рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Симонов - писатель-фронтовик рефераты

Симонов был счастливчиком, избегнувшим опасностей времени, в котором гибли, исчезали навсегда, подвергались преследованиям и унижениям настоящие поэты. «Этому учит нас партия, этому учит нас товарищ Сталин» — для заместителя генерального секретаря Союза советских писателей СССР не ритуальная формула в «премиальном» выступлении под названием «Большой день советской литературы», а символ

веры. Чем это все перекрывалось? Да все тем же — служением Родине.

К. Симонов писал: «Если говорить о той общественной деятельности, которой я занимаюсь, и которая непосредственно связана с моей писательской работой и моим личным жизненным опытом, то еще несколько лет назад я сделал для себя окончательный выбор и решил до конца своей жизни класть все оставшиеся у меня силы на то, чтобы, во-первых, в меру своих сил и понимания, писать и говорить правду о войне; во-вторых, опять-таки в меру сил и понимания, мешать тому, чтобы о ней говорили или писали неправду, в-третьих, стремиться к тому, чтобы роль рядового участника войны, вынесшего на своем горбу ее главную тяжесть, предстала перед последующими поколениями и во всем ее подлинном трагизме, и во всем ее подлинном героизме. И, наконец, в-четвертых, я считаю своим личным долгом во всех тех случаях, когда я сталкиваюсь с несправедливостями, совершенными сейчас или раньше по отношению к тем или иным участникам войны, сделать все, что от меня зависит, чтобы, прибегая к помощи других людей, исправить подобные несправедливости.

И первое, и второе, и третье, и четвертое – все это для меня связано в один узел, этим я занят и это является целью моей жизни»[61].

К.М. Симонов участвовал во многих встречах, связанных с усилиями деятелей мировой культуры противостоять пропаганде войны и военным приготовлениям, в нем жила память 1941-1945 годов. А. Караганов вспоминал: «Парадоксально, однако же факт: при всем том, что Симонов всегда последовательно, убежденно и настойчиво отстаивал свою позицию, на каждой новой встрече он буквально «обрастал» друзьями-оппонентами; покорял непринужденностью и свободой разговора, уважительным, вдумчивым отношением к аргументам тех, с кем спорил»[62].

Константин Михайлович был убежденным государственником. Он, например, остро переживал события в Венгрии в 1956 г. или в Чехословакии в 1968 г., кризисные явления в Советском Союзе, стоял за перемены, но в отличие от некоторых диссидентов он не хотел быть участником разрушения страны, чтобы потом не сокрушаться по поводу того, что с нами произошло и глупо объясняться, что «мы не этого хотели». В этом суть ответственности писателя перед обществом и смысл некрасовских слов «гражданином быть обязан».

Кто-то назвал Симонова «советским Киплингом». Это в известной мере правильно - и в отрицательном, и в положительном смысле. Но как примитивно приписывать Киплинга к английскому империализму, так примитивно приписывать Симонова к сталинизму. Киплинг и Симонов, дети разных обществ, разных классов, представители разных идеологий, в одном были схожи - они отражали в своих произведениях и империализм, и сталинизм как историческую данность.

3.2. Константин Михайлович Симонов и Иосиф Виссарионович Сталин

Симонов был близок вождю, считался его любимцем. Симонов-любимец Сталина, Хрущева, Брежнева;  герой, кавалер семи орденов, лауреат четырех сталинских премий; во времена Сталина - кандидат в члены ЦК.

Сталинисты-догматики говорят о нем как о человеке, который, прославив Сталина при жизни, предал его после смерти. Антисталинисты-максималисты недовольны его половинчатостью в оценках Сталина и его эпохи. В этом аспекте интересен взгляд Е. Евтушенко: «Я видел Симонова на траурном митинге в марте 1953 года, когда он с трудом сдерживал рыдания. Но, к его чести, я хотел бы сказать, что его переоценка Сталина была мучительной, но не конъюнктурной, а искренней. Да, из сегодняшнего времени эта переоценка может казаться половинчатой, но не забудем того, что когда-то в оторопевших глазах идеологического генералитета эта страдальческая половинчатость выглядела чуть ли не подрывом всех основ»[63].

