Реферат: Вербальный и невербальный языки деловых людей
-
в районе 19 часов
нервно-психическое состояние людей становится довольно неустойчивым, что может
проявиться в излишней раздражительности и вспыльчивости;
-
там, где нет
толпы и музыка звучит не очень громко, легче придать беседе
интимно-доверительный характер;
-
любая радость
увеличивает альтруизм, обида или разочарование – уменьшает его;
-
нас всегда
притягивают знающие и опытные люди;
-
человек любит тех,
кто любит симпатичных ему людей;
-
чем чаще мы видим
партнёра по общению, тем больше вероятность того, что он нам понравится, но
чрезмерные контакты, однако, снижают его привлекательность;
-
люди часто
ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь в реализации личных целей
партнёра;
-
чем больше
кто-либо обладает властью, тем меньше этот индивид стремится к дружеским
контактам; человек чаще всего придерживается принципа: «пусть друзьям во всём
сопутствует успех, но в том, что важно для меня – не более, чем мне».
Вступая
в разговор и устраняя внутреннее напряжение у партнёра, нужно помнить, что:
-
твёрдое уверенное
рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза, нравится обычно почти всем;
-
дипломатичное
поведение предполагает осторожность, тактичность и элементарную учтивость;
-
банальное начало
ориентирует на банальность всей беседы;
-
субъекта более
всего оскорбляет, когда сообщают, что не помнят его имени, ведь этим ему как бы
намекают, что он не имеет совершенно никакого значения для партнёра;
-
начав беседу, нужно
попытаться организовать благожелательную атмосферу такими вопросами, на которые
человек ответит «да» с заметным удовольствием; тем самым завоёвывается доверие
партнёра;
-
доброжелательная
установка (а попросту – готовность слушать человека) рождает состояние свободы
и непринуждённости; чем менее мы судим говорящего, тем более самокритичным он
проявится, выказывая свои мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях
с осознанным контролем;
-
люди обычно любят
говорить о собственной персоне и подчёркивать свою значимость;
-
беседовать с
партнёром желательно лишь на его привычном «языке», не злоупотребляя
незнакомыми словами (что раздражает) и не высказываясь чрезмерно упрощённо (Вас
могут заподозрить в низком уровне интеллекта);
-
на первый план в
ходе общения необходимо выдвигать суждения и устремления собеседника (вместо «я
бы хотел…» – «Вы хотите…», поскольку он охотнее поддерживает разговор о
собственных проблемах и желаниях;
-
чтобы наладить
полное взаимопонимание и породить непринуждённость при контакте, желательно
копировать как позу, так и жесты собеседника; такое «отзеркаливание» сообщает
визави, что Вы поддерживаете его мнения и взгляды, и предрасполагает человека к
Вам;
-
не лишне иной раз
отображать эмоциональные переживания партнёра, показывая, что отлично понимаете
его психическое состояние; это очень приятно и улучшает доверительные
отношения;
-
устойчивый
контакт глазами с говорящим выказывает заинтересованность и вдохновляет визави
на продолжение монолога;
-
простейшие
нейтральные слова («конечно», «разумеется»…) с сочувственным наклоном головы,
подбадривают собеседника и вызывают у него желание продолжить общение;
-
ничто так не
нравиться безмолвствующему партнеру, как предложение высказать своё суждение,
которое, конечно же, надо внимательно слушать;
-
когда человек
видит, что его слушают, он с симпатией настраивается на собеседника и, в свою
очередь, старается прислушиваться к нему;
-
немалое значение
для приведения объекта в доброжелательное состояние всегда имеет умно сказанный
комплимент;
-
лесть не воспринимается
болезненно, когда она не выглядит как слишком явная ложь;
-
нельзя
рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на фальшь, пусть даже
замаскированную;
-
не стоит задавать
излишнее количество вопросов, поскольку это может помешать Вам обрести необходимое
доверие;
-
безудержная
очевидная хвастливость, как правило, не эффективна, и прибегать к ней есть
какой то смысл только тогда, когда доверие партнёра уже обретено;
-
для вызывания
враждебности вполне хватает сухости и сдержанности в обмене информацией;
-
для обретения
дружественности нужна непринуждённость и избыточность в сообщении разных
сведений.
