рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Управление образованием рефераты

- формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

- установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.

Отдельного внимания заслуживает вопрос разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием. Этому вопросу посвящены нормы ст.30 Закона «Об образовании».

Решающим органом в этом вопросе является Правительство Российской Федерации и основное правило заключается в том, что федеральные и ведомственные государственные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательно к компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такими случаями могут быть вопросы касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан.

Важно отметить, что федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием. В этих целях, в письме Минобразования даны рекомендации об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации[16][16].

Под инспектированием понимается специальная функция (специально организованная деятельность) органов управления образованием и образовательных учреждений по организации и проведению проверок, наблюдений, обследований (далее инспекционных проверок), осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением органами управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями, а также их должностными лицами законодательства Российской Федерации в области образования и иных нормативных правовых актов. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок (п.2 Рекомендаций).

Основными задачами инспектирования являются:

- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;

- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности органов управления образованием, подведомственных им образовательных учреждений, должностных лиц;

- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций по организации деятельности в рамках законодательства;

- изучение состояния системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению опыта в области управления;

- сбор информации (в ходе проведения инспекционных проверок), ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;

- анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в области образования и принятия мер по повышению эффективности его применения;

- организация и разработка в пределах установленной компетенции нормативных правовых актов инспекционно-контрольной деятельности.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации вправе осуществлять инспектирование деятельности государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части их деятельности по управлению образованием или учрежденных ими муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации вправе осуществлять инспектирование деятельности органов местного самоуправления в части исполнения ими функций по управлению образованием или деятельности муниципальных органов управления образованием, подведомственных государственных и муниципальных образовательных учреждений и их территориально обособленных подразделений, негосударственных образовательных учреждений в порядке надзора и инспекционного контроля (за исключением негосударственных образовательных учреждений).

Органы местного самоуправления или муниципальные органы управления образованием вправе осуществлять инспектирование деятельности муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, расположенных на подведомственных им территориях.

И в свою очередь учредители образовательных учреждений вправе осуществлять инспектирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений.

Результаты инспектирования оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или в иной форме, установленной организацией, руководителем, осуществляющим инспектирование, которые должны содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К ним могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в материалах инспектирования факты и подтверждающие правильность выводов.

Государственные органы управления образованием вправе принять решение по результатам инспектирования о выдаче предписания о приостановке деятельности образовательного учреждения, в той части, в которой было выявлено допущенное им нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и (или) устава образовательного учреждения.

§2. Компетенция муниципальных образований и образовательных учреждений

Главнейшим принципом деятельности органов муниципальных образований и образовательных учреждений в области управления образованием является положение, что их политика по реализации и регулированию процесса образования не должна противоречить федеральным органам управления.

Муниципальные образования следят за исполнением государственных программ в сфере улучшения образования на местах, гарантируют исполнение конституционных прав граждан на образование, ведут контроль и предоставляют статистические данные о деятельности образовательных учреждений, находящихся в их ведомстве.

Чем ближе и непосредственнее органы управления связаны с процессом образования, тем конкретнее становятся поставленные задачи и обязанности, исходящие из потребностей каждого конкретного учебного заведения. Так, например, исключительной компетенцией образовательного учреждения являются: подбор, прием на работу и расстановка кадров, разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; рабочих программ учебных курсов и дисциплин, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Итак, законодатель четко разграничил компетенцию каждого из органов участвующих в процессе управления образованием.

Что же будет, если образовательное учреждение преступит отведенные полномочия или перестанет их выполнять?

На этот случай предусмотрены нормы ответственности. Так, в соответствии с п.3 ст.32 Закона, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае превышения компетенции или же иных нарушений, к образовательному учреждению могут быть применены санкции, вплоть до отзыва лицензии.

Глава 3. Пути развития управления образованием

§1. Федеральная программа развития образования

В условиях экономической нестабильности нашего государства сфера образования оказалась в тяжелом положении, но это не означает, что кризис образования детерминирован экономическими и материально-техническими проблемами.

Наиболее конструктивные варианты реформирования образования — это концентрация усилий по улучшению качества учебного процесса путем совершенствования договорных отношений между студентом, преподавателем, администрацией учебного заведения и введением в законодательство об образовании четких условий организации (открытия) новых учебных заведений, стандартов качества подготовки, конкурсных условий распределения специалистов. На достижение этих целей направлена Федеральная программа развития образования.[17][17]

Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Исполнителями и соисполнителями являются органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, научно-исследовательские организации. Сроки реализации Программы - 2000-2005 годы.

Среди проблем образования, выделенных в Программе наряду с недостатком финансирования, нехватки в кадровом обеспечении и многих других, одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образованием осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Вместе с тем практика реализации указанных договоров и соглашений показывает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием.

Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в указанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечения качественного образования.

