рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста рефераты

Актуальные конфликты внутри семьи, которые собственно и могли вызвать нарушения в поведении и состоянии ребенка, должны быть не столь велики, чтобы свести на нет достигаемые в ходе психотерапии улучшения.

Важно также, чтобы в результате занятий с психотерапевтом за ребенком не закрепился внутри семьи ярлык «больного» или «ненормального».

Проведение символдрамы должно основываться на наличии готовности ребенка и его способности к представлению образов. Как показывает опыт, способность ребенка к представлению образов проявляется тем сильнее, чем в большей степени он был способен с самого раннего детства играть с куклами, а также участвовать в ролевых играх.

Наконец, при обсуждении противопоказаний нужно учитывать уровень образования психотерапевта, его умение и опытность. В символдраме психотерапевт также полностью включается во все происходящее. От его установки и искусства ведения, его клинического и собственного опыта, а также от его чувствительности и владения эмпатией зависит успех психотерапии.

3.4.3. Возраст

Дети до достижения латентного возраста, т. е. до 6 – 7 лет [53], особенно сильно подвержены воздействию образов и вызываемых ими эмоций. Этот период сравнивают даже с возрастом фантазий или возрастом сказок, в котором неразрывно связаны образное мышление, эмоциональные переживания и телесные ощущения и реакции. Представление ярких образов может быть связано для ребенка в этом возрасте с переживанием сильных страхов, нарушением сна и другими негативными явлениями. Фантазии могут проявляться настолько сильно, что они могут доминировать даже в состоянии бодрствования, в результате чего даже объективно неопасные вещи могут казаться угрожающими. Кроме того, в этом возрасте еще не достаточно сформировались функции зрелого Я[51;54], позволяющие справляться с внутренними и внешними конфликтами.

По этой причине с детьми до 7 лет [53] занятия по методу символдрамы в целом проводятся довольно редко. Кататимно-имагинативная психотерапия возможна в этом возрасте только тогда, когда психотерапевт может дать ребенку, благодаря подчеркнуто суггестивному ведению, необходимое чувство безопасности и защищенности, компенсируя одновременно еще недостаточно зрелую структурную организацию Я [51;54] ребенка и его защитных механизмов. При этом техника психотерапии представляет собой нечто среднее между символдрамой и гипнозом.

Со вступлением ребенка в латентный период [53] становится все более возможным вызывать конфронтацию между бессознательно возникающими в символдраме образами и представлениями ребенка. По этой причине основная масса детей, в работе с которыми применяется символдрама, принадлежит к возрастной группе от 8 до 12 лет.

Это возраст, когда инстинктивные побуждения как бы отходят на задний план, становятся латентными, и вся психическая энергия может быть направлена на развитие Я и механизмов его функционирования. Вся активность ребенка перемещается теперь на активное достижение определенных умений. Тем самым происходит становление столь важного для последующей жизни нарциссического удовлетворения. Ребенок овладевает окружающим миром. Все большее значение приобретает принцип реальности. Место сказочных игр постепенно занимают соревновательные игры. Даже ролевые игры все более приобретают характер борьбы. Фантазия ребенка определяется теперь в значительной мере динамическими действенными представлениями. Все это можно эффективно использовать для проведения символдрамы.

3.5. Эффективность метода

Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества метода символдрамы:

1.      Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества

2.      Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.

3.      Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков, который, столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания ребенка, огромную важность которых для процесса психотерапии показали последние исследования Х. Когута и О. Кернберга. Дети с психическими нарушениями часто испытывают нарциссическое страдание, когда при столь важном для них сравнении их ловкости и умений с достижениями других детей и взрослых они оказываются несостоятельными. В игровой терапии, тоже очень важной в этом возрасте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается с вопросом: что делать, если ребенок не умеет проигрывать? Либо он должен почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разочаровывать ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем самым испытывает конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого поведения. Эта проблема разрешается только в имагинативной психотерапии, в ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии нарциссически обусловленные переживания собственной «грандиозности».

4.      Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.

5.      Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.

6.      Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.