В письме Э.А. Наумову от 25 октября 1959 года читаем: «…Синцов готов в июле 1941 года положить жизнь за Сталина – и это историческая правда. Но правда и то, что у людей в душах их бывали разные оттенки в отношении к безусловно великой личности Сталина. И были у этой личности черты, а в его биографии действия, с которыми и тогда в той или другой мере не могли согласиться души людей. Об этом я говорю – и то тоже историческая правда».

Далее: «…роль Сталина в войне я ни в какой степени не преуменьшаю. Хотя за самое начало войны на нем лежит великая и трагическая вина перед народом, потом он сделает в этой же войне много великого и достойного жить в памяти народной».

Обращаясь к разоблачению «культа личности» на ХХ съезде партии в письме Э.А. Наумову Симонов описывает свои собственные мысли и чувства: «Меня лично ХХ съезд и то, что я узнал на нем, заставили на многое в деятельности Сталина взглянуть по-другому… Не могу и не желаю отказаться от переоценки некоторых сторон деятельности Сталина. Хотя, разумеется, не могу и не хочу закрывать глаза и на то великое, что он действительно сделал»[64].

В предисловии к шеститомного собранию сочинений К. Симонов пишет: «Одна из самых трагических черт минувшей эпохи, связанных с понятием «культа личности», заключается в противоречии между тем, каким Сталин был на самом деле, и каким он казался людям. И едва ли стоит смягчать это, уже теперь прочно закрепленное в нашем сознании, трагическое противоречие. Я глубоко убежден, что в книгах, изображающих историю нашего общества, будет рассказана вся правда о всех сторонах нашей жизни в разные эпохи, в том числе и вся правда о Сталине. Это необходимо для нормального развития нашего общества, и это, безусловно, будет сделано. Но не думаю, что мы, писатели, должны при этом делать вид, что уже тогда, в те годы знали все наперед. Во всяком случае, я к числу таких провидцев не принадлежал. Могу добавить - к сожалению. Но это не меняет сути дела»[65].

К. Симонов осознавал тяжелейшие последствия, которые принес стране культ личности Сталина. Он считал, что самые серьезные из них лежат в психологии людей, и «потому так трудна работа с последствиями культа личности, что…с ними приходится бороться не только в других людях, но и в самом себе»[66].

Тем не менее Сталин был и остался для Симонова фигурой загадочной. Тайной и загадкой, которую Симонов всю свою сознательную жизнь разгадывал, — именно поэтому его посмертной книгой стала книга именно о Сталине, — «Глазами человека моего поколения», опубликованная только через десять лет после его смерти, в 1988 году, на страницах журнала «Знамя», где он публиковал свои довоенные стихи.

В стихотворении «Политрук», опубликованном в журнале «Огонек» (1961, №44) Константин Михайлович Симонов пишет:

«В бой за Родину!» - крикнул он хрипло. –

«В бой за Ста…» - так смерть обрубила.

Сколько б самой горькой и страшной

С этим именем связанной правды

Мы потом не брали на плечи,

Это тоже было правдой в то время.

С ней он умер, пошел под пули[67].

В письме Л-ну 25 декабря 1961 года автор замечает по поводу этого стихотворения: «Я пишу в нем то, что думаю, а если я думаю сейчас о Сталине иначе, чем я думал в 1941 году, то я не чувствую себя виноватым в этом. Я вовсе не стыжусь того, что в 1941 году писал с фронта, из Заполярья в «Красную звезду» стихи, начинавшиеся словами: «Товарищ Сталин, слышишь ли ты нас?» Я писал их искренне и глубоко верил в этого человека»[68].

По мнению некоторых современных исследователей, размышления о Сталине - «Глазами человека моего поколения» - попытка оправдать свое активное участие в идеологической жизни 1940 - 50-х гг. Но более глубокий взгляд позволяет увидеть, что в своих посмертно опубликованных записках «Глазами человека моего поколения» Симонов честно поведал о нелегкой для него поре переосмыслений, в том числе отношения к Сталину.

Очень сложной порой внутренней ломки, преодоления кризисного состояния была для Симонова середина 50-х годов. С этого момента начинается новый период творчества Симонова.

