рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена рефераты

Большинство людей с детства усваивают, к чему должны в своих взаимоотношениях стремиться члены семьи и чего они должны избегать. Если же мы не осознаем, насколько это влияет на наши оценки других семей, мы будем склонны подгонять их под шаблон собственных представлений, что существенно затруднит клиническую работу. Семейный психотерапевт не должен проецировать свои собственные ожидания связанные с семейной жизнью, на семью клиентов Рассматривая некоторых членов этих семей как «здоровых», а осталь­ных  как «больных», он тем самым затруднит себе работу.

Незавершенные консультации психотерапевта связаны с его прошлыми взаимоотношениями с близкими ему людьми, которые он не смог в достаточной степени осмыслить.  Эти взаимоотношения лежат в основе разнообразных проекций, искажающих оценку клинической ситуации и отражающих­ся на текущих взаимоотношениях специалиста. Те специали­сты, чей уход из родительской семьи был связан с драмати­ческими чувствами стыда и злости, скорее всего, будут иметь серьезные проблемы в своих новых взаимоотношениях. Те же, кто в период жизни в родительской семье сформировался как гиперфункционер и привык брать ответственность за благо­получие ее членов на себя, аналогичным образом поведет себя и в отношениях с членами собственной семьи. Конечно же, это должно отразиться на клинической работе.

Так, например, специалист, привыкший вести себя в ро­дительской семье как гиперфункционер, будет стремиться брать на себя ответственность за поведение своих клиентов, что может создавать в ходе семейной психотерапии большие сложности. Одна из задач семейной психотерапии заключается в том, чтобы побудить членов семьи к самостоятельному решению собственных проблем и помощи друг другу. Чем более гиперфункционален психотерапевт, тем трудне ему в ходе своей работы с семьей задействовать ее внутренние ресурсы. Такой специалист будет испытывать сильную тревогу и стремиться «спасти» семью, тем самым мешая её членам воспользоваться собственным потенциалом для решения семейного кризиса.

Кроме того, на мышление психотерапевта могут оказывать влияние различные мифы о том, какой должна быть «образцовая» семья.

(б)  Профессиональные  отношения

Профессиональное окружение специалиста включает две основных системы: непосредственное или «внутреннее» про­фессиональное окружение и «внешнее» профессиональное окружение. Между этими двумя системами существуют большие различия. «Внутреннее» профессиональное окруже­ние, с представителями которого человек общается ежедневно,  является его важным ресурсом. Представители этого окружения нередко выступают в качестве консультантов, способствующих объективной оценке деятельности психотерапевта.  «Внешнее» профессиональное окружение состоит из специалистов, которые при определенных обстоятельствах также могут быть привлечены к работе с той или иной семьей, хотя  в ряде случаев, если не предпринимаются особые меры, они  могут препятствовать успешному проведению психотерапии. Обычно считается, что работа с семьями представляет большую сложность отчасти потому, что специалисту трудно  сохранить объективность оценок и необходимую эмоциональ­ную дистанцию и в то же время поддерживать с членами се­мьи тесный контакт. Те стремятся склонить психотерапевта в ту или иную сторону. Особенно активны бывают попытки втя­нуть его во внутрисемейные альянсы и треугольники. Успешную семейную психотерапию сложно проводить, не прибегая к помощи других специалистов. Очень полезным бывает об­суждение хода работы в кругу коллег, помогающее повысить объективность оценок. То же можно сказать и об использова­нии видеосъемки; Она позволяет не только сделать работу бо­лее эффективной, но и увидеть, когда психотерапевт оказы­вается слишком вовлеченным в семейную динамику. Прибе­гая к помощи коллег, психотерапевт может повысить свою профессиональную компетентность. Однако если он работает в атмосфере равнодушия и враждебности, то бывает вынуж­ден тратить слишком много сил на защиту своих профессио­нальных позиций и сохранение конфиденциального характе­ра своей работы. Это затрудняет ее объективную оценку и оставляет психотерапевту меньше возможности для непос­редственной работы с семьей.

Таким образом, условия, в которых специалист проводит свою психотерапевтическую работу с семьями, могут рассматриваться в качестве ее важного ресурса или, напротив, ее препятствия. Психотерапевтический кабинет по своим раз­мерам должен быть соизмеримым с гостиной. Стол не должен разделять психотерапевта и клиентов. Члены семьи должны чувствовать себя комфортно, располагаясь по кругу. Лучше, если помещение будет достаточно изолированным от постороннего шума. Желательно, чтобы кабинет был оснащен аппаратурой, позволяющей вести видеозапись хода сессий, а так­се, по возможности, иметь зеркальную перегородку, из-за которой специалист или его коллеги могли бы наблюдать за происходящим.

