Реферат: Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам
Реферат: Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам
Министерство образования Российской
Федерации
Иркутский педагогический колледж № 2
Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий
положительное отношение подростков к спиртным напиткам
(Дипломная работа)
Выполнила: Зюзина Н. С.
студентка
4 курса 5 группы,
специальность
0314
"Социальная педагогика"
Научный руководитель:
Деревцова Е. Н.
Иркутск 2002
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
|
Глава 1. Теоретические подходы, рассматривающие проблемы влияния
семьи алкоголиков на социализацию подростков |
|
1.1. Семья – главный социальный
институт |
|
1.2. Влияние семьи алкоголиков на
социализацию подростка |
|
1.3. Факторы риска, обусловливающие
положительное отношение подростков к алкоголю |
|
1.4. Социально-педагогическая
деятельность с семьей алкоголиков |
|
Глава 2. Алкоголизм семьи как фактор риска, обусловливающий
положительное отношение подростков к спиртным напиткам |
|
2.1. Отношение подростков к алкоголю |
|
2.2. Подростки, воспитывающиеся в
семье алкоголиков |
|
2.3. Факторы риска в семье алкоголиков,
обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам |
|
РЕКОМЕНДАЦИИ |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ |
|
Введение
Семья – древнейшее устройство на земле,
и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории
крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в
семье человеческая индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в
ней человек усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако
современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения с
детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.
На сегодняшний день в России отмечается
рост числа семей алкоголиков. Такие семьи – острая социально-педагогическая
проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию –
воспитательную. По результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М.
Плоткина, А.С. Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено
отрицательное влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие
подростка. Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь
семье находящейся в кризисе.
Цель исследования: выявить
обусловленность отношения подростка к спиртным напиткам от факторов риска,
существующих в неблагополучной семье алкоголиков.
Объект: отношение подростков к спиртным
напиткам.
Предмет: отношение подростков к спиртным
напиткам из семьи-алкоголиков.
Гипотеза: одним из факторов риска,
обуславливающим положительное отношение подростков к спиртным напиткам является
семья алкоголиков, в которой:
– родители не запрещают (поощряют) потребление
спиртных напитков,
– периодическое употребление алкоголя родителями,
– в семье приняты алкогольные традиции,
– подростки вместе с родителями посещают компании, где
употребляют спиртные напитки и др.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы, влияния
семьи-алкоголиков на социализацию подростка.
2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам.
3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них,
обуславливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам.
4. Разработать рекомендации, направленные на
антиалкогольное воспитание молодежи, включающие в себя
коррекционно-профилактические мероприятия.
Во введении дипломной работы включены
актуальность проблемы и понятийный аппарат исследования.
В теоретической части исследования
рассмотрены вопросы влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков.
Во второй главе изучены факторы риска в
семье алкоголиков обуславливающие положительное отношение подростка к спиртным
напиткам.
В выпускной квалификационной работы
представлены рекомендации предлагаемые социальным педагогом родителям по
антиалкогольному воспитанию подростков.
Глава 1. Теоретические
подходы, рассматриваемые проблемы влияния семьи алкоголиков на социализацию
подростков
1.1. Семья – главный социальный институт
Семья – это одна из величайших
ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Т. А.
Куликова рассматривает семью как малую социально-психологическую группу, члены
которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и
взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой
обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве
населения. Исследователь считает, что семья – это специфический социальный
институт, в котором определяются интересы общества, членов семьи в целом и
каждого из них в отдельности [ ]. Семья – это «дом», объединяющий людей, где
закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая социализация
личности [ ]. Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей,
созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни
одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении,
упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье
нуждается каждый человек независимо от возраста. В жизни конкретных людей семья
многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий
диапазон проявлений. По мнению В. И. Курбатовой, «семья – это малая группа,
основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта,
взаимной помощью и моральной ответственностью» [ ]. Ф. Адлер определил
семью как общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества [ ].
Для одних семья – оплот, надежный
эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других – своего рода
поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга
неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья
подавляющее большинство живущих на земле связывает прежде всего с семьей:
счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме [ ].
Семья как своеобразная общность людей,
как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо
или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет
относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая
одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов [ ].
В понятие «семья» изначально входили
представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В
ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих
членов. Семья является первичной защитной средой индивида [ ]. Семья – это
и результат и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья –
важнейший источник социального и экономического развития общества. Она
производит главное общественное богатство – человека [ ].