Ведя
разговор нельзя забывать, что людей обыкновенно раздражают:
-
негативный
эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных делах, будь то болезни или
неприятности на работе);
-
банальность
(разговор об известных всем вещам, повторение избитых шуток и афоризмов);
-
пассивность
(поддакивания собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение);
-
самоуглублённость
(сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах);
-
серьёзность
(полное отсутствие улыбки и принимание всего всерьёз;
-
отсутствие
тактичности и скоропалительные выводы (излишние перебивания собеседника и
субъективные оценки по первому же впечатлению; всё это заставляет визави
принять оборонительную позицию, препятствующую нормальному общению);
-
высокомерие (
надменность и пренебрежение к собеседнику, «процеживание» слов сквозь зубы…);
-
грубость
(отчётливое и достаточно не учтивое противоречие…);
-
болтливость
(«владение разговором как личной вотчиной»);
-
непрошенные
советы (дача советов, когда об этом совершенно не просят, особенно если
советующий не очень то разбирается в затрагиваемом вопросе);
-
закрытые вопросы
(то есть вопросы требующие однозначного – «да» или «нет» - ответа; они ведут к
созданию напряжённости в беседе, поскольку ограничивают у партнёра пространство
для манёвра, и он может почувствовать себя как на допросе).
Заканчивая
диалог нужно учитывать, что:
-
нечёткий и не
выразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех
ваших высказываний;
-
последние
фрагменты разговора запоминаются прочнее всего;
-
необходимо уметь
вовремя остановиться, иначе эффективность проведённого контакта значительно
понизится.
3.3 Психофизиологические аспекты
Чтобы
добиться от собеседника ожидаемого реагирования, необходимо понимать
особенности человеческого восприятия:
-
смысл фраз,
составленных более чем из тринадцати слов, сознание обычно не воспринимает,
поэтому нет смысла их применять;
-
речь можно
понимать лишь при её скорости не превышающей двух с половиной слов в секунду;
-
фраза,
произносимая без паузы дольше шести секунд, перестаёт осознаваться;
-
мужчина в среднем
слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что бы ему
добавить к предмету разговора;
-
беседуя с
известным человеком в знакомых ситуациях, партнёры обычно слышат то, что
предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него,
обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно;
-
когда нужно
воздействовать на чувства человека – ему говорят преимущественно в левое ухо,
когда на логику – в правое;
-
то, что всецело
ново для партнёра и не каким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает
у него и особого интереса, а чем он больше знаком с предметом, тем более его
интересуют частности и нюансы;
-
человек
высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь
70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остаётся от 10 до 25%;
-
чтобы партнёр
смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему
главенствующие там мысли и положения;
-
лучше всего
память работает между 8-12 часами утра и после 21 часа, хуже всего – сразу
после обеда;
-
память человека
способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он
видит и 10% из того, что он слышит;
-
интеллект лучше
всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо – лёжа;
-
стоящий человек
имеет некоторое психологическое преимущество над сидящим.
3.4 Составные элементы общения
Любая
беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от внешних
обстоятельств и сцеплённых продуманной стратегией. Готовясь к беседе, нужно
принимать во внимание, что:
-
необходимо
превосходно ориентироваться в той проблеме, которую вы собираетесь серьёзно
обсуждать; воздерживайтесь от необоснованных суждений;
-
располагаясь за
столом друг против друга вы создаёте атмосферу конкуренции, снижая этим шансы
на успех переговоров;
-
ненужное
присутствие незаинтересованных лиц и всякие непредусмотренные отвлечения
(звонок по телефону, внезапный шум, случайный посетитель…) мешают
доверительному общению, ломая устанавливаемый Вами настрой беседы;
-
сидящий человек
обычно откровеннее стоящего, но если поручается задание, рассчитанное на
решительность и быстроту – пусть визави всегда стоит;
-
желая, чтобы
собеседник запомнил некоторый факт, подайте ему эту информацию в самом начале
разговора, если же вы хотите, чтобы он нечто сделал - оставьте просьбу на конец
беседы.
Общаясь
с человеком, нужно осознавать, что:
-
люди нередко
начинают мыслить лишь в тот момент, когда они заговорят;
-
чем меньше у
партнёра уверенности в себе, тем больше он расхаживает вокруг да около, пока
решится и приступит к главному;
-
с взволнованным и
возбуждённым человеком нет смысла говорить по-деловому;
-
опасно
поддаваться влиянию эмоций собеседника, иначе можно утерять весь смысл
сообщения.
