Реферат: Я-концепция у старших подростков
3.
Я глазами других.
Цель – вооружение подростков системой
понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей
личности, социально-психологических ситуаций; создание условий для возможности
увидеть себя глазами других людей,
отработка навыков анализа своего
поведения; включение участников в процесс самосовершенствования.
4.
Принятие себя.
Цель - дать
возможность участникам осознать себя как уникального человека со своими
индивидуальными особенностями принять себя.
5.
Уголки моей души.
Цель –
осознание каждым членом группы своих отрицательных черт, формирование умения
доверять группе и принимать себя и других.
6. Размышление о самом
себе.
Цель –
анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений которые
произошли в процессе работы.
7.
Завершение группы.
Цель – анализ
собственного пройденного пути и оценка результатов достижения своей цели,
выражение добрых чувств к каждому члену группы.
Программа предусматривает систему занятий,
проходящих 2 раза в неделю в течение месяца.
Организация встреч.
Структура занятий.
1. Разминка.
2. Анализ
домашнего задания.
3. Основное
содержание занятия (информация, упражнения, этюды).
4. Заключительные
процедуры (домашнее задание, экспресс - диагностика).
5. Рефлексия
(о прошедшем занятии).
6. Ритуал
конца (свеча).
Ниже раскроем предназначение указанных
структурных элементов занятий.
Каждая встреча, кроме
первой, начинается с рефлексии, во время которой ведущий узнаёт у участников
их состояние, желание продолжить работу. Рефлексия является одним из основных
средств, способствующих объективному пониманию себя, своих психологических
состояний.
Кроме основных процедур членам группы предлагается
разминка, с целью снятия усталости, напряжения или включения в работу.
Информирование предназначено
для вооружения подростков системой понятий и представлений, необходимых для
психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций.
Этюды, упражнения,
используемые на занятии, способствуют включению участников группы в процесс
самораскрытия, самосовершенствования, самопринятия.
Домашнее задание, ведение
дневниковых записей – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе,
анализируется и осмысляется. Домашние задания способствуют пониманию себя как
личности, познанию своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими
людьми.
Ритуал (начала и конца
занятия) способствует созданию чувства особенности общения в группе, климата
психологической безопасности, формированию установки на взаимопонимание.
Самоотчет (выполняемый
письменно участниками группы) направлен на осознание впечатлений, ощущений,
мыслей, которые возникали во время занятия.
Затем ведущий объявляет
тему и цели данной встречи и переходит к основным процедурам.
В описание встречи включено информирование участников,
которое ведущий использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по
конкретному вопросу. Ведущий должен постоянно обращать внимание на уже
пройденное и закрепить полученные знания в процессе всей работы группы.
В течение занятия ведущий даёт
участникам задания на самопознание, которое направлено либо на закрепление
полученных в прошедшей встрече знаний и умений, либо на подготовку к следующей
встрече.
В конце каждого занятия
проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к
происходящему, свой вклад в работу). Затем проводится экспресс-диагностика
состояния участников, понимание происходящего.
Работа осуществляется с
помощью различных методов психологического воздействия: конгруэнтной
коммуникации (активное слушание, эмпатическое принятие), метод арттерапии,
метод поведенческого тренинга, групповая дискуссия, анализ ситуаций, элементы
психогимнастики и другие.
3.2.Темтический план
занятий.
№
тема
|
цели, задачи, назначения |
наименование форм
работы, упражнения
|
литература |
1.
з
н
а
к
о
м
с
т
в
о
|
-снятие напряжения
-знакомство с работой
в группе, со структурой занятий.
-знакомство с каждым членом группы,
выбор имён.
-формирование видеть позитивные
стороны поведения участников.
-определение индивидуальных
особенностей участников.
-установление принципов работы в
группе.
-создание доброжелательной
атмосферы.
-осознание в будущем успешности
тренинга, а также своего вклада в работу.
-формирование умения общаться и
работать группой.
-создание доброжелательной
атмосферы.
-осознание своих сильных и слабых
сторон характера.
-отработка навыков рефлексии.
|
1.Разминка.
2.Информация о тренинге знакомство
со структурой занятий.
3.Знакомство.
4.Позитивные итоги.
5.Автопортрет.
6.Выработка правил группы.
7. «Я хочу тебе подарить…»
8.Анкета участника.
9.Кру в круге.
10.Разминка. Игра «Молекулы».
11.Самоотчёт.
12.Д/з. «Контраргументы»
13.Рефлексия.
14.Ритуал конца.
|
|
|
|
|
|
2.
п
у
т
е
ш
е
с
т
в
и
е
к
ц
е
н
р
у
|
-создание чувства особенности
общения в группе, климата психологической безопасности; формирования
установки на взаимопонимание.
-сплочение группы, настрой группы
на освоение нового материала.
-осознание участниками цели
посещения тренинговых занятий.
-осознание участниками того, что
они думают о себе, как они относятся к себе.
|
1.Ритуал начала.
2.Разминка. Игра «Прочистка мозгов»
«Счёт».
3.Позитивные итоги.
