Реферат: Трансактный анализ
3. Берн Э. Что вы говорите после того,
как говорите "Здравствуйте." - М., 1984
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989
5. Гримак Л.П. Резервы человеческой
психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989
6. Грановская Р.М. Элементы практической
психологии. - Л., 1988
7. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные
выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. Ред.
и послесл. Л.А. Петровской - М., 1993
8. Кон И. В поисках себя. - М., 1984
9. Каган В.Е. Психотерапия для всех и
для каждого. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1998
10. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.:
Медицина, 1985
11. Карвасарский Б.Д. Медицинская
психология. - Л.: Медицина, 1985
12. Качунас Р. Основы психологического
консультирования. - М.: Академический проект, 1999
13. Кондрашенко В.Г. Основы психотерапии.
- М., 1995
14. Как построить свое "Я"/ под
ред. В.И. Зинченко - М., 1991
15. Кабрин Э. Транскоммуникация и
личностное развитие. Томск, 1992
16. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л.
Человек-оркестр, микруструктура общения М., 1993.
17. Литвак М.Е. Если хочешь быть
счастливым. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2000
18. Макаров В.В. Избранные лекции по
психотерапии. - М., 1999
19. Ниренберг Д., Калере Г. Читать
человека как книгу. - М., 1990
20. Немов П.С. Общие основы психологии в
3-х т. - М., 1992, - т. 3
21. Основы психодиагностики (под ред.
Шмелева), Ростов-на-Дону, 1996
22. Прутченков А.С. Тренинг
коммуникативных умений. - М., 1993
23. Рудестам К. Групповая психотерапия -
СПб, Питер Ком, 1999
24. РоговЕ.И. Психология человека - М.:
"Владос", 1999
25. Рахматмаев В. Быть в гармонии с собой
и другими. Астрахань, 1993
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии.
Ростов - на - Дону, "Феникс", 1997
27. Столяренко Л.Д. Психологический
практикум. Ростов - на - Дону, "Феникс", 1997
28. Сосновникова Ю.Е. Психические
состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975
29. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА:
пер. с англ. - Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987
30. Франкл В. Человек в поисках смысла. -
М., 1990
31. Харрис Томас А. Я благополучен, ты
благополучен. Красноярск, 1993
32. Шмидт Р. Искусство общения. - М.,
1992
Приложение 1
Структурная
диаграмма первого порядка. Модель эго-состояний
|
Эго-состояние
Родителя (поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных
фигур) |
|
Эго-состояние
Взрослого (поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием
на здесь и теперь) |
|
Эго-состояние
Дитя (поведение, мысли и чувства, проигрываемые из детского возраста) |
Э. Берн не
раз подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом прошлого. В
Ребенке я проигрываю поведение, мысли и чувства из моего собственного
прошлого - моего детства. В эго-состоянии Родителя я проигрываю поведение,
мысли и чувства, которые я скопировал в прошлом с моих родителей и парентальных
фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на ситуацию со всем моим настоящим
потенциалом взрослой личности.
Структурная модель показывает, что из себя
представляет каждое эго состояние. Функциональная модель делит
эго-состояние на части с тем, чтобы показать, как мы их используем.
Структура
= "что" = содержание
Функция =
"как" = процесс
Функциональный анализ эго-состояний
Свободный
ребенок спонтанен, импульсивен, независим, эгоцентричен и настроен творчески.
Адаптированный
Ребенок ограничен, но не влиянием Взрослого, а рамками Родительских правил и
запретов. Уступчивость Адаптированного Ребенка побуждает его угождать другим. С
этим связаны чувства страха, стыда и вины.
Функционально
Родитель может выступать в роли Заботливого Родителя, который защищает,
поддерживает, беспокоится, одобряет, и Критичного, или Контролирующего
Родителя. Критика со стороны Контролирующего Родителя может быть как
конструктивной, так и деструктивной. КР проявляет себя произвольными и
неоправданными запретами и установками.
Почему так
важно правильно различать структуру и функцию?
Всегда, когда
мы говорим о взаимодействии между людьми (межличностные аспекты), мы должны
использовать функциональную модель. Структурная модель
применяется тогда, когда мы анализируем, что происходит внутри человека
(интрапсихические вопросы).
