Реферат: Становление и сущность психоаналитики
В возрасте от 2
до 4 лет ребенок особое внимание сосредотачивает на актах уринации и дефекации
— это анальная стадия.
Следующая стадия
сексуального развития —фаллическая. По меньшей мере с трех лет ребенок впервые
обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. Фрейд считает. что
желание девочки иметь нонис и понимание того, что его нет — критический период
в развитии женщины. В тот период детства сексуальность достигает вершины и
нередко связана с непосредственным раздражением гениталий. Основным объектом
либидо становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать.
одновременно ревнует и любит отца (Эдипов комплекс); девочка — наоборот
(комплекс Электры). Выходом из конфликта является отождествление себя с
конкурирующим родителем. Так формируется основа морали — супер-Эго (супер-Я)
и возможность активного подавления сексуальных влечении.
К 5—6 годам сексуальная потребность
у ребенка ослабевает переключается на ученье, спорт, различного рода увлечения.
С этого времени наступает так называемый латентный период (6—12 лет).
В подростковом периоде а юношеском возрасте сексуальность
оживает с новой силой. Сначала она проявляется в эротических сновидениях,
поллюциях, преходящем онанизме, а затем либндинозная энергия полностью
переключается на полового партнера. Наступает стадия половой зрелости — генитальная.
При нормальном развитии личности сексуальные представления,
связанные с прегенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу
бессознательного, а соответствующее им представление сублимируется. Однако
нередки случаи, при которых вытеснение инфантильных сексуальных представлении
совершается не полностью, и тогда «ущемленный комплекс» проявляется в виде
ошибочных действий, оговорок, в сновидениях, а в более тяжелых случаях — в
форме невротических расстройств.
В структуре личности Фрейд выделяет
Оно, Я, сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго).
Оно — это первоначальная, основная, центральная и
вместе С тем наиболее архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд,—
«содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в
конструкции — кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые
возникают в соматической организации и которые в Оно находят первое
психическое выражение в форме, нам неизвестной». Оно служит источником
энергии для всей личности, и вместе с тем Оно — целиком бессознательно.
Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Оно, по-прежнему
способны влиять на психическую жизнь человека, при этом со временем сила этого
влияния не уменьшается. Оно можно сравнить со слепым и глухим диктатором,
власть которого неограниченна, но властвовать он может только через посредников.
Оно развивается из Я и в отличие от последнего
находится в постоянном контакте с внешним миром. Я защищает Оно, как
кора дерево, но при этом питается энергией Оно. Посредством накапливания
опыта (в памяти) Я набегает опасных раздражителей, адаптируется к
умеренным и, главное, осознавая мир, посредством активной деятельности способно
перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно обретает
контроль над требованиями Оно, решая: будет ли инстинктивная потребляемость
реализована сиюминутно или ее удовлетворение будет отложено до более
благоприятных обстоятельств. Таким образом, Оно реагирует на
потребности. Я—на возможности. Я находятся под постоянным воздействием внешних
(среда) и внутренних ;
(Оно) импульсов. Нарастание
этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия»,
уменьшение — релаксацией, чувством «удовольствия.» «Я,— считает Фрейд,—
Стремится к удовольствию в старается избежать неудовольствия!.
Супер-Я развивается из Я и является судьей и цензором
его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных
установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функция супер-Я:
совесть, самонаблюдение, формироване идеалов.
В качестве совести супер-Я судит, ограничивает,
запрещает вли разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из
способности супер-Я (независимо от Оно и Я) оценивать
деятельность. направленную на удовлетворение потребности, Формирование идеалов
связано с развитием самого супер-Я, Иногда неправильно отождествляют супер-Я
с поведением одного из родителей. «Супер-Я ребенка,— подчеркивает
Фрейд,— в действительности конструируется не по модели его родителей, а по
модели супер-Я его родителей».
Основная цель взаимодействия всех трех систем; Оно, И
и супер-Я — поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный
уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя
до минимума неудовольствие.
От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил
(внутренних, внешних), Я оберегает себя с помощью таких защитных механизмов,
как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция,
проекция и регрессия.
Фрейд обобщил эти идеи, изложив их
вместе со своей теорией психоаналитического лечения в первой серии лекций по
«Введению в психоанализ» (1916 — 1917). Очень важным моментом в
психоаналитическом лечении является то, что Фрейд назвал «перенесением». Перенесение
основано на том, что во время лечения пациент не только вспоминает события
своего прошлого, но, что более важно, переносит на врача те чувства, которые он
испытывал к людям из своего прошлого, много значившим для него, — чаще всего
к родителям. Он ведет себя с врачом так, как он вел себя с родителями.
