рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена рефераты

Реферат: Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

Р   Е   Ф   Е   Р   А   Т


НА ТЕМУ:

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА

Студентки факультета социологии и  социальной  работы 51  группы

Яркиной Ирины

 

 

Преподаватель:

Аверьянов А.И.

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2001

СОДЕРЖАНИЕ

 

§ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

2

§ 2. РОЛЬ ТЕОРИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

4

§ 3. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ  И  РАЗВИТИЕ  СЕМЬИ

6

    (а) Структура

6

    (б) Функции

10

    (в)  Развитие

11

§ 4.  ОСНОВНЫЕ  КОНЦЕПЦИИ,  ОРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ПОДХОДЫ  К  ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ  РАБОТЕ  С  СЕМЬЯМИ

11

(а) Собственная семья психотерапевта

12

 (б)  Профессиональные  отношения

13

§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ

15

(а)  Начало работы

16

(б)  Проведение первого интервью

18

§ 6.  СРЕДНИЙ ЭТАП СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

20

§ 6.1.  ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

21

§ 7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

25

Литература

28

 

§ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

При осуществлении любой психотерапевтической работы очень важно правильно определить ее основные цели и задачи. Психотерапевтическая литература последнего времени все чаще подчеркивает эту необходимость. В некоторых публикациях также описываются формы психотерапевтического контракта и те цели психо­терапии, которые могут быть предметом исходной договорен­ности клиента и специалиста.

При использовании психотерапевтического подхода, а также в индивидуальной психотерапевтической работе цели сформулировать не так уж сложно. Как правило, сам клиент или его родственники ставят перед специалистом ту или иную задачу лечения. В то же время постановка задач затрудняется в тех случаях, когда психотерапевтическая работа связана с достижением изменений на уровне той или иной социальной системы, в частности семьи. При этом общие цели, связанные с изменением всей системы отношений ее членов, должны быть соотнесены с их индивидуальными целями.

Цели работы с семьями могут относиться к четырем основным уровням. К целям первого уровня относятся инди­видуальные цели членов семьи. К целям второго уровня — то, что вся семья в целом хотела бы достичь. К целям работы третьего уровня можно отнести достижение определенных изменений в отношениях семьи с обществом. Так, например, решение проблем на уровне семейной системы в целом помо­гает ее членам лучше работать, учиться и т. д. К целям работы четвертого уровня можно отнести ожидания и потребности самого психотерапевта. Учитывая многоуровневый характер психотерапевтической работы с семьями, нетрудно предста­вить себе, насколько сложным может быть процесс постанов­ки ее задач.

В интересах более четкого обозначения задач, относящих­ся к разным уровням, психотерапевт должен достаточно убе­дительно донести до членов семьи свое желание помочь каж­дому из них по отдельности и всей семье в целом. При этом очень важно помнить о том, что семейная система служит укреплению автономности и развитию каждого ее члена и в то же время их сплочению.

Двумя основными задачами работы с семьей являются:

• помощь ее членам в достижении большей независимо­сти;

• укрепление связей между членами семьи и их сплочен­ности.

На первый взгляд, эти задачи могут показаться противо­речащими друг другу. Тем не менее, существование семьи как раз связано с возможностью тесного взаимодействия ее чле­нов при сохранении ими самостоятельности.

Многим семьям бывает очень сложно достичь подобного баланса. В них преобладает либо стремление к сплочению це­ной утраты ее членами независимости, либо тенденция к обо­соблению друг от друга, ведущая к рассогласованности инте­ресов и действий. Очень часто затруднения в достижении баланса между индивидуальной автономностью и сплоченно­стью членов семьи лежат в основе многих проблем, обнару­живаемых в процессе семейной психотерапии. Поэтому на на­чальном этапе психотерапии специалист должен помочь им сформулировать общие задачи совместной работы.

В ходе психотерапии становится очевидно, что устране­ние определенных симптомов эмоциональных или поведен­ческих нарушений представляется членам семьи основной целью работы. Это связывается с преодолением проблем, со­здаваемых в семье тем или иным ее членом.

Чрезвычайно редко приходится констатировать, что на­чиная психотерапию, члены семьи уже осознают необходи­мость в достижении изменений на уровне семейной системы. Чаще всего они жалуются, например, на то, что «Джонн  не­управляем» или что «отец пьет». Во всех этих случаях они связывают основные проблемы семьи с кем-либо одним и рас­сматривают в качестве основной задачи психотерапии устра­нение имеющихся у того или другого поведенческих или эмо­циональных нарушений. В такой ситуации специалист обязан помочь им сформулировать иные задачи психотерапевтиче­ской работы, дабы расширить взгляд на проблему и убедить в необходимости достижения изменений на уровне всей семей­ной системы. Для того чтобы этого добиться, психотерапевт должен помочь членам семьи сформировать согласованный взгляд на проблему. Это достигается предложением всем чле­нам семьи рассказать о том, в чем они видят свою главную проблему. При этом можно легко увидеть, насколько разнит­ся их восприятие ситуации. Кроме того, подобный опрос по­зволяет выявить и проблемы, которые так или иначе связаны с основной, а следовательно, расширить круг психотерапев­тических задач. Приводимые примеры показывают, каким образом это может быть достигнуто.