Приложение 2
Трансакцию
можно определить как трансакциональный стимул плюс трансакциональная реакция.
Э. Берн считал трансакцию "основной единицей социального
взаимодействия".
рис. 1.
Параллельная трансакция Взрослый - Взрослый
рис. 2.
Параллельная трансакция Р®Д,
Д®Р
рис. 3.
Параллельная трансакция СД®ВР, ВР®СД
Первое правило коммуникации
До тех пор,
пока трансакции остаются параллельными, коммуникация продолжается бесконечно
долгое время.
рис. 4.
Пересекающаяся трансакция В®В, Р®Д
рис. 5.
Пересекающаяся трансакция Р®Д, В®В
Второе правило коммуникации
При
пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникаций, при этом для
восстановления коммуникации одному или обеим людям необходимо будет изменить
свои эго-состояния.
В скрытой
трансакции одновременно передаются два сообщения. Одно из них - открытое
сообщение или сообщение социального уровня, другое - скрытое сообщение или сообщение
психологического уровня.
рис. 6.
Двойная скрытая трансакция: социальный уровень В®В, В®В;
психологический
уровень Р®Д, Д®Р
рис. 7.
Угловая скрытая трансакция
Третье правило коммуникации
Поведенческий
результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на
социальном уровне.
С. Карпман
считал, что мы можем сами выбирать трансакции и общаться так, как мы хотим. В
особенности мы можем избирать новые способы общения с тем, чтобы сломать
обычные неприятные, "замкнутые" взаимодействия с другими людьми. Для
этого необходимо заставить другого человека выйти из его эго-состояния, или
изменить свое собственное эго-состояние, или то и другое. Он выделяет четыре
условия, которые необходимы для осуществления этой стратегии:
* одно или оба эго-состояния должны
реально измениться;
* трансакция должна быть
непересекающейся;
* необходимо изменить предмет
разговора;
* предыдущий разговор (тема) должен
быть забыт.
Приложение 3
Драматический треугольник
Стивен
Карпман разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму для анализа
игр - драматический треугольник (рис. 1)
(Жертва)
рис. 1
Ее идея заключается в том, что в играх люди играют
одну из следующих сценарных ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы.
Преследователь
- человек, который унижает и принижает других людей, считающими их стоящими
ниже себя и не "О,кей."
Спаситель
также считает других ниже себя и не "О,кей", однако предлагает свою помощь, исходя из
своего более высокого положения. Он считает: "Я должен помогать всем этим
людям, так как они сами не в состоянии себе помочь!"
Жертва сама
ощущает свое приниженное положение и свой не "О,кей". Иногда Жертва
ищет Преследователя с тем, чтобы он унизил ее и поставил ее на место. В других
случаях Жертва ищет Спасителя, который поможет ей и подтвердит убеждение Жертвы
в том, что "Я не смогу сам справиться со своими проблемами."
В виртуозно разыгрываемой игре возможно перемещение
между вершинами треугольника. В таком случае Жертва может стать Преследователем,
а Спасатель Жертвой и т.д.
Чтобы пресечь подобные развития событий, необходимо
его осмыслить и предпринять сознательные усилия для выхода из порочного круга.
Приложение 5
Контаминация
До сих пор мы
предполагали, что всегда можно четко отличать содержание одного эго-состояния
от другого.
Однако, что
происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом? Или, когда человек не может войти
или выйти из какого-то эго-состояния? Э. Берн назвал эти две проблемы контаминацией и исключением
(выключением). Оба эти явления имеют общее название - структурная патология.
Иногда я могу
принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание
Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован.
Контаминация Родителем
Например:
"Черномазые - Лентяи"
"Белые - Эксплуататоры"
"Мир ужасен"
|
Контаминация Ребенком
Например:
"Я плохо пишу"
"Я хуже других"
"Я родился жирным"
"Я не могу бросить курить"
|
Двойная контаминация
Например:
(Р) "Людям нельзя доверять", в сочетании
с:
(Д) "Я никому никогда не верю"
или:
(Р) "Детей нужно видеть, но не слышать",
в сочетании с:
(Д) "Чтобы нормально жить, я должен
молчать"
|
Некоторые современные авторы ТА считают
все контаминации двойными. Для них содержание двойной контаминации состоит из
всех старых, искаженных убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и
о мире. В ТА они получили название сценарных убеждений.
