которой освобождались только студенты государственных университетов, Сорокин и Кондратьев с одобрения М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти и В.М. Бехтерева,  переводятся в Петербургский университет на юридический факультет. Интересные факты для представления облика  Сорокина-студента приводят Липский и Кротов в своем очерке: «Особенностью сорокинского стиля занятий являлась  нерегулярность посещения лекций. Он предпочитал  самостоятельно изучать первоисточники и монографии профессоров, читавших  курсы, чем слушать то же самое в аудиториях. Достигавшаяся этим экономия  времени позволяла вникать в предмет глубже и шире предписанного  программой. Так, например, 3 тома по теории права и морали профессора Л. Петрожицкого он проштудировал  за несколько дней вместо годичного курса по шесть академических часов в неделю. Недостаток лекционного общения  с преподавателями Сорокин возмещал на семинарах и в личных беседах сними, заслужив репутацию  способного молодого учного. При переходе в университет  это помогло ему получить стипендию, которой не только  оплачивалась стоимость обучения, но и часть расходов на жизнь»[15].

      Будучи студентом университета Сорокин ведет активную научную и публикаторскую деятельность. В этот период он публикует более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в  зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни»,  «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот период – пятисотстраничная  монографическая работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многими  положительными рецензиями ученых.

      Несмотря на то, что огромное количество времени у него уходит на научную деятельность, он умудряется находить время для активной политической деятельности. В январе 1911 года Сорокину чудом удалось избежать ареста после студенческих беспорядков, вызванного смертью Льва Толстого в ноябре 1910 года. В этот год он уезжает по подложному паспорту за границу, будучи в Швейцарии, Италии и Австрии не теряет времени зря – знакомится с только что вышедшей «Социологией» Г. Зиммеля. Весной 1911 года он возвращается в Петербург, «по глупости» отказывается сдавать экзамены, что стоило ему годовой стипендии. Столичное отделение департамента полиции  вело за ним скрытое наблюдение. В 1912 году в жандармской картотеке на него даже завели отдельную карточку.

      В марте 1913 года Сорокин еще раз попал в тюрьму за антимонарший памфлет, написанный к 300-летию дома Романовых. А.Ю. Согомонов приводит  интересные данные в связи с этим арестом.[16]  Сорокину было позволено написать письмо М.М. Ковалевскому, однако это письмо было перехвачено и подшито к делу. В нем, в частности, он пишет: «Я сидел себе над книгами, читал много докладов в ряде научных кружков, писал статьи,  написал за зиму книгу о карах и наградах, которую Вы знаете и… Право же при таких обстоятельствах, я думаю, мудрено еще заниматься политикой…»[17]. Автор письма, безусловно, слукавил, а Ковалевскому все же удалось узнать об этом происшествии и по его прошению 24 февраля 1913 года Сорокина освобождают из-под стражи.

      В 1914 году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорству заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех. Кроме изучения огромного списка  литературы, он по-прежнему много издавался, читал лекции по социологии в двух институтах, работал в созданном совместно с преподавателями кафедры социологии Психоневрологического института «Русском социологическом  обществе памяти М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916 году) и даже успел написать научно-фантастическую повесть «Прачечная человеческих душ». В конце 1916 года он сдал магистерский экзамен и в начале 1917 года становится приват-доцентом Петроградского университета. Революция, правда, помешала защите магистерской диссертации, в основу которой он положил свою первую монографию. В годы первой мировой войны Сорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читал многочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям  обществознания.

      1917 год для Сорокина – это и начало его семейной жизни. Супругой ученого стала 26 мая 1917 года Елена Петровна Баратынская, выпускница Бестужевских курсов, дочь поместного дворянина Таврической губернии (1894 – 1975). Они познакомились на литературных вечерах в доме К.Ф. Жакова еще в 1912 году. Елена Петровна, ботаник-цитолог по образованию, получит впоследствии докторскую степень в США в университете Миннесоты (1925 г.), будет преподавать в ряде университетов и колледжей Америки. Об их семье можно сказать: « они жили долго и счастливо».

      Крутые виражи его собственной биографии 1917 года красочно описаны им в «Листках из русского дневника» и включены позднее целиком в «Долгое путешествие». Из этих бурных событий следует отметить следующие: активное участие Сорокина в функционировании  Государственной думы, Временного правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, в редактировании эсеровских газет «Воля народа» и «Дело народа», в написании целого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Будучи секретарем А.Ф. Керенского, П.А. Сорокин вскоре убедился, что страна приближается к пропасти, он был сторонником «жестких мер» и требовал от правительства их принятия. Большевистский переворот Сорокин воспринял как контрреволюцию, по его мнению, к власти пришли «преторианцы». 2 января 1918 года он арестован большевистским правительством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8