Реферат: Семейное воспитание
Реферат: Семейное воспитание
Ставропольский Государственный
Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме:
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ®
работу
выполнил:
студент
Ставропольского
Государственного
Университета
V
курса, Физ-Мат Факультета,
отделения
МИИТ, гр. ”Б”
Неботов
Виталий Дмитриевич
Научный
руководитель:
старший
преподаватель
кафедры
соц. работы
Поликарпова
А. И.
Дата
защиты:__________________________
Оценка:_______________________________
Ставрополь 1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ :
Стр.
1.
Предисловие..................................................................................................3
2. Общие условия семейного
воспитания........................................................3
3. Умственное развитие
ребенка......................................................................7
4. Нравственное развитие
ребенка.................................................................11
5. Всестороннее воспитание ребенка.............................................................16
6. О родительском
авторитете........................................................................20
7.
Игра..............................................................................................................27
8. Воспитание в
труде.....................................................................................36
9.
Заключение..................................................................................................38
10. Список использованной литературы........................................................39
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил
глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы прежде всего в семье:
родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми
воспитателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям
набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к
самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности
растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как
гражданина.
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.
Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут
творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными
гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это –
не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед
другими людьми, перед обществом.
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
...Обыкновенно все замечаемые у ребенка
неблагоприятные явления приписывают самому ребенку, говорят даже иногда о
врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка
являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно
считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень
силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитационный
период, во время которого у него складываются его речь, все главные его
привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок
должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в
особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая
мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества
последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она
несомненно станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать
всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она несомненно
будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным
соответствием между своим словом и делом непременно приучит и ребенка к
правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание
для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий
его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не
слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к
труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию
ребенка...
Вследствие недостатка внимания, а главное вследствие
незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных
наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта
испорченность явилась сама по себе и за нее ответствен сам ребенок! Влияние
руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что
«испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат
системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В
громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или
умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую
будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы
нравственной порчи: умственного бессилия.
Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье,
и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под
словом «учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и
т.д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по
рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя», не
приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы
принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в
семейном быту...
Обыкновенно предполагают, что ребенка можно и
обмануть: ведь он глуп, не разберет; а между тем различие правды и неправды у
него слагается именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им
видимым и осязаемым. Если ему говорят, что «мамы нет дома», а он случайно
увидит ее, то он при первом удобном случае, если ему что не понравится, заявит,
что его самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем более он встречает в
семье несоответствие слова с делом, тем менее выясняются для него признаки
правды и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее. Необходимо
твердо помнить, что ребенок первоначально только и знает впечатления,
получаемые органами его чувств, он только им и повинуется и действует
исключительно на основании этих чисто реальных впечатлений; он непременно
делает только то, что ему приятно, и избегает всего, что ему в каком-либо
отношении неприятно. От ребенка имеют обыкновение все скрывать, но, если он
видит, что окружающие пользуются чем-нибудь, а ему не дают, то и он при первом,
же удобном случае непременно присвоит интересную для него вещь, раз она плохо
лежит, и затем во всяком подобном случае не преминет повторить то же самое.
Будучи пойман в своих проступках и за это наказан, он, опять же на опыте,
видит, что необходимо быть осторожнее и что выгоднее пользоваться всяким
случаем так, чтобы этого не видели и не знали; он старается быть умником и
пользуется удобными случаями уже осторожнее, более скрытно. Наказание не может
выяснить ему объективных признаков правды, оно только покажет ему, что не
попадаться – добро, а попадаться – зло и, имея возможность сделать кому-нибудь
зло, он именно так и поступит, как с ним поступали при наказании.
...Кроме простого, всегда искреннего и правдивого
слова, не могут быть допущены ни в семье, ни в школе никакие поощрения, никакие
наказания. Обыкновенно приучают ребенка к искусственному прибавочному
раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его
впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят
на руках, его качают, усыпляют различными однообразными напевами, его целуют,
подделываются под произносимые им звуки, – все это оказывается искусственными
раздражителями. Когда после всего этого начинается ученье, ребенок оказывается
вялым, апатичным, ленивым; на него жалуются за безучастность его к занятиям,
между тем как все сделано, чтобы именно понизить его жизнедеятельность, чтобы
сделать его апатичным и вялым. Чтобы возбудить его к учению, опять прибегают к
искусственным возбудителям в виде похвалы, отметок, подарков и наград.
