Реферат: Возраст ребёнка и тип воспитания отца
«Синдром кувады» — такой термин появился и в современной медицинской
науке. Этими словами обозначают заболевания, появляющиеся или обостряющиеся у
мужчин в период беременности жены или вскоре после рождения ребенка.
Оказывается, ожидание ребенка и рождение его могут быть для отца настоящим
кризисом. Можно выделить по крайней мере четыре стороны такого кризиса:
материальную, временную, психологическую и сексуальную.
Появление дополнительных расходов требует перераспределения бюджета
семьи, причем при отсутствии помощи со стороны предыдущего поколения проблема <где
взять деньги?» может встать во весь свой грозный рост, и именно мужчина считает
себя обязанным ее решать (материальный кризис). Между тем для того чтобы
искать приработок, нужно время, а неизбежное появление дополнительных домашних
работ и без того спрессовывает сутки молодого человека (временной Кризис).
Беременность часто бывает связана с хотя бы частичной потерей
привлекательности, и это обстоятельство, как и медицинские ограничения в связи
с беременностью, послеродовым периодом и кормлением грудью, нарушает столь
важную для молодого мужчины регулярность половой жизни с любимой женой
(сексуальный кризис). В этих условиях ему хочется хотя бы простого участия со
стороны супруги, но ей зачастую не до него: ей тоже не хватает времени, она
плохо себя чувствует, к тому же она эмоционально погружена в новые,
захватывающие ее своей необычностью переживания материнства (психологический
кризис).
Результаты кризиса не заставляют себя ждать. У молодых отцов нередко
отмечают проявления эмоций страха, тревоги и депрессии, чувство неуверенности
в себе. Особенно часто это возникает при рождении «трудных» детей — беспокойных
малышей, которые мало спят, много кричат, которым невозможно навязать
ритмичный режим сна и кормления. И надо сказать, что изменения, происходящие в
настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка и
особенностями его темперамента, значительно больше, чем подобные изменения у
молодой матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому
появление ребенка для мужчины — менее важное событие, чем для женщины.
По имеющимся данным, в период от начала беременности жены и до
достижения ребенком годовалого возраста у мужчин увеличивается частота
простудных и аллергических заболеваний, наблюдаются обострения хронического
гастрита, язвенной болезни, пояснично-крестцового радикулита. В этот период
мужчины совершают больше уголовных преступлений, больше супружеских измен,
среди которых встречаются и гомосексуальные связи. На этот переломный момент
нередко приходится начало алкогольных «увлечений», чреватых серьезной
болезнью.
Не стоит пытаться облегчить положение мужчины, отстраняя его от семьи,
освобождая от ухода за ребенком и других домашних дел, лишая его счастья
видеть, как на его глазах маленький кричащий комочек превращается в осмысленно
улыбающегося, лепечущего, громко выражающего свою радость человечка. Однако
нужно понимать, что положение мужчины в период становления его отцовства —
такой же кризисный момент, как и подростковые годы.
Исследования неопровержимо показывают, что рождение ребенка — не только
трудный и ответственный, но и очень важный этап в жизни мужчины, что
преодоление этого кризиса выводит его на новый, более высокий уровень личностного
развития.
Большинство мужчин, длительное время не имеющих детей в браке, испытывает
депрессию и чувство вины независимо от того, каковы истинные причины
бесплодия. Очень многие мужчины воспринимают бесплодие как показатель
неполноценности их мужских качеств, нарушающий целостность их представлений о
себе. В подавляющем большинстве случаев бездетные браки менее стабильны, чем
браки, в которых родился хотя бы один ребенок. (Существуют, однако, и
исключения: если оба супруга воспринимают бесплодие как свою общую проблему
независимо от того, кто действительно виноват, брак приобретает большую
прочность. Здесь устойчивость семье придает чувство общего для мужа и жены
кризиса, который они должны преодолевать сообща.)
Обследование мужчин, состоящих в браке, но не имеющих детей, показывает,
что очень многие из них активно ищут какую-то замещающую деятельность, которая
могла бы заполнить пустоту в их жизни. Иногда такая замещающая деятельность
проявляется в виде фанатичных хобби, часто она направлена на неодушевленный
предмет (например, автомобиль) или на самих себя. В последнем случае (вероятно,
наиболее тяжелом для окружающих) бездетный мужчина начинает относиться к
самому себе как к ребенку, стремясь к максимальному удовлетворению своих
разнообразных капризов. В других случаях активность проявляется в исключительном
стремлении ухаживать за чужими детьми, нянчить их и баловать.
