рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Рабочая книга социолога рефераты

Нельзя употреблять трудные и неясные формулировки. Должно быть мало эмоциональных слов, которые могут нести чрезмерную эмоциональную нагрузку, оперировать стереотипами…

В вопросе не должны проявляться мнения, ценности и установки исследователя.

Альтернативы должны быть перемешаны так, чтобы они не были представлены ни в логической последовательности, ни в порядке из значимости. Для того чтобы снять влияние последовательности альтернатив, в половине тиража анкет на первое место ставят положительную альтернативу, а на второе отрицательную.

Необходимо уравнивать альтернативы по длине.

Последовательность вопросов.

Вопросник начинается с контактных вопросов, затем идут содержательные, которые чередуются с фильтрами, контактными, контрольными и функционально-психологическими вопросами, снимающими напряжение.

Г. Гэллапом предложена техника постадийного развертывания вопроса, состоящая и пяти вопросов:

1. фильтр, для выяснения об осведомленности респондента.

2. выяснение того, как опрашиваемых в общем относится к данной проблеме (открытый).

3. для получения ответов по конкретным моментам проблемы (закрытый).

4. помогает выявить причины взглядов опрашиваемого и употребляется в полузакрытой форме.

5. направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности и применяется в закрытой форме.

Расслоение совокупности опрашиваемых.

Требования для каждой изучаемой совокупности:

Ø  Создание мотивации у опрашиваемых при знакомстве с обращением;

Ø  Поддержание этой мотивации с помощью контактных вопросов на протяжении всего исследования;

Ø  Соответствие содержания вопросов степени информированности опрашиваемых;

Ø  Соответствие формулировки вопросов и ответов на них системе категорий опрашиваемых;

Ø  Отсутствие эмоционально нагруженных слов при формулировке вопросов и ответов на них;

Ø  Отсутствие влияния последовательности вопросов на опрашиваемых.

  1. Разновидности опроса.

Можно выделить два основных вида опроса: анкетирование и интервью. По месту проведения различают опрос по месту жительства и по месту работы (в служебном помещении).

По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное, а интервью – на личное и телефонное.

Прессовая анкета публикуется на страницах газет или журналов.

При почтовом опросе соответствующее число вопросников рассылается  определенной группе лиц с просьбой дать ответ…

Раздаточная анкета раздается исследователем группе людей, с просьбой безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить заполненные вопросники. (Различают групповое (аудиторное) анкетирование).

Телефонное интервью может использоваться для опроса населении по широкому кругу вопросов. Оно может длиться от нескольких минут до нескольких десятков минут.

Анкетирование.

Оно не является универсальным видом опроса. В некоторых случаях с помощью анкеты собирается основная информация, в других ситуациях одна выступает дополнительным методом.  Анкета по сравнению с интервью – более дешевый вид опроса. Предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость: моральные проблемы, мнение о руководителях и т.п. Анкета – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент рассылки или раздачи вопросника. По этим же причинам анкета с ошибками мотивации не удовлетворяет требованию объективности.

Интервью.

Свободное (клиническое) интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темп, но и предварительно продуманного специального куга вопросов, определяющих структуру, содержание этой темы, в том виде, как она представляется исследователям на момент опроса.

Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонденты в этом виде интервью заранее знакомятся с предметом обсуждения: читают, смотрят материалы и т. д.

Интервью с открытыми вопросами – следующая ступень стандартизации поведения интервьюера и респондента.

Формализованное (стандартизированное) интервью – самая распространенная разновидность интервью, приближающаяся, а анкетированию в присутствии анкетера.

Очень важны следующие характеристики:

Пол и возраст интервьюера;

Внешний вид интервьюера;

Темп интервью;

Индивидуальные качества интервьюера (внимательность, наблюдательность, терпение, умение говорить понятно, неторопливо, донося до опрашиваемого полный и истинный смысл вопроса; умение слушать; умение молчать; недопустимость жестокости, требовательности, властности);

Взаимное внушение взглядов интервьюера и респондента (мнение первого незаметно для него самого проявляется в интонации, в жестах, манерах и таким образом оказывает влияние на последнего). Регистрация ответов опрашиваемых (запись может быть дословной с применением стенографии; возможен вариант разделения труда между интервьюером и протоколистом; механическая звукозапись; запись по памяти и др.);

Отбор и подготовка интервьюеров.

