Реферат: Трансактный анализ
Реферат: Трансактный анализ
Министерство
образования Российской Федерации
Новосибирский
Гуманитарный Институт
Психолого -
философский факультет
ТЕМА
Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе
с клиентом
Выпускная
квалификационная работа
студентки 5-го курса
заочного обучения
Гринченко Светланы
Николаевны
Научный
руководитель:
врач - психотерапевт
Левченко Иван Иванович
Дата защиты
Оценка
Новосибирск 2001
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение................................................................................................................3
Глава I. Психотерапия
как универсальное средство формирования
психического здоровья людей................................................................6
§ 1. Психотерапевтическое воздействие на личность.......................................6
§ 2. Трансактный анализ....................................................................................15
§ 3. Врачебно - психологический центр
"Личность",
организация работы и технология..............................................................23
Глава II. Практика
трансактного анализа
Экспериментальное исследование.....................................................26
§ 1. Индивидуальная терапия трансактного
анализа........................................26
§ 2. Выявление эго-состояний в
групповой терапии ТА,
анализ взаимодействий, анализ
игр............................................................35
Заключение............................................................................................................43
Список использованной литературы....................................................................46
Приложение
1.........................................................................................................48
Приложение 2.........................................................................................................50
Приложение
3.........................................................................................................54
Приложение
4.........................................................................................................55
Приложение
5.........................................................................................................56
Приложение
6.........................................................................................................57
Словарь терминологии
ТА.....................................................................................60
ВВЕДЕНИЕ
"…у каждого времени свои неврозы -
и каждому времени требуется своя
психотерапия."
Виктор Франкл
Сегодня
в нашей стране попросту трудно встретить человека без проблем психологической
адаптации или же психических расстройств. У кого не обнаруживается названных
нарушений, те часто демонстрируют зависимость от психически активных веществ.
Жизнь
общества сегодня трудно представить без алкоголя, табака. Все более властно
заявляют о себе наркотики. "Когда у человека не выявляется психологических
проблем, психической адаптации или зависимостей от психически активных веществ,
важно измерить его интеллект. И если результаты измерения интеллекта показывают
норму, можно говорить о человеке, составляющем счастливое исключение из жестких
правил нашего бытия", - так считает профессор, президент
психотерапевтической лиги В.В. Макаров.
В нашей
стране, как и других, самым главным национальным богатством и основными
национальными ресурсами являются люди, граждане страны. Несколько поколений
людей в нашей стране были зажаты, зачарованы, заморожены одним, признанным
единственно правильным, взглядом на вещи, на жизнь, на себя и других людей. И
это приводило в тупик.
Три или даже
четыре поколения жителей нашей страны жили в советскую эпоху, время, вполне
достаточное для того, чтобы эти люди стали носителями особого мировоззрения,
занявшее прочное место в сознании и бессознательном.
Для
формирования жизненного сценария или неосознаваемого плана жизни нужно три
поколения, что убедительно показал Э. Берн (1971). Это открытие он выразил
в краткой фразе: "Для того, чтобы воспитать леди, нужно начать с бабушки."
По нашим
данным, сегодня уже родились эти самые бабушки, внучки которых смогут стать
леди. Сейчас им, этим бабушкам, не более семи-восьми лет.
Теперь мы
живем в иной реальности или даже в иных реальностях, резко отличающихся от
советских. Противоречия сложившихся жизненных сценариев и требований социальной
жизни приводят к психологической нестабильности, к психосоматическим,
психическим и наркологическим расстройствам. И даже если в жизни нашей страны
больше не будет столь резких потрясений и поворотов, то высокая потребность в
специалистах в области психического здоровья будет удерживаться на протяжении
жизни не менее чем трех-четырех поколений, то есть в течении целого века.
Несколько
поколений людей в нашей стране жили в одной реальности - в реальности
построения коммунизма… И коммунистическая идеология занималась индивидуальным
воспитанием человека в духе коллективизма.
После
разрушения идеологии индивидуальное развитие человека у нас в стране стало
ничьей территорией. А между тем эта территория должна принадлежать культуре.
Психотерапия и составляет значительную часть культуры.
Психотерапия
- это, с одной стороны, мировоззрение и философия жизни, с другой стороны -
набор практических приемов и технологий достижений поставленных целей. Все это
привело к повышенному интересу в нашей стране к различным психотерапевтическим
направлениям, в частности - к разработанному Э. Берном менее полувека назад
трансактному анализу, который сегодня признан во всем мире и бурно прогрессирует,
поэтому выбранную мною тему квалификационной работы "Трансактный анализ
как психотерапевтическое средство в работе с клиентом" считаю актуальной
для нашего времени.
Объектом
данной работы является теория и практика современной психотерапии.