Интересно, что выбор замещающей деятельности существенно влияет на
последующую семейную жизнь бездетного мужчины. Эгоцентрическое, направленное
на себя замещение, как правило, ведет к распаду семьи. Один исследователь
наблюдал бездетных мужчин в течение семи лет. За это время развелись две трети
тех, чьи интересы были сосредоточены исключительно на себе. Из оставшейся
трети никто не стал отцом, никто не взял на воспитание приемного ребенка. Самым
продуктивным является замещение, направленное на других детей. Бездетные
мужчины, которые любят чужих детей и с удовольствием занимаются ими, склонны
сохранять семью, даже если они знают, что их жена по состоянию здоровья не может
иметь ребенка. Они предпочитают искать выход не в разводе и смене половых
партнеров, а в поисках лечения, а если лечение не помогает — в усыновлении.
Такие мужчины очень часто оценивают свой брак как удачный.
Как уже говорилось, одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние
отца на ребенка, на их будущую взаимную привязанность, является как можно более
раннее начало их общения. Решающими могут быть первые же два-три дня (или даже
первые часы) после рождения, когда в мозгу новорожденного запечатлеваются
первые следы внешних событий, звуков.
Участие отца в воспитании связано не только с его ранним контактом с
ребенком, но и с предварительным обучением. Исследователи анкетировали
молодоженов— будущих отцов и матерей — с целью выяснить их отношение к детям и
уходу за ними. Позже, когда супруги становились родителями, психолог изучал их
игры и повседневное общение с ребенком. Оказалось, что чем увереннее чувствовал
себя мужчина еще задолго до рождения ребенка, чем выше он оценивал свои навыки
и умения, тем раньше и активнее он включался в воспитание, когда младенец
появлялся на свет. У женщин такой закономерности обнаружено не было. Их заниматься
ребенком заставляет сама жизнь — независимо от того; считают ли они себя
подготовленными. В частности, об этом говорит и тот факт, что отношение
женщины к своему маленькому ребенку не зависит от степени ее женственности.
Мужчина же подключается к воспитательному процессу лишь постольку,
поскольку сам считает себя готовым и умеющим заниматься детьми.
Это не единственный вариант, когда отношение отца к ребенку является
функцией его отношения к самому себе как к ребенку, как к человеку, чье детство
еще не закончилось, а планы еще надлежит реализовать. В частности, нередко
мужчины, смирившиеся со своим второстепенным положением в семье, уступающие
все права авторитарной супруге, росли без отца. В детстве они были чрезвычайно
привязаны к матери, с удовольствием подчинялись ей, и от своей семейной жизни
ждут только повторения отношений с матерью.
2.2.3. РЕБЁНОК
РАСТЁТ БЕЗ ОТЦА
Воспитание в неполной семье представляет собой совершенно особый
процесс. Его особенности лишь в незначительной мере связаны просто с
отсутствием отца. Гораздо важнее отсутствие мужчины в окружении
ребенка, но и это не является решающим фактором. Чаще всего источником
отклонений в развитии ребенка является ошибочное поведение матери, поставленной
в трудные условия и не сумевшей самостоятельно выбрать нужный курс. Отсутствие
отца, таким образом, является не причиной, а лишь предпосылкой нарушений
развития.
Мать, оставшуюся с ребенком без мужа, подстерегает немало соблазнов.
Соблазн первый: жизнь для ребенка. Потеряв мужа, женщина возлагает
на ребенка все свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель
сноси жизни.
Весь спектр отношений матери к ребенку окрашивается в тревожные тона.
Любая его неудача, любой проступок становятся трагедией: ведь это угроза краха
всей родительской карьеры, а следовательно, и всей жизни матери. Чтобы избежать
ошибок, ребенок не должен ничем рисковать, ни в чем не должен быть слишком
самостоятельным, прежде всего в выборе друзей: ведь можно попасть в дурную
компанию. Стремясь во всем угодить ребенку, мать резко сужает как круг своего
общения, так и — постепенно — круг его общения. Ее жизнь лишена радостей и
наполнена тревогами. В, результате пара мать — ребенок все больше замыкается
сама на себя, и привязанность их друг к другу, вместо того чтобы с годами
ослабевать, усиливается.
