Реферат: Сущность менеджмента
Реферат: Сущность менеджмента
Введение 1
Глава I: Основы
менеджмента
1.1
Основные понятия
менеджмента и менеджера 2
1.2
Мои способности как
человека (темперамент и тип познавательной
деятельности) 5
1.3
Особенности моего
поведения и чувств по Айзенку Г. 10
1.4
Качества менеджера 13
Глава II:
Управленческая деятельность
2.1
Функции
управленческого цикла: планирование, организация, мотивация, контроль 16
2.2
Решетка менеджмента и
тип менеджера 24
2.3
Стиль руководства
людьми. Правила Дейла Карнеги 28
2.4
Стрессоустойчивость 33
Глава III: Место
работы и должность
3.1
Основные черты
работников, руководителя, отношений, обстановки. Черты слабого руководителя 36
3.2
Задатки бизнесмена 38
3.3
Обоснование своего
места работы и должности 40
Глава IV:
Конфликты и их разрешение
4.1
Формы взаимодействия
людей и причины возникновения конфликтов 42
4.2
Критика в конфликтных
ситуациях 44
4.3
Виды конфликтов, их
признаки 47
4.4
Приверженность к
конфликтам, типы
конфликтных работников 49
4.5
Пути предупреждения
конфликтов 51
4.6
Глубина конфликтов,
степень конфликтности и пути разрешения
конфликтов 53
Глава V:
Элементы менеджерского мастерства
5.1
Деловое письмо 61
5.2
Слушание собеседника 64
5.3
Техника быстрого
чтения 67
5.4
Реклама 67
Список литературы 76
Введение
Управление организацией любой отрасли в
наше время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно,
руководствуясь простыми заученными формулами. Руководитель должен понимать
общие истины и значимость многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации
отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические
факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы,
воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать
влияние организации на общество.
Широкое распространение получила точка
зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления,
заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый
руководитель.
Сила современного менеджмента, его ядро,
состоит с одной стороны, в том, что он берёт своё начало от человека, его
потребностей и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно
технического прогресса в производительную силу. С другой стороны, движущая сила
современного менеджмента, как видимая, так и невидимая заключается в
созидательном применении информационных технологий.
Моя курсовая работа посвящена менеджменту и
его интерпретации в сельском хозяйстве.
глава I
Основные понятия
менеджмента и менеджера
В последнее время термины «менеджмент»,
«менеджер» прочно вошли в наш обиходный словарь, заменив прежние «управление», «управленческая
деятельность», «директор», «руководитель».
Менеджмент – профессиональный вид деятельности,
осуществляемый специалистами на базе определенной научно-практической
информации и ресурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных
методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его (их) в
соответствие с поставленными целями.
Слово менеджмент происходит от английского
to manage – управлять. Поэтому по сути менеджмент является синонимом
управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как
применяется к разным видам человеческой деятельности. Это процесс воздействия
на объект с целью приведения его в надлежащее состояние, объектом управления
может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект –
систему хозяйства страны.
Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что
в него входит:
v изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и
прогнозирование;
v производство продукции с минимальными затратами и реализация
ее с максимальной прибылью;
v управление персоналом, следовательно, знание социологии,
психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения
поставленной цели.
Я
считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных
целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер
(организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с
многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и
контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много
других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны,
профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так
что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Здесь можно привести
один пример: В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего
управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла
в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл.,
оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в
списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились, потому что
Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер”, несмотря на
фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его
управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока
слышать не хотел о переходе. В конце концов, на “Крайслере” согласились с тем,
что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из
кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после
упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей
за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевывать
дополнительную долю американского и мирового рынка.
Этот пример показывает,
насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом
деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении, надо четко знать свои
функции и что под ними подразумевается.
В современном понимании менеджер – это
руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный
полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение
и употребляется применительно к:
•
организатору конкретных
видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
•
руководителю
предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
•
руководителю по
отношению к подчиненным;
•
администратору любого
уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и
др.
К менеджеру любого уровня
предъявляются высокие требования. Это понятие прошло большую эволюцию в
процессе развития экономического строя общества.
Первый тип менеджера, который появился на предприятии, был
диктаторский тип, позднее ему на смену пришел менеджер-патерналист. Он
как бы играл роль главы семьи, относился к рабочим по-отечески, что очень
положительно сказывалось на росте производительности труда. Но постепенно
патерналист начал утрачивать свои позиции.
На смену ему пришел менеджер-маклер. В годы кризиса фирмам были нужны оборотистые люди, умеющие
сбывать продукцию и тем самым двигать производство. Такие люди становились во
главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во
многом напоминала работу дипломатов. Руководящим началом здесь выступал
принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих».
Далее появился новый тип менеджер-организатор.
Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, разросшиеся
капиталистические предприятия сделали невозможным единоличное управление
производством. Чтобы принимать решения, менеджеру стало требоваться мнение
довольно большого круга лиц. В обиход вошли управленческие советы. Во-вторых,
новые условия привели к тому, что во главе становился не основатель
производства или один из его наследников, а избранный советом
директор-управляющий. Держателями акций и руководителями производства оказались
разные люди. Менеджеры расширили функции по работе с людьми. Они стали общаться
не только с работниками производства, но и с лидерами разнообразных
общественно-политических организаций. Успех менеджера стал зависеть от умелого
осуществления целого пакета различных социальных функций.
В настоящее время менеджер выступает в системе общественного производства
как:
а) управляющий;
б) дипломат;
в) лидер;
г) воспитатель;
д) инноватор;
е) человеческое существо.
Менеджер-управляющий.
Эта
функция считается традиционной, изначально присущей менеджеру.
Менеджер-управляющий, как считают, должен быть честным, верным своему слову,
правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку,
владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта,
педагога
и психолога.
От него также
требуется:
•
наличие общих знаний в
области управления предприятием;
•
компетентность в
вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится
фирма по виду и характеру своей деятельности;
•
владение не только
навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией
на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в
наиболее выгодных сферах применения;
•
принятие обоснованных и
компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и
работниками и распределение участия каждого в их исполнении.
Менеджер-дипломат.
Среди
серии менеджерских умений и навыков наиболее важны те, которые связаны с
процедурами переговоров. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое
рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов,
углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание
отношений с властями. Значительно возросла потребность участия менеджеров в
различного рода посреднических действиях. Во всем этом требуются специфические
способности, которые сродни дипломатическим. Тем более что вторая половина 80-х
годов обозначила себя бумом межгосударственных связей.
Менеджер-лидер.
Современный менеджер осуществляет не только
менеджерские функции, но и лидерские. Американские теоретики менеджмента уже
давно провозгласили лозунг — «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции
менеджера и функции лидера далеко не идентичны. Когда у нас говорят о
менеджерских функциях, то часто подразумевают лишь совокупность
профессиональных действий, необходимых для поддержания деятельности
материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства,
технологические процессы). Это у нас от прошлого. Здесь как-то затеняется
проявление другой, человеческой, подсистемы бизнеса - главного объекта
управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть способным
вести за собою людей - быть лидером. В современном понимании лидерские функции
складываются из двух компонентов — профессионально-технократических и
эмоционально-личностных.
Менеджер-воспитатель.
По мере усложнения производственных
процессов, возрастают требования к персоналу. С одной стороны появляется
потребность в повышенной технологической эрудиции работников, а с другой — в
совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятельности. Усложнившаяся
техника и технология диктует необходимость постоянного профессионального
обучения специалистов, это не вызывает сомнения. Это очевидно и мы, не
задумываясь, тратим на это немалые ресурсы и средства. А вот по поводу
нравственной стороны совершенствования персонала мы проявляем замедленную
реакцию. И платим за это издержками производства. Между
тем степень воспитанности, высокая нравственность работников является
решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в
регион.
Известно,
что период 1775—1875 гг. был веком Великобритании - здесь действовали
классическая христианская этика; период 1875—1975 оказался веком США - здесь
господствовала протестантская этика; в 1975 году обозначился век азиатского
тихоокеанского региона — здесь нашла поле своей деятельности конфуцианская
этика. Этические системы оказываются мощнейшими факторами
социально-экономического прогресса.
Менеджер,
претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое,
эмоциональное воспитание работников — существенная сторона всех менеджерских
функций.
Менеджер-инноватор.
Производительность
труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно
ремонтировать старое оборудование.
В условиях
третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной
(первая волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая — с
промышленным переворотом) одной из главнейших сторон менеджерских функций
является деятельность по инновациям. В условиях бурного процесса НТР тот, кто
проявляет медлительность в отношении инноваций, незамедлительно отбрасывается в
хвост прогресса. Потребность в инновациях объясняется очень просто. Считается,
что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество
продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно
латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на введении новшеств.
Менеджер - человеческое существо.
Менеджер не машина, которая работает от
внешних источников энергии. Менеджер - человек, ничто человеческое ему не
чуждо. У каждого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности
поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует
осуществлению менеджерских функций.
мои способности как человека
(темперамент и тип познавательной деятельности)
Темперамент представляет собой важнейшее
свойство личности. Это врожденный тип нервной системы, который определяет силу,
уравновешенность и подвижность нервных процессов. У каждого человека имеет
место определенное соотношение типов темперамента, в мире нет идентичных людей,
каждый из нас индивидуален. Знание своего темперамента дает возможность
руководителю смело осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий,
правильно выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы для работы с
коллективом, грамотно осуществлять свою деятельность, устанавливать
товарищеские отношения с сотрудниками.