Развившаяся при таких условиях апатия вызывает у молодого человека погоню за
переменой впечатлений; кондитерская оказывается преддверием к винному погребку
и кутежам точно так же, как отметки и поощрения развивают стремление к
различным спортам, карточной игре и т.п. Человека заедает нестерпимая скука, он
готов насладиться всякой травлей и грубым чувственным развлечением, чтобы
только заглушить угнетающее его чувствование. У него нет внутренней жизни, он
не возбуждается мыслью и не занят умственным своим совершенствованием. Молодого
человека укоряют за его грубый и развращенный нрав, совершенно упуская из виду
причины, содействовавшие его развитию, забывают, что только условия его
семейной и школьной жизни могли способствовать развитию тех типичных явлений,
которые у него наблюдаются, что ими убита идейная жизнь и развиты одни животные
проявления...
Значение привычек, приобретенных в раннем возрасте,
громадно, отделаться от них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу
взрослому. При нормальных условиях развития ребенка, когда его не ограничивают
постоянными регламентациями, он всегда отличается наблюдательностью, причем
сейчас же повторяет подмеченное им действие и затем уже рассуждает над ним. Это
самый выгодный способ развития ребенка, который необходимо поддерживать; при
этом ребенок более всего останавливается над теми явлениями, которые ему
доступны. Он сам их подмечает, они ему не навязаны, соответствуют его силам и
способностям, и поэтому он легче их усваивает. В ребенке нельзя искусственно
развить наблюдательность, можно только устранить всякие сильные влияния,
которые могли бы понизить его впечатлительность; кроме того, можно еще
содействовать постепенному видоизменению материала, необходимого для его
образования. При всяком искусственном способе, применяемом для возбуждения
наблюдательности ребенка, недостает первого момента, и именно: он не сам
наталкивается на новые явления, а его внимание останавливают на тех явлениях, с
которыми хотят его познакомить. В таком случае легко впасть в ошибку при оценке
сил ребенка и его подготовки, между тем как всякое такое несоответствие
приводит к тому, что ребенок недостаточно усваивает воспринимаемое... Вслед за
наблюдением ребенок повторяет то, что произвело на него более сильное
впечатление; этим повторением он приучается к различным приемам, употребляемым
в обыденной жизни. При искусственном же приучивании к таким приемам и действиям
ребенок не сам выбирает производимое им действие, а имитирует требуемое от
него: понятно, что и здесь такие требования могут не соответствовать степени
физического развития ребенка и уменью его производить такие действия...
После наблюдения и повторения наблюдаемого ребенок
обыкновенно охотно рассуждает над значением воспринятого и повторенного им; это
драгоценное качество главным образом и содействует его образованию, а также
ограничению произвола его действий и выяснению личных качеств человека.
Обыкновенно находят, что ребенок должен только исполнять обращенные к нему
требования, что он должен набирать материал и знания для будущей своей
деятельности. С этим никак нельзя согласиться на основании следующего
психологического положения: смотря по тому, каким образом человек относится к
каким-либо явлениям при первой встрече с ними, соответственно этому скорее
всего он будет к ним относиться и впоследствии. Если он в раннем возрасте не
приучился рассуждать над своими впечатлениями и действиями, то он впоследствии
очень трудно к этому привыкает. Набором знаний он развивает свою память,
которую до того изощряет упражнением, что ему легче всего все воспринимать этой
умственной способностью; он не привык и не умеет рассуждать, у него знания
остаются сырым материалом, который не переварен рассуждением. Без анализа и
рассуждения, без проверки своими действиями ребенок лично не знакомится с
качествами воспринимаемого, он поэтому сам не в состоянии выводить общих
положений, не в состоянии составить общего образа; у него нет общих понятий, он
знает, но не понимает. Поэтому самостоятельно видоизменить свои действия он не
в состоянии и только повторяет то, что знает, что слышал, что вычитал из книги;
у него нет личного характера, а для развития нравственного характера нет
условий.
...Человек, которому постоянно все приготовляют и
предупреждают все его требования и желания, мало-помалу до такой степени
отвыкает следить за собой и за своими потребностями, что не заметит, что части
его туалета в невозможном беспорядке, волосы не чесаны, не в меру им съедено и
т. д. Бдительность окружающих несколько ослабла, и он делается поразительным
неряхой. Разница только в том, что у взрослого все это может ограничиваться
только внешними проявлениями, а у ребенка неряшливость и беззаботность
выразятся во всех его действиях и проявлениях.