Переживание и воспроизведение первоначальных невротических реакций дают пациенту
возможность коррегировать их. Вновь проживая прошлые события, взрослый пациент
имеет возможность преодолеть какие-то травмирующие события или эмоции детства;
его взрослый опыт помогает ему разрешить те эмоциональные трудности, которые в
детстве оказались для него непреодолимыми.
Тем не менее главный тезис Фрейда был в том, что для того,
чтобы излечить, необходимо, чтобы состоялось воспоминание о прошлых событиях и
проникновение в смысл этих событий. Принципиальная цель психоанализа состоит в
том. утверждает Фрейд, «чтобы усилить Я, сделать его более независимым от супер-Я.
расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно
могло освоить новую порцию Оно».
Пионеры психоанализа
Карл Абрахам (1877-1925)
Абрахам родился в Бремене. Учился психиатрии в
Германии и был принят затем на работу в госпиталь в Бургельпли.
До занятий медициной Абрахам увлекался философией и
лингвистикой, что ему весьма пригодилось позднее в работе с психоанализом. Его
интересы в этой области отличались большой широтой: деменция прэкокс, раннее
младенческое сексуальное развитие, маниакально-депрессивные состояния,
кастрационный комплекс женщины, антропологические исследования,
взаимоотношения психологии сновидений и мифологии.
Наиболее значительный вклад Абрахама в эту область относится
к проблеме формирования характера. Он сопоставил оптимистический, легкий, так
называемый оральный характер со все контролирующим, властным, «анальным»
характером, дав классическое описание их, известное нынче любому образованному
человеку. Его основополагающая работа о влиянии ранних прегенитальных закреплений
на формирование характера настолько вошла в плоть и кровь современной
психиатрии. Наиболее существенный его вклад в теорию касается ранних фаз
психосексуального развития, в особенности детских оральных и
анально-эротических проявлений, что помогло Фрейду оформить свою теорию либидо.
Его глубокие замечания по поводу мифологических сюжетов, использование
символов сновидений как ключа к пониманию этих сюжетов оказали влияние как на
других психоаналитиков.
Абрахам написал один из первых психобиографических очерков,
основанных на применении психоанализа. Это был очерк о художнике Сегантини,
уроженце итальянской Швейцарии. Все его работы, включая и исследование
психологии траура и меланхолии, развили идеи, высказанные Фрейдом, и в этом
смысле Абрахам был истинным учеником-последователем; при этом он обнаружил
чрезвычайно тонкое интуитивное понимание бессознательных процессов и очень
высокие способности к наблюдению и обоснованию.
Эрнст Джонс
Родившийся двумя годами поаже
Абрахама — в 1879 г. — в маленькой деревушке в Уэльсе. Эрнст Джонс прошел совсем
другой путь к психоанализу, нежели его среднеевропейские коллеги. Получив
медицинскую степень в 1900 г.. он посвятил себя неврологии. Джонс всегда
интересовался общественными проблемами и. как он писал в автобиографии, «понял,
что ни одну человеческую проблему, особенно социальную, нельзя решить успешно,
не зная досконально биологической природы человека. Обладая исключительными
интеллектуальными способностями, удивительной настойчивостью и уверенностью в
своих силах.
Джонс уже занимался некоторое время психиатрией. За год до
отъезда он прошел специальный аспирантский курс по психиатрии в Мюнхенской
клинике Крэпелина, где он изучал невропатологию у Алоиза Альцхеймера (1864 —
1915) и диагностику у самого Крепелина. На обратном пути в Англию он
остановился в Цюрихе, где и встретился с Юнгом, первым психоаналитиком на его
пути. Приняв пост, предложенный ему в Торонто, он вновь поехал на континент для
полугодовой стажировки. Посетив Юнга в Цюрихе, он принял затем участие в первом
психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге, где и познакомился с Фрейдом. Фрейд
произвел на него огромное впечатление своим интеллектом. На этом же конгрессе
он вошел в круг психоаналитиков и понял, что свое будущее он свяжет с
психоанализом.