Будучи человеком и общественным деятелем, который заботился о том, чтобы в изображении войны была соблюдена историческая правда, в своих публикациях и переписке К.М. Симонов нередко обращается к проблеме упоминания имени Сталина как в собственных произведениях о военной поре, так и вообще в литературе о Великой отечественной войне.

Так, в предисловии к шеститомного собранию сочинений К. Симонов пишет: «Несколько слов об упоминаниях имени Сталина. Как ни тягостно вспоминать многое из того, что на протяжении тридцати лет было связано в нашей истории с его именем, в то же время попытки выбросить это имя из истории - бессмысленны. Я не включил в Собрание сочинений несколько стихотворений, через которые этот человек проходил в том качестве, в котором он существовал для меня тогда и в каком не существует для меня теперь в качестве примера настоящего коммуниста и интернационалиста. Но я не испытывал душевной потребности вычеркнуть из шеститомника такое, написанное вскоре после войны стихотворение, как «Митинг в Канаде», в котором для меня слово «Сталин», рядом со словами «Сталинград» и «Россия», существовало как один из символов нашей победы над фашизмом. То же самое относится и к некоторым страницам моих пьес и прозы военных лет».

А вот отрывок письма В.Р. Щербине 27 декабря 1964 года: «Я увидел в материале Пастернака скобочки в двух местах, где по тому времени вполне к месту и с большим внутренним достоинством упоминается Сталин. Я категорически против таких купюр. Кому они нужны?

Наличие таких упоминаний подчеркивает сложность проблемы Сталина для всей нашей литературы, для самых разных ее представителей»[69].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей стране литература, освещающая военную тему, весьма обширна, однако творчество Константина Михайловича Симонова и сегодня остается наиболее глубоким художественным исследованием Великой Отечественной войны.

Проанализировав творчество и деятельность Константина Симонова в соответствие с целью нашей работы, мы пришли к следующим выводам.

Основным жанром военного корреспондента Симонова является очерк. Главная задача Симонова как военного корреспондента – показать дух Армии, конкретного человека в условиях фронта, отразить жизненные обстоятельства, сформировавшие характер героя.  Характеризуя в целом военные очерки К. Симонова, следует отметить, что все они отличаются большим вниманием к военным деталям, автор пишет о новых военных задачах и их решении, о боевом мастерстве, отваге и героизме воинов. При этом прямо говорит о трудностях боев, о великих испытаниях, выпавших на долю русского народа.

В творчестве Симонова можно условно выделить три группы очерков: очерки-характеристики, очерки – большие эпизоды и очерки – путевые заметки. Очерки-характеристики описывают реального человека, позволяют увидеть рождение нового человека на войне, включают в себя психологический портрет героя. Особое место в таких очерках занимает тема дружбы. Рассказывая о фронте и фронтовиках, К. Симонов отмечает то особенно развитое чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и выручки, которое стало в нашей Армии одним из ведущих установлений. Создавая образ героически сражающегося воина, русского человека на войне, К. Симонов также останавливается и на характеристике врага.

Очерки-боевые эпизоды посвящены описанию военных операций и роли людей в них. Такие очерки призваны создать ощущение общей картины героически сражавшейся армии, показать роль различных военных профессий в победе над врагом.

Очерки-путевые заметки отражают взгляд К. Симонова на все, что ему удалось увидеть на фронтовых дорогах, правдиво показывают не только внешние события, но и раскрывают душу русского человека на войне.

Очерк для К. Симонова во время войны являлся важнейшим видом литературного оружия. При всем тематическом разнообразии, богатстве и разносторонности жизненного материала, широте охвата действительности, отличающих очерки Симонова, в них ясно виден тот основной круг идей, который определяет содержание его военного творчества и является общим для всей литературы Великой отечественной войны. Очерки К. Симонова проникнуты идеями уважения к родной стране, непоколебимой верности патриотическому долгу, безграничной самоотверженности в борьбе за правое дело. В творчестве Симонова-военного корреспондента нашло свое отражение морально-политическое единство русского народа, высокая сознательность, чувство личной ответственности за судьбу государства, проявившиеся в самые тяжелые для Отечества годы.

2. Убедительность военной поэзии Симонова определяется ее художественностью, конкретностью, точным адресатом его стихов, тем, что они почти всегда заканчиваются не размышлением, а призывом к действию.