Предметом
является трансактный анализ в контексте психотерапевтического воздействия на
личность и межличностные отношения.
Цель работы:
1) теоретическое обоснование методик
трансактного анализа разными авторами;
2) экспериментальная проверка на основе
работы психологического центра "Личность" под руководством
психотерапевта Левченко И.И.
Задачи:
1) на основе изучения психологической
литературы проанализировать эти цели;
2) изучить опыт организации работы и
технологии центра "Личность", расположенного по адресу: г. Павлодар,
ул. Торайгырова 81;
3) проследить экспериментальную практику
работы врача-психотерапевта Левченко И.И.
Работа в
центре "Личность" проводилась в течение шести месяцев. В процессе
сбора информации была сформулирована гипотеза о том, что трансактный анализ
является универсальным средством (открытым и доступным) в разрешении
внутриличностных проблем и межличностных отношений.
ГЛАВА I.
ПСИХОТЕРАПИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ЛЮДЕЙ
§ 1. Психотерапевтическое воздействие
на личность
Психотерапия
как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия в нашей стране
только начинает развиваться. До настоящего времени она была отдана медицине
(Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М., 1978; Рожнов В.Е.,
1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной специальностью только в 1985
году. И не мудрено, что врачи - хирурги, акушеры, инфекционисты и другие - не
считают психотерапию полностью медицинской специальностью.
В конце 70-х
годов наши замечательные психологи Б.В.Зейгарник и С.Л. Рубинштейн осторожно
подняли вопрос о праве психологов заниматься психотерапией, но инициатива не
прошла. Не то, чтобы все оказалось напрасно - нет. Психологи перестали быть
музейной редкостью, в медицине появилась специальность - медицинская
психология, представителями которой могли стать и психологи, и врачи. Но
львиную долю медицинской психологии составляли психодиагностика и академические
исследования.
В наше время
реальная ситуация стала значительно шире и гибче инструкций, и практически
психологи сегодня работают как психотерапевты даже чаще врачей.
Вот что по
этому поводу говорит профессор В.В, Макаров :"Каждый человек, по роду
своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается психотерапией! И делает
это вербально и невербально, осознано или бессознательно, принося своими
действиями облегчение и пользу людям или усугубляя их проблемы. Каждое
взаимодействие между людьми несет в себе и психотерапевтическое послание. И
важно, как донор передает это послание, а реципиент принимает его" [18, c.8].
Основные цели
психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые, эффективные
стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические
ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные состояния; обеспечивать
активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье.
В 1966 году в
Московском Центральном институте усовершенствования врачей была открыта кафедра
психотерапии. Ее заведующим стал профессор В.Е. Рожнов.
На базе
кафедры в последующем был сформирован Всесоюзный центр психотерапии. Кафедра и
центр занимались в основном гипнозом, аутогенной тренировкой, рациональной и
групповой психотерапией.
Сложившаяся
школа психотерапии называлась Московской. Она соответствовала заказу
тоталитарного общества, но, несмотря на это, в ее недрах складывались новые,
авторские направления психотерапии. Например, развивалась концепция
эмоцианально-стрессовой психотерапии, клиническая терапия духовной культуры.
Иной точки
зрения придерживались ученые в Ленинградской школе психотерапии. Многие из них
работали в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.Н.
Бехтерева и развивали идеи В.Н. Мясищева. Здесь избегали гипноза и занимались
личностно-ориентированной психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой.
Кроме двух
главных, официальных школ, развивались и другие направления в психотерапии.
Среди них в
первую очередь "Метод интенсивной психотерапии жизни" доктора А.Е.
Алексейчика из Вильнюса и "Спасительный круг" доктора М.Н. Маякина из
Нижнего Новгорода.
Применительно
к сегодняшнему дню и в Москве, и в Санкт-Петербурге существует множество
психотерапевтических начинаний, направлений, концепций, коллективов и групп.
Мы живем в
невероятное время, когда история делается каждый день, прямо у нас на глазах и
зачастую с нашим участием. В большей мере это касается и психотерапии. Из всех
медицинских специальностей, занятых психическим здоровьем, психотерапия
претерпела наибольшие изменения.
В нашей
официальной, профессиональной литературе наконец-то появились описания
современных западных методов психотерапии. Одна из первых, вышедших в свет,
была книга профессора Б.Д. Карвасарского "Психотерапия". В книге
научно излагались концепции и подходы, приводились факты.
Специалисты и
общественность нашей страны начинают с восторгом знакомиться с западными
методами психотерапии.
В последние
годы освоением новых методов активно занимались и государственные, и
негосударственные учебные структуры по всей стране. В числе методов,
приобретших стабильную популярность можно назвать: гештальт-терапию, групп-анализ,
нейролингвистическое программирование, психодраму, психосинтез, телесно
ориентированную психотерапию, трансперсональную психотерапию, трансактный
анализ, психоанализ (президент России в 1996 году издал специальный Указ о
развитии психоанализа).
