рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Развитие профессионально важных качеств будущих специалистов по связям с общественностью в процессе профессионально-ориентированного обучения рефераты

Для определения эмоционально-волевой сферы специалиста ПР мы выбрали способность, интегрирующую, по нашему мнению, такие представленные качества в этой сфере, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, активность, работоспособность. Это способность к самоуправлению. Оценить ее нам поможет тест ,, Стиль самоуправления,, [16].

Он выделяет следующие стили самоуправления: управляемый, самоуправляемый и неуправляемый.

По этой методике мы можем определить не только наличие стиля, желательного для субъекта ПР , но также и нежелательного для субъекта ПР неуправляемого стиля, который характеризует качества, полярно противоположные необходимым качествам  специалиста ПР: неуверенность в себе, слабый самоконтроль, неспособность прогнозировать результаты.

Следующая методика - ,,Определение самооценки,,[16].

Как уже говорилось ранее, адекватная и не заниженная самооценка – необходимое условие для успешной деятельности специалиста ПР. В нашей работе мы ставили задачу проведения количественного анализа по результатам этой методики, т.е. выраженность уровня самооценки в процентном отношении, но также эта методика дает возможность проведения качественного анализа, т.е. просмотра качеств ,,идеальной,, личности и сопоставление их с реальными качествами человека. В результате качественного анализа можно оценить, идеальные, а также выделенные в себе качества студентов, будущих специалистов ПР с профессионально-важными качествами субъекта ПР.

Описание выборки испытуемых.

Наше исследование было проведено на двух группах испытуемых: экспериментальная и контрольная группа. Обе эти группы составили студенты гуманитарного факультета КГТУ им. Туполева. Общий объем выборки составляет 90 человек.

Экспериментальная группа.

Студенты  I и III гуманитарного факультета КГТУ специальности ,,связи с общественностью,,.

Всего 45 человек.

I курс – 25 человек, из них 19 девушек и 6 юношей.

III курс – 20 человек, из них 15 девушек и 5 юношей.

 

Контрольная группа.

Студенты  I и III курса гуманитарного факультета КГТУ специальности ,,менеджмент в социальной сфере,,.

Всего 45 человек.

I курс – 25 человек,  из них 19 девушек и 6 юношей.

III  курс – 20 человек, из них 13 девушек и 7 юношей.

В качестве контрольной группы мы выбрали студентов специальности ,,менеджмент в социальной сфере,, по нескольким причинам:

1.    Так как  в нашем случае ПР и ,,менеджмент в социальной сфере,, - две специальности одного факультета.

2.    Эти сферы деятельности схожи между собой и взаимосвязаны, следовательно, можно говорить о схожих профессионально важных качествах для специалистов обеих сфер.

3.    Нам интересно посмотреть, как влияет профессионально ориентированное обучение на развитие этих качеств у студентов-менеджеров и студентов ПР.

Специфика возрастного развития у разных групп испытуемых.

I курс. Это юноши и девушки, большинство из которых поступило в  ВУЗ сразу после окончания школы, т.е. средний возраст этой группы – 17-18 лет. Этот возраст относится к периоду ранней юности. Для этого периода характерно формирование мотивационной иерархии, происходит осознание ценностей и формирование самосознания. Происходит самоопределение человека – первый ответственный выбор, где он определяет себя и свою жизнь. Человек впервые выбирает ту деятельность, в которой он будет работать и ту общность, в которой он  будет жить. Самоопределение – выбор профессии,   следовательно, выбор социального окружения. Этот выбор напряженный и трудный, т.к. велика ответственность за него.

То есть студенты I  курса уже выбрали свою специальность,  которой они будут обучаться, но у многих присутствуют еще сомнения в правильности своего выбора, в необходимости, нужности своей профессии, в принадлежности себя к этому роду деятельности [17].

III курс. Этот период студенчества можно отнести к периоду поздней юности. На этом этапе окончательно произошло самоопределение личности. Здесь уже сформирована уверенность в правильности своего выбора профессии, уверенность в своих знаниях в этой области, желание развивать знания по своей специальности. Формируется потребность в  саморазвитии и реализации своих возможностей [17].

Таким образом, нами были сформированы 4 группы испытуемых.