Другой системой является внешнее профессиональное окружение специалиста. Многие моменты семейной психотерапии должны иметь конфиденциальный характер, хотя в действительности другие специалисты зачастую оказываются излишне посвященными в ход семейной психотерапии.

В ванкуверском Центре детской психотерапии было про­дано специальное шестимесячное исследование, имевшее целью выяснение числа специалистов, принимающих участие работе с семьей на начальном этапе психотерапии. Оказалось, таковых в среднем насчитывается 12 человек. Это заставляет задуматься о том, какие аспекты работы представляются этим специалистам наиболее значимыми и какое влияние они оказывают на воспринятие членами семьи самих себя.  Поскольку собственный опыт семейной жизни специалистов существенно влияет на их взаимоотношения с членами семьи, можно предполагать, что они по-разному строят свои отношения с семьями и по-разному воспринимают основную задачу своей работы. Весьма редко они стремятся разобраться в по­требностях самой семьи. Если члены семьи попытаются сопо­ставить, как разные специалисты воспринимают основные за­дачи работы с ними и как воспринимают эти задачи они сами, то, возможно, будут совершенно растеряны и дезориентиро­ваны и потратят слишком много времени на согласование цели этой работы со всеми специалистами.

Начиная работать с той или иной семьей, психотерапевт должен, в частности, выяснить, с какими специалистами се­мья работает в настоящее время или работала раньше. Опыт работы семьи с разными специалистами существенно влияет на характер ее ожиданий и представлений относительно пред­стоящей психотерапии. Очень редкие семьи или клиенты спо­собны абстрагироваться от прежнего опыта своей психотера­певтической работы и оценить свежим взглядом новый кон­такт с  психотерапевтом. Поэтому важно помочь членам семьи увидеть новизну, связанную с ее очередным обращением к специалисту. Для этого психотерапевт может выяснить, к ка­ким специалистам члены семьи обращались раньше и какое влияние это имело на их взаимоотношения. Имея за плечами негативный опыт психотерапевтической работы в прошлом, многие семьи избегают вновь обращаться к психотерапевту.  Если, обратившись к семейному психотера­певту, клиенты продолжают поддерживать контакт с другими специалистами, это нередко является причиной того, что они стремятся в дальнейшем дистанцироваться от него в ходе пси­хотерапевтического процесса. Когда психотерапевт попыта­ется помочь им увидеть семейную ситуацию в новом свете, они зачастую начинают испытывать сильную тревогу и обра­щаются к другим специалистам, разделяющим их мнение относительно семейных проблем. И если психотерапевт не сможет своевременно противодействовать их обращению к этим специалистам; вполне возможно, что семья будет потеряна для психотерапевтической работы.

В определенные моменты психотерапевту бывает очень сложно удержать семейную систему. Во многом это связано с тем, что ее члены часто стремятся найти такого специалиста, который согласился бы с их взглядом на проблемы данной семьи. Поэтому одной из основных задач психотерапевта яв­ляется изменение этого взгляда. Если психотерапевт хочет, чтобы семья после первых нескольких сессий продолжила с ним работу, он должен выяснить, с какими специалистами члены семьи в настоящее время контактируют.

В некоторых статьях поднимается вопрос о возможности контроля психотерапевта над контактами членов семьи с дру­гими специалистами.

Начиная свою работу, специалисту по семейной системной психотерапии следует исключить активное влияние других служб и иных специалистов с тем, чтобы помочь семье раскрыть свои собственные ресурсы.

§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ

 

Многие считают, что процесс семейной психотерапии начинается с первого интервью. В действительности он начинается при первом же контакте психотерапевта с кем-либо из членов семьи. Как водится, кто-нибудь один из них по рекомендации семейного врача, социальной службы, друзей или знакомых звонит семейному психотерапевту. Обращаясь за психотерапевтической помощью, этот член семьи, как правило, уже имеет определенное представление о том, какого род помощь он хотел бы получить. Обычно он является одним из тех, кто берет на себя большую ответственность за решение семейных проблем.

Определение того, кого из членов семьи следует пригласить на первую сессию, имеет большое значение. Семейный психотерапевт определяет это на основе сведений, которые сообщает ему позвонивший член семьи. В ходе первого разговора, скорей всего телефонного, психотерапевт спрашивает позвонившего о составе его семьи и пытается выяснить, кто из членов в наибольшей степени озабочен ее проблемами.

