рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Я-концепция у старших подростков рефераты

3.   Я глазами других.

Цель – вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций; создание условий для возможности увидеть себя глазами других людей,

отработка навыков анализа своего поведения; включение участников в процесс самосовершенствования.

4.   Принятие себя.

Цель - дать возможность участникам осознать себя как уникального человека со своими индивидуальными особенностями принять себя.

5.   Уголки моей души.

Цель – осознание каждым членом группы своих отрицательных черт, формирование умения доверять группе и принимать себя и других.

6. Размышление о самом         себе.

Цель – анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений которые произошли в процессе работы.

7.   Завершение группы.

Цель – анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения своей цели, выражение добрых чувств к каждому члену группы.

 Программа предусматривает систему занятий, проходящих 2 раза в неделю в течение месяца.

                              Организация встреч.

Структура занятий.

1.   Разминка.

2.   Анализ домашнего задания.

3.   Основное содержание занятия (информация, упражнения, этюды).

4.   Заключительные процедуры (домашнее задание, экспресс - диагностика).

5.   Рефлексия (о прошедшем занятии).

6.   Ритуал конца (свеча).

Ниже раскроем предназначение указанных структурных элементов занятий.

        Каждая встреча, кроме первой, начинается с рефлексии, во время которой ведущий узнаёт у участников  их состояние, желание продолжить работу. Рефлексия является одним из основных средств, способствующих объективному пониманию себя, своих психологических состояний.

Кроме основных процедур членам группы предлагается разминка,  с целью снятия усталости, напряжения или включения в работу.

       Информирование предназначено для вооружения подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций.

       Этюды, упражнения, используемые на занятии, способствуют включению участников группы в процесс самораскрытия, самосовершенствования, самопринятия.

        Домашнее задание, ведение дневниковых записей – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется. Домашние задания способствуют пониманию себя как личности, познанию своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.

        Ритуал (начала и конца занятия) способствует созданию чувства особенности общения в группе, климата психологической безопасности, формированию установки на взаимопонимание.

        Самоотчет (выполняемый письменно участниками группы) направлен на осознание впечатлений, ощущений, мыслей, которые возникали во время занятия.

         

Затем ведущий объявляет тему и цели данной встречи и переходит к основным процедурам.

В описание встречи включено информирование участников, которое ведущий использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному вопросу. Ведущий должен постоянно обращать внимание на уже пройденное и закрепить полученные знания в процессе всей работы группы.

В течение занятия ведущий даёт участникам задания на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных в прошедшей встрече знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.
В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу). Затем проводится экспресс-диагностика состояния участников, понимание происходящего.
Работа осуществляется с помощью различных методов психологического воздействия: конгруэнтной коммуникации (активное слушание, эмпатическое принятие), метод арттерапии, метод поведенческого тренинга, групповая дискуссия, анализ ситуаций, элементы психогимнастики и другие.

3.2.Темтический план занятий.

тема

цели, задачи, назначения

наименование форм

работы, упражнения

литература

1.

з

н

а

к

о

м

с

т

в

о

-снятие напряжения

-знакомство с работой в                        группе, со структурой занятий.

-знакомство с каждым членом группы, выбор имён.

-формирование видеть позитивные стороны поведения участников.

-определение индивидуальных особенностей участников.

-установление принципов работы в группе.

-создание доброжелательной атмосферы.

-осознание в будущем успешности тренинга, а также своего вклада в работу.

-формирование умения общаться и работать группой.

-создание доброжелательной атмосферы.

-осознание своих сильных и слабых сторон характера.

-отработка навыков рефлексии.

1.Разминка.

2.Информация о тренинге знакомство со структурой занятий.

3.Знакомство.

4.Позитивные итоги.

5.Автопортрет.

6.Выработка правил группы.

7. «Я хочу тебе подарить…»

8.Анкета участника.

9.Кру в круге.

10.Разминка. Игра «Молекулы».

11.Самоотчёт.

12.Д/з. «Контраргументы»

13.Рефлексия.

14.Ритуал конца.

2.

п

у

т

е

ш

е

с

т

в

и

е

к

ц

е

н

р

у

-создание чувства особенности общения в группе, климата психологической безопасности; формирования установки на взаимопонимание.