1 группа – студенты  I курса специальности ПР

2 группа – студенты  I курса специальности ,,Менеджмент,,

3 группа – студенты Ш курса специальности ,,Менеджмент,,

4 группа – студенты Ш курса специальности ПР

Исследование проводилось в марте этого года. Нашим исследованием был заинтересован деканат гуманитарного факультета и поэтому предоставил для диагностики студентов учебные часы.

Диагностика проводилась следующим образом: каждому испытуемому предлагалось 4 бланка для заполнения четырех тестов, потом зачитывалась инструкция и вопросы теста. В ходе проведения диагностики выяснилось, что для заполнения четырех тестов испытуемые затрачивают  около 60 минут. За это время тесты успевают заполнить большинство студентов. 

Методы обработки данных:

Корреляционный анализ

Статистический анализ сравнения средних значений.

2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов


Анализ корреляции.

Корреляционный анализ был проведен согласно специальной

математической программе на кафедре психологии КГУ

На основе этого анализа были построены плеяды – схемы, которые наглядно показывают взаимосвязь ( зависимость или независимость) между исследуемыми показателями.

В нашем исследовании мы  изучали 9 показателей:

1.    КС – коммуникативные склонности

2.    ОС – организаторские склонности

3.    НС – направленность на себя

4.    НО – направленность на общение

5.    НД – направленность на дело

6.    У   - управляемый стиль

7.    СУ – самоуправляемый стиль

8.    НУ – неуправляемый стиль

9.    СО – самооценка

Группа 1 – студенты I курса специальности ПР.

При построении плеяды мы наглядно видим образовавшиеся связи между показателями (см. приложение 1 ).

В качестве системообразующего показателя для данной группы выступил показатель 4 – направленность на общение. Этот показатель образует связи с четырьмя другими показателями. Прямая связь с показателем 1- КС  ( значимость  на уровне 0,05 ), прямая связь с показателем 9- СО ( значимость на уровне 0,05), обратная связь с показателем 5- НД ( значимость на уровне 0,01 ) и обратная связь с показателем 3 - НС ( значимость на уровне 0,01 ).

То есть для студентов I курса ПР важным  и связывающим показателем является показатель направленности на общение и  его развитие влечет за собой увеличение показателя коммуникативных склонностей и показателя самооценки, но при увеличении значения этого показателя уменьшается значение   показателя направленности на дело, также являющимся важным для специалиста ПР, поэтому необходимо, чтобы они были сбалансированы в лучшем варианте.

Для увеличения показателя 4 - НО необходимо снижение показателя 3 - НС. Также связи с несколькими показателями образует показатель 1 - КС. Это прямая связь с показателем 4 - НО и 2 - ОС ( значимость на уровне 0,01 ) и обратная связь с показателем 5- НД ( значимость на уровне 0,05 ). Также мы видим обратную связь (значимость на уровне 0,01 ) между показателями 6 -У и 8 - НУ , не связанным и с другими показателями. Эта связь говорит о том, что повышение показателя управления  неизменно влечет за собой снижение показателя неуправления и наоборот.

Группа 2 – студенты I курса специальности  ,,Менеджмент в социальной сфере,, .

Как мы видим на изображенной плеяде (см. приложение 1 ) для этой группы сложно выделить показатель, который можно было бы назвать системообразующим показателем плеяды. Здесь многие показатели связаны между собой, но нет ярко выраженного центрального компонента.

Показатель 9 - СО связан прямой связью  с показателем 1 - КС ( значимость на уровне 0,01 ), показатель КС связан прямой связью с показателем 2 -  ОС (значимость на уровне 0,001 ), показатель ОС связан прямой связью с показателем 7-  СУ ( значимость на уровне 0,05 ).

Показатель СУ связан обратной связью с показателем 6 - У ( значимость на уровне 0,01 ) и показатель У связан обратной связью с показателем 8 -  НУ ( значимость на уровне 0,01 ).

Здесь связаны между собой такие важные показатели как самооценка, коммуникативные склонности, организаторские склонности и способность к самоуправлению и повышение значения одного показателя повышает значение другого.

Интересно, что в данной группе из этих связей выпал показатель НО , он связан только обратными связями с показателями НС и НД (значимость на уровне 0,05 ).

Также интересно, что показатель  самоуправления, связанный с показателем  управления, не оказался непосредственно связан с показателем неуправления, а влияет на него опосредованно через показатель У, причем увеличение показателя СУ влечет за собой уменьшение показателя У и, следовательно, увеличение показателя НУ.