Я провела тест под названием
«Ваш «паспорт»: определение формулы
темперамента».
№
|
Качества, характеризующие тип темперамента
|
|
I группа
|
1 |
Вы неусидчивы, суетливы |
|
2 |
Невыдержанны,
вспыльчивы
|
|
3 |
Нетерпеливы |
|
4 |
Резки, прямолинейны в обращении с людьми |
|
5 |
Решительны и инициативны |
|
6 |
Упрямы |
|
7 |
Находчивы в споре |
|
8 |
Работаете рывками |
|
9 |
Злопамятны и обидчивы |
|
10 |
Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми
интонациями речью
|
|
11 |
Неуровновешенны и склонны к
горячности
|
|
12 |
Агрессивны, забияка |
|
13 |
Склонны к риску |
|
14 |
Нетерпимы к недостаткам
|
|
15 |
Обладаете выразительной мимикой |
|
16 |
Способны быстро действовать и решать |
|
17 |
Неустанно
стремитесь к новому |
|
18 |
Обладаете резкими, порывистыми движениями |
|
19 |
Настойчивы в достижении поставленной цели |
|
20 |
Склонны к резким
сменам настроения
|
|
II группа
|
1 |
Вы веселы и жизнерадостны |
|
2 |
Энергичны и деловиты |
|
3 |
Часто не
доводите дело до конца
|
|
4 |
Склонны переоценивать
себя
|
|
5 |
Способны быстро схватывать новое |
|
6 |
Неустойчивы в интересах и склонностях |
|
7 |
Легко переживаете неудачи и неприятности |
|
8 |
Легко приспосабливаетесь к разным
обстоятельствам |
|
9 |
С увлечением беретесь за дело |
|
10 |
Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать
|
|
11 |
Быстро включаетесь в новую работу, быстро
переключаетесь с одной работы на другую |
|
12 |
Тяготитесь однообразием будничной работы |
|
13 |
Общительны, отзывчивы, не тяготитесь, не
чувствуете скованности
с новыми людьми
|
|
14 |
Выносливы и трудоспособны |
|
15 |
Обладаете громкой, быстрой отчетливой
речью с живыми жестами, мимикой
|
|
16 |
Сохраняете самообладание в неожиданной
сложной обстановке
|
|
17 |
Обладаете всегда бодрым настроением |
|
18 |
Быстро засыпаете и просыпаетесь |
|
19 |
Часто несобранны, поспешны в решениях |
|
20 |
Склонны иногда скользить по поверхности,
отвлекаться |
|
III группа
|
1 |
Вы спокойны, хладнокровны |
|
2 |
Последовательны
и обстоятельны в делах
|
|
3 |
Осторожны и рассудительны |
|
4 |
Умеете ждать |
|
5 |
Молчаливы и не любите попусту болтать |
|
6 |
Обладаете спокойной, равномерной речью,
без резко выраженных
эмоций, жестикуляций и мимики
|
|
7 |
Сдержанны и терпеливы |
|
8 |
Доводите начатое дело до конца |
|
9 |
Не растрачиваете попусту сил |
|
10 |
Строго придерживаетесь распорядка в
жизни, системы работе |
|
11 |
Легко сдерживаете порывы |
|
12 |
Мало восприимчивы к одобрению или
порицанию |
|
13 |
Незлобны, проявляете снисходительность к
гостям |
|
14 |
Постоянны в своих интересах и отношениях |
|
15 |
Медленно включаетесь в работу и
переключаетесь с одного дела
на другое
|
|
16 |
Ровны в отношениях с людьми |
|
17 |
Любите аккуратность и порядок во
всем
|
|
18 |
С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке |
|
19 |
Инертны, малоподвижны, вялы
|
|
20 |
Обладаете выдержкой |
|
IV группа
|
1 |
Вы стеснительны и застенчивы |
|
2 |
Теряетесь в новой обстановке |
|
3 |
Затрудняетесь устанавливать контакт с
незнакомыми |
|
4 |
Не верите в свои силы |
|
5 |
Легко переносите одиночество |
|
6 |
Чувствуете подавленность и растерянность
при неудаче |
|
7 |
Склонны уходить в себя |
|
8 |
Быстро утомляетесь |
|
9 |
Обладаете слабой тихой речью, иногда
сниженной до шепота |
|
10 |
Невольно приспосабливаетесь к характеру
человека |
|
11 |
Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и
порицанию |
|
12 |
Предъявляете высокое требование к себе и
к окружающим |
|
13 |
Склонны к подозрительности |
|
14 |
Склонны к мечтательности |
|
15 |
Болезненно чувствительны и легко ранимы |
|
16 |
Впечатлительны до въедливости |
|
17 |
Чрезмерно обидчивы |
|
18 |
Скрытны и необщительны |
|
19 |
Мало активны и робки |
|
20 |
Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у
окружающих. |
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|