За эти годы Джонс познакомился со многими ведущими
американскими психиатрами и нашел, что они гораздо восприимчивее к идеям
психоанализа, чем его английские коллеги. В Англии в то время на высоте была
неврология. а психиатрия почти не развивалась, считаясь каким-то несущественным
придатком неврологии. В Америке все было наоборот: неврология не вызывала
особого интереса. Помимо биографии Фрейда лучшими работами Джонса считаются его
очерки, касающиеся по большей части практического применения
психоаналитических идей в области литературы, искусства, антропологии и
фольклора. Джонс был высоко эрудированным человеком, и эти очерки, написанные
великолепной прозой, проникновенные и тонкие, доказывают, что
психоаналитический подход углубляет наше понимание не только исходных,
примитивных, но и самых утонченных и сложных результатов деятельности
человеческого мозга. Более узкие, специальные работы Джонса были посвящены в
основном прегениталъной фазе развития личности; в этой области он уступал по
уровню лишь Абрахаму.
Джонс умер от сердечного
заболевания в 1958 г., вскоре после завершения монументальной трехтомной
биографии Фрейда.
Шандор Ференци
Ференци (1873 — 1933) — самый
близкий из друзей Фрейда ив протяжении двадцати пяти лет — был. пожалуй,
наиболее оригинально мыслящим среди первых психоаналитиков. Это была теплая и
яркая личность, обладавшая неотразимым обаянием и непосредственностью, чего так
часто лишены психиатры, сохраняющие отстраненное отношение к своим пациентам и
постепенно делающие это свойство своей второй натурой.
Все эксперименты Ференци
основывались на интуитивной убежденности, что изменений в личности пациента невозможно
добиться одним лишь истолкованием, то есть пониманием истории возникновения
симптомов; Ференци. напротив, пытался в процессе лечения усилить эмоциональную
вовлеченность пациента в собственные переживания.
Пожалуй, наиболее серьезным его вкладом в теорию
психоанализа было предположение, что совершенно необязательно воскрешать
забытые воспоминания для изменения невротического образа мыслей и чувств.
Заметным событием в жизни Фрейда был отход от него его
ближайших учеников и соратников Адлера и Юнга, не принявших его концепцию
пансексуалиама.
Алфред Адлер
Адлеровская психология, признавая
бессознательное, не придает ему столь большого значения, допуская его в той
мере, в какой фактор, лежащий вне пределов сознания пациента, предопределяет
его чувство неполноценности.
Адлер заслуживает весьма почетного места в истории
психоанализа и психологии, ибо он возвестил появление важных тенденций в этой
области. Он одним из первых утвердил два главных принципа психосоматической
медицины: изначально присущую организму уязвимость жизненно важных органов и
важность внутреннего взгляда индивида на неисправность своих функций. В 1908
г. Адлер подчеркнул значение агрессии, считающейся сегодня одним из основных
человеческих свойств, с которыми приходится иметь дело клиницистам. Эти идеи
определили систематические исследования по психологии «Я» 30 — 40-х годов.
Адлер одним из первых стал рассматривать взаимоотношения врача и пациента как
важный фактор, помогающий индивиду преодолеть многие из своих проблем. К тому
же нынче многие психоаналитики признают, что наблюдается немало случаев, когда
пациент более озабочен символическим обозначением его сексуальной несостоятельности,
нежели буквальной угрозой в отношении половых органов. Наконец, нужно отдать
должное Адлеру за то всестороннее влияние, которое он оказал на педагогов,
адвокатов, воспитателей. Комплекс неполноценности, мужской протест, значимость
социального вклада — все это практические идеи, оказавшие большую помощь
профессионалам, имеющим дело с проблемами человека.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг родился в 1875 г. в Кессвиле, маленькой
швейцарской деревушке, в семье священника реформистской церкви, увлеченного
классическими науками и изучением Востока; дед и прадед Юнга по отцовской линии
были врачами. До девяти лет Юнг был единственным ребенком, одиноким и
нелюдимым. Впоследствии, уже будучи взрослым, он придавал большое значение
сновидениям и событиям своего детства. Отец с шести лет стал обучать его
латыни, и к моменту поступления в Базельскую гимназию он был намного впереди
своих сверстников; в гимназии он проводил долгие часы в библиотеке,
погруженный в старинные книги. В девятнадцать лет юный библиофил прочел у
Эразма Роттердамского «Volatus atque non vokatus deus aderit»
(«Призываемый или нет, Бог присутствует всегда»), он включил эти слова в свой
экслибрис, а позже велел высечь их на каменной арке над входной дверью своего
дома.