...Часто полагают, что ребенок не понимает значения
личных отношений, что у него нет еще понятия о лице и личной его
неприкосновенности. Родители обыкновенно думают, что их дети составляют их
собственность, что они должны быть безличны и находиться в полной зависимости
от их требований и действий. С такими грубыми воззрениями, понятно, никак
нельзя согласиться, потому что, чем раньше у ребенка пробуждается понятие о
своей личной неприкосновенности и о своих человеческих правах, тем более он приучается
дорожить ими и ценить эти права у других; но такие понятия могут у него
сложиться не из слов, а исключительно из действий и обращения с ним, они
слагаются не по слову, а только по делу. Любовь, основанная на идее правды,
возвышает человека и заставляет уважать его, без чего немыслимо развитие
истинных человеческих качеств и достоинств; поэтому-то самый главный и
существенный агент при воспитании – это искренняя, неподдельная и глубокая
любовь...
Внешние ласки и нежности приводят к ложным и лицемерным
отношениям к матери и вообще к людям, между тем как отсутствие их и правдивое,
внимательное и теплое отношение, а главное, преимущество, даваемое на деле
интересам любимого лица перед своими, всегда сильнее всего сближают и
связывают людей между собой...
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
...По-видимому, все дети по своей сильной впечатлительности
и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их
явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со
стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает
не так: взрослые либо желают вести ребенка на помочах, причем все ему скажут,
все объяснят и все покажут, либо не позволяют ему вовсе рассуждать и постоянно
твердят только о послушании, или же они без толку восхищаются сомнительными проявлениями
его самодеятельности и стараются отличиями и поощрениями возбудить его к
продолжению. Если ребенку постоянно навязывать мнения и суждения, то этим
устраняется всякое возбуждение к его собственной деятельности, между тем как
самостоятельным наблюдением над явлениями он приучался бы к восприятию всех
отдельных моментов, из которых они состоят, и составлял бы себе ясное
представление о получаемых впечатлениях, приучался бы разъединять, по возможности,
получаемое впечатление по времени; он усваивал бы себе все акты в той
последовательности, которая необходима для выяснения значения данного явления,
т.о. он привыкал бы логически мыслить. Развитие ребенка и состоит главным
образом в уменье сосредоточивать внимание над получаемым впечатлением и
умственным трудом преодолевать препятствия к пониманию его. В том же случае,
когда суждение дается уже готовым и сообщаются главным образом одни выводы,
последние будут усваиваться только памятью, вместо того чтобы подготовлять и
развивать у ребенка точно такую же умственную работу, с помощью которой
добыты переданные ему выводы и заключения.
То же самое относится и к играм и физическим занятиям
детей: они охотно сами строят и еще охотнее разрушают, чтобы понять, как
построена попавшая им в руки вещь. Обыкновенно им дают уже готовые замысловатые
игрушки, снабженные механизмом, и производящие различные движения, звуки и
т.п., или дают приспособленные части и требуют, чтобы они составили из них
определенные фигуры или постройки. Дети, понятно, сейчас же разрушают данные
им вещи и стремятся отыскать причины замечаемых ими движений или звуков, а
постройку или фигуру сделают только тогда, когда они уже подготовлены к этому
на более простых формах, иначе требование окажется невыполнимым, оно только
утомит их, и они затем всяким способом будут уклоняться от таких занятий.
Вообще ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил
себе какое-либо явление и если его рассуждение оказывается действительно
верным; точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сам
сделал и чего достиг без указания других. Все это совершенно понятно: он
разрешил то, что мог, или сделал то, что отвечало его силам, следовательно,
трата, связанная с этой работой, соответствует накопившемуся материалу, работа
поэтому должна доставить ему удовольствие. Требования же взрослых, напротив
того, могут часто превышать уровень его уменья и подготовки и вызывать трату,
не соответствующую накопленному материалу; ясно, что для ребенка это будет
сопровождаться страданием, отталкивающим его от такой работы. Достигнутый
результат уже сам по себе возбуждает ребенка к продолжению работы и к
отыскиванию новой, более сложной, и нет никакой нужды еще усиливать эти естественные
стимулы похвалою, отличием или какою-либо наградой, – это может только повредить
ребенку...
Чем мягче и осторожнее обращаются с ребенком, чем
большею разумною добротою и любовью он окружен, тем более мягким и любящим
человеком он является, тем с большею впечатлительностью он относится ко всему
окружающему и тем более он приучается руководствоваться правдою во всех своих
помышлениях и действиях. Нравственные качества ребенка составляют действительное
наследие среды, в которой он провел первые годы своей жизни; это наследие
окружающих прививается по мере развития сознания ребенка, как и его речь,
способ выражения, привычки, обычаи и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|