До поры до времени такие отношения могут нравиться ребенку, но затем
(чаще всего это происходит в раннем подростковом возрасте) он начинает чувствовать
себя неуютно.
В плане интересующей нас «отцовской» темы такая ситуация чревата
серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Первые вырастают
в чисто женском окружении, что зачастую ведет, как мы уже видели, к
нарушению процессов осознания себя как мужчины, развития мужских качеств.
Часто молодой человек всю жизнь ищет для себя подругу, созданную «по образу и
подобию» мамы — такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его
понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится
самостоятельности, к которой не приучен в своей семье.
Второй соблазн — борьба с образом мужа. Хотя сама возможность
развода, то есть возможность прекратить совместное существование, ставшее
бессмысленной мукой для обоих супругов, есть безусловно благо, — тем не менее
факт развода для подавляющего большинства женщин (как и мужчин) представляет
собой серьезную драму. Чтобы оправдать это событие в своих глазах, женщина
нередко утрирует, подчеркивает в своем сознании отрицательные черты бывшего
супруга. Таким способом ей удается снять с себя свою долю вины за неудачу
семейной жизни.
Гораздо чаще проявления негативных чувств матери к отцу не убеждают
ребенка до конца. К сожалению, не все женщины понимают, что если муж был плохим
по отношению к ней, то это вовсе не значит, что столь же плохим он был и для
детей. Часто мужчина оказывается повернут к детям своей лучшей стороной. Кроме
того, детское восприятие своеобразно, и многое из того, что так раздражало
мать, может нравиться сыну или дочери. Ребенок продолжает любить отца несмотря
на все инвективы матери и мечется между равно любимыми и ненавидящими друг
друга родителями.
Еще хуже, если мать начинает борьбу не только с образом отца, но и с теми
его отрицательными (на ее взгляд) чертами, которые она находит у
ребенка. Соблазн третий — наследственность. Автор бесконечно
уважает науку генетику, которой он посвятил несколько лет своей жизни. Речь идет
не о том, чтобы отрицать наличие наследственных влияний на развитие ребенка, а
о том, что многие родители предпочитают винить гены в тех чертах характера и
личности, ответственность за которые несут они сами.
Нередко мать, не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные
черты ушедшего из семьи отца. Отец, таким образом, оказывается вдвойне виноват
— мало того, что он бросил семью, он еще и подкинул ребенку негодные гены.
Мать навязывает ребенку свои взгляды, свой ритм жизни, свои представления
о его будущем, не думая о том, что может тем самым пресечь его собственную
активность, что под видом «отцовской наследственности» она отрицает в ребенке
самостоятельность, умение не подчиниться, пойти своим путем. Плохо то, что
при этом ошибки, неизбежно допускаемые в воспитании, не исправляются:
раз все недостатки ребенка происходят от генов давно покинувшего семью отца,
то что делать? Остается лишь мыкать горе с тем, что есть.
А между тем в генетике человека накоплен большой материал, говорящий о том,
что свойства личности ребенка в меньшей степени подвержены наследственным
влияниям, чем, например, структура и характер его способностей. Не
существует генов лености и честности, альтруизма и эгоизма, искренности и
порядочности. Все эти качества формируются в общении с матерью,
учителем, другими взрослыми, родными, друзьями. Увидев, что поведение ребенка
всерьез отклоняется от нормы, мать должна в первую очередь задуматься о своих
методах воспитания, а не пытаться свалить с себя ответственность, ссылаясь на
несуществующие причины.
Наконец, соблазн четвертый — попытка купить любовь ребенка.
Расставшись друг с другом, родители, кик правило, остаются в неравном
положении. Мать бывает с ребенком ежедневно, она смотрит, как сделаны уроки и
как завязан шарф, а с отцом сын или дочь, скорее всего, будут встречаться по
воскресеньям, ходить с ним в парки, в кино. Отец лишен повседневных забот и может
целиком посвятить себя тому, что так любят дети, — преподнесению подарков. С
мамой — тяжелые будни, с папой — веселый праздник. Не удивительно, что в
какой-нибудь мелкой ссоре с матерью сын или дочь могут ввернуть что-то вроде:
«А вот папа меня не ругает... а вот папа мне подарил...» Такие эпизоды больно
ранят мать.
Возникает естественное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении,
«перекупить» у него детскую любовь.