В «Метаморфозах I» Юнг ссылался на
множество источников с целью провести параллель между фантазиями древних,
выраженными в мифах и легендах, и «схожим мышлением детей» . Юнг сделал
неожиданный вывод, что мышление «имеет исторические пласты» , содержащие
«архаический умственный продукт», который обнаруживается в психозе в случае
«сильной» регрессии. Он доказал, что если символы, используемые веками, схожи
между собой, то они «типичны» и не могут принадлежать одному индивиду. В этой
цепи выводов лежит зерно центральной концепции Юнга а коллективном
бессознательном.
Отто Ранк (1884-1939)
Труды Ранка стилистически трудны, кроме того, он дает очень
мало историй болезни для подтверждения своих клинических наблюдений. Он, как и
Адлер, свел всю психологию к упрощенной монолитной системе; в то же время
некоторые из его положений оказались чрезвычайно полезными для психиатрии, в
особенности положение о том. что ребенок должен осознать свое собственное
существование как нечто отдельное от матери.
Ученые, о которых шла речь в этой главе, — Адлер, Юнг и Ранк
— чувствовали себя скованными тесными рамками теории Фрейда, поэтому они
стремились реализовать свой собственный творческий потенциал. В процессе этой
реализации они неизбежно избавлялись от направляющего влияния Фрейда. Каждый
внес свою лепту в психоанализ, и каждый нашел свою собственную нишу. Адлер
открыл свой «жизненный стиль». Юнг — «душу», а Ранк — «творческое
самовыражение»; но будет все-таки справедливым заметить, что их поздние
философские размышления настолько далеко отошли от неукоснительного, скрупулезного
соблюдения принципа систематических научных наблюдений, что это до некоторой
степени подпортило тот вклад, который они могли внести и внесли в психоаналитическую
мысль. По нашему мнению, Фрейд, напротив, даже и в поздних своих философских
трудах редко отслонялся от научной ориентации.
ФИЛОСОФСКИЕ ГОРИЗОНТЫ
Экзистенциализм — сугубо европейское послевоенное явление —
это выражение общей ориентации на проблемы собственного существования в мире.
Это направление диаметрально противоположно бихевиористскому. Экзистенциализм
возвеличивает самосознание — осознание собственного существования — как
основной человеческий опыт. Почему же это философское направление, провозглашенное
в прошлом веке Сереном Кьеркегором (1813 — 1855) и Фридрихом Ницше (1844 —
1900), вновь возродилось в последние несколько десятилетий? И какое отношение
имеет все это к психиатрии? Похоже, что данная философская тенденция — одно из
многих проявлений разочарования европейского человека в его направленном вовне
интересе к физическому миру и в тех ценностях, которые вдохновляли его со
времен Возрождения. Две мировые войны, неизбежно породив и социальный, и
экономический. и духовный крах, вызвали не только оппозицию тем, кто был у власти,
но и общий идеологический протест против ценностей и убеждений, которые, по
мнению людей, привели к катастрофе. Наука стала естественной мишенью этого
протеста, поскольку человек интуитивно чувствовал. что мир. в котором он живет
и который рушится, — это продукт развития науки и техники. Популярность экзистенциализма
показывает, что человек повернулся спиной к миру, который он очень старательно
изучал и которым столь успешно повелевал, призвав на помощь достижения науки
последних трехсот лет. Психоанализ есть научное проявление интровертивного
интереса к самому себе; экзистенциализм — это философская сторона того же
явления. Вот почему за последние два десятилетия многие европейские психиатры
приняли догмы экзистенциализма в качестве своей ориентации. Наиболее известным
американским представителем экзистенциальной школы является Ролло Мей.
редактор издания, вышедшего под названием «Экзистенциальность: новое измерение
в психиатрии и психологии».
Трудно установить, что же отстаивает психиатр-экзистенциалист,
кроме того, чтобы к каждому пациенту подходили с точки зрения его собственных
проблем, или, по их терминологии, «его собственной вселенной». Такая позиция,
разумеется, не отличается от принципов психоанализа. Экзистенциалисты, однако,
считают, что, поскольку психоанализ делает упор на технические приемы и правила
и строго придерживается теоретических формулировок, он неизбежно становится
жертвой собственных догм, утрачивая интерес к отдельной личности.
Экзистенциалисты называют это «методолатрией», обожествлением технических
приемов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|