Реферат: Рабочая книга социолога
По форме фиксации информации документы делятся
на: письменные документы; архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме;
иконографическую документацию (кино-, видео-, и фотодокументы, картины и т.
д.); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).
Письменные документы.
Наиболее обширный вид документации, источниками
этого типа документов для социолога являются: государственные и центральные
архивы, архивы организаций и предприятий, статистическая отчетность, научные
публикации, пресса, личные документы.
Статистическая отчетность.
Связь между статистикой и социологией настолько тесна,
что в некоторых случаях только чисто формально можно провести границу между
статистическим и социологическим исследованием.
Ценное свойство статистических данных –
методическая строгость их сбора и обработки и, как следствие этого, большая
степень их доступности для всестороннего анализа, большая обоснованность и
достоверность выводов, полученных на их основе.
Статистический оперативный учет проводится
постоянно и позволяет выбирать показатели за любые отрезки времени, сравнивать те
показатели с показателями и прошлыми и выявлять тем самым тенденцию изменений.
Научные публикации.
Книги, журналы, отчеты – основные формы этого
типа документов, которые являются важным источником информации о развитии самой
науки и т. п.
Пресса.
Пресса, или газетно-журнальная периодика,
предстает в соц. исследованиях как источник разнообразной информации по определенным
соц. группам, категориям, явлениям и процессам, в том числе она может выступать
и как документация для изучения самой прессы как социального явления.
Личные документы.
Личные документы – документы, составленные
частным лицом по собственной инициативе; это письма, автобиографии, мемуары,
дневники, речи и др.. Они служат прежде всего источником изучения общественного
сознания в его индивидуальных проявлениях. Они могут быть как основой соц.
исследования, так и дополнительным источником информации. Личные документы
представляют собой хороший материал для изучения общественного сознания;
позволяют обнаружить соц. Механизмы образования установок и их изменения (это
же касается мотиваций поведения); предоставляют информацию для исследования
зависимости между средой и поведением индивида; показывают явления в
историческом развитии в продолжительных, недоступных наблюдении промежутках
времени; дают материалы для установления типов личности, круп, образцов
поведения и общественных отношений; облегчают понимание людей, культурных
систем и функционирования социальных структур.
Архивы эмпирических данных в машиночитаемой
форме.
С развитием НТР и компьютеризацией социальной
жизни общества возникла новая форма хранения данных , это направлено на
возможность их обработки на ЭВМ.
Основные функции БД (баз данных):
Ø Сохранение и запоминание
данных;
Ø Распространение данных
среди различных центров;
Ø Развитие методов и
процедур для стимулирования более широкого и эффективного использования
полученных данных (для сравнительного и вторичного анализа).
Иконографические документы.
Кино-, видео- и фотодокументы; картины, гравюры,
скульптуры и т.д.
Эти документы можно исследовать в трех
направлениях: как документы пошлых эпох; как документацию по изобразительному
искусству; как «человечески документы» - о личностях авторов.
Фонетически документы.
Особо полезен при изучении лингвистики народа:
структура языка.
Другие способы классификации документов.
Подлинники и копии.
Копии документов существуют потому, что многие
документы существуют в одном экземпляре и поэтому пользование оригиналами
практически неосуществимо.
Обычно документы (условно) делят на три разряда:
позволяющие только восстановить какие-либо события; позволяющие делать выводы;
иллюстративные для приведения примеров.
Применение документов в социологическом
исследовании.
Документы могут быть важным источником
информации на начальной стадии исследования, когда не ясна еще сама проблема
исследования.
Однако документы иногда могут стать основным, а
то и единственным источником информации, содержащим данные об изучаемом объекте.
Обычно это бывает, когда изучению подлежат большие социальные системы и группы,
соц. институты и классы.
- Методы анализа документов.
Во всем многообразии методов анализа документов
можно выделить два основных: традиционный (классический) и формализованный
(количественный, контент-анализ).
Традиционный анализ – все многообразие
умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в
документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом
конкретном случае., т.е. проведение этого анализа означает преобразование
первоначальной формы этой информации и необходимую исследовательскую форму; это
интерпретация содержания документа, его толкование. Это интенсивный метод
анализа.
Основанная слабость – субъективность.
При проведении традиционного анализа социолог
должен ответить на следующие вопросы:
Что представляет собой документ?
Каков его контекст?
Кто его автор?
Каковы цели, с которыми был создан документ?
Какова надежность самого документа?
Какова достоверность зафиксированных в нем
данных?
Каково общественное действие, общественный
резонанс документа?
Каково оценочное содержание документа?
Какие выводы можно сделать о фактах,
содержащихся в документе?
Какие выводы можно сделать об оценочных
установках, содержащихся в документе?
Какие выводы можно сделать относительно автора
документа?
Достаточно ли полны сведения, содержащиеся в проанализированном
документе?
В традиционном анализе различают внешний и
внутренний.
