Реферат: Возраст ребёнка и тип воспитания отца
Базовая личность определяется как устойчивая
совокупность черт характера, присущих людям данной культуры и проявляющих себя
в широком диапазоне ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая
религиозными и политическими взглядами, Э. Фромм определяет социальный
характер как результат динамической адаптации человеческой природы к
общественному строю. Социальный характер, связывая тип культуры с определенным
типом личности, служит системой, с помощью которой происходит поиск, отбор и
переосмысление информации, вхождение в пространство социальных норм и
ценностей. Он может изучаться путем систематического наблюдения» сравни
тельного изучения биографий, тестирования.
В своей работе «Психологические границы общества» А. Кардинер (по Э. В.
Соколову) отмечает, что социальный характер состоит из «систем действий» и
«проективных систем». В процессе вхождения в культуру происходит перенос
возникших в детстве «проективных систем» на широкий круг ситуаций. Образ
матери переносится на других женщин, в частности, на жену, образ отца — на
мужчин, облеченных властью.
Социальный характер формируется благодаря воспитанию, важнейшими
элементами которого А. Кардинер считает:
— постоянство или спорадичность материнской заботы;
— регулярность питания;
— отношение родителей или тех, кто их заменяет, к ребенку;
— помощь в научении ходить, говорить;
— способы наказания;
— время и методы отнятия от груди; контроль за опорожнением желудка.
Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора, в 600 милях восточное
Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса нравственных
правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцы редко бывают с
детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают и ушибаются. Их
отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладевают приступы ярости.
Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую роль в отношениях
играют деньги.
По-другому воспитывались дети в племенах команчей, которые жили охотой,
войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодые мужчины. Женщины
посвящали себя заботам о семье. Ребенка ждали, радовались его появлению.
Грудью кормили долго. Система требований к ребенку была согласованной и
ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результате такого
воспитания у команчей развивалась сильная, уверенная личность. Взрослых и детей
отличали доброжелательность, кооперативность.
А. Кардинер также изучал технику воспитания человека западной культуры
на примере небольшого американского городка Плейвилля. Большое значение в
воспитании имели авторитет отца и длительная забота матери. Ребенка
воспитывали в чистоте, комфорте, стремились развить в нем привязанность к
родителям. Однако чрезмерная забота, излишняя сексуальная дисциплина оказывали
неблагоприятное воздействие на развитие личности, порождая пассивность и
инертность.
Какие черты характера присущи русскому народу? Наиболее развернутые
характеристики русского национального характера даны философами. Внутреннюю
антиномичность считали главным свойством русской души С. Н. Булгаков, Н. А.
Бердяев и Н. О. Лосский. В. Г. Белинский говорил о бессилии при силе, бедности
при огромных богатствах, безмыслии при уме природном, тупости при
смышленности природной. Г. А. Струве — о легковерии без веры, борьбе без
творчества, фанатизме без энтузиазма, нетерпимости без благоволения.
Постоянное несогласие между законами и жизнью, между учреждениями писаными и
живыми нравами народными отмечал А. С. Хомяков. Г. Г. Шпет писал о том, что
русскому народу свойственна специфическая национальная психология, проявлениями
которой являются ответственность перед призраком будущих поколений,
иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое беспокойство о
вечном. Среди качеств, присущих русскому народу, выделяют максимализм,
нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между словом и делом,
мечтательность, легкомысленность, недальновидность.
Для иллюстрации данного утверждения обратим внимание читателя на русские
народные сказки. Сказка, являясь элементом культуры народа, отражает его
жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их
особенности: поэтичность, остроумие, душевность, правдивость, сочетание детской
наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Русскому
национальному характеру присущи способность быть и оставаться ребенком,
непосредственно и самозабвенно, доверчиво почитать сиюминутное настроение.