Глава 4. РАБОТА С ПАЦИЕНТОМ ПО МЕТОДУ СИМВОЛДРАМЫ

Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня тревожности в начальном звене. В результате проведенной работы выявлена «Группа риска» состоящая из детей, у которых после двукратного обследования выявлен повышенный уровень тревожности (то есть тревожность не являлся ситуативной). В группу попало 22 человека 13 мальчиков и 9 девочек.

У тревожных детей возникают коммуникативные проблемы, которые проявляются в повышенной агрессивности вербальной и невербальной, в ряде случаев в виде слез, депрессий. Поэтому мы сочли нужным параллельно выяснить проблемность коммуникативной сферы детей.

Коммуникация - смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Для оценки коммуникативности нами использованы методы наблюдения и опроса.

Метод наблюдения - один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Метод опроса - опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Были проведены индивидуальные консультации (Приложение 1) с родителями детей «Группы риска», на которых было получено разрешение проводить с детьми работу по коррекции уровня тревожности. На основании этого сформирована группа из 10 человек, в которую вошли 6 мальчиков и 4 девочки.

Для определения родительского отношения к ребенку мы использовали тест-опросник, разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным (Приложение 2), который позволил выявить систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания личности ребенка и его поступков.

Результаты приведены в Диаграмме 1.

Данный тест-опросник включал пять шкал: «принятие – отвержение», «симбиоз», «кооперация», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник».

Социально желательный образ родительского отношения заключался в шкале «кооперация», которая предполагала заинтересованность родителей в планах и делах ребенка, сочувствие и помощь ему; высокую оценку интеллектуальных и творческих способностей ребенка, наличие чувства гордости за него, поощрение его инициативы и самостоятельности, стремление быть на равных с ним. 10% (1 чел) родителей испытуемых соответствовал данному типу отношений.

Диаграмма 1.

Родительское отношение.

Большинство родителей испытывали социально нежелательные образы отношений:

·     Симбиоз был свойственен 40 % (4 чел.) В данном случае родители стремились к постоянной близкой психологической дистанции с ребенком. Такие родители были спокойны лишь тогда, когда ребенок находился вместе с ними. Они ощущали себя единым целым с ребенком. Ребенок воспринимался ими как маленький и беззащитный. В условиях школы от детей требовалась самостоятельность и автоматизация, которую они не могли проявить, ощущали свою беспомощность в отсутствии родителей становясь высокотревожными.

·     30% родителей относились к своим детям с позиции «авторитарной гиперсоциализации». Данные родители авторитарно требовали от детей подчинения и дисциплины, навязывали свою точку зрения, обнаруживали неумение понять позиции другого человека. При этом не учитывались желание, интересы и природная склонность детей. Часто они внимательно следили за успехами своих детей, ждали высоких результатов, нагружали детей разнообразными секциями и кружками. Учебные перегрузки, ранняя ответственность, контроль и давление родителей на ребенка разрушали его эмоциональное здоровье, приводили к росту тревожности.

·     10% родителей относились к своим детям как  к «Маленьким неудачникам». Они были склонны инфантилизировать детей, не замечать личной и социальной состоятельности. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка им казались детскими несамостоятельными несерьезными. Дети воспринимались как неприспособленные, открытые для дурных влияний. В результате дети постоянно испытывали страхи перед сколько-нибудь сложными ситуациями, боялись незнакомых людей, были неуверенны в собственных силах, нерешительны, необщительны тревожны.

·     10% (1 чел) – родителей относились к своим детям с позиции «отверженный». Детям была предоставлена полная свобода действий, бесконтрольность. Отсутствовала заинтересованность родителей делами и проблемами ребенка. В результате ребенок чувствовал себя никому не нужным, брошенным.

С испытуемыми проведено изучение уровня тревожности по опроснику личностной тревожности Дж. Тейлора (Приложение 3).

Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав MMPI в качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т.А.Немчиным в 1966 году. Опросник состоит из 50 утверждений. Согласно инструкции, испытуемый должен согласиться или  не согласиться  с данными утверждениями. Оценка результатов по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «нет» на высказывания с 1-13 и ответ «да» на высказывания с 14-49 оценивается в 1 балл. Суммарная оценка:

40-50 баллов – очень высокая тревожность 

25-40 баллов – высокий уровень тревожности

15-25 – средний уровень с тенденцией к высокому

5-15 – средний уровень с тенденцией к низкому

0-5 -   низкий уровень.

