рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Ушу рефераты

Проблемы отбора и подготовки достойных мужей для армии занимали умы многих стратегов древнего Китая. В трактате канона военной науки «Лю тао» (XII в. до н.э., хотя, по оценкам историков, трактат может относиться и к IV—III вв. до н.э.), автор выделяет ряд желательных качеств для воинов отборных частей. Это храбрость и сила, презрение к смерти и к ранам, энергия, мужество, неукротимость, умение держать строй, исключительные физические данные, проворство. Учитываются и моральные факторы: желание искупить прежние провинности, отомстить за смерть родичей, пробиться на высокий пост и т.п.

Помимо отбора и правильного распределения людей, в военной науке Китая решающее значение придавалось поэтапному обучению воинов. Обучение солдат начиналось с овладения навыками группового боя, маневров и перестроений, занятия позиций, взаимодействия частей армии и т. д. Только после того как солдаты усвоили правила передвижения и маневра, отмечает У-цзы, им можно дать в руки оружие и начать обучение приемам Рукопашного боя. Способ такого обучения стал традиционным для Китая и использовался не только в регулярной армии, но и во время восстаний, и в среде тайных обществ. У-цзы формулирует принцип взаимообучения так: «Когда научится сражаться один человек, он обучит Десять других; когда искусству боя обучатся десять, они обучат сто».


Рождение техники бросков (с японской гравюры)

К концу II в. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием уи — «боевое искусство». Этот термин сохранился на протяжении многих веков и позже стал синонимом у-шу. Однако в то время он обозначал лишь подготовку воинов. В уи вошли цзюэди, шоубо, техника работы с оружием. Комплекс включал бой голыми руками, с оружием, защиту от вооруженного нападения. Обучение базировалось на формальных упражнениях — комплексах тао, которые выполнялись как в сольном варианте, так и с партнером.

В III—IV вв. появляется еще один вид борьбы — сянпу (прообраз японского сумо), который широко распространился на севере Китая. Он имел кодифицированный набор приемов: захваты головы, ног, броски через плечо, подножки, подсечки, броски прогибом через грудь. При императорском дворе проходили соревнования по сянпу даже среди женщин. Позже китайские путешественники завезли сянпу в Японию, где были разработаны более четкие правила и где отдавалось предпочтение людям с большим весом для участия в состязаниях. Не случайно сумо в Японии называют «борьбой гигантов».

Таким образом, уже в древности в Китае наметились две линии развития воинской практики, которые соответствовали основному делению китайского общества. Первый уровень — элитарный. Ка этом уровне воинские искусства в основном служили подготовке воинов, а также для придворных состязаний и театрализованных представлений. Боевым единоборствам придворные поэты посвящали стихи и литературные произведения: например, известный поэт Бо Юань (217 — 278) посвятил стихи упражнениям с мечом и коротким копьем и, кроме того, описал конкретные приемы нападения и защиты. Позже вошло в обыкновение писать трактаты по воинским искусствам в поэтической форме.

Император и его приближенные практиковали уи, например упражнения с копьем. Эта практика носила в основном не прикладной, а оздоровительный характер. В «Продолжение жизнеописаний буддийских монахов» («Цзи гао сэнчжуань») встречается любопытное описа- ние: «Во дворце часто устраивались стодневные монашеские посты. Император и его приближенные своими руками готовили пищу, а после поста поедали ее, занимаясь также боевой практикой».

Второй уровень, на котором практиковались единоборства и воинские искусства, — нароный, или локальный. В древности на народном уровне единоборствам не придавалось большого прикладного значения: в основном и сянпу, и сянбо, и цзюэди носили зрелищный, игровой характер, повторяя в своей основе внутреннюю сущность чжоуских боевых обрядовых танцев. Народная культура обычно имитировала элитарную имперскую культуру, но как бы в упрощенном виде. фактически в народе практиковались те же виды единоборств (исключая, конечно, слишком профессиональные воинские искусства), что и при дворе. Однако здесь не было ни кодифицированного набора приемов, ни правил. Многочисленные разновидности борьбы — цзюэди, цзяоли, шуайцзяо, сянпу, сянбо — перекрещивались, а их названия зачастую путались. Это был веселый праздник, полный музыки и радости. В то же время он нес воспоминания об истории Китая, о битвах великанов, о непобедимом Хуан-ди и мятежном Чию, о сменах династий, о походах и сражениях.