Группа 3 – студенты III  курса специальности ,,Менеджмент в социальной сфере,,.

Глядя на построенную плеяду (см. приложение 1 ) мы видим ее центральный компонент. Это показатель 7 – самоуправляемый стиль. Он образует наибольшее количество связей с показателями. Обратные связи: с показателем 5 – НД (значимость на уровне 0,01), показателем 6 – У (значимость на уровне 0,05 ) , показателем 8 – НУ (значимость на уровне 0,01) .Прямые связи с показателями: 1 – КС (значимость на уровне 0,05), показателем 2 – ОС (значимость на уровне 0,01). Также показатель 7 – СУ опосредованно через показатель 2 – ОС влияет и на показатель 9 – СО. Показатель 9 связан с показателем 2 прямой связью (значимость на уровне 0,01).

То есть можно сделать вывод, что развитие такого важного качества, как самоуправление у студентов этой группы зависит от развития коммуникативных и организаторских склонностей, и , опосредованно, через повышение самооценки, а снижать уровень значения стиля самоуправления будет развитие таких качеств, как управляемый стиль, неуправляемый стиль и направленность на дело.

Показатель 5 – НД, в свою очередь, связан обратной связью с показателями 3 – НС и 4 – НО (значимость на уровне 0,01). Т.е. направленность на дело будет повышаться в случае снижения направленности на себя и направленности на общение.

Группа 4 – студенты III курса специальности ПР.

При построении плеяды (см. приложение 1 ) мы наглядно видим связи, образовавшиеся между показателями. Системообразующим показателем, который имеет наибольшее количество связей с другими показателями, является показатель 1 – КС.

Этот показатель имеет прямые связи с показателями 2 - ОС,4 -  НО и 7 -  СУ ( значимость на уровне 0,01 ). Также показатель КС имеет обратную связь с показателем 6 - У ( значимость на уровне 0,05 ).

То есть мы можем сказать, что у студентов данной группы наиболее важный для них показатель коммуникативные склонности является центральным компонентом и влияет на развитие организаторских склонностей, направленности на общение и стиля самоуправления. При повышении показателя КС будут повышаться и эти положительные и нужные субъекту ПР качества. Связь показателя КС с показателем ,,управляемый стиль,, говорит о том, что при повышении КС будет несколько снижаться показатель У, но показатель У связан обратной связью с другим показателем, имеющим также несколько связей. Это показатель 7 – СУ. Он связан обратной связью с показателем 6 - У и показателем 8 - НУ (  значимость на уровне 0,05 ) и прямой связью с показателем КС ( значимость на уровне 0,01 ).

При повышении  значения стиля самоуправления будут снижаться показатели управляемого и неуправляемого стилей, что также является положительным для специалиста ПР.

Еще один показатель, имеющий связи с другими показателями – это показатель 5 – НД. Он связан обратной связью с показателем НС (значимость на уровне 0,01) и обратным и связями с показателями 4 - НО и 9 - СО ( значимость на уровне 0,05). Это значит, для повышения показателя направленности на дело необходимо главным образом снизить показатель направленности на себя, а также показатель самооценки и направленности на общение.

Показатель СО связан также прямой связью с показателем 3 -  НС ( уровень значимости 0,05). Это значит, что при повышении самооценки будет повышаться значение показателя  направленности на себя и наоборот.

Для исследования нам необходимо сравнить между собой:

1.    Группу 1 и группу 2.

2.    Группу 1 и группу 4.

3.    Группу 2 и группу 3.

4.    Группу 3 и группу 4.

 

1.        У студентов специальности ПР системообразующим компонентом явилось основное для них качество - направленность на общение. Этот показатель имеет четыре связи. Также показатель, имеющий три связи – это коммуникативные склонности, т.е. также из коммуникативной сферы личности. Это является хорошим задатков для будущих специалистов ПР.

У студентов специальности ,,менеджмент,, сложно выделить центральный компонент. Все показатели имеют равное количество связей. Показатель коммуникативных склонностей и направленности на общение ничем не выделяются среди других показателей, здесь видна только связь между коммуникативными и организаторскими склонностями.