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Организация и методы исследования компонентов
Я-концепции у
старших подростков
Экспериментальная работа
проводилась на базе Кодинской средней школы №4 с подростками в возрасте 14-15
лет. Тренинговая группа состояла из шести человек.
Работа проводилась в три этапа:
1 этап (март-апрель 2002 г.) – подбор
методик, организация первичного
обследования,
изучение литературы по теме исследования;
2 этап (апрель 2002 г.) – реализация
развивающей тренинговой программы;
3 этап (май 2002 г.) – повторная
диагностика, обработка и анализ
полученных
результатов.
При диагностике уровня
сформированности структурных компонентов Я-концепции у старших подростков нами
были использованы следующие диагностические методики:
1.Тест-опросник «Шкала самоуважения
Розенберга».
2.Шкала Шварцландера «Уровень
притязаний».
3.«Тест двадцати утверждений на
самоотношение», разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом, модифицированный
А.М.Прихожан.
4.Метод самоотчета.
В области психодиагностики процесса самосознания и его
продукта – Я-образа или Я-концепции используются стандартизированные
самоотчеты. К этому типу методик относятся, прежде всего, тесты – опросники,
состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения
испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей,
относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта;
поведенческих проявлений ; взаимоотношений с другими людьми (Бодалев А. А.,
Столин В.В., 1987, c.254).
Для оценки самоотношения у
подростков нами был выбран тест- опросник «Шкала самоуважения Розенберга ».
Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее,
факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение.
Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в
последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей
надежностью и конструктивной валидностью. Показатели по опроснику связаны с
депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью
в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к
испытуемому его родителей (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,2000,с.285).
Опросник «Шкала самоуважения
Розенберга» состоит из десяти утверждений и предполагает четыре градации ответов:
«полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В
соответствии с градациями ответов определяются уровни самоуважения для каждого
утверждения.
№
п/п
|
утверждения |
ответы |
баллы |
уровень |
1. |
Я чувствую, что я
достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
4
3
2
1
|
высокий
средний
низкий
низкий
|
2. |
Я всегда склонен
чувствовать себя неудачником. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
1
2
3
4
|
низкий
низкий
средний
высокий
|
3. |
Мне кажется, у
меня есть ряд хороших качеств. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
4
3
2
1
|
высокий
средний
низкий
низкий
|
4. |
Я способен
кое-что делать не хуже, чем большинство. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
4
3
2
1
|
высокий
средний
низкий
низкий
|
5. |
Мне кажется, что
мне особенно нечем гордиться. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
1
2
3
4
|
низкий
низкий
средний
высокий
|
№
п/п
|
утверждения |
ответы |
баллы |
уровень |
6. |
Я к себе хорошо отношусь. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
4
3
2
1
|
высокий
средний
низкий
низкий
|
7. |
В целом я
удовлетворен собой. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
4
3
2
1
|
высокий
средний
низкий
низкий
|
8. |
Мне бы хотелось
больше уважать себя. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
1
2
3
4
|
низкий
средний высокий
высокий
|
9. |
Иногда я ясно
чувствую свою бесполезность. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
1
2
3
4
|
низкий
низкий
средний
высокий
|
10. |
Иногда я думаю,
что я во всем нехорош. |
а) полностью
согласен
б) согласен
в) не согласен
г) абсолютно
не согласен
|
1
2
3
4
|
низкий
низкий
средний
высокий
|
Для определения уровня
самооценки подростков мы использовали шкалу «Уровень притязаний», разработанную
Шварцландером. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к
которым стремиться человек и достижение которых представляется человеку
привлекательным и возможным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень
притязаний. Лица, с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая
свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто
терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязания стремятся
постоянно к улучшению своих достижений, к решению все более и более сложных
задач. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно, успешно решают круг задач
средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти
к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем
притязания выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться
заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности».
Поскольку Я-концепция так или
иначе проявляется в любом развернутом самоописании (в нестандартизированных
ответах на вопросы анкеты, в письмах и т.д.), появляется возможность применить
метод нестандартизированного самоотчета (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987, с.
257).
Для этих целей при первичном и
повторном диагностическом исследовании нами был использован «Тест двадцати
утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом.
Испытуемых просят в течение 15минут дать двадцать различных ответов на вопрос
«Кто я?». Испытуемые также инструктируются давать ответы в том порядке, в
котором они спонтанно возникают, а не заботиться о последовательности,
грамматике и логике (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987,с.258). В соответствии с
модифицированным А.М.Прихожан вариантом этого теста участниками группы были
проранжированы ответы по трем параметрам:
a.
положительное
отношение к ответу;
b.
отрицательное
отношение к ответу;
c.
общее количество
ответов.
Для более глубокого и
качественного анализа эффективности реализации тренинговой программы,
развивающего процесса, проходившего в группе, нами был использован метод
субъективного самоотчета как наиболее релевантный (Приложение 1).
2.4. Оценка эффективности реализации
программы тренинга
В соответствии с выделенными компонентами Я-концепции
(когнитивным, аффективным, поведенческим) нами были отобраны
объективно-экспериментальные и субъективно-отчетные методы, позволяющие
определить степень сформированности компонентов у старших подростков и оценить
эффективность реализации развивающей программы при повторной диагностике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|