Русский живет спокойно, без напряжения. Стремление к совершенству у русского
является наивным и ребяческим, беспочвенным идеализмом, мечтательной сентиментальностью
(сказка о Емеле). Непредсказуемость и сумасбродность связаны с эмоциональностью
и экспансивностью. Русский таит в себе целый заряд напряженности, своеобычную
мощь бытия, пламенное сердце, порыв к свободе и независимости. Русские мало
предприимчивы, просты и доверчивы. Одним из главных персонажей русской сказки
является Иван-дурак. Он, как правило, имеет неприглядный вид. Но внешняя
убогость контрастирует с внутренней красотой, душевной силой и благородством.
Это обнаруживается при испытаниях героя. Старшие братья — умники, но они
никогда не выдерживают испытаний, морально несостоятельны, думают только о
себе и награде. Они едут по счастливым дорогам, а младший по дороге несчастья,
но именно он находит счастье. Смысл русских сказок заключается в том, что от
человеческого ума, учености, воли мало что зависит. Истина открывается человеку
в тот момент, когда его душа находится в состоянии восприимчивой пассивности.
Отсюда русские пословицы: «Везет дуракам», «Бог дураков любит», «Дуракам —
счастье». Про русскокого человека говорят: «Он живет под знаком своего сердца».
Сердце и совесть — это русские добродетели. Самое невзрачное, скромное, всеми
презираемое существо обладает в русских сказках внутренней красотой. Некоторые
пословицы русского народа отражают эту идею:
«С лица воды
не пить», «Не все золото, что блестит», «Не на красоту смотри, а на душу».
Умных людей в России почитают, перед волевым склоняются, фантазерам дивятся,
но более всего любят человека сердечного, а если он и совестливый, то его почитают
как святого.
Специфику русского национального характера объясняют географическим
положением России, ее историей, в первую очередь — взаимоотношениями с
соседними народами, внешними влияниями на генофонд, специфическим ландшафтом,
характером русской природы. По мнению Э. Эриксона, на формирование личности
русского человека оказывает влияние ритм крестьянской жизни в холодном климате
- смена бездеятельности и пассивности в долгиe зимние
месяцы и освобождение после весенней оттепели.
В психологической антропологии есть попытки исследовать особенности
национального характера традицией тугого пеленания младенцев, существующей в
России (Дж. Горер и Г. Рикман). Тугое пеленание младенца приводит к тому, что
дети растут сильными и сдержанными. На короткое время младенцев освобождают от
пеленок, моют, активно играют с ним. Многие русские, по мнению Дж. Горера,
испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности в промежутках между периодами долгой
депрессии и самокопания. Пеленание младенцев также информирует ребенка о
необходимости подчинения сильной внешней власти. А. X. Дикс объясняет
особенности российского менталитета доминированием оральной культуры,
характеризующейся неумеренной склонностью к еде, питью и пению.
На рубеже XX в. ценности русской культуры существенно меняются,
приводя к смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому
народу. Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре
(довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла
ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии, как
независимости и уверенности в себе, стремления выразить свою
уникальность, формируются установки на социальное неравенство. Такое
резкое изменение ценностных ориентации связано с вхождением России в
общемировое цивилизационное пространство. Образцы поведения, нормы общения,
ценности, присущие прежде всего западной культуре, «перенимаются» довольно
быстро, но, не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным
контекстом, зачастую приводят к серьезным внутриличностым конфликтам. Все это в
наиболее ярком виде проявляется в отношениях между взрослыми и детьми. В
частности, подростки не принимают стиль жизни, который характерен для их
родителей, вынужденных много работать, возвращаться домой усталыми и раздразненными.
В большинстве семей отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях
между родителями и детьми. Каждый шестой подросток (из полных семей) испытывает
эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично
враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их
психологической автономией. У подростков формируется желание противостоять и
противодействовать ценностям и установкам, образу жизни взрослых. Это часто ведет
к конфликту с родителями, особенно если в семье преобладает авторитарный стиль
воспитания. Первые места в рейтинге ценностей подростков занимают счастливая
семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье. Они же называются как
наименее доступные в будущем. Высокая ценность этих жизненных сфер в сочетании
с недосягаемостью порождает внутренний конфликт.