Внешний анализ – это анализ «исторического
контекста» документа. Щель внешнего анализа – установить вид документа, его
форму, время и место появления, автора, инициаторы, цели его создания,
насколько он надежен и достоверен, каков его контекст.
Внутренний анализ – это исследование содержания
документа.
Юридический анализ применяется для всех видов
юридических документов, ибо там есть особый словарь терминов, в котором значение
каждого слова строго однозначно определено.
Психологический анализ. Применяется, как
правило, при рассмотрении личных документов с целью получения выводов об авторе
документа.
Формализованный анализ. Желание избавиться от
субъективности привело к разработке формализованных, количественных методов
анализа документов (контент-анализ).
Суть – найти такие легко подсчитываемые
признаки, черты, свойства документа (частота употребления определенных
терминов).
Ограниченность формализованного метода в том,
что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью
формальных показателей; он дает неполное, неисчерпывающее раскрытие содержания
документа. Сей метод – экстенсивный.
Контент-анализ – это техника выведения
заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению
соответствующих задачам исследования характеристик текста. При этом
подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные
процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать
заданным в исследовании уровнем обобщенности.
Принципы целесообразности применения
контент-анализа:
Ø Когда требуется высокая
степень точности или объективности анализа;
Ø При наличии обширного по
объему и несистематизированного материла, когда непосредственное использование
последнего затруднено;
Ø Когда категории, важные
для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в
изучаемых документах;
Ø Когда большое значение
для исследуемой проблемы имеет язык изучаемого источника информации, его спец.
характеристики.
Иначе говоря, речь идет об ответах на следующие
вопросы:
Что? (хочет подчеркнуть коммуникатор.)
Кому передается сообщение?
Как простроено сообщение?
Кто и почему передает сообщение?
Насколько эффективным было воздействие?
Требование объективности анализа делает
необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые
позволяют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю
приходится решать ряд проблем, связанных: а) с выработкой категорий; б) с
выделением единиц анализа; в) с выделение единиц счета.
Категории анализа – это понятия, в соответствии
с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания).
Единицей анализа – смысловой или качественной –
является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту
или иную категорию.
Смысловой единицей контент-анализа должна быть
социальная идея, социально значимая тема.
В исследованиях сообщений массовых коммуникаций,
где контент-анализ распространен наиболее широка, определились некоторые
«стандартные» смысловые единицы.
Понятие, выраженное отдельным словом, термином
или сочетанием слов.
Тема, выраженная в единичных суждениях,
смысловых абзацах, целостных текстах.
Имена людей, географические названия, названия
организаций, упоминание какого-либо события.
Выбрав смысловую единицу и ее показатели,
исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет основанием
для количественного анализа материала. Она может совпадать или не совпадать с
единицей анализа или ее показателем.
В ходе практической работы были выделены
некоторые общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским
требованиям.
1. Время – пространство. За единицы счета здесь
принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков,
колонок в печатных текстах, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке;
или время, отведенное освещению определенного события, или даже метраж
израсходованной кино - или магнитной пленки.
2. Появление признаков в тексте. В этом случае
иногда отмечается лишь появление признака, а повторение данной характеристики
внутри единицы контекстов не учитывается.
3. Частота появления. Дополнительные возможности
применения контент-анализа открываются с привлечением к нему лингвистики и
психолингвистики, успешно объясняющих многие вопросы анализа текстов. В
лингвистике существуют методы, с помощь. Которых можно установить семантическое
равенство различных форм (т.е. выделить один и тот же смысл в различных по
написанию словах и целых оборотах речи).
- Выборка документов и проблемы качества
документальной информации.
Решение каждой исследовательской задачи требует
определения того, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об
объекте были достоверными, т.е. решения вопроса о построении выборки.
Отбор источников информации. Если считается, что
все документальные источники информации одинаково важны для целей исследования,
то может быть построена случайная выборка с помощью одного из стандартных
методов.
Если допущение о равнозначности лишено
оснований, можно обратиться к расслоенной выборке, отражающей те качественные
или количественные стороны источников информации, которые исследователь считает
важными и выбирает в качестве критериев расслоения.
Вопрос о том, какого рода источники информации
должны попасть в выборку, может решаться и с помощью экспертной оценки.
Отбор документов. Часто уже сам отбор
источников информации ограничивает количество документов, подлежащих обработке,
до приемлемых размеров. Однако и после этого материал может быть достаточно
обширным. Тогда следует провести отбор документов.
Прежде всего следует определить, какой объем
выборки позволит распространить полученные результаты на исследуемую
генеральную совокупность с необходимой для данного исследования степенью
точности. Но каков бы ни был размер выборки, следует убедиться, что она
свободна от циклических колебаний, свойственных генеральной совокупности.
Необходимость критического отношения к
документам. Достоверность
документов, используемых в конкретно-социологическом исследовании, всегда
должна быть подвергнута специальной проверке.
