Реферат: Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам
Руководство семьей проявляется в разных
формах: авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего
приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка,
недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них
несогласие, непонимание друг друга.
3) Функция организации досуга – имеет
своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных
духовных потребностей. Изучение уровня «Социального самочувствия» показало, что
в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего
отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие
перспектив. Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному
досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек
распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг»
появилось в XV в., произошло оно от глагола «досегать», буквально означало –
время, когда можно что-то достичь. Досуг современной семьи может быть активным,
содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Важно,
чтобы досуг был коллективным, тогда ему с радостью предаются все члены семьи.
Семейный досуг должен оказывать развивающее
воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный
уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится
действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу,
приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро
осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей
семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил,
как алкоголь, скука, взаимное психологическое привыкание и отчуждение.
4) Воспитательная функция – важнейшая
функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному
и очень меткому выражению философа Н. Я. Соловьева, «семья – воспитательная
колыбель человека».
Воспитательная работа – очень сложный
процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те,
кого воспитывают. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается
в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами.
Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:
а) воспитание ребенка, формирование его
личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и
обществом, служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение
ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения,
нравственные ценности;
б) систематическое воспитательное
воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его
жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания,
основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание,
начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не
покидает. Изменяются только формы воспитания;
в) постоянное влияние детей на родителей
(других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс
воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. В человеке заложена
потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность
побуждает иметь детей, которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье –
неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для
родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему
безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе
над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание –
это прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те
качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно
демонстрируешь.
А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных,
выделяет следующие функции:
1) Социальный контроль – ответственность
членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах
деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшим
поколением и младшим;
2) духовное общение – духовное
обогащение каждого члена семьи;
социально-статусная – предоставление
членам семьи определенного социального положения в обществе.
Сорокин дополняет вышеперечисленные
функции такими, как социально-физиологическая и экономическая. Но в настоящее
время, по мнению социологов, психологов и других специалистов, эти функции
разрушаются. Во-первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу.
Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация
женщины и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает
права человека, выводит из семейного эгоизма […..].
Семья, согласно концепции С. Роудз,
проходит семь стадий развития – от стадий формирования интимной близости между
супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями […..].
Процессы социализации в семью включены в
обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в
том числе и детей, в определение расширенного и не разрешенного, в ценностные
ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы
зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в системе
брака, формализированных различным образом личностными особенностями родителей;
в соответствии с ними подростку предоставляются различные степени свободы,
самоопределения, самопредставления и развития. Охватить все стороны процесса
социализации в семье чрезвычайно трудно, поскольку они не подчиняются четким и
устойчивым правилам, находясь, однако, под многообразным воздействием
общественной среды и личного жизненного опыта; каждая семьи развивает
собственную динамику внутрисемейных отношений […..].
Таким образом, семья является
интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического
опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений
между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.
1.2. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков
Жизнь ребенка – это неуклонный процесс
взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте.
Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом
идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким,
каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник
фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его
людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть
связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому
расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и
даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно
для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка –
это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в
подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и,
если родители не помогут ему, не одобрят, не успокоят его, это может привести к
беде […..].
Не зря говорят, что подростковый период
– это переходный возраст. Это очень сложное время, отделяющее подростка от
взрослого человека. В этом возрасте нарастают нравственный максимализм,
требовательность к окружающим; подросток мучается оттого, что окружающие не
соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия.
Нужно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как
часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь
сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые
не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку. Однако
все эти нравственные представления, душевные переживания невозможны в семье, в
которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и не может быть не только
светлых идеалов, у него нет как таковых отца и матери, которые должны создавать
все это [ ].
Когда рассказывают о вреде, приносимом
пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному
явлению люди как будто уже привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно
смирились. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей.
Нет семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не привело к беде,
даже если пьяницы лечатся [ ].
На протяжении ХХ века менялись
представления народа об алкоголизме. Если в первую половину столетия пьянство
считалось пороком, которого следует стыдиться, то потом оно стало
восприниматься как неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того,
что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания.
Алкоголизмом можно назвать
систематическое бесконтрольное употребление алкоголя, наносящего физический и
психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В
медицинском смысле – это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий
(пристрастие к этиловому спирту); в социальном смысле – неумеренное
употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм
поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.
Уже в начале ХХ в. злоупотребление
алкоголем начало рассматриваться как болезнь. Немного позже термин «болезнь»
был заменен на другой, а именно – «зависимость», причем подчеркивалась
зависимость от алкоголя (алкогольная зависимость), которая подразумевала соотношение
двух компонентов – физической и психической зависимости […..].
Научное изучение проблемы болезненного
пьянства бесконечно, мнения ученых расходились и расходятся по любому аспекту
этой проблемы. Спиртные напитки, которые продаются повсюду, стали свободно
приобретать даже подростки.