Мир
психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист видит
лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией. Существует
великое множество определений психотерапии.
Вот,
например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году:
"Психотерапией
является целенаправленное, планомерное, учитывающее не только особенности и
состояние организма в целом, но и социальную природу, личность человека,
врачебное воздействие на психику в целях лечения его психики, его нервной
системы, в соответствующих случаях и всего организма в целом."
По мнению
А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах, психотерапия - это лечение
информацией.
П.И. Буль в
1974 году заметил, что "основа психотерапевтического воздействия - речевое
воздействие врача его врачебным словом."
Начиная с
70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е. Рожнова:
"Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью психических
средств на психику больного, а через нее и на весь его организм с целью устранения
болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и
окружающей среде."
Если
вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они так или
иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию как составную
часть медицины: больной, врач, лечение.
Но сегодня,
когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты, когда нам стал
доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой психологии и
психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по выражению М.Е. Бурно,
"основательно поварились в котле большой психиатрии", пришли к заключению,
что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное обучение пациента
искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16].
Я полностью
согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения профессора В.В.
Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс психологического
упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и
миром в настоящем."
Гармония с
собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной самореализации,
покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как высвобождение
потенциала человека, самоактуализации и позитивной саморегуляции, достижения
аутентичности, подлинной человечности. Такое краткое и вместе с тем широкое
понимание психотерапии может обеспечить ее развитие в различных направлениях [18, c.26].
Приведем и
более традиционное, детализированное определение. Психотерапия - система
психического (психологического) воздействия словом, мимикой, молчанием при
помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое состояние,
воздействия группы, специально организованной среды, на психику, а через нее и
весь организм человека или группу с целью лечения или профилактики заболевания
и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других
сформулированных целей.
Это
эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений ряда
авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д. Карвасарского,
отражает различные аспекты предмета [18, c.27].
Можно
выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую, педагогическую,
философскую, социальную и недифференцированную [Макаров В.В., 1999].
Польский
психотерапевт Станислав Ледер описал четыре основные модели психотерапии:
* психотерапия как метод лечения,
влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и
соматических функций (медицинская модель психотерапии);
* психотерапия как метод
манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного
контроля (социологическая модель);
* психотерапия как комплекс явлений,
происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель
психотерапии);
* психотерапия как метод, который
приводит в действие процесс научения (психологическая модель).
Существование
этих моделей, объяснимое воздействием разнообразных социально-культурных,
экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие психотерапии в
современном мире, заостряет вопрос о социальной релевантности целевых установок
в психотерапии, ее нормативном аспекте. Этот аспект отчетливо выступает в работах
К.К. Платонова (1974), Е.В. Шороховой (1978), А.М. Изуткина (1982), [10, c. 8].
Я остановлюсь
только на психологической модели в психотерапии, которая предназначена для
решения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие
психологических функций, личностный рост.
Выделяются
четыре варианта психотерапии по продолжительности: терапия сверхкороткая
(сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная), сверхдлительная
(сверхмедленная), [18, c.33].
сверхкороткая
терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение актуальных,
изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными проблемами она не
занимается. Ее эффект может отличаться нестойкостью. Примером может служить
нейролингвистическое программирование.
Короткая
терапия длится в течение часов и дней. Личностным содержанием занимается в
пределах необходимого минимума для решения актуальной проблемы. Ее
эффективность часто более стойкая. Характерно, что она как бы запускает процесс
изменения, который продолжается и после завершения терапии. Примером может
служить метод кристаллизации проблем.
Медленная
терапия длится месяцы. Она занимается личностным содержанием проблем.
Прорабатывает множество деталей. Ее эффект развивается медленно и носит стойкий
характер. Примером является трансактный анализ.
Сверхмедленная
терапия длится годы. Она занимается сознательным и бессознательным клиента.
Много времени посвящает достижению понимания сути переживаний. Обычно большую
роль отводит раннему опыту человека. Эффект сверхмедленной терапии развивается
постепенно, носит длительный характер. В ряде случаев он зависит от сохранения
контакта между терапевтом и клиентом. Примером является классический
психоанализ.
У каждого подхода
существуют свои базовые техники и приемы.
Существуют
также три главных подхода к профессии психотерапевта:
1) приверженность одной теории, одному
подходу;
2) эклектизм - приверженность многим
подходам;
3) общетеоретическая ориентация.
Приверженность
одному подходу дает, с одной стороны, глубокое проникновение в предмет,
исчерпывающие знания теории и практики, а с другой стороны - ограничения,
связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|