рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Сущность менеджмента рефераты

1  Коммуникабельность;

1  Честность;

1  Умение принимать решение;

1  Умение и желание слушать;

1  Дружелюбие;

1  Умение сосредотачиваться;

1  Умение воспитывать;

1  Заинтересованность в людях.

В принципе о себе можно говорить очень долго, поэтому я закончу этот список.

Качества, которыми я не обладаю:

1  Авторитетность;

1  Знание специальности;

1  Широта познаний;

1  Лидерство;

1  Способность делегировать власть;

1  Решительность;

1  Твердость.

Я думаю, что менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Его главная задача – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы.

Каждый человек-менеджер находит свой стиль работы, общения с персоналом. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффек­тивностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все же присущи менеджерам  различных стилей.

Каждый должен быть предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

Оптимистичность.  Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, так как ожидает плохих новостей.

Любовь к людям. Его интересует, что делают другие. Он человечен, человечен,  отдает себе отчет в собственных слабостях, что делает его терпимее к слабостям других.

Смелость. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

Тактичность и внимательность. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы.

Справедливость – тоже важная черта менеджера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслу­жить, вероятно, появится десяток недовольных. Когда подчинен­ный совершает ошибку,  ему нужно указать на нее, он должен ее при­знать, а потом надо забыть об этом.

Честолюбие. Он радуется не только за себя, но и за дости­жения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким обра­зом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.

Скромность. Он не нуждается в лести окру­жающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.

Уверенность. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного менеджера.


глава II

функции управленческого цикла: планирование, организация, мотивация, контроль.

Для каждого менеджера самая важная способность – это способность эффективно управлять. Это:

0 способность управлять собой;

0 четкие личные цели;

0 упор на постоянный личный рост;

0 навык решать проблемы;

0 изобретательность и способность к инновациям;

0 высокая способность влиять на окружающих;

0 знание современных управленческих подходов;

0 способность руководить;

0 умение обучать и развивать подчиненных;

0 способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Управление – это непрерывный процесс, состоящий из перманентно повторяющихся и взаимосвязанных действий.

Эти действия определяются в качестве функций управления. Анри Фойоль различал 6 таких функций:

1.   Предсказывание.

2.   Планирование.

3.   Организовывание.

4.   Распоряжение.

5.   Координирование.

6.   Контролирование.

Другие авторы разрабатывали иные функции. Например, по обзору литературы можно определить следующие:

1.   Маркетинг.

2.   Прогнозирование.

3.   Планирование.

4.   Организация.

5.   Распорядительство (командование).

6.   Мотивация.

7.   Руководство.

8.   Координация.

9.   Контроль.

10.       Коммуникация.

11.       Исследование.

12.       Оценка.

13.       Принятие решений.

14.       Подбор персонала.

15.       Представительство.

16.       Ведение переговоров и заключение сделок.

Функций  можно сформулировать много, но базовыми, которые включают все остальные, являются:

8   Планирование.

8   Организация.

8   Мотивация.

8   Контроль.

Планирование

Эта функция представляет собой процесс подготовки решений. Его назначение состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму.

Есть несколько форм планирования (в зависимости от длительности планового периода):

1.   Перспективное планирование (прогнозирование).

2.   Среднесрочное планирование.

3.   Текущее (бюджетное, оперативное) планирование.

Планирование включает этапы:

·     Постановка целей. «Цели должны быть сконцентрированы на самом важном». Таковым в условиях рынка является продукция, потребность которой ощущает потребитель. Работать на потребности рынка – наиважнейшая цель экономики.  

·     Определение исходных предпосылок. Они жизненно важны для любой цели. Например, выбирая цель перехода к рыночной экономике, необходимо обдумать не только детали этого процесса – технические, экономические, финансовые, но и учесть психологическую атмосферу в обществе.

·     Выявление альтернатив. Они выявляются разными методами:

í  Простым набором на основании опросов или высказываний.

í  Путем обсуждения выдвинутых проблем в малых группах.

·     Выбор наилучшей альтернативы. Для этого применяется метод Дельфы, когда каждый участник обсуждения выносит свое мнение по поводу той или иной альтернативы, и все это сопоставляется. Экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.

·     Ввод и исполнение плана. Альтернатива не может сама привести к желаемому результату. Она должна пройти испытание делом, а потом уже занять достойное место в плане. Далее план должен быть преобразован в логическую последовательность целенаправленных действий. Далее менеджер обязан прозондировать подготовленный план на его эффективность.