По данным А. А. Реана, среди подростков высок процент социально-незрелых,
не имеющих сформулированных жизненных и профессиональных целей. Только 16%
подростков способны брать ответственность за происходящее на себя. А
ведь именно от самостоятельности, инициативности, умения принимать
ответственные решения зависит качество жизни молодых людей.
Психолог, работающий с семьями, должен понимать, что отношение семьи к
ребенку во многом зависит от систем норм, предписаний и вариантов поведения,
которые усваивает ребенок в обществе.
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ
(АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ)
Представления о сущности и природе человека имеют
фундаментальное значение для воспитания, образования родителей и работы психолога
с семьей. «Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал
образовательной системы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта —
развивающейся личности человека» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).
Попытка оказать квалифицированную психологическую помощь семье и ребенку в
процессе его становления невозможно осуществить без опоры на систему
теоретических воззрений. Наличие осознанной концепции деятельности для
психолога позволяет объяснять многообразие существующих явлений, предсказывать
последствия различных событий, способствовать поиску новых фактов и закономерностей,
обобщать накопленную информацию.
Психоаналитический подход
Термин «психоаналитическая педагогика» идёт от «Журнала психоаналитической педагоги»
(ныне «Психоаналитическая педагогика»), основанного в 1936 году в Штутгарте Г.
Менгом и Э. Шнейдером. Этот журнал ставил перед собой задачу публикации
работ, описывающих опыты применения психоанализа к детям и юношеству, а
также затрагивающих вопросы повседневной деятельности родителей и учителей, в
том числе и домашних преподавателей.
В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат
следующие представления. Сущность человека определяется психической энергией
сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют
три инстанции: Ид, Эго, Суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными
импульсами. Патология и отклонения в поведении возникают из-за вытесненных в
детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на чередовании
стадий психосексуального развития и интеграции.
В современном психоанализе акцентируется роль детства в
развитии личности, анализируется влияние межличностных отношений и
социокультурных факторов на ее становление, ставится вопрос об эмоциональном
обучении родителей. Таким образом, психоаналитический подход имеет
безусловную ценность для теории и практики работы психолога с семьей.
Бихевиористский подход
В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал
работу, положившую начало новому направлению в психологии и педагогике — науке
о поведении, или бихевиоризму (англ. behavior — поведение).
Бихевиористы сосредоточились на строго объективном подходе, придавая особое
значение стимульно-реактивному научению, как главному объяснению человеческого
поведения. Личность, с точки зрения Дж. Уотсона, это сумма деятельностей, конечный
продукт системы усвоенных навыков.
Интерес американских
психологов Э. Торндайка, Дж. Уотсона, К. Халла, К. Спенса, Б. Скиннера (30—40-е
годы XX в.), позднее Дж. Долларда и Н. Миллера (50-е годы XX в.), А. Бандуры
(60—70-е годы XX в.) был направлен на наблюдаемые параметры поведения, на
внешние действия. В обиход психологии были введены понятия «положительное и
отрицательное подкрепление», «научение через подражание». К. Халл ввел в
формулу «стимул — реакция» в качестве промежуточного звена потребность
организма, которая придает поведению энергию. Главный принцип воспитания, с его
точки зрения: чем чаще и интенсивнее редуцируется потребность, тем больше сила
навыка. Мотивирующим фактором при этом выступает подкрепление каждой правильной
реакции. В работах Б. Скиннера предложена программа модификации поведения
личности.