Приложение 6
Практические упражнения для групп трансактного анализа
Заключение
контракта в ТА
Цель. Это упражнение готовит к заключению
контракты и побуждает к переменам, направленным на дальнейший личностный рост и
достижение самостоятельности.
Необходимое
время. 1 час и
более.
Подготовка. Руководитель должен быть знаком с
процессом заключения контракта.
Процедура. Напишите на бумаге ваши собственные
ответы на следующие вопросы:
Что бы вы
хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной? Что надо сделать, чтобы так и
получилось? Что вы готовы сделать? Как вы сами и другие поймете, что
эта цель достигнута? Какие у вас есть
способы саботировать работу над собой?
Ответы на эти
вопросы являются этапами заключения хорошего ТА-контракта по достижению перемен
в своей личности. Когда все в группе кончат на них отвечать, остальное время
занятия можно потратить на обмен мнениями о контрактах и на их уяснение.
Идентификация
сценариев
Цель. Это упражнение является вводным в
задачу понимания жизненных сценариев и позволяет участникам определить, какие
формы поведения они хотели бы у себя изменить.
Необходимое
время. 1 час.
Материалы. Не требуются.
Подготовка. Руководитель должен быть опытным,
потому что это упражнение может вызвать сильные эмоции.
Процедура. Разбейтесь на подгруппы по
четыре-пять человек. В каждой подгруппе подумайте над ответами на такие
вопросы:
Что случается
с людьми вроде меня? Если я и дальше
буду таким, как есть, чем это по логике должно кончиться? Что при этом скажут обо мне другие?
В пределах
подгруппы поделитесь ответами на вопросы на вопросы, насколько сочтете нужным.
Эти ответы могут иметь происхождением те решения, которые вы приняли когда-то в
детстве. Теперь у вас может появиться желание пересмотреть эти решения.
Следующие
вопросы также могут быть полезны в идентификации жизненных сценариев и
добавлены к упражнению.
Какая у вас в
детстве была любимая история или волшебная сказка?
Что
рассказывали в семье о вашем рождении?
Как было
выбрано ваше имя?
Какая надпись
на вашем надгробии подвела бы итог вашей жизни?
Характер
семейных воздействий
Цель. Это упражнение разработано на основе
работы Гулдинга и Гулдинга (1979). Оно применяется, чтобы усилить осознание
того, как семейные воздействия подкрепляют ощущения счастья и несчастья.
Необходимое
время. 45 минут.
Материалы. Не требуются.
Подготовка. Руководитель должен быть опытным,
поскольку это упражнение может вызвать сильные эмоции.
Процедура. Примите удобное положение и закройте
глаза. Представьте, как вы стоите возле дома, где жили, когда были маленькими.
Теперь представьте, что вы упали и разодрали колено. Вы с рыданиями бежите в
дом, а по ногам у вас стекает маленькая капля крови. Посмотрите на выражения
лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?
Повторите это
упражнение в следующих воображаемых ситуациях:
Вы вбегаете в
дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.
Вы вбегаете в
дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.
Вы вбегаете в
дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.
По завершении
этого упражнения откройте глаза и разбейтесь на пары. Поделитесь впечатлениями.
Случалось вам испытывать чувство, которое в вашей семье считалось неприемлемым
и которое вы теперь отказываетесь у себя признавать? Были ли у вас чувства, которые поощрялись и с помощью
которых вы теперь манипулируете другими, чтобы добиваться того, что вам нужно?
Словарь терминологии ТА
Автономия - качество, которое выражается в
раскрытии или восстановлении трех следующих способностей: осознания,
спонтанности и интимности; любое поведение, мышление или чувства, которые являются
реакцией на реальность здесь и теперь, а не на сценарные убеждения.
Адаптивный
Ребенок - часть
Ребенка в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать
это эго-состояние при взаимодействиями с правилами и требованиями общества.
Воспитывающий
Родитель -
субподразделение Родителя в функциональной модели, указывающая на то, как
человек может использовать это эго-состояние, воспитывая, заботясь и помогая
другим.
Времяпровождение - способ структурирования времени,
когда люди говорят о чем-то, однако, ничего не предпринимают в отношении этого.
Деятельность - способ структурирования времени,
при котором люди стремятся достигнуть определенной цели в противоположность
тому, когда об этом только говорят.