Инструкции интервьюеру оформляются либо в виде отдельных брошюр, либо включаются в текст анкеты. Обязательные элементы содержания  таких инструкций:

Ø  Определение отношений интервьюера с организаторами опроса;

Ø  Правила поиска респондента и замены, отсутствующих запасными кандидатурами;

Ø  Содержание вводной беседы с респондентом и рекомендации по установлению предварительного контакта с ним, получению его согласия на интервью (включая правила поведения интервьюера в случае отказа респондента от участия в опросе);

Ø  Объяснение техники заполнения анкеты.

Контроль качества работы интервьюеров. Повторное посещение респондентов, включенных в выборку, контролеры-интервьюеры.

  1. эмпирическое обоснование методики опроса.

Пилотаж имеет свои задачи – проверить качество методического инструментария. На этом этапе автор опросника (желательно совместно с экспертом-методистом) выполняет несколько разновидностей критического анализа.

Анализ вопросов анкеты.

Проверяется логическая обоснованность (релевантность) формулировки каждого вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть получена с помощью этого вопроса. Исходной точкой такого анализа должен быть список единиц искомой информации с указанием номеров вопросов, которые обеспечивают ее получение, контроль и перепроверку качества. Исследователь должен по поводу каждого вопроса анкеты выяснить для себя:

Ø  Спрашиваю ли я о том, что мне необходимо? Не произошло ли при конструировании вопроса замены показателей;

Ø  Достаточно ли однозначно определена в формулировке вопроса информация, которая ожидается от респондента; нет ли в формулировке вопроса задач, не обеспеченных техникой заполнения;

Ø  Нет ли в формулировках шкал смещений к положительному или отрицательному ответу;

Ø  Нет ли в формулировках альтернативных вопросов совмещения не исключающих друг друга оснований;

Ø  Нет ли внушающих формулировок вопросов.

В результате мы получим разделение вопросов на две группы: первая – вопросы, содержащие очевидные нарушения требований к логике их построения по критерию обоснованности; вторая – вопросы, не содержащие ошибок обоснованности.

Качество каждого вопроса подготовленной анкеты должно быть перед планированием пробного исследования оценено автором по следующим критериям:

Ø  Выдержаны ли требования к языку опрашиваемого, не получилось ли так, что для части респондентов язык слишком труден, а для другой, наоборот, примитивен?

Ø  Все ли вопросы и варианты ответов понятны? Нет ли в формулировке вопросов сложных терминов?

Ø  Не слишком ли абстрактны вопросы и не слишком ли они конкретны?

Ø  Понятны ли респонденту единицы измерения, имеющиеся в анкете?

Ø  Компетентны ли опрашиваемые для ответов на вопросы, не следует ли включит фильтры на компетентность?

Ø  Нет ли опасности утомить опрашиваемого, как снизить монотонность вопросов?

Ø  Не предъявляют ли вопросы непосильных требований к памяти респондента?

Ø  Нет ли опасности получения стереотипных ответов?

Ø  Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, нет ли необходимости расчленить их на тематические блоки?

Ø  Не вызовет ли вопрос отрицательные эмоции у опрашиваемых?

Ø  Не задевает ли вопрос самолюбие респондента или интимные стороны его жизни, самосознания?

Эмпирическая проверка вопросника.

Интервью об интервью. Данные о том, как респонденты понимают смысл отдельных заданий, содержащихся в вопросе, о том, как они интерпретируют значения отдельных слов, терминов, выражений, могут быть получены с помощью дополнительных вопросов.

Таким образом, структура пилотажного варианта вопросника как бы удваивается: кроме содержательных вопросов, она включает своеобразное «интервью об интервью», цель которого – сбор методической информации.

Методический эксперимент. Программа пробного исследования может включать специальные методические процедуры, имеющие целью выяснение структуры представлений, языка опрашиваемых, их аналитических возможностей.

Наблюдение. Большая часть пробных исследований основана именно на этом методе, в частности на неструктурированном наблюдении.

Разделение функций наблюдателя и интервьюера. Применение метода наблюдения в пробном исследовании будет более эффективным, если проведение опроса и наблюдение за ситуацией взаимодействия его участников поручить разным исполнителям: Интервьюеру и наблюдателю.

Апробация структуры анкеты и методических инструкций по ее заполнению. Все виды реакций респондентов на эти специальные методические приемы фиксируются в пробном исследовании методом наблюдения, выявляются с помощью специальных вопросов в «интервью об интервью», а контролируются в «Анкете интервьюера».

Важной задачей, входящей в апробацию структуры анкеты является обнаружение возможного влияния предшествующих ответов на последующие. Предположения о таком влиянии формируются на этапе предварительного анализа логики построения блока вопросов. В пилотаже эти предположения  проверяются путем применения двух вариантов с разной последовательностью вопросов.