Первые военные стихи К. Симонова были прямым призывом, служили цели поддержания воинского духа солдат, а не только служили описанием событий военной поры, но и показывали их как результат определенного состояния человеческой души.

Поэт Константин Симонов сумел выразить связь своих сверстников, военного поколения с исконно русскими традициями, передать в своей поэзии неразрывность глубоко личных интимных чувств война с его великим патриотическим долгом, выразить всеобщую душевную жизнь русского народа во время Великой Отечественной войны.

3. Прозаическое творчество К. Симонова строится на тех же основных принципах, что и публицистика: он писал о войне как о тяжелом и опасном труде народа, осмысливал проблему взаимоотношений войны и человека, неразделимость личного и социального, частных и общих судеб. Война бесчеловечна, жестока и разрушительна, но она вызывает огромный рост гражданской активности и осознанного героизма. Одной из основных тем военной прозы Симонова является тема соотношения жизни и смерти на войне.

Герой прозы К. Симонова, так же, как и его лирический герой - К. типичный представитель своего поколения. Симонов настойчиво стремился к тому, чтобы раскрыть героизм солдата без всяких прикрас и преувеличений, во всей его великой доподлинности. Поэтому так сложна в его произведениях структура конфликтов, неизменно включающая в себя помимо основного антагонистического столкновения с фашизмом и широко разветвленную сферу конфликтов внутренних, нравственных, мировоззренческих.

4. Драматургия К. Симонова продолжает тему неразрывной связи жизни и смерти на войне. Глубоко раскрывая психологические особенности жизни человека в военное время, пьесы К. Симонова имеют и другое значение: агитационность, прямое воздействие на зрителя.

5. Послевоенная общественно-политическая деятельность К. Симонова была тесно связана с Великой отечественной войной, с тем, чтобы в ее описаниях была сохранена историческая правда, также много усилий было направлено им на то, чтобы противостоять пропаганде войны, на дело мира.

Результаты нашего исследования позволяют использовать основные выводы работы при разработке уроков и внеклассных мероприятий по истории и патриотическому воспитанию учащихся.


ЛИТЕРАТУРА

1.         Алигер М. Беседа//Константин Симонов в воспоминаниях современников. – М., 1984. -С.46-63.

2.         Бузина О. Сто первых суток войны Константина Симонова //Киевские ведомости, № 45 (363), 05.11.1999 

3.         В. Еременко. Вблизи сильных мира. Константин Симонов// Литературная Россия, 1 февраля 2002 г.№ 5.

4.         Гареев М. Всегда в строю. Константин Симонов и военная тема//Независимая газета, №25 (72), 30 июня 2001 г.

5.         Караганов А. Из давнего и недавнего //Константин Симонов в воспоминаниях современников. – М., 1984. – С.120-132.

6.         Коган А. “...Снова к прошлому взглядом приблизимся...” (Константин Симонов, Илья Эренбург. В.. одной газете... Репортажи и статьи 1941—1945)//Новый мир, 1980, №2. – С.266-273.

7.         Лазарев Л.И. Драматургия К. Симонова. М., 1952

8.         Лазарев Л.И. Поэзия военного поколения. М., 1966

9.         Песков В. Камень под Могилевом//Константин Симонов в воспоминаниях современников: Сборник. – М., 1984. – С. 596-603.

10.       Сенявская Е.С. Образ Германии и немцев в годы Второй мировой войны глазами советских солдат и офицеров// Военно-исторический архив. Вып.13. – С.11-58.

11.       Симонов К. Военная лирика. – М.: Советская Россия, 1968.

12.       Симонов К. Мурманские дневники// Молодая гвардия, 1938, №6.

13.       Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – 720 с.

14.       Симонов К. Собрание сочинений в шести томах. Т.1. - М.: Художественная литература, 1966.

15.       Симонов К. Три тетради. М.: Воениздат, 1964.

16.       Симонов Константин. Война: Стихи, 1937-1943 гг. М.: Сов. писатель, 1944. - 148 с.

17.       Симонов Константин. Из фронтового блокнота: [Проза и стихи]. М.: Сов. писатель, 1941. - 70 с.

