рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам рефераты

Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга.

3) Функция организации досуга – имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «Социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив. Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло оно от глагола «досегать», буквально означало – время, когда можно что-то достичь. Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Важно, чтобы досуг был коллективным, тогда ему с радостью предаются все члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое привыкание и отчуждение.

4) Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н. Я. Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека».

Воспитательная работа – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:

а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности;

б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания;

в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:

1) Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;

2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе.

Сорокин дополняет вышеперечисленные функции такими, как социально-физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного эгоизма […..].

Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями […..].

Процессы социализации в семью включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в системе брака, формализированных различным образом личностными особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития. Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно, поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь, однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного жизненного опыта; каждая семьи развивает собственную динамику внутрисемейных отношений […..].

Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

1.2. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое

развитие подростков

Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не успокоят его, это может привести к беде […..].

Не зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим; подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и матери, которые должны создавать все это [       ].

Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы лечатся [       ].

На протяжении ХХ века менялись представления народа об алкоголизме. Если в первую половину столетия пьянство считалось пороком, которого следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания.

Алкоголизмом можно назвать систематическое бесконтрольное употребление алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.

Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем начало рассматриваться как болезнь. Немного позже термин «болезнь» был заменен на другой, а именно – «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов – физической и психической зависимости […..].

Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже подростки.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство родителей. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психического развития подростка мы ни затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера, лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д. […..]

Когда в семье пьет один из родителей, это приводит к разводам, которые отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику подростка […..].

Если же пьют оба родителя, это вдвойне опасно. В нетрезвом состоянии они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные «промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие […..].

Неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.

Нередко встречается прямое культивирование патологических форм поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого характера подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина […..].

Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы купить спиртное, и подталкивают своих детей к попрошайничеству, воровству, проституции и даже убийствам.

Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в инвалида.

Нередки случаи, когда родители приводят домой собутыльников, которые, пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство – причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц.

В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за пьяниц-отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в тяжелую хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества […..].

Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват – пьяные отцы или пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием – алкогольной болезнью. Необходимо приветствовать любой шаг (пусть даже еще научно не обоснованный) на пути преодоления всего того, что приводит к пьянству […..].

Негативное влияние семьи алкоголиков оказывают  на физическое развитие и эмоциональное благополучие подростка, на систему его отношений с миром и к миру.

1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное

отношение к алкоголю

Анализ факторов, приводящих к риску подросткового алкоголизма, позволил выделить следующие из них:

– экономическое (социальное) неблагополучие. Подростки из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем. Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определены социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска;

– неблагоприятное окружение и общественная необустроенность. Районы проживания подростков отличаются высоким уровнем преступности с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Негативное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи;

– частые перемены жительства. Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя;

– доступность алкоголя. Доступность алкоголя объективно связана с вероятностью злоупотребления им. Несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности;

– семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение к алкоголю в семьях, где родителя для того, чтобы расслабиться, много пьют, имеется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.

Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском возрасте. Молодые люди, начинающие –пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не исполнится 19 лет.

Подростковый возраст также известен как возраст усиления протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя и правонарушениях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5