Планы бывают:

í  В зависимости от содержания хозяйственной деятельности – планы НИОКР; производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план.

í  В зависимости от организационной структуры фирмы – планы производственного отделения; планы дочерней компании.

Организация

Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Это прежде всего оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил.

Организация ставит вопрос:  Кто и как будет реализовывать план действий?

Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управление – предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между всеми работниками.

Оперативное управление – обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Он заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке.

Сам термин организация в менеджменте употребляется в двух значениях:

1.   упорядочение деятельности работников,

2.   раскрытие структуры предприятия, учреждения, ведомства.

Менеджер действует в условиях сложной структуры предприятия, компонентами которой являются:

а) работник: выступает в процессе своей активности в 4 направлениях – это человек, индивид, индивидуальность, личность. Менеджер, управляя работником, действующим в группе, имеет дело со сложными психологическими образованиями (характер, темперамент, способности).

б) формальная организация: каркас для размещения отдельных работников (рядовых, специалистов, руководителей всех звеньев). Это что-то типа пирамиды – директор – начальник цеха – мастер – бригадир. Такая иерархическая структура реализации не идеальна, она называется линейной. Есть также и функциональная структура, которая основана на разумной централизации.

в) неформальная организация: каждое предприятие, кроме формальной структуры объединяет в себе ряд неформальных социально-психологических образований (микрогрупп), формирующихся на основе самых различных психологических факторов, но главным образом на базе симпатии - антипатии. Что касается размеров таких групп, то они, как правило, колеблются в пределах 2-5 человек. Неформальные группы на предприятии возникают в процессе взаимодействия членов коллектива между собой. Люди при решении стоящих перед коллективом задач вступают, на основе предписаний и указаний руководителя, в деловые контакты. Наряду с этим они также вступают и в неофициальные контакты друг с другом. Причиной этому является стремление удовлетворять некоторые свои потребности (в общении, кооперации, дружбе и тд). Данная структура возникает и развивается спонтанно. Она создается вне компетенции руководства. Есть различные ее виды: диады, триады и квартеты. Значительно реже встречаются неформальные структуры более крупных размеров, хотя отмечено функционирование устойчивых групп и в 6-7 человек.

Самой распространенной является Диада, представляющая собой систему, объединяющую на основе конъюнктивных связей двух лиц:

§  друзей;

§  партнеров;

§  коллег;

§  лиц, где один играет роль лидера, а второй ведомого.

г) трудовой коллектив - это совокупность работников какого-либо предприятия, высшая форма социальной группы. В коллективе диалектически объединены два компонента – материальный и духовный. Материальный – это люди, а духовный – направленность людей. Развитый коллектив представляет собой самоуправляющуюся и саморегулирующуюся систему.

д) корпорация: данный структурный компонент существует и в материальной, и в духовной сущности. Он проявляется в приверженности людей к своей фирме, предприятию. Например, каждая японская компания имеет свою форму рабочей одежды, свой девиз, ритуалы. Каждая фирма считает  своей обязанностью нести определенные расходы на создание у работников положительного образа своей фирмы. Делается все, чтобы побуждать рабочих воспринимать свое предприятие как родную корпорацию.

Мотивация

Мотив – внутреннее побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.

Очень важно обеспечить успешное выполнение работы после проведения подготовительных мероприятий. В этих целях используются:

1.   Стимулирование – побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование).

2.   Мотивирование – создание у работников внутренних побуждений к труду.

Мотивация складывается из совокупности мотивационных тенденций:

a)   Политические,  нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;

b)   достаточно сильные интересы к получению впечатлений (от спорта, искусства, развлечений);

c)   устремленность к организации жизни и быта, влечение к труду творческой деятельности, к семейной жизни.

d)   Сильная потребность в чем-то (в книгах, деньгах, в тех или иных предметах, в эстетических впечатлениях).

e)   Достаточно сильное чувство (признательность, любовь, страх, гнев, ярость, жалость).

f)    Действенные моральные убеждения в необходимости соответствующим образом реагировать в известных ситуациях.

g)   Привычки (традиции, предрассудки, отношение к труду, другим людям, вещам).

h)   Подражание (мода на одежду, определенные манеры, поведение, вкусы).