Основное значение семьи – удовлетворение
общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной
ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том
числе и воспроизводства населения. В то же время она удовлетворяет личностные
потребности каждого своего члена, а также общественные (групповые) потребности
[ ].
Семья – ведущий фактор развития личности
ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека [ ].
Семью характеризует несколько факторов.
Первое, что характеризует как фактор
воспитания – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется
жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого
возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не
только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и
прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной
человечеством культурой» (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом
развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой
культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное,
социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители
в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают
гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие
игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания;
заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как
организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность
для его развития.
Вся жизнь семьи складывается из
множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по
утрам и т.д. [Стефан, с. 58].
Социальные ценности и атмосфера семьи
определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и
самореализации ребенка.
Особенность воспитательной деятельности
семьи – в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность
этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные
«мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств
личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в
домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и
поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные
воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше
ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения,
воспитания. Домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно,
персонализированно; благодаря этому оно благоприятно для инициирования
активности ребенка. Активность самого ребенка, реализуясь в той или иной
деятельности – основа формирования социально-психологических новообразований в
структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества
развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его
собственной активной деятельности.
Содержание семейного воспитания очень
разнообразно. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных
жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом
отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом.
Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него
выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о
ценности тех или иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим
предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает
опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья
предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет
ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом
говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры
складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.
С другой стороны, семья представляет
собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг
друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом
апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые
передаются от поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов
воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о которых
узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических
возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его
здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Это
тоже характеризует семью как фактор воспитания.
Семья выступает фактором воспитания еще
и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От
рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не
обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его
взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. По мере
овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта
собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого,
эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка, дополнительная
информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д.
Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.
Однако практика семейного воспитания
показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни
родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие
не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые
болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.)
Следовательно, каждая семья обладает
большими или меньшими воспитательными возможностями, или, говоря языком науки,
– воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько
обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты
домашнего воспитания.
Понятие «воспитательный (иногда говорят
– педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно
недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много
характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи,
которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей
степени обеспечить успешное развитие ребенка [ ].
А. С. Макаренко в «Книге для родителей»
развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье – это не только личное дело
родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо
воспитанные дети – это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом.
Семья представляет собой систему
социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам
экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних,
престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего,
объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни […..].
Таким образом, будучи первичной ячейкой
общества, семья выполняет ряд функций (от лат. functis –
действие), важна для общества, необходима для жизни каждого человека […..].
Семья – сложная система взаимоотношений
между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти
отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на
эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается
остальной мир и свое место в нем […..].
Характеризуя современную семью как
целостное образование, следует выделить ее основные особенности.
Преобладание городских семей. Число
семей в городах выше, чем в селе. Город в определенной степени снижает,
во-первых, значимость родственных связей; родственники чаще встречаются только
на юбилеях, свадьбах, похоронах. Во-вторых, в городе ослабевает социальный
контроль за поведением молодежи со стороны родственников, что влечет за собой
более легкомысленное отношение к добрачным связям, бракам с малознакомыми
людьми, спешности и массовости разводов и т.д. В-третьих, наблюдается усиление
материнского влияния на детей и снижение отцовского («скрытая безотцовщина»),
что в конечном счете свидетельствует о снижении воспитательных функций семьи.
Под функциями семьи понимают направления
деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие
социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как
требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства
семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными:
появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие
[…..]. Между функциями, по мнению исследователей, существует тесная связь,
взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо нарушения в одной из
них сказывается и на выполнении другой […..].
Галогузова выделяет следующие функции.
1) Репродуктивная (продолжение рода) –
это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение
человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека
является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у
человека в потребность иметь детей, заботиться и воспитывать их. Репродуктивная
функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов
многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов,
экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступательного
развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство
населения.
2) Хозяйственная функция – обеспечивает
многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья
осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни:
покупку продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми
членами семьи, уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и
других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя
деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность
производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В
настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами,
такими как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.
Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась
прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между
супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным
условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в повседневной
жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их
привычки, вкусы, формируются черты характера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|