Анализ подобных ситуаций, зафиксированных в пилотаже, является основой для доработки инструкций интервьюеру.

­


ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Социометрические методы изучения структуры межличностных отношений.

1.    Социометрический опрос.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Выбор – выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) – выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.

Опускание – оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения.)

Социометрический критерий.

Существенным является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием.

Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений.

Виды социометрических критериев.

Производственные критерии – выясняют межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности.

Непроизводственные критерии – показатели межличностных взаимоотношений в коллективе.

Прогностический критерий – критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента.

Социальные критерии – предполагают выбор для совместной общественной работы.

Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров. Соответственно, отрицательным называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица (или лиц)

Двойным называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления.

Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой с необходимостью возникает неравенство выбирающего и выбранного.

Требования к социометрическому критерию.

1.    В его содержании должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива.

2.    Он должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности (или выбрать или отклонить).

3.    Не должен ограничивать возможности выбора.

4.    Критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимыми для него.

5.    Должен описывать конкретные ситуации.

6.    Должен быть грамотно сформулирован.

Требования к проведению социометрического опроса.

Количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 8-9 человек.

Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы.

Опрос должен проводиться посторонним  для данного коллектива лицом.

Процедура социометрического опроса.

Подготовительная фаза – определение проблемы, выбор объекта исследования, знакомство с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива.

 Первая фаза -  Прямой контакт с членами коллектива, внушение им доверия, установление содержания социометрических критериев.

Вторая фаза -  Проведение собственно опроса.

Фаза обработки – обработка информации.

Завершающая фаза -  получение выводов и рекомендаций.

Социометрическая карточка.

Для сбора информации при социометрическом опросе применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения респондентам.

2.    Обработка и анализ результатов социометрического опроса.

Обработка полученной информации включает построение социоматриц, социограмм, а также расчет социометрических индексов.

Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения.

Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых столько же, сколько членов в данном коллективе, указываются выборы j- членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию.

Графический метод.  Графическое изображение связей внутри коллектива, устанавливаемых на основании выбора, называется социограммой.

Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в социоматрицу, и является ее наглядным графическим отображением.

Основные формы изображения.

Индивид или коллектив, являющиеся отдельным исследуемым элементом, изображаются кружком.

Связи между двумя элементами одного объекта, их действия и поступки изображаются с помощью черты между элементами.

  1. Изолированный элемент. Это индивид (для больших социальных систем – коллектив), не связанный с другими элементами. Его выделение важно при изучении функциональных связей рабочего коллектива или эмоционально-психологических связей симпатий внутри коллектива.
  2. Связь между двумя элементами – Диада, структура, очень часто наблюдаемая в небольших коллективах, например в форме совместной деятельности, а также как дружеские и доверительные связи между двумя людьми.
  3. Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа элементов.
  4. Звезда.
  5. Пирада, или «структура дерева». Все ее элементы связаны с центром не непосредственно, а чрез другие, равнозначные элементы.

Виды социограмм.

По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические социограммы.

В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указываются выборы и отклонения.

В концентрических – по концентрическим кольцам, причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутренне округе.

Локограммы – представляют собой такие социограммы, при построении которых расположение символов членов коллектива изоморфно их реальному пространственному расположению.

Анализ различных аспектов структуры.

Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи организационных схем, формалограмм, неформалограмм, специальных социограмм (коммуникограмм, проблемограмм и т.д.)

Формалограмма – диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются членами коллектива их формальные отношения. При этом различаются два типа формалограмм – «вертикальная» и «горизонтальная».  Для построения первой используются данные опроса об отчетности, ответственности и т.п. Основанием для построения «горизонтальной» формалограммы служат данные опроса относительно того, кто из членов организации стоит на той же иерархической ступени, что и опрашиваемых.

Неформалограммма – диаграмма, представляющая структуру неформальных отношений в коллективе.

Коммуникограмма – диаграмма, представляющая систему связей в организации, как они воспринимаются и сообщаются членами организации.

Проблемограмма – это специальные социограммы, представляющие структурные отношения членов коллектива в различных процессах – при обмене информацией, принятии решения и т.д.

3.    Социометрические индексы.

Социометрические индексы представляют собой число выборов, какого либо определенного вида, пронумерованных (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа. Различают два типа социометрических индексов – персональные и групповые. Персональные индексы можно классифицировать также на объективные (содержащие информации о числе выборов, полученных данным членом коллектива от остальных), субъективные (содержащие информацию о числе выборов, сведанных данным членом коллектива), и смешанные (сконструированные из данных, характеризующих количество как отданных и полученных выборов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5