Одним из самых мощных неблагоприятных
факторов, разрушающих не только семью, но и душевно равновесие подростка,
является пьянство родителей. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка.
Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психического развития
подростка мы ни затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии
пьянства родителей. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт
характера, лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и
т.д. […..]
Когда в семье пьет один из родителей,
это приводит к разводам, которые отрицательно сказываются на социализации
подростков, так как супругам после развода обычно не удается сохранить
нормальные отношения, столь важные для полноценного развития подростка. Утрата
возможности более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью,
по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует
психику подростка […..].
Если же пьют оба родителя, это вдвойне
опасно. В нетрезвом состоянии они начинают устраивать скандалы, драки; в момент
ярости, повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за
незначительные «промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное
агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для
огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он
теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому
подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им
подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное
время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких
подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции,
доминирует пониженное настроение. У большинства подростков развиваются чувства
неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру.
Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия
и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие […..].
Неполнота эмоциональной жизни в семье
алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения
социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к
апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с
уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную
деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе,
пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные
эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу,
т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников.
Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что
он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать
его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься
дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут
уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь
негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит
негативная социализация личности такого подростка.
Нередко встречается прямое
культивирование патологических форм поведения родителей. Еще один механизм
формирования уродливого характера подростка. Например, пьяница-отец приучает
сына пить и драться, доказывая ему, что только так должен вести себя настоящий
мужчина […..].
Нередко встречаются случаи, когда
родители не имеют средств, чтобы купить спиртное, и подталкивают своих детей к
попрошайничеству, воровству, проституции и даже убийствам.
Зачастую, уходя в пьянство, родители
оставляют без внимания болезни детей. В подростковом возрасте, когда идет
созревание организма, протекание этих болезней обостряется. Довольно часто, не
получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими –
подросток превращается в инвалида.
Нередки случаи, когда родители приводят
домой собутыльников, которые, пользуясь нетрезвым состоянием родителей,
подвергают их детей сексуальному насилию. Участились случаи насилия и со
стороны родителей. Все это травмирует психику подростка. Пьяницы не только
уподобляют себе подростков, которые в силу своей незрелости не могут
противостоять пагубным традициям. Пьянство – причина многих неврозов и
нарушений поведения у членов семей пьяниц.
В подавляющем числе случаев различные
психические расстройства у подростков вызываются пьянством родителей, их
социальной деградацией, хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за
пьяниц-отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются
умственно неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в
тяжелую хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества
[…..].
Но пока ученые спорят о том, кто больше
виноват – пьяные отцы или пьяные матери либо все вместе, нужно всеми способами
бороться с бытовым пьянством и его следствием – алкогольной болезнью.
Необходимо приветствовать любой шаг (пусть даже еще научно не обоснованный) на
пути преодоления всего того, что приводит к пьянству […..].
Негативное влияние семьи алкоголиков
оказывают на физическое развитие и эмоциональное благополучие подростка, на
систему его отношений с миром и к миру.
1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное
отношение к алкоголю
Анализ факторов, приводящих к риску
подросткового алкоголизма, позволил выделить следующие из них:
– экономическое (социальное)
неблагополучие. Подростки из социально-неблагополучных семей, для которых
характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия,
родители которых имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений
и часто злоупотреблять алкоголем. Экономически (социально) неблагополучные
условия могут быть определены социальным педагогом и отмечены в карте
наблюдений как один из возможных факторов риска;
– неблагоприятное окружение и
общественная необустроенность. Районы проживания подростков отличаются высоким
уровнем преступности с часто меняющимися жильцами, не способствуют
возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое
существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и
низким уровнем преступности. Негативное соседство и общественная
необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления
алкоголем среди местной молодежи;
– частые перемены жительства. Частые
перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психическое
состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения
отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на
появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность
возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя;
– доступность алкоголя. Доступность
алкоголя объективно связана с вероятностью злоупотребления им. Несмотря на
существующий запрет на продажу алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в
целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за
это никакой ответственности;
– семейная предрасположенность. Дети,
рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены
большему риску пристраститься к алкоголю. В этом свою роль, по-видимому, играют
как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например,
мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей
их, подвергаются в 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся
в нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение к
алкоголю в семьях, где родителя для того, чтобы расслабиться, много пьют,
имеется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные
напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.
Очевидно, что в таких семьях вероятно
раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что дети
начнут испытывать алкогольную зависимость или у них возникнут проблемы со
злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском возрасте. Молодые люди,
начинающие –пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему
риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не исполнится 19 лет.
Подростковый возраст также известен как
возраст усиления протеста против существующих в обществе взрослых людей
моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно
негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают
именно употребление алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом
возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально
насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя и
правонарушениях;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|