рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ рефераты

Реферат: РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Волгоградское государственное образовательное учреждение

Волгоградский социально-педагогический колледж

Кафедра педагогики          и  психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА


РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ  В  ПОДРОСТКОВОМ                  ВОЗРАСТЕ

Работу выполнила студентка группы 4 «Д»: Ефремова Т.В.

Научный руководитель: Тонкодубова О.И.

Волгоград - 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава I. Мышление как один из основных познавательных процессов    личности в подростковом возрасте. 5

§ 1. Общее представление о подростковом                                                   возрасте и видах мышления. 5

§ 2. Мышление как один из основных познавательных  процессов личности подростков  25

§ 3. Особенности развития и диагностики мышления в подростковом  возрасте  43

Глава II. Мышление как один из основных познавательных процессов  личности в подростковом возрасте. 57

§ 1. Исследование мышления в подростковом возрасте. 57

§ 2. Рекомендации по развитию мышления  в подростковом возрасте. 66

Заключение. 73

Литература. 76

Приложение 1. 77

Приложение 2. 78

Введение

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка,  развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.

Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процессе обучения в школе совершенствуется,  и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Актуальность нашей работы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик  начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.

К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследования.

Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте.

При этом перед нами поставлены следующие задачи:

1.   Обобщить материал о подростковом возрасте и видах мышления.

2.   Рассмотреть мышление как один  из познавательных процессов личности подростков.

3.   Определить особенности развития и диагностики мышления у детей в подростковом возрасте.

4.   Провести исследования мышления у подростков.

5.   Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте.

При написании работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования.

1.   Метод научного познания – способ добывания, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний между существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.

2.   Наблюдение – это метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

3.   Методы конкретно-социологического исследования – методы тестирования и статистической обработки полученных данных.

4.   Теоретическое исследование и его методы – анализ оценка, приведение в систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения.

5.   Обобщение передовой практики – вычленение наиболее существенных черт, особенностей передового или новаторского опыта.

Данная работа предназначена для учителей и преподавателей колледжа.

Глава I. Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте.

§ 1. Общее представление о подростковом                                                   возрасте и видах мышления

Прежде чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, попытаемся определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей.

От младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет) отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность является заключительным шагом на этом пути и сама делится, как минимум , на три периода: ранний юношеский возраст (охватывает XI – XI классы школы), средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончание школы, с 17 – 18 лет до 22 – 23 лет) и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23 – 24 до 28 – 29 лет). За пределами 30-летнего возраста  начинается  длительный период взрослости.

Отрочество – так по старинке называют подростковые годы – характеризуется усилием независимости детей от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Если  младший школьник, несмотря на его чрезвычайную внешнюю подвижность и кажущееся непослушание, всё еще полностью зависим от взрослых людей, которые, если они достаточно авторитетны, могут влиять на психологию и поведения ребенка, то подросток  гораздо более независим и менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает негативистическую, вполне ещё детскую ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства младших школьников ещё фактически нет особого, независимого от мнения взрослых людей отношения к себе отличается психологическим многоцветием: ребенок знает от части правильно может оценивать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны,  может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую личными реальными недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает свои недостатки.

Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Если младший школьник в своем поведении и внутренних регулятивных установках ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми, и практически ещё не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы (те, которые устанавливают его сверстники), то подросток в этом плане ориентирован на сверстников, причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающие в роли лидеров), но в так называемой социализированной форме. Поясним сказанное.

Персонифицированной называют социальную норму, ввязываемую в сознании данного человека с другим лицом, которое утверждает эту норму и требует её соблюдения. Так младшие школьники принимают и выполняют нормы, персонифицированные в личности учителя, родителя, директора школы.  Каждая такая норма является императивом для младшего школьника именно потому, что она исходит от авторитетного для него человека.

Социализированной называют норму, которая в сознании человека не связывается  с требованиями отдельных лиц, а представляется как общее правило, принятое людьми, не зависимо от того, что по этому поводу думают отдельные личности. Социализированная норма существует в мак называемой безличной форме. Такими являются , например, нормы права, морали, правила поведения, принятые в обществе.

Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет не в младшем школьном возрасте и не в характерных для юношей, тем более – взрослых людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифициронными, но в тоже время они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга людей, т.е. по существу выступают переходные от детства к взрослости.

Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию, характерное для подростков в отличии от школьников, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Возникает то, что в социальной психологии называется поролевой идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для ранней юности.

От младших школьников подростков отличает  также переход от игровых к реальным социальным ролям. Если младшие школьники ведут себя в жизни непосредственно и естественно, то подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту.