Как на элитарном, так и на народном уровне в практике единоборств большое значение придавалось чисто ритуальным действиям, но органичного сращения методов боя с философскими системами, вероятно, еще не произошло. Это, однако, не помешало в конце правления династии Хань возникнуть первой кодифицированной системе рукопашного боя. Она была создана наставнике» воинских искусств Го И, который назвал ее «Длинна! рука» — Чаншоу. Этот комплекс главным образом обо ронительных приемов был рассчитан на борьбу с воору женным соперником и нашел широкое применение в армии. Хотя, в сравнении с позднейшими стилями у-шу, арсенал приемов Го И был крайне ограничен, а в качестве ударных частей тела использовались только кулаки, колени и стопы ног. Чаншоу, как свидетельствует «История поздней династии Хань» («Хоу Ханыпу»), пользовался популярностью еще в начале IV в. Этот стил имел чисто прикладное значение.

Развитие светских воинских искусств и народных единоборств шло параллельно с развитием учения даосов об «искусстве продления жизни человека» (яншэншу), включающим методы дыхания, медитации, гимнастические упражнения, теорию циркуляции в теле человека жизненной энергии ци. Слияние этих двух направлений легло в основу глобальной системы у-шу.

В Древнем Китае было написано немало специальных трактатов и наставлений, посвященных искусству ведения группового и индивидуального боя. Среди таких трактатов выделяются труды великого стратега и мыслителя древности Сунь-цзы. Даты жизни Сунь-цзы (или Сунь У) весьма неточны, известно лишь, что он жил в конце эпохи Чунцю в VI—V вв. до н.э. Славу Сунь-цзы принесла его воинская доблесть, опыт которой он обобщил в трактате «Суньцзы бинфа». Этот труд занял главное место в «Каноне военной науки» («У-цзин»), так называемом «Семикнижии», где были собраны важнейшие произведения по стратегии и тактике боя.

Заповеди Сунь-цзы легли в основу многих школу-шу. Хотя предназначены они были для ведения широкомасштабных боевых действий, способы закалки воинов, обманных маневров, изучения соперника, методики защиты и нападения, психологической подготовки с успехом применялись и в воспитании адептов у-шу.

Бой, будь то сражение армий или поединок двух бойцов, должен стать реализацией всех способностей человека в единый критический миг. Поединок истинных мастеров решает не физическая сила и даже не техническое мастерство, учитывая то, что они оба искушены во всех тонкостях. Залог победы — в естественности и спонтанности действий, интуитивности применяемых

Воители древнего Китая

приемов. Стоит лишь задуматься — и решающий момент для атаки или защиты упущен. Лишь интуитивное озарение может решить исход схватки. Несмотря на то, что каноны воинских наук предлагают определенные схемы построений и атак, важно, чтобы противник был обескуражен неожиданным решением. Как же достичь сочетания канонических требований и спонтанного творчества?

В этом случае Сунь-цзы пользуется даосской теорией о сочетании и взаимопереходе пустого (сюй) и полного (ши), формы (сын) и бесформенного (усин), мягкого и жесткого. Количество трансформаций в мире безгранично, хотя в их основе лежит определенный набор злементов. Например, сочетая пять цветов, можно написать различные картины, сочетая пять звуков, можно сочинить бесконечное разнообразие музыкальных ритмов сочетая основные базовые элементы боя, можно создать сотни непредсказуемых ситуаций. Сунь-цзы выражав это важнейшим принципом боевых искусств: «Люди имеют форму, я же формы не имею». «Бесформенность» бойца не позволяет его сопернику выбрать адекватнук защиту, ведь неопределенность не дает возможности понять замысел, равно как и неопределенность теоретического постулата не позволяет его рационально опроверг нуть. То, что не имеет формы, — всеобъемлюще, оно нзастывает на строгих требованиях канонов, это и ecri творчество в его полноте, часть безграничного мира ее' тественной спонтанности.

В бою «бесформенность» сочетается с дезориентацией противника, заставляет его нанести удар в пустоту не позволяет разобраться в истинном положении вещей.

Любой бой состоит из двух важнейших взаимосвязанных элементов: базовых канонических требований которые Сунь-цзы называет «правильным боем», и творческой инициативы, граничащей с интуицией (по Суньцзы — непредсказуемым маневром).