По результатом корреляционного анализа этих групп мы можем сделать вывод: для нас является положительным, что центральный компонент у студентов ПР именно показатель направленности на общение, именно он является связывающим звеном между другими показателями.

2.       У студентов I курса ПР центральный компонент – направленность на общение, а у студентов ПР  Ш курса системообразующим, центральным компонентом являются коммуникативные склонности. Вторым важным показателем у студентов  I курса являются коммуникативные склонности, а у студентов  Ш курса – показатель направленности на общение, т.е. наоборот.

Эти  качества относятся к коммуникативной сфере. Это говорит о том, что данная ведущая направленность не изменяется, а также присутствует в качестве главного компонента плеяды. Можно сказать, что ведущая направленность и у I , и у Ш курса остается той, что наиболее важна для специалиста ПР.

3.        У студентов  I курса специальности ,,менеджмент,, , как мы уже говорили, сложно определить ведущий компонент, а студентов  Ш курса ярко видно наличие множественных связей и виден центральный компонент плеяды – способность к самоуправлению – самоуправляемый стиль. Т.е. для студентов  Ш курса в качестве наиболее значимой выступает именно эта способность. Мы видим, как различаются плеяды этих групп. Показатели коммуникативные и организаторские склонности также имеют связи с другими компонентами, но не сколько показатель стиль самоуправления.

В нашей работе мы не исследовали профессионально-важные качества специалиста-менеджера, но, что именно это качество является наиболее значимым и важным для этой профессии.

 

4 . Очень важны для нашего исследования результаты сравнения студентов  Ш  курса ПР со студентами  Ш  курса –менеджерами. По этому сравнению мы черпаем информацию о степени влияния профессионально-ориентированного обучения на развитие профессионально-важных качеств.

Как было сказано ранее, у студентов ПР центральным компонентом является коммуникативные склонности, а у студентов – менеджеров – самоуправляемый стиль.

У студентов ПР самоуправляемый стиль также образует связи с несколькими показателями, а у студентов менеджеров коммуникативные склонности также образуют несколько связей.

То есть можно сказать, что эти группы различаются по ведущим направленностям и группа студентов ПР развивается по основной для их профессии направленности, что является хорошей предпосылкой для успешной деятельности.

Статистический анализ сравнения средних значений.

Был проведен согласно специальной математической программе на кафедре психологии КГУ.

Полученные средние значения по показателям приведены в таблице ( см. приложение 2 ), а теперь опишем сравнение групп между собой по принципу, указанному выше.

1.        Студенты  I курса ПР и студенты I курса менеджмента.

Между этими группами не наблюдается видимых, значимых различий. Мы можем сказать, что у студентов ПР несколько выше показатели коммуникативных и организаторских склонностей, немного выше самооценка, у студентов менеджеров несколько выше  значения по показателю ,,управляемый  стиль,,  , но эти различия выражены  очень слабо, у некоторых из показателей даже совпадают средние значения. Этот факт подтверждает наши предположения о том, что на первом году обучения  еще не происходит развития профессионально важных качеств для будущей специальности и студенты на первом курсе имеют общие задатки, их качества личности схожи между собой.

2.    Студенты  I  курса ПР и студенты Ш курса ПР.

 Результаты по этому сравнению очень интересны для нас, они служат для подтверждения или не подтверждения нашей гипотезы.

Видимые, значимые различия у этих групп проявляются в качествах самоуправляемый стиль и неуправляемый стиль ( Р=0,01).

У студентов I курса самые высокие значения из  четырех групп по неуправляемому стилю, у Ш курса  этот показатель значительно снижается и является самым низким из четырех групп. Это говорит о том, что в процессе профессионально ориентированного обучения снижается показатель, не являющийся желательным в деятельности специалиста ПР.

Также у студентов Ш курса повышается значение показателя ,,самоуправляемый стиль,, . Как мы уже говорили, этот показатель является необходимым для специалиста ПР и поэтому его повышение в процессе профессионально ориентированного обучения также подтверждает нашу гипотезу. У студентов Ш курса идет повышение самооценки ( Р=0,05), это не является позитивным моментом, т.к. , взглянув на плеяду ( см. приложение ), мы видим, что повышение самооценки влечет повышение показателя направленности на себя и снижает направленность на дело, но, возможно, повышение уровня самооценки связано с осознанием престижности своей профессии,  умением реализовывать свои возможности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6