Курсовая работа: Управление образованием
Весьма специфично проявляются проблемы
децентрализации и демократизации системы открытого образования в странах
Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, некоторые китайские экономисты критикуют
Министерство образования за консерватизм и приверженность методам
централизованного планирования. По их мнению, Китай должен предоставить больше
свободы деятельности частным вузам, поскольку спрос на высшее образование в КНР
превышает возможности государственных вузов. Вследствие этого много китайской
молодежи уезжает на учебу за границу. Только в США ежегодно учатся до 75 000
китайских студентов, в целом же за рубежом обучаются 120 тыс. студентов.
Правительство официально положительно оценивает обучение китайской молодежи за
границей с целью ускорения процесса переноса технологий и знаний в Китай.
Оппоненты настаивают на том, что необходимо сделать все для того, чтобы эти
деньги на высшую школу расходовались внутри страны. Поэтому проблемы
децентрализации и демократизации высшего образования, как считают китайские
эксперты, - это, в первую очередь, экономические проблемы . Законодательно
образовательные учреждения в соответствии с законами КНР относятся к категории
некоммерческих организаций с юридическим лицом, приравненным к бюджетным
организациям, что позволяет включить рычаги их саморазвития.
В Японии эти тенденции были восприняты
по-своему. В отличие от Китая, здесь не стояла задача информатизации
образования - впечатляющие успехи этой страны в данной области широко известны.
Быстрые изменения в обществе и расширение доступа к образованию привели, по
мнению японских аналитиков, к появлению новых проблем, а именно: возникновение
социального климата, в котором морально-этнические ценности оказались на
периферии интересов образования; излишне высокая конкуренция на вступительных
экзаменах; однообразие методов формального образования и негибкость самой
системы. По их мнению, образование, в первую очередь должно развивать
способность индивида адаптироваться в постоянно меняющемся мире, предоставлять
людям различного возраста и социального статуса возможность достижения
поставленных целей. Поэтому основной упор был сделан на развитие непрерывного
образования и обеспечение его высокого качества как ключевых элементах
повышения уровня жизни отдельного человека и страны в целом.
Специфика данного приоритета определила
следующие задачи реформирования:
- сделать образовательную систему более
адаптируемой к социальным, культурным и экономическим трансформациям;
- осуществить переход в системе
образования, которую можно характеризовать как образование на протяжении всей
жизни;
- увеличить роль личности (студента) в
процессе образования;
- обеспечить более значительное участие
науки и культуры в развитии образования.
С этой целью в 1990 г. был принят закон,
обеспечивающий развитие непрерывного образования. Этот закон предусматривал
создание необходимых условий в префектурах и создание советов по организации
непрерывного образования в целом по стране с гарантией развития соответствующей
инфраструктуры со стороны правительства. Кроме того, в системе стимулирования
особую роль были призваны сыграть программы развития профессиональных
способностей сотрудников непосредственно на фирмах. При этом обучающимся в
вечернее время сокращался рабочий день с сохранением заработной платы.
Что касается обеспечения высокого качества
образования, то его предполагается достичь повышением квалификации
преподавателей, диверсификацией учебных программ, внедрением отвечающим
индивидуальным запросам методик, а также созданием системы взаимосвязи
образования с результатами его применения. В этих условиях предоставляется
максимально возможная степень автономии не только региональным органам
управления, но и самим образовательным учреждениям.
Были введены стандарты технологического и
информационного обеспечения лабораторий, технических центров, музыкальных,
аудиовизуальных кабинетов и т.д. для школ и вузов. Исключительно важная роль в
обеспечении высокого качества образования принадлежит системе кредитования
студентов (эта система существует в Японии более 50 лет). Только бесприбыльные
неправительственные и подчиненные муниципальным администрациям учреждения в
1992 г. оказали финансовую поддержку 300 тыс. студентов.
Современная российская система образования
представляет собой совокупность следующих компонентов:
- преемственные образовательные программы
и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;
- сеть реализующих их образовательных
учреждений (независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов);
- органы управления образованием и
подведомственные им учреждения и организации.