Драматический
треугольник -
диаграмма, показывающая, как люди могут занимать, а также перемещаться из одной
из следующих ролей в другую (Преследователь, Спаситель и Жертва).
Думать
по-Марсиански -
объяснение поведения и общения людей, включающее в себя наблюдение, в котором
отсутствуют предубеждения (апперцепция).
Естественный
Ребенок - то же, что
и Свободный Ребенок.
Жизненная
позиция - основные
убеждения и понятия человека о себе и других людях, которые призваны
оправдывать решения и поведение человека; основополагающая позиция человека, заключающаяся
в его отношении к себе и другим людям.
Игра - продолжительный ряд действий
(трансакций), часто заученных с определенной скрытой целью, движущихся к
определенному исходу, или последовательность действий, часто заученных, на
первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией.
Интимность - способ структурирования времени,
при котором люди выражают друг другу аутентичные чувства и желания без
какой-либо цензуры.
Контаминация - часть содержания эго-состояния
Ребенка или Родителя, которое человек ошибочно воспринимает как содержание
своего Взрослого.
Контракт - четко выраженная двусторонняя
приверженность определенному плану действий, приверженность Взрослого самому
себе или кому-либо другому с целью достижения какого-либо изменения.
Контролирующий
Родитель -
субподразделение Родителя в функциональной модели, характеризующееся тем, как
человек может использовать это эго-состояние с целью контроля, управления и
критики.
Контрприказания - сценарные послания, исходящие от
Родителя и хранимые Ребенком в Родителе.
Крючок - трансакционный стимул, который на
психологическом уровне является приглашением к игре.
Маленький
профессор - Взрослый
в Ребенке.
Марка - рэкетное чувство, которое человек
собирает с целью последующего его обмена на негативную расплату.
Модель
эго-состояний -
модель, отражающая личность в терминах эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
Переключение - положение в игре, когда игрок
меняет свою роль с целью получить свою расплату.
Победитель - человек, который достигает
поставленной цели.
Поглаживание - единица признания.
Послание
на социальном уровне
- открытое послание, которое обычно передается с помощью слов.
Приказания - негативные, ограничивающие
сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые в Ребенке ребенка.
Разрешения
(в сценарии) -
позитивные, освобождающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и
хранимые ребенком в Ребенке.
Расплата - рэкетное чувство, испытываемое
игроком в конце игры (о сценарии) завершающая сцена сценария.
Решение - мнение человека о себя. других
людях и о жизни в целом, принятое в детстве как наилучший имеющийся в наличии
способ выживания и удовлетворения потребностей, связанный с ограниченными возможностями
для ребенка чувствовать и тестировать реальность.
Ритуал - способ структурирования времени,
при котором люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными
поглаживаниями.
Свободный
Ребенок - часть
Ребенка в функциональной модели, показывающее, как человек может использовать
это эго-состояние при выражении своих чувств и деланий без всякой их цензуры и
ссылками на правила и требования общества.
Структура - классификация поведения, чувств и
переживаний с помощью эго-состояний.
Структурирование
времени - то, как
люди проводят время, находясь в парах или группах.
Сценарий
жизни -
бессознательный план жизни, принятый в детстве, усиливаемый родителями,
"оправдываемый" ходом событий и достигающий кульминации в выбранной
альтернативе.
Трансактный
анализ -
(определение Берна) (1) - система психотерапии, основанная на анализе
трансакций или серий трансакций, которые имеют место во время лечения; (2) -
теория личности, основанная на изучении отдельных эго-состояний; (3) - теория
социального действия, в основе которой лежит анализ эго-состояний; (4) - анализ
отдельных трансакций с помощью трансакциональных диаграмм.
Трансакция - трансакциональный стимул плюс
трансакциональная реакция - основная единица социального общения.
Угловая
трансакция - скрытая
трансакция, включающая в себя три эго-состояния.
Уход - способ структурирования времени,
при котором человек не общается с другими людьми.
Эгограмма - диаграмма в виде схемы с
колонками, показывающая интуитивную оценку человеком важности каждого субподразделения
модели эго-состояний в личности человека.
Эго-состояние - постоянный паттерн чувств и
переживаний, непосредственно связанный с соответствующим постоянным паттерном
поведения.
|