Реферат: Я-концепция у старших подростков
Реферат: Я-концепция у старших подростков
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.
Развитие Я-концепции как проблемы подросткового
возраста 1.1. Понятие
Я-концепции
1.2.
Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э. Эриксона
1.3. Факторы,
влияющие на формирование Я-концепции
1.4.
Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков
Глава 2.
Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
2.1.
Пояснительная записка
2.2. Содержание
программы
2.3.
Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших подростков
2.4. Оценка
эффективности реализации программы тренинга
Выводы
Заключения
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст – это самый
трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период
становления личности.
Наиболее важным отличительным
признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в
сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего
последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б.
Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится
объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его
целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Б.Г. Ананьев,
1980, стр.89).
В подростковом возрасте у
молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная
независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более
развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается
осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у
подростка формируется своя Я-концепция.
Я-концепция
способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения
молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную
адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и
деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной
Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного
развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение
самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт,
1994, с.212).
Исходя из вышесказанного, мы пришли к
выводу, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной
именно на этой возрастной ступени.
Цель исследования –
создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции.
Объект нашего
исследования – Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования –
структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий).
Гипотеза нашего
исследования: если в тренинге личностного роста создать определённые
психологические условия, то это будет способствовать развитию у подростков позитивной
Я-концепции.
Задачи исследования:
-
изучение и анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования;
-
изучение
особенностей структурных компонентов Я-концепции;
-
создание в
тренинге личностного роста условий, способствующих развитию позитивной
Я-концепции у старших подростков;
- создание программы тренинга
личностного роста;
-
апробация
программы и оценка эффективности проведённой тренинговой работы.
Экспериментальная работа
проводилась на базе Кодинской средней школы №4 с подростками в возрасте 14 – 15
лет. Экспериментальная группа состояла из шести человек.
Работа проводилась в три этапа:
1 этап (март-апрель 2002 г.) – подбор
методик, организация первичного психодиагностического обследования, изучение
литературы по теме исследования;
2 этап (апрель 2002 г.) – реализация
развивающей тренинговой программы;
3 этап (май 2002 г.) – повторная
диагностика, обработка и анализ полученных результатов.
В работе были использованы следующие
методики:
1.
Тест – опросник
«Шкала самоуважения Розенберга».
2.
Шкала
Шварцландера «Уровень притязаний».
3.
«Тест двадцати
утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом,
модифицированный А. М. Прихожан.
4.
Метод самоотчёта.
Методологической основой нашего
исследования являются работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и
факторах, влияющих на её формирование; концепция психологического развития
личности Э. Эриксона, работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С.
Кона, А. А. Реана о психологических особенностях развития Я-концепции у старших
подростков.
В работе мы использовали
следующие методы:
-
метод анализа
литературы по теме исследования;
-
методы
психодиагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование, метод самоотчёта);
-
формирующий
эксперимент;
-
методы математической
обработки данных.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения,
библиографического списка ( наименований), приложения. В работе
содержится 5 таблиц, 2 рисунка. Общий объём работы составляет печатных
листов.
Глава 1. Развитие Я-концепции как
проблемы подросткового возраста
Понятие Я-концепции было введено
американским психологом и философом У. Джейсмсом в конце 19 века. Теоретическое
и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству
выдающихся психологов-гуманистов А.Маслоу, К. Роджерса и гуманиста
неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.
В российской психологии
проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б.Г. Ананьев,
И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, А. А. Реан.
Наиболее полное отражение
Я-концепция получила в книге Р. Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание»
(1986).Именно на эту работу мы и будем опираться, раскрывая понятие
Я-концепции, выделяя её структурные компоненты.
1.1. Понятие
Я-концепции
В современной психологии Я-концепция рассматривается
как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе.
Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее
субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом
себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с.
197).
Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В
большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её
три психологические составляющие:
1.
Образ Я –
представление индивида о самом себе.
2.
Самооценка –
аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью,
поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные
эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3.
Потенциальная
поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть
вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в
частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и
множество других личностных проявлений.
Остановимся подробнее на трех основных составляющих
Я-концепции (Бернс Р., 1986, с.32).