Наносить окончательный удар надо с использованием двух факторов — мощи и неожиданности. Важно выбрать наиболее уязвимое место соперника, его «болевую точку». Это не только наносит ему физический урон, но и подавляет его психику.

Сунь-цзы описал тринадцать приемов военной хитрости. Согласно комментаторской традиции, они подразделяются на пять категорий: приемы тактической маскировки, предосторожности, использование недостатков и просчетов противника, воздействие на противника «изнутри» и, наконец, воздействие на психику противника, его волю и разум.

Китайская военная наука приписывала победу не только чисто техническому умению и даже не собственно творческой интуиции. Любой военачальник, любой воин должен прежде всего следовать Пути-Дао. Не противореча небесному принципу, поступая в соответствии с ним. «Тот, кто хорошо ведет войну, осуществляет Путь-Дао и соблюдает закон. Поэтому он и может управлять победой и поражением», — пишет Суньцзы.

32

Битва (с китайской гравюры)

Таким образом, в древности в Китае сформировался комплекс воинской подготовки, включавший практические занятия по ведению индивидуального боя с оружием или голыми руками и сложную теорию военной науки, опирающуюся на конфуцианские постулаты, а также на даосскую теорию о подобии земных изменений небесным трансформациям Пути-Дао. Истинный воин непременно должен был сочетать гражданские и военные знания. Например, трактат «У-цзин» отмечал, что полководец — это человек просвещенный и возвышенный. Он должен непременно обладать двумя гражданскими («культурными» — вэнь) качествами — добродетелью и гуманностью и двумя военными (у) — властностью и храбростью. По Сунь-цзы, полководец должен не только прекрасно разбираться в военном деле, но и иметь ум политического деятеля. «Полководец мудр, искренен, гуманен, мужественен и строг». Любой военачальник обязан не только знать теорию воинских искусств, но и сам должен уметь проделать все то, что делает простой воин, в том числе владеть приемами рукопашного боя.

Одно из многочисленных китайских преданий повествует о том, как князь Сян Ю, проиграв решающее сражение ханьскому полководцу и оставшись без оружия, голыми руками уничтожил несколько десятков вражеских солдат. До последнего момента к нему никто не мог подступиться, и лишь убедившись в безнадежности своего положения, Сян Ю покончил с собой. Таких легенд было множество, они создавали ореол божественной силы, таинственности и героизма вокруг тех, кто профессионально занимался военным делом. Это были не только воины, но и те, кто в одиночку совершал подвиги. Например, в «Книге династии Цзинь» («Цзиныыу») рассказывается о неком Чжоу Чу, искушенном в кулачном бою и военной хитрости, который, «взойдя на гору, убил дикого тигра». «Чудесный стрелок» Лю Яо пробивал стрелой железную плиту в 3 см тощиной. Фу Шэн убивал голыми руками разъяренного тигра и останавливал на скаку лошадей. (Обращает на себя внимание некоторое однообразие подвигов, что говорит об определенном стереотипе мифов.)

Легенды и мифы укрепляли престиж тех, кто был связан с воинскими искусствами, — полководцев, странствующих искателей приключений, борцов цзюэди, сянпу и шоубо, «чудесных стрелков» и мастеров меча, даже разбойников. Хотя в Китае, в отличие от Японии, не , сложилось особого «пути воина», аналогия здесь совершенно очевидна. Как и самурай в Японии, воин, по китайским канонам, должен был сочетать в себе начала вэнь и у, то есть не только уметь постоять за себя на поле боя, но и знать каллиграфию, основы стихосложения, разбираться в истории и живописи. В то же время, чиновник в древнем Китае должен был владеть копьем и мечом. Упражнениями с легким копьем и прямым мечом-цзянь увлекались даже придворные дамы. Император Хуэй Вэнь-ван, правивший государством Чжао в 298—266 гг. до н.э., был так одержим фехтованием, что тренировался ежедневно и держал при своем дворе 300 приближенных, которые «совершенствовались во владении мечом день и ночь».