В целом, прежде чем назначать первую встречу и решать, стоит ли вообще начинать психотерапию, специалист должен получить основную исходную информацию. Ниже приводит­ся список тех сведений о семье, которые психотерапевт дол­жен получить в первую очередь:

1. Состав семьи (возраст, пол членов семьи и других лиц, живущих вместе с ними).

2. Проводилась ли раньше с членами семьи какая-либо пси­хотерапевтическая работа, какого рода и когда?

3. Кто из членов семьи наиболее обеспокоен той или иной проблемой, и на ком она больше всего отражается?

4. Кто еще втянут в эту проблему?

5. Как долго существует эта проблема?

6. Кто из членов семьи готов участвовать в психотерапии?

Эти сведения составляют минимум, необходимый пси­хотерапевту для того, чтобы определить, кого приглашать на первую сессию. Иногда семья направляется к психотерапевту какой-либо службой или семейным врачом. От того, кто именно это делает, во многом зависит, какая проблема рас­сматривается в качестве основной и кому из членов семьи будет рекомендована психотерапия.     

Иногда психотерапевт ориентируется на рекомендации, направляющих специалистов или учреждений. Фримен думает, что этого делать не стоит. То, что указывается в направлении, как правило, не отражает сильных сторон и ресурсов семьи. Впол­не возможно, что специалист, направляющий семью к психотерапевту, общался лишь с одним членом семьи или принял ту картину ситуации, которая ему была нарисована. Как правило, он не способен оценить семью с системных позиций. 

Очень важно, чтобы семейный психотерапевт самостоя­тельно принял решение о том, кого приглашать на первую  сессию. С этой целью, когда направляющий специалист или  учреждение просят Фримена проконсультировать какую-либо семью, он предлагет им передать членам семьи, чтобы те  предварительно ему позвонили. Это позволяет лучше оце­нить, насколько семья мотивирована к психотерапевтической работе. Затем в ходе телефонного разговора психотера­певт пытается определенным образом повлиять на восприя­тие членом семьи сложившейся ситуации, а также того, с кем  связаны ее основные проблемы и кто должен участвовать в  первой сессии.

(а)  Начало работы

Как правило, работа проводится с родителями и детьми, хотя возможны самые различные варианты. В настоящее вре­мя растет число смешанных семей, где имеются дети как от прежних браков родителей, так и от нового брака. Довольно распространены также неполные семьи. Менее часто, но все-таки попадаются с каждым годом все чаще гомосексуальные пары с детьми. По увеличению числа разводов и изменению системы норм и ценностей психотерапевту не следует думать, будто он может априорно знать, как организована та или иная семья. Очень важно спросить обратившегося члена семьи о структуре семьи — это позволяет понять, с кого следует начи­нать психотерапию.

В ходе первого разговора психотерапевт должен помочь обратившемуся к нему члену семьи справиться с тревогой. По моим наблюдениям, тревога усиливается, если психотерапевт выражает несогласие с тем, как обратившиеся понимают основную проблему. Лучше всего исходить из их определе­ния проблемы, а затем попытаться несколько расширить гра­ницы ее понимания. Проблема обычно связана с дистрессом, переживаемым разными членами семьи. Даже если позвонив­ший считает, что проблема связана с каким-либо одним чле­ном семьи, он понимает, что от этого в той или иной степени страдают все без исключения.

Особенности поведения обратившихся за помощью чле­нов семьи указывают на то, как они пытаются справиться с психическим напряжением. На начальном этапе психотера­пии бывают хорошо заметны семейные альянсы, коалиции, триангуляции и попытки связать все проблемы семьи с кем-то одним из ее членов. Если обратившийся за помощью член семьи считает, что проблему следует решать каким-то опре­деленным образом, психотерапевт должен учитывать, какую роль он играет в семье и каковы его взаимоотношения с дру­гими ее членами. Поведение членов семьи в самом начале психотерапии свидетельствует, насколько они готовы к изме­нению своих взаимоотношений.

Для предварительного телефонного разговора и несколь­ких первых сессий наиболее характерна попытка членов се­мьи связывать собственные проблемы с кем-либо одним из них. Это позволяет им сфокусировать все свое внимание на какой-то конкретной проблеме и тем самым «локализовать» тревогу, а также дает возможность поддерживать баланс во взаимоотношениях. Чем сильней члены семьи обеспокоены характером своих взаимоотношений и чем больше не увере­ны в своих силах, тем труднее им будет разобраться в соб­ственных потребностях и интересах. Психотерапевт должен оценивать семейные проблемы с системных позиций и в то же время демонстрировать членам семьи свою готовность всячески поддержать их стремление к личностному росту и автономности.