Перейдем от краткого описания психологии подростков к определению понятия мышления и его основных видов.

Природа и виды мышления.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивает наиболее сложным познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно практически всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делают определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степенью его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом может выступать понятие.

Понятие – это форма мышления, в которой отражается общие и существенные свойства
предметов и явлении. Иными словами, понятие – это совокупность существенных свойств
предмета. Например, у стула много признаков; цвет, материал, размеры, мягкость. Но
существенными являются только те, которые и делают стул стулом. Ими являются: предмет
мебели, создан для сидения, у него имеется опора для спины. Это и есть самые существенные
признаки этого понятия, его содержание. В понятие «дерево» входят все признаки, присущие
дереву, и не входит то, что характерно только для березы, или ели, или дуба и пр.

Отражая общее, существенное, закономерное в предметах или явлениях действительности,
понятие выступает высшей ступенью отражения мира. Понятие обозначается словом, которое
есть чувственная, материальная оболочка понятия. Мыслить понятиями значит мыслить
словами. Слово заменяет предмет, но в каком-то определенном смысле. Ведь на слово «стул»
не сядешь, и словом «хлеб» сыт, не будешь. В чувственном познании человек знакомится с
самими предметами и явлениями действительности, которые и Обобщает затем данным
понятием. Владеть понятием значит владеть всей совокупностью знаний о предметах и
явлениях, к которым относится данное понятие.

Большинство имеющихся у нас понятий усваиваются в готовом виде от других людей.
Однако овладение понятием не простая «передача» знаний, например, от взрослого ребенку.
Усвоение понятий, овладение ими сложнейший процесс. Он имеет самое прямое отношение
к развитию мышления, как всего человечества, так и каждого конкретного человека. Здесь все
поколения людей большую часть понятий получают от предшествующих поколений,
усваивают эти понятия, углубляют, уточняют, обогащают и на основе уже своего опыта и
знаний создают новые понятия о тех предметах и явлениях действительности, о которых
предшествующие поколения еще не создали понятий.

У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на который они
опираются. Значительные трудности возникают тогда, когда новое понятие, обозначаемое
определенным словом, не согласуется с тем, что уже связано с этим словом у ребёнка, т.е. с тем
содержанием данного понятия (часто неправильным или неполным), которым он уже владеет.
Чаще всего так бывает в тех случаях, когда строго научное понятие, усваиваемое детьми в
цоколе, расходится с так называемым житейским, донаучным понятием, уже усвоенным ими
вне специального обучения, в процессе повседневного общения с другими людьми и
накопления личного чувственного опыта (например, птица это животное„которое летает,
поэтому бабочки, жуки, мухи Относятся к птицам, а курица, утка — Нет, они не летают. Или:
хищные животные «вредные» или «страшные», например крысы, мыши, а кошка не хищник,
она домашнее животное, ласковая).

В усвоении понятий особенно важна правильная организация чувственного опыта учащихся.
Чем абстрактнее понятие„тем труднее опереться на материал, который можно показать детям,
тем больше приходится пользоваться рассказом о вещах, которые могут помочь усвоению
абстрактного ПОНЯТИЯ.

Таким образом, образование понятий, переход к нему от чувственных форм познания
сложившийся процесс, в котором принимают участие сравнение, анализ, синтез,
абстрагирование, обобщение и более или менее сложные формы умозаключений. Важная роль
в усвоении понятий принадлежит его определению. Определение содержит указание наиболее
существенных признаков предмета или явления, составляющих суть данного понятия,
раскрывает отношение его к другим, более общим понятиям. В определении фиксируется
наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием.

Итак, существенные признаки понятий это свойства и отношения, при
утрате, отсутствии или изменении которых предмет или явление становятся по своей природе
или в каком-то важном отношении иными. Несущественные признаки влекут за собой
появление лишь внешних, частных характеристик и отличий без изменения существа предмета
 или явления.

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.

Во-первых, по характеру решаемых задач и зависимости от направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом  и практическом мышлении.

В-третьих, по степени развернутости и характеру протекания процесса мышления выделяют дискурсивное (умозаключительное) и интуитивное мышление.

В-четвертых, по степени новизны и оригинальности и если за основу брать характер результатов мышления,  мы можем иметь репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное мышление.

В-пятых, мышление разделяется по действию контроля на критическое и некритическое мышление.

Но рассмотрим подробнее виды мышления человека.

Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятное мышление характерно для научных теоретических исследований.  Степень его логичности зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с познаваемой действительностью.

Образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они мысленно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие мыслительные образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно смог усмотреть решение интересующей его задачи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7