В средние века школы у-шу не столько обучали приемам нападения или защиты, сколько приобщали к истории, культуре, к традиции. Идеалом для древнего Китая становился «благородный муж», преисполненный воинской доблести и гражданских талантов. Так, знаменитый полководец периода Троецарствия Гуань Юй, который, по преданию, легко, «словно шарик от самострела», поднимал камень в 500 цзиней (250 кг), считается легендарным основателем некоторых стилей у-шу. Гуань Юй был обожествлен и, став покровителем воинов, обеспечивал победу в бою, неуязвимость от стрел и мечей. Поклонение ему было обязательным во многих школах у-шу.

Несмотря на разнообразие методов подготовки воинов, обилие канонов военной науки, регулярные состязания по борьбе голыми руками и оружием, все это был еще далеко от того многообразия способов психофизического тренинга, которые сформировались в эзотерическом у-шу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стиль Шаолинь-цюань. Комплекс «Алмазный архат»

Комплекс «Алмазный архат» считается одним из самых древних так», происходящих из Шаолиньского монастыря. Считается, что выполнение его вырабатывает «алмазную крепость тела» и «духовную мощь архата». Этот базовый комплекс включает в себя все основные техники шаолиньской школы — удары, захваты, броски, блоки, прыжки, подсечки. Он невелик по количеству движений, но требует прекрасного знания всех базовых подготовительных упражнений, владения различными типами дыхания, психической концентрации. При его выполнении следует соблюдать пять традиционных принципов Шаолиня:

«Сердце должно быть чистым, взгляд должен быть ясным, руки должны быть стремительными, позиции должны быть низкими, стойки должны быть стабильными». Изучению этого комплекса посвящалось около года. Сложность его заключается в умении сочетать быстрые и медленные движения, полное расслабление мышц с их моментальным напряжением, концентрацию внимания на одной точке с видением всего пространства вокруг. Все это делает комплекс «Алмазный архат» как прекрасным общеукрепляющим и психорегулирующим упражнением, так и эффективным средством отработки боевой техники. Сейчас «алмазный архат» принадлежит к одной из шаолиньских школ — мицзун-цюань (стиль Потерянного следа) и отрабатывается на начальных этапах обучения. Публикуется впервые. При описании сохранены традиционные названия.

1. Алмазный архат успокаивает ци и очищает сердце.

Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены вдоль бедер. Взгляд направлен вперед. Сделайте три спокойных вдоха-выдоха, концентрируясь на точке дань-тянь на 3—4 см. ниже пупка. Одновременно, но поворачивая глаз, пытайтесь увидеть, что происходит вокруг. Ваше сознание должно быть чутким, но не напряженным. Затем сделайте глубокий вдох. Левая нога отходит влево на ширину плеч, одновременно стопы поворачиваются носками вовнутрь. Обе ладони поднимаются вверх на уровень груди, руки чуть согнуты в локтях. Ладони сжимаются в кулаки, кулаки описывают дугу вовнутрь и подходят на уровень бедер, после чего они разжимаются. Постановка ноги и движение руками производятся одновременно и выполняются на выдохе. Во время выдоха напрягите все мышцы, выполняйте движение медленно, представляя, как вы наполняете дань-тянь свежей ци- Движение руками — это блок от удара в живот и отведение ударной конечности противника наружу (рис.1).

2. Яростный тигр вырывает сердце.

Быстро поверните голову направо. После этого сделайте шаг вправо левой ногой и примите левую стойку гунбу. Одновременно нанесите удар левым кулаком на уровне лица, правый кулак находится у правого бедра, его центр обращен вверх (рис.2).

Левая рука раскрывается в ладонь и идет по дуге вверх, делая блок с захватом. Одновременно нанесите удар правым кулаком на уровне живота (рис.3>. Эти два движения должны выполняться без остановки на одном выдохе.

 

3.Архат бьет в золотой колокол.

Быстро развернитесь на 180 градусов направо, примите правую стойку гунбу. Нанесите колющий удар правым локтем на уровне шеи. Левая ладонь подходит к правому кулаку и толкает его вперед, усиливая удар (рис.4).

Не останавливаясь, нанесите удар тыльной частью правого кулака слева направо. Левая ладонь остается перед грудью (рис.5). Эти два движения выполняются на одном выдохе.

4. Алмазный архат раскалывает скалу.