 

Результаты приведены в Таблице 4 (мальчики) и Таблице 5 (девочки).

Таким образом, из таблицы видно, что у двух мальчиков уровень тревожности средний с тенденцией к высокому (17 и 20 баллов) что составило 33,3 % , у двух - высокий уровень тревожности  (26 и 32 балла) – 33,3 %, у двух – очень высокая тревожность (41 и 43 балла) – 33,3 %.

Таблица 4.

Показатели уровня тревожности у мальчиков до проведения коррекции

Испытуемый Уровень тревожности Характер тревожности
1 32 высокий уровень тревожности
2 41 Очень высокая тревожность
3 20 средний уровень тревожности с тенденцией к высокому
4 17 средний уровень тревожности с тенденцией к высокому
5 26 высокий уровень тревожности
6 43 Очень высокая тревожность

Таблица 5.

Показатели уровня тревожности у девочек до проведения коррекции

Испытуемый Уровень тревожности Характер тревожности
1 17 средний уровень тревожности с тенденцией к высокому
2 36 высокий уровень тревожности
3 21 средний уровень тревожности с тенденцией к высокому
4 19 средний уровень тревожности с тенденцией к высокому

Из таблицы 5 видно, что у трех девочек уровень тревожности средний с тенденцией к высокому (17, 19 и 21 балл) что составило 75 % , у одной – высокий уровень тревожности (36 баллов) – 25 %.

Мы сочли необходимым разделить результаты исследования уровня тревожности у девочек и мальчиков, вследствие  различия источников, содержания и характера тревожности.

В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки [39, 34]. Они более чувствительны к действию неблагоприятных психологических факторов, что облегчает почву для формирования различных типов неврозов. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы.

По содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков. Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми; их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними, страх за родных и близких, опасения доставить им неприятности, переживания за их здоровье, душевное состояние. Девочки опасаются темноты, грозы, пожаров, высоты, а также испытывают беспокойство в ситуациях, традиционно тревожных для людей.

Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности представлена в Диаграмме 2.


Диаграмма 2.

Процентное соотношение детей с различными уровнями тревожности до проведения коррекции.

Обобщая данные  по всей группе испытуемых, видно что:

Очень высокий уровень тревожности – 20% (2 человека)

Высокий уровень тревожности – 50% (5 человек)

Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому – 30% (3 человека)

С детьми были проведены индивидуальные сеансы психотерапии по методу Символдрамы, с прорисовкой отдельных мотивов. В ходе работы после 3-4 сеансов наметилась положительная динамика в эмоциональном состоянии, в коммуникативной сфере, которая начала закрепляться после 5-7 сеансов.

В ходе работы с детьми осуществлялись индивидуальные  консультации с родителями, в которых разъяснялся ход динамики коррекционной работы, а также обговаривались эффективные стратегии взаимодействия с их детьми, с тем, чтобы наметившаяся динамика снижения уровня тревожности стала стабильной по окончанию работы.

По окончанию работы осуществлялась оценка динамики показателя уровня  тревожности детей на фоне психологической коррекции, оценка производилась по опроснику Дж. Тейлора на степень выраженности тревожности, результаты представлены в таблицах 6 и 7.

Таблица 6.

Показатели уровня тревожности у мальчиков после проведения коррекции.

Испытуемый Уровень тревожности Характер тревожности
1 11 средний уровень тревожности с тенденцией к низкому
2 37 высокий уровень тревожности
3 7 средний уровень тревожности с тенденцией к низкому
4 14 средний уровень тревожности с тенденцией к низкому
5 24 средний уровень тревожности с тенденцией к высокому
6 35 высокий уровень тревожности

Таким образом, из таблицы видно, что у четырех мальчиков уровень тревожности средний с тенденцией к низкому (7, 11, 14, 24 баллов) что составило 66,7 % , у двух - высокий уровень тревожности  (35 и 37балла) – 33,3 %.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6