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему
убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или
субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы
самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми
разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые
мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным
событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают,
с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой –
избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем
самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего
привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные,
психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и
т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются
индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов
самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от
контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого
рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности
через сочетания ее отдельных черт ( Бернс Р.,1986, с.33).
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.
Эмоциональная составляющая
установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не
воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции,
интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания
( Бернс Р., 1986, с. 34).
Самооценка не является
постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных
знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное
окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых
значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также
социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень
развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и
позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в
сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою
значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.
Есть три момента, существенных для
понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее
формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то
есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в
реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны
иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими
характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей
вероятности, будет низкой ( Бернс Р., 1986, с. 36).
Второй фактор, важный для
формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного
индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его
мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на
природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает
успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид
испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от
того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что
самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения
индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы
или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно
приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя,
ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в
этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей
неполноценности ( Бернс Р., 1986, с.37).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Я-КОНЦЕПЦИИ.
Тот факт, что люди не всегда
ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко
прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или
вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений
индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка – это
эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом.
Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что
объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой
самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень
сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека
достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической
защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные
манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так
изменить свое отношение к самому себе ( Бернс Р., 1986, с.39).
Мы рассмотрели понятие
Я-концепции и её структурные компоненты. Формирование Я-концепции складывается
на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием
механизма взаимного общения. Процесс психосоциального развития человека, стадии
формирования Я-концепции личности в течение всего жизненного цикла наиболее
полно представлены Э. Эриксоном.
1.2 Я-КОНЦЕПЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ЭРИКА ЭРИКСОНА..
В современной психологии
есть исследовательская позиция индивидуального развития личности, позиция
наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эриксона,
она представлена в периодизации жизненного цикла человека. По Э.Эриксону любой
человек может пройти все стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё
зависит от того, какова продолжительность его жизни.
Свою концепцию
психологического развития личности Эриксон рассматривает как вариант
эпигенетического учения о развитии. Из биологического содержания термина «эпигенез»,
то есть эмбрионального развития, определяемого внешними факторами, Эриксон
заимствует идею о последовательном формировании у человека психологических
новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром
психической жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает
отношение человека к обществу, к другим людям, к себе ( Абрамова Г.С., 1999,
с.328).
По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают
свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или
не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от
уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной
атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения Эрика
Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой
идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется
благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на
включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе
мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой
идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего
«Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его
роста и развития.
Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности
личности, продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий
(Обухова Л. Ф., 1999, с.95).
В таблице 1представлены стадии
жизненного пути личности по Э.Эриксону.
Таблица 1
Стадии
жизненного пути личности по Э. Эриксону
Стадия Возраст
Ведущее экзестенциальное
противоречие
Старость
Поздняя зрелость 65 лет-смерть
Эго-интеграция
разочарование в жизни
Зрелость
Средняя зрелость 26-64 года
Творчество (продуктивность)
застой
Молодость 20-25 лет Интимность
Ранняя зрелость
изоляция
Возраст 12-19 лет
Эго-идентичность
Подростковая
юность диффузия идентичности
(латентная стадия)
Школьный возраст 6-12 лет
Трудолюбие
(латентная
стадия) неполноценность
Возраст игры 3-6 лет
Инициативность
(фаллическая стадия)
чувство вины
Детство 1-3 года Автономия
Ранний
возраст сомнение, стыд
(анальная стадия)
Младенчество до 1 года
Доверие
(оральная стадия)
недоверие
Ниже рассмотрим содержание стадий развития личности от
рождения и до подросткового возраста, так как именно содержание этих стадий
оказывает влияние на формирование Я-концепции подростка.
Формирование Я-концепции на разных
стадиях развития.
1. Развитие основ доверия.
В соответствии с теорией Э.Эриксона основы личностного
развития человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до
18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к
окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения.
Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантией
правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с легкостью
и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к
доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять, у него
закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для
формирования позитивного отношения к самому себе. Все это формируется
материнской заботой. И поскольку доверие возможно только по отношению к
чему-то, оно не может начать развиваться раньше, чем ребенок научится выделять
людей и объекты, или до того, как у него появится смутное ощущение, что сам он
является отдельным существом (Бернс Р., 1986, с.71).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|