В практике воспитания широко используются идеи бихевиоризма. Воспитывая
ребенка, взрослые используют систему поощрений и наказаний. Причем чем более
разнообразна эта система, тем более эффективно воспитание. Отказ ребенку во
внимании, улыбка родителя или учителя, подарок за те или иные достижения —
лишь некоторые методы, поощряющие желательное поведение ребенка или останавливающие
его. Значительное место в воспитании имеет механизм подражания. Именно
бихевиористы обратили внимание на то, что взрослый выступает по отношению к
ребенку как объект для подражания. Дети быстро усваивают от взрослого
демонстрируемые образцы поведения. Важное значение для воспитания имеют идеи об
операционализации поведения, предполагающие обозначение конкретных,
достижимых, привлекательных для ребенка целей и определение методов их
достижения. После того как цели и методы их достижения выявлены, создаются
условия для тренировки поведения. Так, если ребенок застенчив, смущается в разговоре
с незнакомыми людьми, взрослый вместе с ним формулирует цели (хочу быть
уверенным, а это значит — умею проявлять инициативу, это значит — не боюсь
первым вступать в контакт и т. д.). После этого осуществляется репетиция и
отработка навыка уверенного поведения.
В то же время необходимо отметить, что для бихевиористов характерен
«взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент социальной
системы, как на объект самых различных манипуляций, а не как на личность, для
которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по отношению к
возможному пространству деятельности» (В. П. Зинченко).
Экзистенциально-гуманистический
подход к воспитанию личности
В основе антропологических идей лежат представления
экзистенциальных философов о сущности человеческого бытия. С. Кьеркегор
выделяет собственное развитие человека как его главную задачу, отводя ему роль
субъекта в воспитании и совершенствовании своей личности. Для воспитания
личности важно, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся по
принципам полезности или необходимости.
Один из основополагающих принципов экзистенциализма: «Человек есть
то, что он из себя делает».
В семье важно создать условия для того, чтобы ребенок сосредоточился на
себе, своих мыслях, желаниях. Таким образом, процесс воспитания сводится к
формированию у человека интереса к себе, как следствие — появление интереса к
окружающим людям.
Основным методом воспитания представители данной концепции считают метод
свободного диалога, главным содержанием которого служат вопросы, поставленные
воспитателем, с тем чтобы развивать у ребенка критический ум, способность
обосновывать свой выбор. Этот метод известен еще со времен Сократа, который называл
себя повивальной бабкой, присутствующей при рождении мысли.
Гуманистический подход, как направление в современной теории и практике
воспитания и обучения, был сформирован в конце 50-х—начале 60-х годов в США.
Психологическое обоснование этому направлению было дано в трудах А. Маслоу,
К. Роджерса, Ш. Бюлер, Р. Бер-нса. Основная задача семьи, с их точки зрения, —
формирование человека как уникальной личности, в которой главное — устремленность
в будущее, способность ребенка быть свободным и ответственным за себя и
окружающий мир.
Родители, разделяющие ценности гуманистического воспитания, принимают
ребенка таким, какой он есть (безусловное положительное отношение к ребенку),
эмпатичны и искренни в проявлении своих чувств.
Субъектный подход к воспитанию
Центральным понятием субъектного подхода к развитию
личности является понятие субъектности как интегрирующей человеческую психику
функции, обеспечивающей адаптацию человека к окружающей среде и преобразование
собственной психики и окружающего мира на основе согласования эмоциональных,
рефлексивных и действенных компонентов образа «Я». Развитие человека
осуществляется на двух уровнях становления его субъектности.
1) Адаптация, или приспособление человека к условиям
окружающей среды, осуществляется за счет интеграции всего арсенала психических
свойств и средств, которыми человек располагает в данный момент. С одной
стороны, с возрастом расширяется и структурируется запас психических свойств и
механизмов. С другой стороны, чем более субъектен человек, тем большими возможностями
актуализировать необходимые ему психические функции и выйти из ситуации с
наилучшим результатом он обладает.
2) Преобразование собственной психики и окружающего мира — этот процесс
будет иметь субъектный характер в том случае, когда развитие человека
происходит по следующим направлениям.
— От детерминации
к свободе (от генотипических предпосылок развития к ценностно-смысловым
механизмам саморегуляции, от объективных предпосылок, предопределяющих
деятельность, к свободному выбору целей своего развития, ценностей своей
уникальной жизни и смысла индивидуального бытия).
— От неосознанности к осознанности (от иррационального способа принятия
решений к рациональному, приводящему в соответствие внутренние ценности и реальное
поведение человека).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|