рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста рефераты

Пациента просят выбрать, чем он будет рисовать, вырезать из рулона бумаги «свой» формат и что-нибудь нарисовать в течение примерно 20 минут.

Если психотерапевт наблюдает за процессом рисования пациента, то необходимо фиксировать сопровождающие его эмоциональные проявления. Если такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях можно сделать вывод по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале [44].

Один из них – это величина и формат выбранного листа бумаги.

Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.

Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную самооценку, «маленькие», «скромные».

Следующий объективный диагностический критерий – это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.

Горизонтальный формат выбирают обычно люди, стремящиеся охватить одновременно как можно больше областей в жизни. Это характерно для экстенсивного типа личности. Обычно на рисунке изображается несколько предметов, дорога и т. п.

Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то деле. Это интенсивный тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся вверх предмет.

Важно, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края. Это типичный признак эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.

Следующий важный диагностический критерий – это наличие или отсутствие специально нарисованных пациентом рамок. Рамка может свидетельствовать о стремлении пациента отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых, как раз и служит рамка. «Рамка» может быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка находится такое незанятое цветом пространство.

Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю часть рисунка – заниженный уровень притязаний и низкую самооценку. Левая сторона рисунка соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая сторона – интеллектуально-рациональной сфере личности. В соответствии с этим, с какой стороны рисунка образовалась «рамка» из незанятого пространства – в той сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность.

Большое значение имеют средства, которые пациент выбирает для рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть большой. И если из всех материалов пациент выбирает, например, простой карандаш – это говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопределенностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты. Тушь (особенно черная), как правило, соответствует агрессивности. Если из всего многообразия средств для рисования пациент выбирает шариковую ручку – это говорит о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Признаком внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней свободы может служить следующая последовательность выбора изобразительных средств: 1. цветные карандаши, 2. восковые мелки, 3. пастель, 4. гуашь, 5. акварель. В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.

Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»). При обсуждении рисунка пациента можно спросить: «Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?»

С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил.

Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное пациент бессознательно располагает на переднем плане, – опять же, как бы потом он сам ни комментировал свой рисунок. Само наличие или отсутствие перспективы – это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна.

При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»).

Один из таких диагностических критериев – это особенность изображения линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между «небом» и «землей» – это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между «верхом» и «низом».

3.3.3. Символика цвета и чисел

Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому при анализе рисунка важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.

Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности – предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений (Таблица 2). Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.

Интерпретация цветов в Символдраме.

Таблица 2.

цвет

Положительные характеристики

Отрицательные характеристики

красный

любовь, страсть

эротическое начало

вдохновение

агрессия

ненависть

опасность

синий

разум

дисциплина

порядок, верность

безумие

иррациональность

желтый

открытость

активность

свобода, слава, сила

ревность, зависть

жадность, лживость

мания, бред

оранжевый

Зрелость личности

радость

энергия, сила

вытесняет другие цвета

страсть борьбы и войны

зеленый

Витальное начало

рост

надежда

яд

болезнь

незрелость

фиолетовый

равновесие

мистика, колдов. чары

сокровенное знание

покаяние

внутреннее беспокойство

тревога, отречение

меланхолия

коричневый

материнство

плодородие

земля

грязь

гной

кал

черный

достоинство

торжественность

смерть

траур

грех

белый

чистота

гармония

привидение

траур

серый

неясность

туман

депрессия

Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека. При интерпретации (Таблица 3) символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне гипотезы, достоверность которой проверяется на основании совокупности всех имеющихся рисунков, образов и сновидений, а также данных анамнеза.

Таблица 3.

Значение чисел

Число Значение
Один С одной стороны всеобщность, абсолютность, с другой одиночество, нарциссические тенденции
Два С одной стороны соединение двух, пара, связь, соответствие, с другой разделение, полярность, противопоставление, противоположность, сомнение
Три число полноты, совершенства. Развитие, цикл, динамика, степень превосходства
Четыре Число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики, идеально устойчивая структура
Пять Символизирует скрытое, сокровенное знание, магию, число человека, число его тела: руки, ноги и голова
Шесть Разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей, это число равновесия
Семь общая, в представлении многих культур, универсальная идея Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра и т.д.)
Восемь С одной стороны число статичности, космической симметрии с другой число стагнации, застоя психических процессов
Девять Воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах.
Десять Число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук.
Одиннадцать простое число, символ неразрешимого.
Двенадцать Число полноты  и равновесия, основание двенадцатеричной системы исчисления. Несет в себе, в основном, только положительное значение
Тринадцать Самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье.

Не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок - это, прежде всего метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации.

Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка, образа или сна. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться – в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило, проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке пациента. Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности образов и рисунков.

3.4. Показания и противопоказания для применения символдрамы

3.4.1.  Показания для применения символдрамы

Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое «декондиционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Символдрама успешно используется при лечении детских навязчивых состояний [44]. Положительный эффект психотерапии связан, среди прочего, с тем, что отколовшийся от сознания, т. е. вытесненный материал «возвращается» в символической форме в образное сознание. Тем самым прекращается навязчивое повторение как защитный механизм против вытесненного.

Символдрама показана также в случаях нейро- и психовегетативных нарушений средней тяжести, психосоматических расстройств, ночного недержания мочи (энуреза), заикания, нервной анорексии и других нарушений питания, деструкции функциональных или психических компонентов при внутренних или других заболеваниях, в случае обусловленных невротическим развитием личности нарушений адаптационной способности, при замкнутости, закомплексованности, в случае нарушений концентрации внимания и проблем с успеваемостью в учебе.

3.4.2. Противопоказания для применения символдрамы

Явных противопоказаний для применения символдрамы в случае эмоционально обусловленных нарушений поведения детей и подростков нет. Психика ребенка находится еще в постоянном развитии. Поэтому возможные нарушения еще не окончательно закрепились и поддаются коррекции. Следует, однако, быть осторожным при ярко выраженных приступах страха и тяжелых депрессивных состояниях.

Противопоказанием для применения символдрамы в целом является:

1.      Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85.

2.      Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния.

3.      Церебрально-органические синдромы.

4.      Недостаточная мотивация, даже в случае простой, глубоко не проникающей психотерапии.

Как и при работе со взрослыми пациентами, сложности применения символдрамы возникают, если у ребенка наблюдаются яркие шизоидные или ярко выраженные навязчивые особенности личности.

В случае работы с запущенными или делинквентными (с криминальным поведением) детьми вопрос о применении символдрамы должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. В целом можно сказать, что символдрама в данном случае тем более показана, чем сильнее выражены невротические составляющие в структуре личности.

Решая вопрос о показании или противопоказании символдрамы необходимо всякий раз учитывать уровень развития ребенка в настоящий момент. На определенных фазах развития особенно благоприятно сказывается свойственная символдраме контролируемая регрессия. В то же время бывают периоды, когда контролируемая регрессия противопоказана.

Принимая решение о начале психотерапии по методу символдрамы, необходимо учитывать динамику внутри семьи ребенка. При этом должны быть соблюдены следующие предварительные условия. Родители должны быть готовы к продуктивному сотрудничеству с психотерапевтом. В отдельных случаях, особенно в случае работы с более старшими детьми, может быть достаточно, если родители, по меньшей мере, не будут противодействовать психотерапии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6