-сплочение группы, настрой группы на освоение нового материала.

-осознание участниками цели посещения тренинговых занятий.

-осознание участниками того, что они думают о себе, как они относятся к себе.

1.Ритуал начала.

2.Разминка. Игра «Прочистка мозгов» «Счёт».

3.Позитивные итоги.

4.

2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у

                старших подростков

     Экспериментальная работа проводилась на базе Кодинской средней школы №4 с подростками в возрасте 14-15 лет. Тренинговая группа состояла из шести человек.

     Работа проводилась в три этапа:

1  этап           (март-апрель 2002 г.) – подбор методик, организация первичного

                       обследования, изучение литературы по теме исследования;

2  этап           (апрель 2002 г.) – реализация развивающей тренинговой программы;

3  этап           (май 2002 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ

                       полученных результатов.

     При диагностике уровня сформированности структурных компонентов Я-концепции у старших подростков нами были использованы следующие диагностические методики:

1.Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга».

2.Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».

3.«Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом, модифицированный А.М.Прихожан.

4.Метод самоотчета.

     В области психодиагностики процесса самосознания и его продукта – Я-образа или Я-концепции используются стандартизированные самоотчеты. К этому типу методик относятся, прежде всего, тесты – опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей, относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений ; взаимоотношений с другими людьми (Бодалев А. А., Столин В.В., 1987, c.254).

      Для оценки самоотношения у подростков нами был выбран тест- опросник «Шкала самоуважения Розенберга ». Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,2000,с.285).

     Опросник «Шкала самоуважения Розенберга» состоит из десяти утверждений и предполагает четыре градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В соответствии с градациями ответов определяются уровни самоуважения для каждого утверждения. 

п/п

утверждения ответы баллы уровень
1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

а) полностью

   согласен    

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

   4

  

   3

   2

   1

высокий

средний

низкий

низкий

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

   1

   2

   3

   4

низкий

низкий

средний

высокий

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

    не согласен

   4

   3

   2

   1

высокий

средний

низкий

низкий

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

   4

   3

   2

   1

высокий

средний

низкий

низкий

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

    не согласен

   1

   2

   3

   4

низкий

низкий

средний

высокий

 №

п/п

утверждения ответы баллы уровень
6. Я к себе хорошо отношусь.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

    не согласен

   4

   3

   2

   1

высокий 

средний

низкий

низкий

7. В целом я удовлетворен собой.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

    не согласен

   4

   3

   2

   1

высокий

средний

низкий

низкий

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

    не согласен

    1

    2

    3

    4

низкий

средний высокий

высокий

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

    не согласен

   1

   2

   3

   4

низкий

низкий

средний

высокий

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

а) полностью

    согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

    не согласен

   1

   2

   3

   4

низкий

низкий

средний

высокий

    

     Для определения уровня самооценки подростков мы использовали шкалу «Уровень притязаний», разработанную Шварцландером. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремиться человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Лица, с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязания стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к решению все более и более сложных задач. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязания выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности».

     Поскольку Я-концепция так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании (в нестандартизированных ответах на вопросы анкеты, в письмах и т.д.), появляется возможность применить метод нестандартизированного самоотчета (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987, с. 257).

     Для этих целей при первичном и повторном диагностическом исследовании нами был использован «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом. Испытуемых просят в течение 15минут дать двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?». Испытуемые также инструктируются давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, а не заботиться о последовательности, грамматике и логике (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987,с.258). В соответствии с модифицированным А.М.Прихожан вариантом этого теста участниками группы были проранжированы ответы по трем параметрам:

a.   положительное отношение к ответу;

b.   отрицательное отношение к ответу;

c.    общее количество ответов.

     Для более глубокого и качественного анализа эффективности реализации тренинговой программы, развивающего процесса, проходившего в группе, нами был использован метод субъективного самоотчета как наиболее релевантный (Приложение 1).

2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга

В соответствии с выделенными компонентами Я-концепции (когнитивным, аффективным, поведенческим) нами были отобраны объективно-экспериментальные и субъективно-отчетные методы, позволяющие определить степень  сформированности компонентов у старших подростков и оценить эффективность реализации развивающей программы при повторной диагностике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6