Члены семьи  по-разному воспринимают все происходящее в их отношениях  и, соответственно, по-разному видят основные задачи психотерапевтической работы. Если бы специалист пытался построить свою работу, ориентируясь лишь на восприятие ее задачи тем или иным членом семьи, это вряд ли нашло бы понимание у других членов. Определение задач психотерапии  должно быть общим делом семьи и учитывать то, как их видят все ее члены. При этом психотерапевт должен соотносить  общие задачи семьи с индивидуальными задачами ее членов.     Другой проблемой, связанной с формулировкой задач  семейной психотерапии, является определение ее краткосрочных и долгосрочных задач.  Психотерапевт должен иметь определенное представление о задачах как каждой отдельной сессии, так и всего психотерапевтического процесса. Например, одной из основных задач первой сессии является создание у членов семьи ощу­щения психологического комфорта и безопасности, когда никто из них не воспринимает себя единственно ответствен­ным лицом за все, что происходит в семье. В то же время пси­хотерапевт должен помнить, в чем заключается конечная цель психотерапии. Именно на нее он ориентируется, стремясь до­биться определенных изменений во взаимоотношениях меж­ду членами семьи. Однако если он не сможет решить перво­очередной задачи, связанной с созданием безопасной атмо­сферы, достижение главной цели психотерапевтической работы будет вряд ли возможно.

В целом, основными стратегическими задачами семей­ной психотерапии являются следующие:

·     улучшение внутрисемейных отношений;

·      ощущение членами семьи того, что их интересы и потреб­ности понимают и уважают другие;

·     преодоление членами семьи позиции, связанной с при­писыванием семейных проблем кому-то одному;

·     формирование более гибкого отношения к тому, кто яв­ляется лидером в той или иной ситуации;

·     развитие способности к взаимопониманию и эмпатии;

·     развитие способности принимать существующие разли­чия в оценках и взглядах;

·     совершенствование навыков индивидуального и сов­местного решения проблем;

·     освобождение одного или нескольких челнов семьи от роли «козлов отпущения»;

·     развитие способности к интроспекции и анализу своих потребностей и переживаний;

·     укрепление независимости;

·     достижение баланса между стремлением членов семьи к независимости с одной стороны и достижению сплочен­ности — с другой.

Задачи семейной психотерапии определенным образом связаны со стадией работы, а также со стадией развития се­мьи как системы. Так, например, задачи работы в значитель­ной мере определяются наличием в семье детей дошкольного возраста, подростков или тех, кто уже начал самостоятель­ную жизнь. Задачи работы также зависят от того, как семья воспринимает свои основные проблемы.

Очень важно помнить, что проблемы, которые члены се­мьи воспринимают в качестве основных, являются точкой отсчета в психотерапевтической работе. Не осознав этих про­блем, семья вряд ли вообще обратилась бы за психотерапев­тической помощью. Поэтому психотерапевт должен воспри­нимать их достаточно серьезно и уделять их обсуждению пер­вые несколько сессий. Однако способы решения этих проблем и то, на какие из них переносится основной акцент психотера­певтической работы, во многом определяет, как члены семьи будут воспринимать основные задачи психотерапии и какие ожидания относительно ее результатов у них будут формиро­ваться. Определение специалистом основных задач психотерапии также зависит от того, какими теоретическими представлениями он при этом руководствуется. Ниже речь пойдет о той роли, которую играет теория в практике семейной пси­хотерапии.

 

§ 2. РОЛЬ ТЕОРИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В своей деятельности специалист должен руководство­ваться определенной системой теоретических представлений, которая служит для него ориентиром и помогает сформиро­вать стратегию психотерапии. Это отнюдь не преуменьшает роль интуитивных, творческих возможностей психотерапев­та, но придает его деятельности определенную перспективу и помогает осмыслить клинические наблюдения. Многие спе­циалисты традиционной ориентации избегают работать с се­мьей в полном составе, испытывая в присутствии ее членов неудобство и тревогу. Четкие теоретические позиции помо­гают специалисту чувствовать себя более уверенно.