В основе всех этих соблазнов — неуверенность в своей любви к ребенку, в
прочности своих связей с миром. Порвана одна связь — с мужем, и теперь женщина
боится больше всего на свете, что и ребенок может ее «разлюбить». Этот страх
лишен всяких оснований.
Смысл сказанного вовсе не в том, чтобы призвать любой ценой сохранять
семью, лишний раз указав женщине на трудности, которые ее ожидают в случае развода.
Во многих отношениях отсутствие отца может быть лучше для ребенка, чем плохой
отец. Однако, решаясь на расторжение брака, мать должна ясно видеть возможные
психологические проблемы и быть готовой решать их не за счет ребенка, как это
происходит в описанных выше вариантах. Тем более что интересы матери и
ребенка отнюдь не противоположны. Прежде всего матери нужно стремиться к тому,
чтобы ее собственный круг общения не был искусственно сужен рамками «жизни для
ребенка». Чем больше у нее друзей и разнообразных занятий, чем интереснее ей
самой ее жизнь, тем лучше не только для нее, но и для ребенка.
Женщина должна не ограничивать себя, замыкаясь в злобе на ушедшего мужа
или на судьбу в целом, а, напротив, стремиться к возможно более полноценной
жизни для себя, понимая, что лучшим гарантом счастья ребенка является ее
собственное счастье.
2.3. РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА
Юноши должны расти и развиваться, чтобы впоследствии
прийти на смену своим отцам.
...нет и не может быть более жизненно важного и актуального дела, чем
обучение детей; ни при каких обстоятельствах вы не должны забывать о воспитании
ваших детей, так как обязанности по отношению к ним так же святы, как и
обязанности по отношению к Делу.
«Как у таких замечательных родителей могли вырасти такие ужасные дети?»
— часто в недоумении спрашивают друзья и родственники родителей, которые
являются воплощением высокой морали и примерного поведения. Поскольку для
каждого следствия имеется своя причина, то мы попытаемся объяснить, почему так
происходит.
1. Родители, а в первую очередь отцы, либо вообще не следят за поведением
своих детей, либо не уделяют достаточного внимания их воспитанию. В основном
они проводят все время на службе и возвращаются домой уставшими, только с одной
целью: отдохнуть и восполнить растраченную за день энергию.
Если в доме заботу о детях берет на себя одна мать, а участие и
сотрудничество отца, который оказывает большое влияние на детей (особенно
сыновей), невелико, то такую семью можно уподобить человеку, пытающемуся устоять
на одной ноге.
Например, отец возвращается домой после трудного рабочего дня. Он
проводит некоторое время за чтением, затем идет на прогулку, ужинает вместе с
семьей и опять уходит из дома, чтобы выполнить какие-то общественные
поручения. Приходит домой довольно поздно и, прежде чем идти спать, читает или
немного пишет.
Будет ли эта семья, а особенно дети, ощущать действительное присутствие
отца? Будет ли отец оказывать влияние на их воспитание и обучение? Скорее всего,
нет. Такой отец с трудом находит время, чтобы поговорить с детьми, редко
справляется о том, как они живут, у него нет и минуты, чтобы помочь им советом,
узнать их радости, тревоги и заботы. Его можно сравнить с хозяином, который
слишком занят, чтобы поговорить с гостями. Как может при таких условиях отец
предостеречь детей от многочисленных отклонений в физическом и умственном
развитии, правильно воспитывать? Он, конечно, приносит значительную пользу
обществу своей работой, лекциями, научными статьями, но в одном его вклад будет
слишком мал — это вклад в свою собственную семью, в воспитание детей.
Отец, который непростительно мало общается с ребенком, посвящая все свое
время интересам вне дома, делает серьезную ошибку. Лишения и нужда воспитали, в
нем дух трудолюбия, но, к сожалению, это природное качество не приносит семье
ничего, кроме огорчений, и если другие люди видят в нем воспитанного, образованного
человека, хорошего работника, то его собственные дети знают его как человека,
который ими пренебрегает, уклоняется от общения с ними.
Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны
считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии
со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.
2. Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне
дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям.
Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у
него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.
Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет
оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома. Ребенок по своей
природе не является совершенным существом, ему еще предстоит многое узнать и
многому научиться, но если он лишен родительского руководства и присмотра, то
поведение его будет отклоняться от верного пути и приведет к нежелательным
последствиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|