В результате реформирования системы
управления образованием был осуществлен переход от административно-командной к
программно-целевой модели управления образованием. Были усовершенствованы
механизмы разграничения компетенции между органами управления образованием
различных уровней, в том числе путем заключения соглашений между Министерством
образования и правительствами республик, администраций краев, областей и
автономных образований, входящих в состав Российской Федерации. Расширена и
усовершенствована практика применения гибких механизмов управления
образованием, в том числе по аттестации педагогических и руководящих работников
образования, лицензирования образовательной деятельности, аттестации и
аккредитации образовательных учреждений. Укрепились государственно-общественные
формы управления образованием за счет привлечения широкой общественности к
обсуждению вопросов, касающихся управления и развития системы образования.[18][18]
Заключение
Образование является важнейшей сферой,
которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания
общества.
В ходе работы мы выяснили, что управление
образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных
исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и
развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс,
включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных
учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами
образования.
В современном обществе управление
образованием, по мнению специалистов, ориентировано на решение следующих
проблем: организация такого доступа к образованию, который удовлетворял бы
образовательные потребности людей в ХХI в.; обеспечение равенства доступа к
образованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качества
образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам
общества; резкого повышения эффективности, производительности образовательной
системы.
В Российской Федерации управление
образованием – компетенция следующих органов:
Министерства образования Российской
Федерации;
министерств образования республик в
составе Российской Федерации;
управлений (главных управлений, комитетов,
департаментов) образования краев, областей и автономных образований;
комитетов (департаментов) образования
городов Москвы и Санкт-Петербурга.
органов управления образованием районов,
городов, районов, округов (в городе).
Большое значение имеет вопрос
разграничение компетенции вышеуказанных органов управления, а также контроля за
выполнением возложенных на них полномочий.
Одной из задач в совершенствовании
действующей системы образования Российской Федерации названа разработка таких
механизмов управления системы образования, которые сочетали бы правовые,
экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность
образовательных учреждений и других организаций системы образования. И, будем
надеется, что проходящая в настоящее время программа достигнет поставленных
задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и эффективная система
управления образованием.
Список литературы
Законодательные и иные нормативные акты:
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года //
Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
Федеральный закон от 13 января 1996 г. N
12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"Об образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации от
15 января 1996 г. - №3. - Ст. 150.
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N
125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" //
Собрание законодательства Российской Федерации // 26 августа 1996 г. - №35. -
Ст.4135.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N
7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - №3. - Ст.145.
Федеральный закон от 10 апреля 2000 г.
№51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 апреля 2000 г. - №16. -
Ст.1639.
Постановление Правительства РФ от 9 января
1992 г. №21 "О системе государственного управления образованием в
Российской Федерации" (с изменениями от 18 мая 1998 г.) //
Постановление Правительства РФ от 2
декабря 1999 г. №1323 "Об утверждении Положения о государственной
аккредитации высшего учебного заведения" // Собрание законодательства
Российской Федерации. -6 декабря 1999 г. - №49. - Ст. 6006.
Постановление Правительства РФ от 18
октября 2000 г. №796 "Об утверждении Положения о лицензировании
образовательной деятельности" // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 23 октября 2000 г. - №43. - Ст.4249.
Приказ Минобразования РФ от 17 ноября 1994
г. №442 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных
учреждений" // Российские вести/ - 10 марта 1995 г. - №44.
Приказ Минобразования РФ от 2 июля 2001 г.
N 2574 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации
образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего
специального учебного заведения)" // Бюллетенm нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. - 10 сентября 2001 г. - №37.
Приказ Минобразования РФ от 22 мая 1998 г.
N 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений" // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. - 31 августа 1998 г. - №21
Приказ Минобразования РФ от 23 сентября
1996 г. N 113 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации
образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной
переподготовки специалистов" // Российские вести. - 24 октября 1996 г. -
№202
Постановление Госкомвуза РФ от 25 мая 1994
г. N 3 "Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации" // Российские
вести. - 1994 г. - N 118.
Письмо Минобразования РФ от 11 июня 1998
г. N 33 "О работе с Рекомендациями об инспектировании в системе
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации"
// Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации. - 1998 г. - №10.
Краснова Г.А. Открытое образование:
цивилизационные подходы и перспективы. М.: РУДН. - 2002.
Регион: Управление образованием по
результатам Теория и практика/ Под редакцией П.И.Третьякова. - М.: Новая школа.