Развернитесь влево на 180 градусов и примите левую стойку гунбу. Левая ладонь делает сметающе-блокирующее движение тыльной частью изнутри наружу. Нанесите боковой удар правым кулаком справа налево. Правый кулак как бы догоняет левую ладонь и наноси удар запястьем в центр ладони. Корпус немного наклонен вперед. Стойка должна быть ниже, чем в предыдущих движениях. Этот мощный удар может наноситься как кулаком, так и предплечьем (рис.6).

5. Черный дракон выпускает когти.

Перенесите вес тела на левую ногу и подтяните на полшага к себе правую ногу. Правая нога опирается на носок, корпус чуть наклонен

вперед, спина прямая. Ладони складываются в «орлиный коготь». Левая ладонь описывает дугу вниз влево, останавливаясь перед левым коленом. Это блок над головой. Взгляд направлен вперед. Это движение надо выполнять медленно, немного задержавшись в позиции. Напрягите мышцы всего тела (рис.7, вид фронтальный и сбоку).

6. Два дракона выходят из пещеры.

Разверните корпус влево. Одновременно левая стопа разворачивается влево, правое колено упирается в подколенный сгиб левой ноги. Нанесите удар правым локтем по левой ладони. Правая рука сжата в кулак, взгляд направлен вперед (рис.8).

Сделайте шаг правой ногой вперед и примите стойку мабу. Одновременно нанесите колющие удары локтями в стороны (рис.9). Оба движения выполняются на одном выдохе.

7. Закрывающийся удар ногой.

Перенесите вес тела на левую ногу, немного подтяните к себе правую стопу и привстаньте, но ноги в коленях до конца не выпрямляйте. Носок правой ноги смотрит наружу. Левая ладонь делает накрываю щий блок по направлению вперед—вниз, пальцы развернуты впра Правый кулак располагается у поясницы (рис.10).

Сделайте шаг вперед левой ногой (рис.11). Нанесите удар правой стопой по левой ладони. Удар идет по дуге снаружи—вовнутрь. Не сгибайте спину (рис.12).

8.Удар тайфуна.

Поставьте правую ногу на пол носком вовнутрь, одновременно начните разворот тела влево (рис.13). Продолжая разворот, толкнитесь правой ногой и прыгните в воздух. Развернув тело на 360 градусов, нанесите удар снаружи—вовнутрь по левой ладони правой ногой (рис.14).

9. Громовой раскат.

Приземлитесь после прыжка в стойку мабу. Одновременно нанесите удар правым кулаком вправо—вниз на уровень паха. Корпус едва заметно наклоните вправо. Издайте крик «хэй» (рис.15).

Движения 7—9 должны выполняться как единая связка без остановок.

10. Задняя подсечка.

Перенесите вес тела на левую ногу и согните ее полностью в колене, правая нога выпрямляется. Упритесь ладонями в пол ближе к левой ноге. Поверните голову влево (рис.16).

Правая нога делает подсечку, скользя по земле изнутри—наружу. Голова разворачивается вправо (рис.17).

11. Монах колет дрова.

Используя импульс предыдущего движения, подтяните левую ногу

к правой и поставьте на колено, одновременно нанесите сверху вниз рубящий удар ребром левой ладони (рис.18).

12. Летающая нога.

Оттолкнувшись правой ногой, подпрыгните в воздух и нанесите подхлестывающий удар правой ногой по правой ладони. Левая рука направлена в сторону—влево. Прыжок совершается под 45 градусов от-носительно центральной линии движения (рис.19 а,б). Это двойной атакующий удар левой ногой в живот, правой — в голову.

13. Стрельба из лука.

Приземлившись, встаньте в правостороннюю стойку гунбу- Нанесите удар левым кулаком на уровне лица. Удар наносится под прямым углом относительно линии, соединяющей стопы. Вы должны находиться под 90 градусов относительно центральной линии движения (рис.20).

14. Раскрывающийся лотос.

Нанесите удар левой ногой изнутри наружу по левой ладони с громким хлопком. Это означает, что после удара левым кулаком вы за- хватываете соперника и наносите удар левой ногой в голову (рис.21).

15. Алмазный архат раскалывает скалу.

Поставьте левую ногу на пол и примите левостороннюю стойку гунбу. Одновременно нанесите удар правым предплечьем в левую ладонь (рис.22)

16. Преследуя змею, проникнуть в пещеру.

Развернитесь немного влево. Подтяните правую стопу к левому колену. Затем от этой точки произведите удар по прямой линии стопой на уровне головы. Правая рука вытянута вдоль ноги, левый кулак прижат к пояснице (рис.23).