Задачи Программы в области управления образованием сводятся к следующим:

- сформировать систему демократического, государственно-общественного управления образованием;

- закрепить и совершенствовать на всех уровнях демократических основ управления системой образования;

Это направление проходит «красной нитью» через всю программу, и неоднократно упоминается, что принципиально важно дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативное правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем составляющим ее уровням - федеральному уровню, уровню субъектов Российской Федерации, федеральному и муниципальному уровням, уровню субъектов Российской Федерации и муниципальному уровню.

Говоря конкретно о задачах в рамках развития и обеспечения демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, выделены следующие:

1. Разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса.

2. Разработать механизмы управления системой образования, сочетающие правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы образования.

3. Разработать государственную концепцию совместной деятельности общества, системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительных программ, передач и других материалов.

4. Разработать механизмы совершенствования форм и активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования.

5. Разработать и реализовать формы и методы развития самоуправления обучающихся.

6. Разработать систему государственного и общественного контроля исполнения законодательства об образовании, требований государственных образовательных стандартов, функционирования системы образования в соответствии с государственными нормами и нормативами.

7. Создать независимую государственную аттестационную службу контроля качества образования, разработать механизмы обеспечения защиты обучающихся от некачественного образования в образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, типов и видов.

8. Усовершенствовать механизмы лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

9. Совершенствовать правовые основы взаимоотношений исполнителей образовательных услуг, обучающихся, и их родителей (законных представителей).

Сроки реализации вышеназванных положений колеблются от 2000 до 2005 года. Многие начали исполняться, и положительные результаты свидетельствуют о верной направленности государственной политики в области образования.

§2. Тенденции развития управления образованием в зарубежных стран

В предыдущих главах было упомянуто, что во многих европейских государствах наметилась тенденция следования принципу т.н. автономности учебных заведений.

Европейские государства, такие как Швейцария, Германия, на сегодняшний день во главу угла ставят проблему сочетания децентрализации и демократизации развития своих национальных систем образования. В этих странах образование представляется децентрализованным потому, что они имеют федеративную структуру. Вместе с тем в отдельных субъектах управление образованием централизовано, как правило, учебные заведения здесь не пользуются большой автономией.

В Германии высшие учебные заведения взаимодействуют с правительством при решении таких вопросов, как организация обучения, открытие новых или реорганизация существующих отделений, научных учреждений, планирование развития вузов, а также назначение преподавателей на должность профессора. Высшие учебные заведения, с юридической точки зрения, представляют собой независимые учреждения, имеющие право на самоуправление. Они имеют полную самостоятельность при определении структуры вуза, методов и содержания обучения, а также организации научных исследований.

Во Франции реформа управления образованием началась в конце 80-х гг. как реакция на неспособность органов государственного управления реагировать на происходящие в обществе изменения и возросшие требования общества к образованию. От принципов централизованного планирования, на которых строились отношения между государством и университетами в последние 30 лет, Франция перешла к системе контрактных отношений в целях придания управлению адресности и большей эффективности. Первые контракты, подписанные в 1991 г., базировались на стратегических планах развития университетов (projet d`etablissment), в которых каждое учебное заведение формулировало свою стратегию развития, включая оценку учебных программ и необходимых для их реализации ресурсов, технического оснащения, новых кадров или переподготовки старых. Переговоры по поводу заключения контрактов позволяли также определить содержание новых университетских курсов, пройдя которые выпускники получали дипломы, признаваемые государством.

Что касается США, то традиционно ведущую роль в развитии государственной системы образования играли управления местных школьных округов и правительства штатов (в США нет единой национальной системы образования, а есть системы образования штатов, обладающие многими общими чертами, но и имеющие нередко существенные различия). Правда, в настоящее время в руководстве государственным образованием происходят изменения. С одной стороны, федеральное правительство все более присваивает себе контрольные функции в государственном образовании, формулирует амбициозные стратегические задачи в этой сфере и т.д., с другой - сами школы активно добиваются расширения самостоятельности за счет сокращения полномочий территориальной администрации. В целом же можно заключить, что проблема сочетания централизации и демократизации в США не имеет остроты и потому не относится к ведущим приоритетам развития системы образования.

Обратная тенденция характерна для восточноевропейских стран. Значительные изменения, происшедшие в странах Восточной Европы в 90-е гг., когда были сняты идеологические ограничения преподавательской и научно-исследовательской деятельности, привели к тому, что почти во всех из них были приняты законы, предоставившие университетам автономию и в некоторых случаях давшие им даже больше свободы от государственного контроля, чем та, которой пользуются университеты в некоторых западноевропейских странах. Однако в организации и содержании учебного процесса в высшей школе этих стран еще не произошли кардинальные изменения. Как отмечают некоторые эксперты, правительства этих стран слишком бедны, чтобы сделать что-либо существенное в сфере реформирования университетов.

Страницы: 1, 2, 3