Можно говорить о шести основных группах проблем, о которых заявляют психотерапевту обратившиеся к нему члены семьи. Все они свидетельствуют об определенных нарушениях семейной системы и о том, как семье удается поддерживать свой гомеостаз.

1.       Личные проблемы: взрослый член семьи может быть обеспокоен своим состоянием, то есть наличием у него тревоги, депрессии, ощущения собственной неполноценности  и т. д.

2.       Проблемы во взаимоотношениях родителя и ребенка: родитель недоволен своими взаимоотношениями с ребенком (или несколькими детьми). 

3.        Проблемы, связанные непосредственно с самим ребенком: у него могут быть сложности в общении со сверстниками,  плохая успеваемость и т. д.

4.       Проблемы во взаимоотношениях сиблингов: сиблинги постоянно конфликтуют, и родители никак не могут на них повлиять.  

5.       Проблемы во взаимоотношениях членов расширенной семьи: один из членов расширенной семьи чем-либо бо­лен или создает трудности для нуклеарной семьи.

6.       Проблемы во взаимоотношениях мужа и жены.

Характер проблем определяет, кого следует приглашать на первое интервью. Если обратившийся за помощью считает, что основная проблема связана с ним и высказывает пожелание работать индивидуально, психотерапевт может воздер­жаться от приглашения всей семьи на первые несколько сес­сий. Тем не менее происходящие в ходе психотерапевтичес­кой работы изменения поведения этого члена семьи иногда могут вызывать негативные реакции со стороны его близких. В этом случае возникает необходимость их участия в даль­нейшей психотерапевтической работе. Если проблемы связаны с взаимоотношениями ребенка и родителя, необходимо пригласить на первое интервью обоих родителей. В дальней­шем психотерапевту потребуется присутствие ребенка. Если у ребенка возникают проблемы в школе или во взаимоотно­шениях со сверстниками, присутствие родителей на первых сессиях, а несколько позднее и других членов семьи будет необходимо. Практически всегда эмоциональные и поведен­ческие нарушения у ребенка так или иначе отражаются на его взаимоотношениях с близкими. Если проблема затраги­вает прежде всего взаимоотношения сиблингов, уже на на­чальном этапе психотерапии требуется обеспечить участие всех членов семьи. Очень часто конфликт между сиблингами определенным образом связан с родительскими взаимо­отношениями.

Когда проблема касается кого-либо из членов расширен­ной семьи, целесообразно пригласить также и ее членов. Как правило, такого рода проблемы, обусловленные, в частности, плохим здоровьем пожилых членов расширенной семьи или их чрезмерным вмешательством в жизнь нуклеарной семьи, так или иначе отражаются на представителях всех трех поко­лений. Участвуя в психотерапевтическом процессе, предста­вители старшего поколения выступают в качестве важного ресурса нуклеарной семьи и помогают ее членам разделить бремя ответственности.

Если родители стремятся улучшить свои отношения, уча­стие детей в психотерапевтическом процессе может не потре­боваться. Достижение ими цели благотворно скажется на других членах семьи, и улучшение семейной атмосферы бу­дет способствовать положительным изменениям в поведении ребенка (тем не менее, Фримен полагает, что на начальном этапе рабо­ты психотерапевту следует хотя бы раз встретиться со всей семьей для того, чтобы получить более полное представление о взаимоотношениях ее членов).

Такой подход может смутить клиентов, привыкших, что психотерапевт работает со всеми членами семьи. Действи­тельно, в большинстве случаев это очень важно, хотя иногда имеет смысл работать и в ином составе. С точки зрения си­стемного подхода, изменение поведения отдельных членов семьи достигается путем воздействия на всю систему. Родители же составляют наиболее важную подсистему, во многом определяющую результаты изменений в семейной системе и целом. Если они пытаются стабилизировать отношения, делая ребенка «козлом отпущения», их проблемы будут серьезно отражаться на нем. В случае, когда родители, переживая кризис в собственных взаимоотношениях, втягивают в них  ребенка, у того неизбежно появляются серьезные эмоциональ­ные и поведенческие нарушения. Тогда участие детей в пси­хотерапевтическом процессе становится необходимым, при­чем важной задачей психотерапевта будет являться обучение родителей тому, каким образом можно решать проблемы в своих взаимоотношениях, не втягивая в конфликт ребенка.  Если психотерапевт их этому обучит, поведение ребенка приобретет более стабильный характер и его участия в психотерапевтическом процессе не потребуется.

Страницы: 1, 2, 3, 4