18.       Симонов Константин. Сочинения. Т. 1: Стихи и поэмы: (Автобиография). М.: Гослитиздат, 1952. - 320 с

19.       Слова, пришедшие из боя /Сост. А.Г. Коган – М.: Книга, 1980. – 285 с.

20.       Слова, пришедшие из боя: Статьи. Диалоги. Письма. Вып.2 /Сост. А.Г. Коган. – М.: Книга, 1985. – 240 с.

21.       Строфы века. Антология русской поэзии/ Сост. Е.Евтушенко. - Минск-Москва: «Полифакт», 1995.

22.       Тихонов Н. Певец боевой молодости// Красная звезда, 17 апреля 1942 г.

23.       Ульянов М. Надежный остров //Константин Симонов в воспоминаниях современников. – М.,1984. – С.498-501.

24.       Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. – М.: Советский писатель, 1979. – 416 с.


Приложение

Алигер М. – поэтесса;

Вишневская И. – литературовед, автор статей и книги «К. Симонов» (1966);

Галлай М. – участник Великой Отечественной войны, Заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), доктор технических наук, писатель;

Голубев С.Н. – фронтовик, кореспондент К. Симонова;

Евтушенко Е. – поэт;

Иванишева А.Л. – мать К.М. Симонова;

Иванищев А.Г.- отец К.М. Симонова, преподаватель военного училища;

Калинин М.И. – советский государственный и партийный деятель, с 1938 года председатель Президиума Верховного Совета СССР;

Кипиани – командующий полка в боях на Днепре, встречался с К. Симоновым во время войны;

Кольцов М. – поэт;

Косолапов В. – журналист;

Лазарев Л. – литературный критик, биограф К. Симонова;

Макаров А.- литературовед, автор статей о К. Симонове;

Ортенберг –редактор «Красной звезды»;

Сельвинский Илья – поэт, драматург;

Сталин И.В. – генеральный секретарь ЦК ВКП(б);

Суворов В. – писатель, автор военно-исторических романов;

Трошкин Павел – военный корреспондент «Известий», в 1941 году был с К. Симоновым в 172-й стрелковой дивизии под Могилевом;

Феоклистенко В.А. – ветеран войны, корреспондент К. Симонова;

Финк Л. – литературный критик, автор книги «Константин Симонов. Творческий путь» (1979);

Фрадкина С.Я. – литературовед, критик, автор работ о творчестве К. Симонова;

Эренбург И. – корреспондент, писатель, общественный деятель.


[1] Тихонов Н. Певец боевой молодости// Красная звезда, 17 апреля 1942 г.

[2] Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. – М., 1979. – С.6.

[3] Симонов К. Три тетради. М.: Воениздат, 1964. – С.584.

[4] «Литературная учеба», 1938, №3. – С.100-102.

[5] Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. – М., 1979. – С. 37-38.

[6] Мурманские дневники// Молодая гвардия, 1938, №6. – С.141.

[7] Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. – М., 1979. – С.22.

[8] Цит. по: Л. Финк. Константин Симонов. Творческий путь. – М.: Советский писатель, 1979. – С.38.

[9] Суворов В. День «М». – 1993. – С.5.

[10] Симонов К. Военная лирика. – М.: Советская Россия, 1968. – С.3-4.

[11] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С. 284.

[12] Цит. по: Бузина О. Сто первых суток войны Константина Симонова //Киевские ведомости,№ 45 (363), 05.11.1999 

[13] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.80.

[14] Цит. по: Гареев М. ВСЕГДА В СТРОЮ. Константин Симонов и военная тема//Независимая газета, №25 (72), 30 июня 2001 г.

[15] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.233.

[16] Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. Вып.2 /Сост. А.Г. Коган– М.: Книга, 1985. – С.86.

[17]Гареев М. ВСЕГДА В СТРОЮ. Константин Симонов и военная тема//Независимая газета, №25 (72), 30 июня 2001 г.; Слова, пришедшие из боя: Статьи. Диалоги. Письма. Вып.2/Сост. А.Г. Коган. – М.: Книга, 1985. – С.86.

[18] Слова, пришедшие из боя. – М.: Книга, 1980. – С.181.

[19] Песков В. Камень под Могилевом//Константин Симонов в воспоминаниях современников: Сборник. – М., 1984. – С.601.