- 2001.
Семеусов В. Предпринимательская
деятельность в вузе // Российская юстиция. - N 10. - октябрь 2000 г.
Леонова Г.Б. Учреждение как субъект
гражданского права // Вестник Московского университета. - Серия 11. – Право. –
1998. - №1.
***
Приложение №1
Разграничение компетенций РФ и субъектов
РФ в области управления образованием
РФ |
Субъекты РФ |
1) формирование и осуществление федеральной политики в области
образования;
2) правовое регулирование отношений в области образования в
пределах своей компетенции;
3) разработка и реализация федеральных и международных программ
развития образования с учетом социально-экономических, демографических и
других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации
образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;
4) формирование федеральных государственных органов управления
образованием, а также ведомственных органов управления образованием и
руководство ими, назначение руководителей этих органов;
5) согласование назначений руководителей образовательных
учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и
типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и
видов;
6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации
образовательных учреждений;
7) установление перечней профессий и специальностей, по которым
ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных
учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация
образовательных учреждений, создание независимой от органов управления
образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров
(государственной аттестационной службы);
9) организация и координация материально-технического
обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых
федеральных программ в области образования;
10) разработка и утверждение типовых положений об
образовательных учреждениях;
11) установление порядка лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений;
12) установление порядка аттестации педагогических работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников
органов управления образованием;
13) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и
федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;
14) установление федеральных компонентов государственных
образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на
территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской
Федерации документов об образовании иностранных государств;
15) ежегодное установление доли федерального дохода,
направляемой на финансирование образования. Формирование федерального бюджета
в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;
16) установление:
налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
федеральных нормативов финансирования образования обучающихся,
воспитанников;
порядка финансирования образовательных учреждений;
обязательных на территории Российской Федерации минимальных
размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников
образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных
групп и работников государственных органов управления образованием;
льгот различным категориям обучающихся, воспитанников
образовательных учреждений и педагогических работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального
обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
порядка предоставления гражданам и погашения ими личного
государственного образовательного кредита;
образовательного ценза педагогических работников;
федеральных требований к образовательным учреждениям в части
строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений;
17) прямое финансирование образовательных учреждений
федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми
положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
18) информационное и научно-методическое обеспечение системы
образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов
и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и
производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации
системы информации в области образования;
19) организация федеральной системы подготовки и переподготовки
педагогических работников и работников государственных органов управления
образованием;
20) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в
области образования и федеральных компонентов государственных образовательных
стандартов;
21) установление и присвоение государственных наград и почетных
званий работникам образования;
22) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;
23) лицензирование образовательных учреждений по программам
высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и
выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным
программам.
|
1) определение и осуществление политики в области образования,
не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;
2) законодательство субъектов Российской Федерации в области
образования;
3) определение особенностей порядка создания, реорганизации,
ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
4) осуществление федеральной политики в области образования,
финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности
основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам;
5) разработка и реализация республиканских, региональных
программ развития образования, в том числе международных, с учетом
национальных и региональных социально-экономических, экологических,
культурных, демографических и других особенностей;
6) формирование государственных органов управления образованием
и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с
федеральными органами управления образованием);
7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных
учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных
учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной
деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования;
8) установление национально-региональных компонентов
государственных образовательных стандартов;
9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части
расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
10) установление местных налогов и сборов на цели образования;
11) установление республиканских, региональных нормативов
финансирования образования;
12) организация финансирования местных органов управления
образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в
части материально-технического обеспечения;
13) установление дополнительных к федеральным требований к
образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных
норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений;
14) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся,
воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также
видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и
педагогических работников;
15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции
образовательных учреждений, организация издания учебной литературы,
разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
16) организация подготовки, переподготовки, повышения
квалификации педагогических работников;
17) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации
в области образования и контроль исполнения государственных образовательных
стандартов;
18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
|
Приложение №2
Компетенция в области образования органов
местного самоуправления и образовательного учреждения
Органы местного самоуправления |
Образовательное учреждение |
1) планирование, организация, регулирование и контроль
деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием,
образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в
области образования;
2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование
и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных
нормативов финансирования системы образования;
3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих
территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
4) регулирование в пределах своей компетенции отношений
собственности в системе образования;
5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных
образовательных учреждений;
6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов
управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение
их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с
государственными органами управления образованием руководителей местных
органов управления образованием;
7) назначение руководителей муниципальных образовательных
учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об
образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа
местного самоуправления;
8) строительство зданий и сооружений муниципальных
образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов
собственности образовательными учреждениями;
10) использование государственных и муниципальных
образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах
образования;
11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих
развитие образования.