При работе с семьями психотерапевт должен быть воору­жен определенными теоретическими представлениями, помо­гающими ему объяснить поведение и взаимоотношения чле­нов семьи с системных позиций и служащих для него своеоб­разной «картой». Ориентируясь по ней, он не растеряется, анализируя разнообразные аспекты поведения членов семьи, и сможет более успешно проводить диагностику тех или иных нарушений, имеющихся в семейной системе. В свою очередь, правильная диагностика помогает разработать стратегию пси­хотерапевтического воздействия. Семейный психотерапевт должен располагать достаточно широкой теоретической ба­зой, позволяющей ему разобраться во внутрисемейных отно­шениях. Системные представления обладают при этом наи­большими описательными возможностями. Другие представ­ления могут в той или иной степени сужать диапазон диагностических возможностей специалиста и даже мешать правильной оценке ситуации. Системная оценка семьи предполагает диагностику на трех основных уровнях. Во-первых, психотерапевт должен оценить индивидуальные особенности каждого члена семьи и то, каким образом они влияют на внутрисемейные отношения. При этом он может пользоваться психодинамическими, гуманистическими и когнитивно-бихевиоральными представлениями, помогающими понять особен­ности психического склада каждого члена семьи. Необходимо понять, какое влияние они оказывают на семью в целом. Для этого психотерапевт должен быть вооружен развитой систе­мой теоретических представлений. Необходимо помнить о том, что уже при своем рождении ребенок обладает опреде­ленными особенностями темперамента, отличающими его от других членов семьи.

Для того чтобы понять, каким образом тот или иной член семьи влияет на характер внутрисемейных отношений, необ­ходимо принять во внимание особенности его темперамента. Столь же значимым является и учет физической конститу­ции, интеллектуальных возможностей, а также времени рож­дения ребенка с точки зрения представлений о жизненном цикле семьи. Семейный психотерапевт должен быть достаточно хорошо знаком с описанием всех пси­хиатрических или бихевиоральных концепций. Стремясь оценить семейную систему в целом, он должен учитывать и индивидуальные особенности членов семьи.

Во-вторых, наряду с необходимостью оценки того, как каждый член семьи влияет на семью в целом и наоборот, сле­дует оценить семью с системных позиций. Семья, в особенно­сти ее взрослые члены, оказывают на ребенка очень большое влияние. Известно, что система ценностей усваивается ребен­ком прежде всего благодаря его общению с родителями в пер­вые семь лет его жизни. Его общение со сверстниками и учи­телями позволяет определенным образом сузить, расширить или изменить эту систему ценностей. Способность членов се­мьи принять ребенка в качестве существа с уникальными ха­рактеристиками существенно влияет на его представление о себе самом.

Третий уровень диагностики предполагает оценку взаи­моотношений семьи и общества. Можно рассматривать семью как некую промежуточную сферу, отделяющую, с одной сто­роны, индивидуальные потребности ее членов, а с другой — требования и ожидания общества. Семья выполняет функ­цию некого механизма, позволяющего удовлетворять инди­видуальные потребности членов семьи и, в то же время, регулировать их поведение в ответ на требования социума. Семейный психотерапевт должен достаточно хорошо пони­мать, какими социальными ресурсами располагает та или иная семья. В определенных случаях семья должна воздей­ствовать на социум, в частности, на школьную среду. Многие семьи, например, обращаются за психотерапевтической по­мощью из-за нарушений поведения ребенка в школе или его плохой успеваемости. При этом они понимают, что инициа­тива такого обращения фактически исходит не от них, а от школы. Родители могут жаловаться на то, что школа не обес­печивает ребенку достаточной поддержки или предъявляет к нему завышенные требования. При этом они воспринимают школьную среду не как одну из форм социальной поддержки ребенка, а как враждебную и вредную для него. При оценке такой семьи психотерапевт может отметить, что она, стремясь защитить ребенка, формирует в нем негативное отношение к школе. Это, например, характерно для семей североамериканских индейцев, система ценностей и формы взаимоотноше­ний которых отличаются от тех, которые свойственны боль­шинству американских семей. Школы обычно стремятся при­вить детям, представляющим коренное население Северной Америки, ценности большинства. Психотерапевт, хорошо осознающий влияние общества на семью, будет стремиться определенным образом повлиять на школу, для того чтобы ее работники проявили к таким семьям больше внимания. Со­вершенно иной взгляд был бы связан с попыткой психотера­певта следовать требованиям школьного окружения таких детей и его согласием с тем, что лишь одни эти дети или их семьи должны являться основным объектом психотерапевти­ческого воздействия.

Важной стороной подобной оценки является осознание специалистом того, каким образом социальное окружение се­мьи влияет на поведение ее членов. Это позволяет рассматри­вать социальное окружение семьи либо в качестве дополни­тельного ресурса, помогающего членам семьи решать различ­ные задачи, либо в качестве препятствия, затрудняющего их решение.

На рисунке ниже представлены все три уровня диагностики и те представления, которыми психотерапевт руководствуется при осуществлении соответствующей оценки. Центральный квадрат представляет индивидуальные психические особенности человека, описанные в рамках различных теорий личности. Следующая за ней область соответствует особенностям се­мейной системы, оцениваемым с точки зрения семейных си­стемных представлений. Внешняя область отражает характер взаимодействия семьи с обществом, который можно оценит с помощью социальных структурных теорий.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ

СИСТЕМЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  (теории личности)

(СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМНЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ)

(СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ТЕОРИИ)

Страницы: 1, 2, 3, 4