Реферат: РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Оба рассмотренных вида
мышления – понятийное и образное – в действительности как правило сосуществуют.
Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но
взаимосвязанные стороны бытия. Понятийное мышление позволяет получить
конкретное субъективное её восприятие, которое не менее реально,
объективно-понятийное. Без того, или другого вида мышления наше восприятие
действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым
разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.
Отличительная черта наглядно-образного
мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно
связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него
совершаться не может. Мысля наглядно-образно человек привязан к
действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его
кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для
теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем
преобразуются). В ходе познавания человек отчетливо представляет себе объект и
мыслит наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в
данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения
исполнения этой деятельности.
Образное мышление
является сложным и гибким, обобщенным и свободным мышлением по отношению к
познаваемым единичным предметами практическим действиям, направленным на
овладение ими. Однако наглядно-образное мышление не в состоянии отражать
сложные процессы и явления объективной действительности, не выражаемым каким либо
наглядным образом. Например, у людей нет таких образов, которые непосредственно
могли бы отразить такое понятие как «сила», «стоимость», «справедливость»,
«добро», «честность», «истина» и др. Познание таких явлений возможно благодаря
абстрактно-логическому мышлению.
Наглядно-образное
мышление наиболее полно и развернуто представлено у детей дошкольного и
младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей занятых практической
работой. Этот вид мышления достаточно развито у всех людей кому часто приходится
принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но
непосредственно их не касаясь.
Последний из обозначенных
на схеме видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность
заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую
преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
Основным условием решения задачи в данном случае является правильное действие с
соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей,
занятых реальным производственным трудом, результатом которого является
создание какого-либо конкретного материального продукта.
Теоретическое мышление
– это вид мышления,
направленный на открытие законов, свойств предметов.
Практическое мышление
– это мышление,
направленное на воплощение открытых закономерностей и свойств в практической
деятельности.
Дискурсивное или
умозаключительное мышление – это поэтапно развернутый мыслительный процесс.
Интуитивное мышление –
это быстро
протекающий, с отсутствием четко выраженных этапов, минимально осознанный
мыслительный процесс. Здесь окончательный результат достигается без знания или
придумывания промежуточных этапов.
Репродуктивное
мышление – мышление,
применяющее готовые знания и умения. Мы можем четко прослеживать ход мысли
другого человека, прекрасно понимать ход и логику мысли писателя, ученого,
разбираться в современных сложнейших знаниях и пр.
Продуктивное
(творческое) мышление – это мышление направленное на создание новых идей, на открытие новых или усовершенствование
решений той или иной задачи.
Критическое мышление –
вид мышления,
направленный на выявление недостатков в суждениях других людей, на оценку себя
и своих возможностей.
Некритическое
мышление противоположное
критическому.
Отметим,
что перечисленные виды мышлений выступают одновременно и как уровни его
развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое,
а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С
одной стороны, за такими суждениями лежит реальный смысл, т. к. понятийное и
теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее,
чем, скажем, практическое и образное. Но с другой стороны, каждый из названных
четырех видов мышления сам по себе может развиваться, относительно независимо
от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически
более позднюю, но онтогенетическую менее развитую форму.
Следует
отметить, что взрослый человек обычно не пользуется каким-то одним видом
мышления в «чистой форме». Поэтому одной из задач обучения является
формирование у учащихся переходить от одного вида мышления к другому в процессе
рения задач. Последнее, однако, не исключает индивидуальных особенностей
мыслительной деятельности, связанных с предпочтительным использованием
какого-то одного вида мышления. Это может быть обусловлено рядом факторов:
особенностями личного опыта, развития речи, воображения, уровнем овладения
мыслительными операциями.
Мышление в отличие от других
процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, мыслительная деятельность людей совершается при помощи
мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и
конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности
мышления — опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных
связей и отношений между предметами, явлениями,
фактами.
Сравнение — это сопоставление
предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.
Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних
отношениях они сходны между собой, в других — различны. Признание предметов
сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов
являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и
те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других — различными.
Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы
для человека выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнаруживается много
различий.
Сопоставляя вещи,
явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя
тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации.
Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается
присущим каждому предмету данной группы. Так, в библиотеке книга можно
классифицировать по авторам, по содержанию, по жанру, по переплету, по формату
и пр. Признак, по которому производится
классификация, называется основанием классификации.
Сравнивая, человек
выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной
задачи.
Анализ и
синтез — важнейшие мыслительные
операции, неразрывно связанные между собой.
В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ — это мысленное
расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное
выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем
мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких
частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень» цветы»
листья и пр. В данном случае анализ —
мысленное разложение целого на составляющие его части.
Анализ может быть и
мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон.
Например, мысленное выделение цвета, формы предмета, отдельных особенностей поведения или черт характера человека и пр.
Анализ возможен не только
тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое» но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе.
Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их
признаки, анализ хода мысли — доказательство»
объяснения и пр.
Синтез — это мысленное соединение
отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если
анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты
анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются
отдельные буквы» слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с
другом: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения —
в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии — отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.
Так же как и анализ,
синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном
представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное
объединение частей целого (например, продумывание композиции
литературно-художественного произведения) и как мысленное сочетание различных
признаков, свойств,
сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное
представление явления на
основе описания его отдельных признаков или свойств).