|
1) материально-техническое обеспечение и оснащение
образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с
государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах
собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной
уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников
финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского
кредита;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета
о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность
за уровень их квалификации;
5) организация и совершенствование методического обеспечения
образовательного процесса;
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных
планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и
дисциплин;
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного
самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью
образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных
обязанностей;
10) установление ставок заработной платы и должностных окладов
работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых
средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
11) установление надбавок и доплат к должностным окладам
работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;
12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка
образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) самостоятельное формирование контингента обучающихся,
воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не
предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих
типа и вида и настоящим Законом;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в
соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и
свидетельством о государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим
уставом и требованиями настоящего Закона;
17) контроль за своевременным предоставлением отдельным
категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов
материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми
актами органов местного самоуправления;
18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа
условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий
для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских
учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся,
воспитанников и работников образовательного учреждения;
20) содействие деятельности учительских (педагогических)
организаций (объединений) и методических объединений;
21) координация в образовательном учреждении деятельности
общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не
запрещенной законом;
22) осуществление иной деятельности, не запрещенной
законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом
образовательного учреждения.
|
[1][1]
[2][2] Конституция Российской Федерации (принята
на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25
декабря 1993г.
[3][3] Регион: Управление образованием по
результатам Теория и практика / Под редакцией П.И.Третьякова.-М.:Новая школа. -
2001.
[4][4] Постановление Правительства РФ от 9
января 1992 г. N 21 "О системе государственного управления образованием в
Российской Федерации" (с изменениями от 18 мая 1998 г.) //
[5][5] Конституция РФ от 12 декабря 1993 года //
Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
[6][6] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N
125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" //
Собрание законодательства Российской Федерации // 26 августа 1996 г. - №35. -
Ст.4135.
[7][7] Федеральный закон от 12 января 1996 г. N
7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - №3. - Ст.145.
[8][8] Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N
51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 апреля 2000 г. - №16. -
Ст.1639.
[9][9] Постановление Правительства РФ от 18
октября 2000 г. N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании
образовательной деятельности" // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 23 октября 2000 г. - №43. - Ст.4249.
[10][10] Постановление Правительства РФ от 2
декабря 1999 г. N 1323 "Об утверждении Положения о государственной
аккредитации высшего учебного заведения" // Собрание законодательства
Российской Федерации. -6 декабря 1999 г. - №49. - Ст. 6006.
[11][11] Приказ Минобразования РФ от 17 ноября
1994 г. N 442 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования
образовательных учреждений" // Российские вести/ - 10 марта 1995 г. - N
44.
[12][12] Приказ Минобразования РФ от 2 июля 2001
г. N 2574 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации
образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего
специального учебного заведения)" // Бюллетенm нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти. - 10 сентября 2001 г. - №37.
[13][13] Приказ Минобразования РФ от 22 мая 1998
г. N 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений" // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. - 31 августа 1998 г. - №21
[14][14] Приказ Минобразования РФ от 23 сентября
1996 г. N 113 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации
образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной
переподготовки специалистов" // Российские вести. - 24 октября 1996 г. -
№202
[15][15] Постановление Госкомвуза РФ от 25 мая
1994 г. N 3 "Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации" // Российские
вести. - 1994 г. - N 118.
[16][16] Письмо Минобразования РФ от 11 июня 1998
г. N 33 "О работе с Рекомендациями об инспектировании в системе
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации"
// Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации. - 1998 г. - №10.
[17][17] Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N
51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" //
Российская газета. - 13 апреля 2000 г. - N 72.
[18][18] Краснова Г.А. Открытое образование:
цивилизационные подходы и перспективы. М.: Изд-во РУДН. 2002. – с.198.
|