[20] Слова, пришедшие из боя. – М.: Книга, 1980. – С.184.

[21] Слова, пришедшие из боя. – М.: Книга, 1980. – С.181.

[22] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.234.

[23] Симонов К. Собрание сочинений в шести томах. Т.1. М.: Художественная литература, 1966.

[24] В. Еременко. Вблизи сильных мира. Константин Симонов// Литературная Россия, 1 февраля 2002 г.№ 5.

[25] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.598.

[26] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.599.

[27] Гинзбург Л. О лирике. – Л.: Советский писатель, 1974. – С.8.

[28] Симонов К. Военная лирика. – М.: Советская Россия, 1968. – С.3-4.

[29] Симонов К. Военная лирика. – М.: Советская Россия, 1968. – С.6.

[30] Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. – М.: Советский писатель, 1979. – С.72.

[31] Симонов К. От Халхин-Гола до Берлина. – М.: изд-во ДОСААФ, 1973. – С.4.

[32] Цит. по: Ортенберг Д. Каким я его знал //Константин Симонов в воспоминаниях современников. – М., 1984. – С.95-96.

[33] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С. 608-609.

[34] Симонов К. От Халхин-Гола до Берлина. – М.: изд-во ДОСААФ, 1973. – С.8.

[35] Макаров А. Серьезная жизнь. – М., 1962. – С.384.

[36] Вишневская И. Константин Симонов. – М., 1966 – С.99.

[37]Цит. по: Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. Вып.2 /Сост. А.Г. Коган– М.: Книга, 1985. – С.85

[38] Симонов К. Солдатское сердце// Литература и искусство, 15 апреля 1942 года.

[39] Цит. по: Л. Финк. Константин Симонов. Творческий путь. – М.: Советский писатель, 1979. – С.55.

[40] Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. – М.: Советский писатель, 1979. – С.55.

[41] Цит. по: Константин Симонов в воспоминаниях современников. М., 1984. – С.226.

[42] Борщаговский А. Жизнь, стоящая того, чтобы жить//Константин Симонов в воспоминаниях современников. – М., 1984. – С.229.

[43] Лазарев Л. «Военная проза Константина Симонова». – М.: Художественная литература, 1974. – С.19.

[44] Цит. по: Финк Л. Константин Симонов. – М., 1979. – С.151-152.

[45] Борщаговский А. Жизнь, стоящая того, чтобы жить//Константин Симонов в воспоминаниях современников. – М., 1984. – С.232-233.

[46] Симонов К. Письма в театр// Сегодня и давно. – М., 1974. – С.300.

[47] Симонов К. Сегодня и давно. – М., 1974. – С.113.

[48] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.95.

[49] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.234-235.

[50] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.194.

[51] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С. 420.

[52] Симонов К. Июнь-декабрь //Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – С.39.

[53] Алигер М. Беседа//Константин Симонов в воспоминаниях современников. – С.54.

[54] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.609.

[55] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.610.

[56] Алигер М. Беседа//Константин Симонов в воспоминаниях современников. – С.55.

[57] Иванова Н. Константин Симонов глазами человека моего поколения//Знамя, 1999, №7.   

[58] «Новый мир», 1956, №12. – С.249-251.

[59] В. Еременко. Вблизи сильных мира. Константин Симонов// Литературная Россия, 1 февраля 2002 г.№ 5.

[60] Ульянов М. Надежный остров //Константин Симонов в воспоминаниях современников. – С.500.

[61] Цит. по: Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. Вып.2 /Сост. А.Г. Коган– М.: Книга, 1985. – С.85

[62] Караганов А. Из давнего и недавнего //Константин Симонов в воспоминаниях современников. – М., 1984. – С.127.

[63] Строфы века. Антология русской поэзии/ Сост. Е.Евтушенко. - Минск-Москва: «Полифакт», 1995.

[64] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.113.

[65] Симонов К. Собрание сочинений в шести томах. Т.1. М.: Художественная литература, 1966.

[66] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.338-339.

[67] Симонов К. Собрание сочинений в шести томах. Т.1. М.: Художественная литература, 1966. – С.298.

[68] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.144.

[69] Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. – М., 1990. – С.266.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7