Анализ
и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы фактически расчленяем
или собираем предмет, что является основой для выработки умения производить эти
операции мысленно. Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприятия,
анализ и синтез должны осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции.
В каждом сложном процессе мышления участвуют анализ и синтез. Например, путем анализа
отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических
деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная
характеристика этих героев, этих деятелей.
Абстракция. Нередко
при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить
какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углубленного познания, отвлекаясь
(абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Например,
чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься
от частных особенностей чертежа— мелом или карандашом он выполнен, какими буквами
обозначены вершины, абсолютная длина сторон и пр.
Абстракция — это мысленное выделение
существенных свойств и признаков предметов или явлений при
одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Выделенные в процессе абстрагирования признак
или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или
свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. Так, у всех
металлов мы можем выделить одно свойство — электропроводимость. Наблюдая
за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить
в этих объектах один общий признак — движение и мыслить о движении вообще, изучать
движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия — смелость,
красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.
Обобщение
и конкретизация.
Обобщение тесно связано с
абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в
том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья,
если не отвлечься от различий между ними. При обобщении предметы и
явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. За
основу берутся те признаки, которые мы получили при
абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение,
как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово
относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сходных
единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем
словом «фрукты», соединены сходные (существенные) признаки,
которые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.
В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в
определениях выводах, правилах… Детям нередко трудно совершить
обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но
существенные общие признаки предметов, явлений, фактов.
Конкретизация —
это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или
иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных
признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить
себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По
существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация
общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем
другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям.
Выбору примера следует уделять серьезное внимание. Привести пример иногда
бывает нелегко. В общем, виде мысль кажется ясной, а указать конкретный
факт не удается.
Школьники и студенты часто затрудняются
привести примеры, иллюстрирующие их ответ.
Это происходит при нормальном усвоении
знаний, когда усваивается (или зазубривается) формулировка общих
положений, а содержание остается неясным. Поэтому преподаватель не должен
довольствоваться тем, что учащиеся правильно воспроизводят общие положения, а должен
добиваться конкретизации этих положений: приведение примера, иллюстрации, конкретного
частного случая. Особенно это важно в школе и, прежде всего в начальных классах.
Когда учитель приводит пример, он раскрывает, показывает, как в этом частном
случае обнаруживается общее, которое иллюстрируется примером.
Только при этом условии частное оказывает значительную помощь пониманию общего.
Кроме рассмотренных видов
и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение,
умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это
высказывание, содержащие определенную мысль. Умозаключение – представляет
собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое
знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о
некотором классе предметов (явлений). Выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция
и дедукция – это способы производства умозаключений, определяющие
направленность мысли от частного к общему, или наоборот. Индукция предполагает
вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из
частных.
Ходя логические операции
органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в
котором действуют только логика и разум. В процесс мышления часто вмешиваются,
изменяя его, эмоции.
Эмоции, однако, способны
не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает
мысли страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость.
Без повышенного чувства продуктивная мысль столь же не возможна, как без
логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно,
не переходит ли оно пределы оптимизма, обеспечивающего разумность мышления.
В процессах мышления
эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи,
здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функцию. Эвристическая
функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации)
некоторой зоны оптимального поиска, пределах которого находится искомое
решение задачи. Регулятивная функция эмоций проявляется в том, что они
способны активировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется
правильно, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход
направления мысли ошибочен.
Кроме обычных нормальных
видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особенные мыслительные
процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у
больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает
пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так
называемого замутнённого сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое
состояние).
Один из видов необычного
мышления получил название аутизма (один из его исследователей – Э.
Блейер). Аустическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря
тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная,
неограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые
противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие соответствующие им,
получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия.
Во многих отношениях Аустическое мышление противоположно реалистическому. Реалистическое
мышления правильно отражает действительность, делает поведение человека
разумным, в то время как аустическое мышление представляет в основном
то, что соответствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического
мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.
Последняя из задач перед аустическим мышлением не стоит, его направленность –
удовлетворение потребности, снятие вызванного ею напряжения. Аустическое
мышления порождает иллюзии, а не истины.
Кроме описанных, есть и
индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций мыслительной
деятельности людей предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по
характеру мышления:
1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций
над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и
преобладание левого полушария над правым, примат логики над интуицией и
чувством.
Критерием истинности для
интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием
правильности для мыслительного типа является эксперимент и логическая
безупречность вывода. Познание мыслительного типа существенно отличается от
интуитивного типа. Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым,
ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный
тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний
вне зависимости от истинности и логической противоречивости. Истинно то, что
полезно, – вот его жизненное кредо.
Давая характеристику
основным видам мышления, важно упомянуть о творческом мышлении и интеллекте
человека.
Творческое
(продуктивное) мышление направлено на создание новых людей, на открытие нового или
усовершенствование решения той или иной задачи. Все творческие задачи имеют
одну особенность: необходимость использования нетрадиционного способа мышления,
необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа
рассуждений.
При решении творческих задач
необходимо направлять мысль необычным путем. Применять творческий способ
решения (особый вклад в изучение творческого мышления внесли ученые: Дж.
Гилфорд, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|