Поставьте правую ногу на пол и встаньте на левое колено. Правая рука в ладони делает верхний блок. Нанесите прямой удар левым кулаком в пах (рис.24).

17. Раздвигать деревья в лесной чаще.

Правая нога идет вправо—назад. Примите левостороннюю гунбу. Правая ладонь подходит к пояснице и делает отводящий блок изнутри—наружу. Правый кулак подтягивается к пояснице (рис.25).

18. Бой тигра с драконом.

Нанесите одновременный удар подъемом правой стопы в пах и левым кулаком на уровне груди. Спина прямая (рис.26). Приставьте правую ногу к левой и сразу же поднимите левую ногу, согнутую в ко-

лене. Левое колено повернуто в сторону — влево. Нанесите прямой удар правым кулаком на уровне лица, левый кулак прикрывает голову с правой стороны. Функция этого движения — блок коленом от бокового удара в живот и одновременная контратака (рис.27). Поставьте левую ногу назад, приняв правостороннюю гунбу, и нанесите прямой удар левым кулаком (рис.28). Отдергивая левую руку, нанесите прямой удар правым кулаком, немного выводя правое плечо вперед (рис.30).

19. Архат дробит камень.

Приставьте правую ногу к левой и согните колени. Поднимите правую руку над головой. Левая ладонь обращена вниз, левая рука делает отводящий блок изнутри—наружу (рис.31). Левая ладонь обращается вверх. Нанесите удар с хлопком тыльной частью правого кулака в левую ладонь. Немного согните корпус в пояснице. Смотреть на правый кулак (рис.32). Повторите еще раз движения 18—19.

20. Красавица смотрит в зеркало.

Сделайте шаг вправо правой ногой, примите стойку мабу, корпус развернут влево. Левая ладонь делает отводящий блок наружу. Ладонь обращена вверх. Правая ладонь движется справа налево и останавливается у левого локтя (рис.33).

21. Алмазный архатуспокаивает ции очищает сердце.

Приставьте правую ногу к левой на полшага, одновременно ладони по дуге идут вниз—наружу. Разверните -корпус вправо (рис.34). Это движение выполняется медленно с глубоким успокаивающим выдохом.

22. Черный дракон выходит из воды.

Подпрыгнув невысоко в воздух, приземлитесь в стойку мабу. Одновременно сделайте мощный толчок ладонями на уровне груди вперед с криком «хэй!» (рис.35).

23. Заключительная позиция.

Поставьте прыжком ноги вместе. Ладони сжимаются в кулаки, будто делая захват, а затем быстро подходят к пояснице (рис.36). Сделайте три глубоких вдоха — выдоха, концентрируясь на точке даньтяньн полностью расслабляясь.

Стиль Син и-цюань. Комплекс «Пять взаимосвязанных элементов».

Комплекс «Пять взаимосвязанных элементов» является базовым традиционным комплексом одного из внутренних стилей — Син и-цю- ань. Движения в этом пию короткие, быстрые, выполняются с мощным выбросом силы. Во время передвижений выполняется притоптывание задней ногой, что должно способствовать выбросу силы в ударе. Держите грудь немного втянутой, плечи опущенными. Во время удара кулаком используется либо его фронтальная часть, либо второй сустав выставленного чуть вперед указательного пальца (глаз феникса). Комплекс является симметричным, и после окончания движения в одну сторону следует разворот, комплекс вновь можно повторить в другую сторону. Пять базовых ударов комплекса соответствуют пяти первоэлементам: пэн-цюань (прямой удар) — дереву, гм-чжан (рубящий удар) — металлу, цзуань-цюань (буравящий удар) — воде, пао-цюань (взрывающийся удар) — огню и хэн-цюань (продольный удар) — земле.

1. Позиция саньтиши.

Встаньте прямо, руки опущены вдоль бедер, носки ног разведены и составляют между собой угол в 90 градусов. Взгляд направлен вперед (рис.1). Поверните левую ногу на пятке под 45 градусов вправо, одновременно корпус также разворачивается чуть вправо.