Обстановочная ситуация (физическая и социальная)

Из схемы видно, что люди действуют далеко не всегда по своему желанию. Их поведением управляют устоявшиеся субъективные и объективные факторы. Людям только кажется, что они делают что хотят. На самом деле людьми движут скрытые в их психике побудительные силы. Есть несколько теорий мотивации.

Психоаналитическая теория. Создателем и разработчиком теории является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Он считал, что движущими силами человеческого поведения являются инстинкты секса и агрессии. Секс или инстинкт жизни (эрос) признавался сначала Фрейдом единственным мотивирующим фактором поведения. В последствии Фрейд постулировал действия другого инстинкта — танатооса (инстинкта агрессии, разрушения и смерти). Фрейд утверждал, что человечество еще не в полной мере владеет тайнами эроса и танатоса, и что познание и управление этими инстинктами - задача грядущих поколений. Это очень интересная теория, которая широко изучается психологами и в настоящие дни.

Основой основ психоанализаа является бессознательное. Именно оно, по Фрейду, покоит в себе многие побудительные силы человека. «Бессознательное психическое - это реальность, подлежащая научному исследованию». Бессознательное дает нам возможность понять скрытые поведенческие устремления людей и тем самым обратить эти устремления на пользу общественному производству.

Теория драйвов (от англ.drive – влечение, энергизатор поведения). Эта теория базируется на принципах гомеостата, суть которого состоит в том, что система имеет тенденцию самостоятельно поддерживать свое внутреннее состояние. В принципе данная теория представляется как разновидность бихевиористской модели S—R («стимул-реакция»). Автором этой теории является Карл Халл.

Гедоническая теория.  Эта теория возникла в Древности, уже тогда  человек устремляется к тому, чтобы максимизировать Удовольствие и минимизировать неудовольствие, дискомфорт. Одним из инициаторов этой теории является американский психолог П. Юнг (1961), который доказывает, что удовольствие служит тем главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию поведения людей.

Но в этой теории есть несколько противоречий:

1)   вряд ли можно считать принцип удовольствия, лежащий в основе гедонической теории, всеобщим;

2)   тяга к получению удовольствия и избеганию неудовольствия, дискомфорта, боли и других неприятных ощущений действительно имеет место и с этим нужно считаться.

Теория условных рефлексов. Создание теории принадлежит И.П. Павлову.  Главным понятием является рефлекс (ответ организма на внешнее раздражение).

Рефлексы разнообразны. Например, сокращение зрачка на яркий свет и его расширение на темноту, вздрагивание при внезапном и сильном звуке и многие другие. Это безусловные рефлексы, которые являются врожденными. Также есть и условные рефлексы - реакции, приобретаемые с опытом. Этим рефлексам обучаются. И безусловные, и условные реакции служат базой мотивации. На первой месте здесь, конечно, находятся условные рефлексы.

В их основе лежат нервные процессы, которые формируют стереотипный ответ организма. При взаимодействии стереотипа и реакций образуются сигнальные системы уравновешивания организма с внешней средой. Их две, первая представляет собой условные связи, возникающие при воздействии нейтрального раздражителя на зрение, слух, кожу и другие органы чувств, вторая образуется при воздействии на организм словами.

Сегодня психологи стараются учитывать все побудительные тенденции человека в сознании и подсознании. Без этого нельзя раскрыть потенциальные возможности человеческого фактора и, конечно, нельзя избавиться от стрессов, которые очень мешают плодотворной деятельности и труду.

Именно знание положений данных теорий дает возможность менеджеру осознать общий подход к осуществлению мотивации. Но на практике наиболее распространенными в системе рыночной экономики являются теория «X» и «Y» Мак Грегора, теория «мотивационной гигиены» Ф. Герцберга и теория иерархии потребностей А.Г. Маслоу.

Теория «X» представляет собой подход к оценке работника с позиций традиционализма. Здесь выделяются такие факторы:

а) средний работник не любит трудиться, основой его тенденций является уклонение от работы;

б) работников нужно принуждать к трудовой деятельности; средствами принуждения могут служить угрозы, наказания, а также награда;

в) средний человек избегает инициативы, он предпочитает, чтобы им руководили.

Теория «Y» начала складываться на базе экспериментальных исследований еще в 30-е годы. Своего современного вида она достигла в 60-е годы. Она отвечает господствующим ныне взглядам менеджеров на поведение людей. Вот ее основные положения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11