Рассчитывая
получить какую-либо информацию, нельзя забывать, что:
-
в ответе на
фактическое утверждение партнёр сообщает больше сведений, чем, отвечая на
обычный вопрос;
-
для женщин
характерно восприятие мелких событий как крупных;
-
ошеломляя
человека, иной раз удаётся получить довольно неожиданные материалы;
-
перемежая своей
фразой «не может быть» высказывания партнёра, вы провоцируете его на
откровенность: «люди только тогда сообщают интересующие нас сведения, когда мы
противоречим»;
-
если создать
убедительное впечатление, что ведаете гораздо больше собеседника, последний сам
расскажет всё, что знает.
Для
сохранения нужной Вам доброжелательности визави полезно знать, что:
-
субъекта можно
привести в хорошее расположение духа, пойдя ему на некие уступки, которые по
существу заметно меньше, чем кажутся на первый взгляд;
-
при всяком
подходящем случае активно признавайте правоту партнёра, что может быть полезно
даже тогда, когда он в чём-то не прав;
-
чем критичнее к
себе отнестись при ошибке, тем более обезоруживается собеседник;
-
весьма нехорошо
на атмосферу делового разговора воздействует презрительное отметание аргументов
собеседника без всякого желания понять их настоящий смысл;
-
когда высказывается
всецело неприемлемая позиция, не стоит отвергать её огульно, лучше сказать, что
Вам она пока что непонятна.
Выстраивая
композицию контакта, учитывают, что:
-
в выборе тактики
и техники беседы надо учитывать своеобразие мышления собеседника и его
психофизические особенности (к примеру, женщине целесообразно показать, что
сделано, а не как делается);
-
беседу следует
периодически перемежать обоснованными паузами, чтобы давать возможность
передохнуть и закрепить достигнутое;
-
умело
расставленные паузы иной раз могут оказать заметно большее влияние, чем общий
поток слов;
-
не очень приятные
моменты и факты желательно чередовать с благоприятными, а начало и конец беседы
должны быть несомненно позитивными;
-
по мере
приближения к завершению, насыщенность контакта чаще всего рекомендуется
повысить;
-
желательно не
допускать впечатления, что собеседник сдался или заметно отступил от
собственных позиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы следует отметить следующее.
Передаваемая в процессе коммуникации информация включает в себя непосредственно
речевую составляющую (вербальный язык) и то, как эта информация преподносится
собеседнику, а самое главное, как она воспринимается им в свете оценки
различных аспектов поведения отправителя (невербальный язык). Более того, как
уже отмечалось выше, люди как правило высказывают одно, а думают совсем другое,
поэтому очень важно понимать их истинное состояние. Для правильного понимания
говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи,
пантомимики и других «сопроводителей» общения, доводя своё восприятие до
некоторой завершённости.
Эффективная
коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых,
решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии
людей (начальник с подчинённым, подчинённые друг с другом) в рамках различных
событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим
способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределённостью и
двусмысленностью.
Таким
образом, от умения достигать взаимопонимания при общении, грамотно, культурно
работать с информацией, выступающей в качестве главного предмета труда в сфере
управления, зависит в большой степени эффективность, продуктивность труда
руководителя, специалиста, служащего, делового человека.
Информационная
культура, то есть степень знаний в области методов работы с информацией
(уровень развития коммуникаций в организации), влияет на множество процедур
управления: служебный разговор по телефону, проведение делового совещания,
приём посетителей, обход цехов, подготовка документов, докладов, проведение
деловых переговоров и так далее. Однако некоторая часть хозяйственных
руководителей обладает невысокой информационной культурой, что снижает
продуктивность их труда, приводит к разбуханию управленческого аппарата.
Повышение культуры работы с информацией – важная задача повышения квалификации
кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики,
2000. – 528 с.
2
Дейнеко О.А. Современный организатор производства. – М.: Экономика, 1984. – 176
с.
3
Курбатов В.И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 1996. – 320 с.
4
Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в
психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого
наблюдения и съёма информации: Практическое пособие. – Минск: Харвест, 1998. –
368 с.
5
Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. –
Рязань: Дело, 1990. – 720 с.
6
Кэссон Г.Н. Искусство делать и сохранять деньги. Двенадцать условий успеха.
Аксиомы бизнеса. Чисхольм П. Уверенность в себе: Nonfiction (Деловой бестселлер). Пер. с англ.
Гречихо С.Е., Калининой Е.Г., Юрышевой Н.Г. /Сост. Шарпило В.В./. – Минск:
Парадокс, 1995. – 432 с.
|