Медленно согните ноги в коленях, ладони по дуге поднимаются вверх на уровень груди, правая ладонь над левой, обе ладони обращены вниз (рис.2). Сделайте шаг вперед левой ногой, поставив стопу под 45 градусов относительно центральной линии движения. Колено правой ноги проецируется на большой палец ноги. Левая ладонь идет вниз—вперед, пальцы на уровне носа. Правая ладонь делает давящее движение вниз к дань-тянь, пальцы направлены диагонально влево (рис.3). Это — базовая позиция Син и-цюань саньтиши — «позиция трех тел», т.е. Неба, Земли и Человека, или рук, ног и головы.

2. Пэн-цюань.

Сделайте шаг вперед левой ногой, а затем подшагните правой с


небольшим притопыванием, перенесите центр тяжести на правую ногу. Одновременно левая ладонь сжимается в кулак и идет к пояснице Нанесите удар правым кулаком на уровне груди. Центр кулака обращен влево (рис.4).

3. Черный дракон выходит из воды.

Перенесите вес тела на левую ногу, а правой ногой сделайте полшага назад (рис.5). Сделайте шаг левой ногой за правую ногу, колено левой ноги упирается в подколенный сгиб правой. Одновременно сделайте блок предплечьем левой руки изнутри наружу (хэн-цюань) (рис.6).

4. Черный тигр выходит из пещеры.

Сделайте шаг вперед правой ногой, а затем подшагните левой ногой. Нанесите прямой удар пэн-цюань правым кулаком. Левый кулак отходит к пояснице (рис.7).

5. Белый журавль расправляет крылья.

Сделайте левой ногой полшага назад—влево. Правый кулак идет вниз—влево, обращаясь центром вверх. Левый кулак идет чуть вправо. Кулаки разводятся по дуге вверх. Левая рука раскрывается в ладонь. Взгляд направлен на правый кулак (рис.10). Правая нога подходит к левой. Правый кулак наносит тыльной стороной удар в ладонь левой руки. Взгляд направлен на правый кулак (рис.11). Все это движение делается без остановок.

6. П а о - ц ю а н ь.

Правая нога делает шаг вперед—вправо, левая подшагивает вперед. Одновременно левый кулак наносит прямой удар на уровне груди, а правая рука ставит верхний блок на уровне лба (рис.12).

7. П и - ч ж а н.

Правая нога делает шаг назад. Правое предплечье делает блок снаружи—вовнутрь Левый кулак идет к пояснице (рис.13). Перенести вес тела на правую ногу. Левая ладонь делает толчок вперед—вниз ребром ладони. Правая ладонь делает давящее движение вниз перед животом (рис.14).

8-Цзуань-цюань

Левая нога подтягивается к правой ноге. Кулаки обращаются центрами вверх и подходят к животу (рис.15). Сделайте шаг вперед левой ногой и небольшой подшаг правой. Правый кулак совершает удар вниз—вперед тыльной частью. Левый кулак обращается центром вниз (рис.16).

9. Камышовый кот лезет на дерево. Сделайте шаг вперед левой ногой, перенесите на нее вес тела (рис.17). Согните правую ногу в колене, правый носок разворачивается немного наружу (рис.18). Поставьте правую ногу на пол, подшагните к ней левой ногой, поставив ее на носок. Колено левой ноги упирается в поддколенный сгиб правой. Левая рука делает рубяще-давящее движение пи-чжан. Правая рука ладонью вниз давит перед животом (рис.19).


Ю.Пэн-цюань.

Обе ладони сжимаются в кулаки. Правая нога делает шаг вперед, затем левая нога делает подшаг, правая нога вновь делает подшаг к левой, с топаньем опускаясь на землю. Одновременно нанесите прямой удар правым кулаком (рис.20). II. Камышовый кот лезет на дерево.

Развернитесь на 180 градусов через правое плечо. Кулаки подходят к животу, обращаясь вверх (рис.21). Согните правую ногу в колене и поднимите стопу на уровень левого колена, носок развернут наружу. Правый кулак наносит удар цзуань-цюань вперед—вниз (рис.22). Поставьте правую ногу на пол и сделайте левой полшага вперед. Колено левой ноги упирается в подколенный сгиб правой. Правый кулак подтягивается к пояснице. Левая ладонь наносит рубящий удар вперед—вниз (рис.23). Разверните корпус вправо и подтяните левый кулак к пояснице (рис.24). С этой позиции вы можете вновь начать выполнение комплекса в другую сторону.


Страницы: 1, 2, 3