Адекватность документа определяется как степень,
в которой он отражает интересующие исследователя характеристики объекта, т.е.
насколько он соответствует предмету исследования.
Чтобы прийти к определенным выводам относительно
надежности содержания, необходимо сопоставить все данные содержания с какими-то
другими данными. Здесь возможно несколько вариантов проверки:
Ø Сравнение содержания
документов, исходящих из одного источника а) во времени; б) в различных
ситуациях; в) в различных аудиториях.
Ø Метод независимых
источников.
Ø Сопоставление данных со
стандартами, с определенными нормативными представлениями (теоретические выводы
или экспертные оценки).
Достоверность документов.
Установив достоверность документа,
исследователь, прежде чем использовать его в своей работе, должен проверить
достоверность зафиксированной в нем информации.
Оценку достоверности зафиксированных в документе
данных лучше всего производить путем последовательного перебора источников
встречающихся в документах «ошибок».
Источники ошибок можно разделить на две
категории: случайные и систематические:
Случайные ошибки (опечатки в статистических
отчетах)имеют меньшее влияние на результат исследования.
Систематические ошибки можно разделить на два
вида: сознательные «ошибки» часто определяются теми намерениями, которыми руководствуется
автор при составлении документа; и «добросовестные ошибки» автора, относительно
собственных чувств и мотивов собственного поведения.
При оценке достоверности информации,
содержащейся в неофициальных личных документах, важно принимать во внимание
отношения между авторот и излагаемыми им фактами. Различают несколько типов
таких отношений, которые могут считаться признаками достоверности информации:
- факты, непосредственно не затрагивающие
личных интересов автора.
- Факты, сообщение которых может нанести
определенный ущерб автору, но имеющие для него социальную и
психологическую ценность.
- То, что сообщается в документе, в момент
записи было общеизвестным.
- В тексте сообщаются некоторые детали события,
не существенные с точки зрения отношения к нему автора.
- Автор излагает факт, к которому он относится
недоброжелательно, или же то, что им сообщается, находится в противоречии
с установками автора, предполагаемыми исследователем.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Наблюдение
- Понятие наблюдения
Наблюдение в социологическом исследовании
представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом
объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов,
касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Особенности наблюдения в социологии. Первая
особенность – это связь наблюдателя с объектом наблюдения. Вторая – связана с
первой и вытекает из нее. Она заключается в том, что наблюдатель не может быть
лишен чисто человеческой черты – эмоциональности восприятия. Третья особенность
наблюдения – сложность повторного наблюдения, ибо лишь тщательное и
многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить считать
информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных.
Трудности наблюдения. Трудности делятся на
субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от
наблюдателя). К субъективным относятся возможность понимания и истолкования
исследователем поведения и действий других людей через призму собственного «я»,
через свою систему ценностных ориентаций и т.п. К объективным относится
ограниченность времени наблюдения временем совершения события, кроме того, не
все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению.
Наблюдение и выводы. Наблюдатель, обладающий к
моменту начала наблюдения определенным опытом (знаниями), в процессе восприятия
непрерывно сравнивает, сопоставляет то, что он ощущает, с тем, что он уже
знает, и приходит к выводам, согласующимся с его опытом.
Влияние взаимодействия между наблюдателем и
наблюдаемым. Присутствие наблюдателя может существенно изменить ход наблюдаемого
процесса (ситуации), особенно если речь идет об исследовании небольших по
своему составу соц. Групп.
Применение наблюдения в конкретном
социологическом исследовании. Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной
информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит
специфическим целям всего исследования. В качестве самостоятельного метода
наблюдение чаще и успешнее всего применяется в монографическом исследовании. В
исследованиях поискового плана задача сводится к уяснению проблематики,
предварительному формулированию рабочих гипотез и их первичной проверке.
Планирование наблюдения. При планировании
необходимо четко установить сроки наблюдения и определить средства сбора
информации.
Выделяются следующие этапы проведения
наблюдения:
Ø Установление объекта и
предмета наблюдения, определение цели, постановка задач.
Ø Обеспечение доступа к
среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми.
Ø Выбор способа (вида)
наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных
материалов.
Ø Подготовка технических
документов и оборудования.
Ø Проведение наблюдений,
сбор данных, накапливание информации.
Ø Запись результатов
наблюдений.
Ø Контроль наблюдения.
Ø Отчет о наблюдении.
- Программа наблюдения.
При разработке программы наблюдения следует
соблюдать следующие условия, которые оказывают определяющее влияние на качество
получаемой информации:
Расчленение объекта наблюдения на составляющие
элементы должно быть логичным, соответствовать органической природе объекта и
позволять воссоздание (реконструкцию) целого из частей;
Расчленение должно вестись в терминах,
адекватных тем, которыми исследователь намеревается оперировать при анализе
полученной информации;
Выделенные элементы объекта наблюдения (единицы
наблюдения) должны однозначно интерпретироваться, не допускать двусмысленного толкования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|