Реферат: Развитие профессионально важных качеств будущих специалистов по связям с общественностью в процессе профессионально-ориентированного обучения
Для I курса повышение уровня самооценки желательно, т.к. ,
глядя на плеяду ( см. приложение), мы видим, что повышение этого показателя
опосредованно влияет на повышение показателя ,,направленность на общение,, , и
понижает показатель ,,направленность на себя,,.
Еще некоторые различия между этими группами. У
студентов Ш курса повышаются организаторские склонности, снижается
направленность на себя, повышается направленность на общение, на дело,
повышается показатель значений управляемого стиля.
В целом, можно сделать вывод о том, что в процессе
профессионально ориентированного обучения у студентов Ш курса повышаются
значения качеств, являющихся профессионально важными для специалиста ПР и
снижается значения нежелательных качеств.
3.
Студенты I и Ш курса специальности ,,менеджмент,,.
Эти
группы являются контрольными и результаты по этим значениям могут указать лишь
на влияние профессионально ориентированного обучения у студентов-менеджеров.
Это нам интересно, т.к. ПР и ,,менеджмент в социальной сфере,, - две
специальности одного факультета.
Здесь значимых различий между студентами этих групп не
обнаружено. Но можно увидеть, что у Ш курса снижение коммуникативных, но
повышение организаторских склонностей, понижение направленности на общение, но
повышение направленности на дело. По показателю ,,направленность на дело,, у
студентов Ш курса специальности ,,менеджмент,, самые высокие результаты.
Возможно, это связано с тем, что у них уже сложены четкие представления о
деятельности, которую они будут выполнять , о сферах, в которых они будут
работать.
Также наблюдается у студентов Ш курса повышение
значения по самоуправляемому стилю, снижение значения по неуправляемому стилю,
повышение самооценки. То есть также можно сделать вывод, что в процессе
профессионально ориентированного обучения происходит некоторое изменение
качеств и, как мы предполагаем, в сторону, положительную для данной профессии.
4.
Студенты Ш курса ПР и Ш
курса менеджмента.
Выявлены значимые различия между этими группами по
показателям коммуникативных и организаторских склонностей. У студентов ПР выше
значения по КС ( Р=0,01) и ОС ( Р=0,05 ), т.е. эти студенты отличатся по
качествам, являющимся профессионально важными для субъекта ПР. Это
обстоятельство также служит для подтверждения нашей гипотезы.
Существуют еще некоторые различия: у студентов ПР выше
показатель направленности на общение, но несколько ниже показатель
направленности на дело. Нам показалось интересным, что показатель
направленности на дело у студентов Ш курса не является высоким и не потерпел
серьезных изменений в сравнении с I курсом. Мы выдвинули
предположение, что это происходит из-за того, что студенты еще недостаточно
информатированы о своей будущей профессии, не полностью осознают функции своей
специальности, сфер применения своих знаний.
У студентов менеджеров выше значение управляемого
стиля, но у студентов ПР выше значение самоуправляемого стиля, а этот стиль для
субъекта ПР является более предпочтительным. Также у студентов ПР выше уровень
самооценки. Этот уровень является самым высоким из всех четырех групп
испытуемых.
Таким образом, значение профессионально важных качеств
специалиста ПР у студентов специальности ПР выше значений этих качеств у
студентов специальности ,,менеджмент в социальной сфере,,
Мы можем сделать вывод, что у нашей экспериментальной
группы выше значение по профессионально важным качествам субъекта ПР в
сравнении с контрольной группой: выше коммуникативные и организаторские
склонности, направленность на общение, выше значение самоуправляемого стиля и
выше уровень самооценки .
Заключение
Итак, наша работа состоит
из двух частей.
Итогом первой, теоретической части стало
построение профессиграммы специалиста по связям с общественностью.
Мы
подобрали батарею тестов и опробировали эти тесты на испытуемых. В результате
мы получили данные о том, что между показателями этих методик обнаружены связи,
и следовательно, можно сделать вывод о том, что данные методики можно
использовать для выявления профессионально важных качеств специалиста ПР – то
есть в процессе профотбора, а также для изучения личностных свойств
абитуриентов специальности ПР с последующими рекомендациями по выбору
профессии.
В
ходе нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезы. В результате
сравнения между собой разных групп испытуемых мы выяснили, что профессионально
ориентированное обучение влияет на развитие профессионально важных качеств у
студентов – будущих специалистов ПР.
В процессе обучения
происходит развитие важных и необходимых субъекту ПР показателей, таких, как
направленность на общение, организаторские склонности, самоуправляемый стиль.
Мы можем наглядно увидеть развитие этих качеств в таблице роста значений (см.
приложение 3). Также происходит снижение отрицательных для специалиста ПР
качеств, таких, как неуправляемый стиль, направленность на себя.
Мы
можем говорить и о различии между собой студентов Ш курса экспериментальной и
контрольной группы. Для экспериментальной группы характерно повышение уровня
профессионально важных качеств, в то время как для контрольной группы этот
показатель не изменяется и не выделяется среди других, а наиболее существенными
являются другие показатели.
То
есть на этом этапе обучения уже видна разница между группами различных
специальностей одного факультета, в то время как студенты первых курсов не
имеют между собой значимых отличий.
Нас
заинтересовал и несколько удивил не высокий уровень направленности на дело у
студентов специальности ПР. Этот показатель не изменяется значительно в
процессе обучения и является более низким, чем у контрольной группы Ш курса.
Мы
предполагаем, что данный факт вызван нехваткой информации у студентов о своей
будущей профессии, их неспособностью самостоятельно ориентироваться в системе
ПР, недопониманием сфер применения своей профессии.
И
в качестве практических рекомендаций мы можем предложить деканату гуманитарного
факультета ввести на отделении ,,связи с общественностью,, большее количество
учебных часов, направленных на изучение теории и практики ПР, например ,
,,Введение в профессию,,, практикумы, проводить совместные занятия, целью
которых является более детальное и глубокое изучение задач, целей, методов ПР,
сферах применения данной интереснейшей и творческой профессии.
Библиография.
1 Блэк С. Введение в
,,паблик рилейшнз,,. Ростов на Дону:
Изд-во ,,Феникс,,.
1998. 320 с.
1
Невзлин Л.Б. ,,Паблик рилейшнз,,
- кому это нужно? М: Экономика.1992. 222 с.
2
Алешина И. ,,Паблик рилейшнз,, для
менеджеров и маркетеров. М: Ассоциация авторов и издателей ,,Тандем,,. Изд-во
,,Гном – пресс,,.1997. 256 с.
3
Зверинцев А.Б. Коммуникативный
менеджмент: Рабочая книга менеджера ПР. СПб: Союз.1997. 288 с.
4
Самоукин А.И. , Самоукина Н.Б.,
Шишов А.П. Психология бизнеса. М: Ассоциация авторов и издателей ,,Тандем,,:
Изд-во Экмос.1997. 272 с.
5
Честара Дж. Деловой этикет. Паблик
рилейшнз. М: Агентство ,,Фаир,,. 1997. 336 с.
6
Психология. Словарь / Под общ.
ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского . М: Политиздат .1990. 494 с.
7
Зарайский Д.А. Управление чужим
поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна: Издательский
центр ,,Феникс,,. 1997. 272 с.
8
Психологические аспекты подбора и
проверки персонала. Приложение к журналу ,,Управление персоналом,,. М. 1996/97.
400с.
9
Джен Ягер. Деловой этикет: как
выжить и преуспеть в мире бизнеса. М: ,,Джон Уайли энд санз,,. 1994. 288 с.
10
Коновалов В.Д. Психологические
тесты –1. М: Светотон. 1996. с.19.
11
Пиз А. Язык жестов. Увлекательное
пособие для деловых людей. Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК. 1992. с.6.
12
Кричевский Р.Л. Если Вы –
руководитель… Элементы психологического менеджмента в повседневной работе. М:
,,Дело,,.1993. 352 с.
13
Лебедев В.И. Психология и
управление. М: Агропромиздат. 1990. 176 с.
14
Организация труда. Требования к
проведению работ по профориентации, профотбору и адаптации молодежи в отрасли.
Всесоюзный научно-исследовательский институт ,,Электростандарт,, .1987. 116 с.
15
Пейсахов Н.Н., Кашин А.П.,
Габдреева Г.Ш., Шевцов М. Н. Методики для изучения особенностей личности
школьников. Казань: Лаб. операт. полиграфии. КГУ. 1991. 35 с.
16
Кон И.С. Психология ранней юности.
Кн. для учит. М: ,,Просвещение,,.1989. 254 с.
Приложения
Приложение 1
Корреляционная плеяда студентов I курса специальности ПР.
Корреляционная плеяда студентов I курса специальности ,,менеджмент в социальной сфере,,
Приложение 1
(продолжение)
Корреляционная плеяда студентов Ш курса специальности
,,менеджмент в социальной сфере,,
Корреляционная плеяда студентов I курса специальности ПР
Приложение 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|