Реферат: Психология
у меланхолика нет ни
опережения, ни отставания; он как бы привязан к объективному времени и
обездвижен в нем, его жизнь течет вместе с ним. Иными словами, этот тип
"стоит во времени" и если его не подвергать каким-то внешним
изменениям, то движения времени для него не существует. Обездвиженности во
времени соответствует внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная
тревога. Он привязан к прошлому. Его субъективное время равно 1;
у флегматика субъективное
время отстает от отстает от объективного, поэтому времени всегда хватает, его
даже в избытке. Он также ориентирован в прошлое. Субъективное время равно 1,1
времени реального.
Необходимо подчеркнуть,
что не бывает плохих или хороших темпераментов. У каждого типа есть слабые и
сильные стороны и каждый из них необходим обществу. Так, из сангвиников
получаются хорошие работники в сфере "человек-человек", холерики
успешно реализовывают себя в сфере науки, флегматикам лучше всего подходит
деятельность, требующая кропотливости, усидчивости, не предъявляющая жестких
временных рамок. Меланхолики в силу высокой чувствительности часто находят себя
в художественном творчестве: литературе, музыке, изобразительном искусстве. Но
вместе с тем жесткой заданности темперамента и выбираемой деятельности нет:
так, например, А.В. Суворов был холериком, М.И. Кутузов - флегматиком, а
Наполеон - сангвиником; А.С. Пушкин был холериком, Н.В. Гоголь и Ф.М.
Достоевский -меланхоликами, а М.Ю. Лермонтов - сангвиником.
Холериков часто называют
двигателями прогресса, т.к. они часто нонконформны, т.е. идут вразрез с
устоявшимися взглядами; сангвиники - деятели, это - энергия общества;
флегматики обеспечивают устойчивость общества на данном этапе, а меланхолики -
совесть общества.
Темперамент не изменяется
под внешним воздействием, но может измениться в онтогенезе, т.к. нервная
система ребенка имеет функциональную слабость, которая проходит с возрастом.
Поэтому ребенок, имеющий черты, характерные для холерика или меланхолика, с
возрастом может несколько изменить реакции, их выраженность может быть менее
значительной.
Кроме того, нужно
отметить, что "чистые" темпераменты встречаются редко, и любой
человек в той или иной ситуации может проявлять реакции, более характерные для
другого типа.
2.2. Характер.
Характер - совокупность
устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся в процессе
взросления и обусловливающая типичные для индивида способы поведения.
Характер представляет
собой единство биологического и социального, т.е.
врожденных особенностей и
приобретенного опыта в процессе взросления.
К врожденным особенностям
относят темперамент, задатки, функциональное состояние организма, на
приобретенные оказывают влияние условия воспитания, среда, мировоззренческие
установки, успешность социализации.
Среди множества черт
характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные.
Второстепенные могут гармонировать с ведущими, тогда образуется цельная,
гармоничная личность. Но также второстепенные могут резко контрастировать с
ведущими, в этом случае индивид будет обладать сложным, противоречивым
характером, что будет отражаться в его поведении.
Характер проявляет себя в
ряде отношений:
* в отношениях к другим людям
- как честность, открытость, общительность, тактичность или лживость,
замкнутость, подозрительность, нелюдимость, грубость и т.д.;
* в отношении к себе - как
уверенность, реалистическая самооценка, чувство собственного достоинства или
неуверенность в себе, низкая самооценка,
себялюбие и эгоцентризм;
* в отношении к делу - как
целеустремленность, исполнительность, добросовестность или ленность,
недобросовестность и т.д.;
* в отношении к вещам,
животным, природе и т.д.
Акцентуации характера.
Развитие отдельных черт
характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие -
менее. Наиболее выраженные черты характера, крайние варианты нормы называются
акцентуациями характера.
Характер является
акцентуированным, если индивид устойчив по отношению к воздействиям одних
стрессоров, но крайне уязвим по отношении к другим. Акцентуация - это
"слабое звено" в характере. Индивид может в течение долгого времени
выдерживать значительные нагрузки, если они не затрагивают этого слабого звена,
но испытывает существенное напряжение или срывается при возникновении трудных ситуаций,
требующих проявления акцентуированной черты.
Акцентуации граничат с патологией
и при сильном прессинге обстоятельств могут перейти в соответствующую
психопатию. Акцентуации могут быть явными (проявляющими себя в поведении) и
скрытыми (латентными), они могут переходить одна в другую. Оформляются обычно
акцентуации к подростковому возрасту, с возрастом могут сгладиться,
компенсироваться, но могут и усилиться, как, например, педантичность.
Выделяют следующие
основные типы акцентуаций:
* циклоидный - чередование фаз
хорошего и плохого настроения с различным периодом;
* гипертимный - постоянно
приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности
и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;
* лабильный - резкая смена
настроения в зависимости от ситуации;
* астенический - быстрая
утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;
* сензитивный - повышенная
впечатлительность, тревожность, обостренное чувство собственной
неполноценности;
* психастенический - высокая
тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям,
нерешительность, склонность к обсессиям ( страхам - например, перед числом 3,
потому что в слове "рак" три буквы, страхом наступить на черту,
боязнью заразиться через грязные руки) и ритуальным действиям, когда человек не
может приступить выполнению определенной работы не совершив ритуальных
действий, направленных на обусловливание ее успешности;
* шизоидный - отгороженность,
замкнутость, холодность, эмоциональная холодность (отсутствие эмотивности);
* эпилептоидный -
проявляющийся в злобно-тоскливом настроениис накапливающейся агрессией,
проявляющей в виде приступов ярости, гнева, конфликтность, педантичность;
* застревающий (паранойяльный)
- повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, склонность к
отрицательным эмоциям, стремление доминировать, неприятие мнения других;
* демонстративный
(истероидный) -выраженная тенденция к вытеснению неприятных событий и фактов
(человек "забывает" неприятные для него поручения, события),
лживость, фантазерство и притворство, используемые для привлечения к себе внимания,
склонность к авантюрам, иппохондрии при неудовлетворении потребности в признании;
* дистимный - преобладание
пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных
сторонах жизни;
* неустойчивый - легко поддающийся
влиянию окружающих, постоянно ищущий новые компании, легко устанавливающий
отношения, носящие поверхностный характер;
* конформный - чрезмерная
подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток инициативы и
критичности, склонность к консерватизму.
2.3. Способности, талант,
гениальность.
Способности -
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения той или иной деятельности.
Способности
обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при
прочих равных условиях легко, быстро и вместе с тем основательно усваивает
способы ее организации и осуществления.
Способности формируются
на основе задатков - врожденных особенностей нервной системы человека, в
частности, его головного мозга. Так, на основе особым образом организованного
зрительного анализатора, в особенности, его мозгового отдела, могут возникнуть
различные способности, требующие различения оттенков цвета, яркости и т.д. А на
основе доминирования левополушарных процессов могут выстроиться самые различные
способности - к шахматной игре, юридической, инженерной деятельности. Таким
образом, задатки многозначны, каждый из них может привести к развитию различных
способностей.
Однако наличие задатков
не означает автоматического появления способностей. Для того, чтобы задатки
актуализировались, превратились в способности, необходимо дать ребенку
возможность испробовать свои силы в различных областях деятельности и сделать
это в том возрасте, который является наиболее благоприятным для развития
определенных способностей.
Дело в том, что ребенок,
проходя различные возрастные этапы, в различной степени способен к той или иной
деятельности: так, например, чтобы впоследствии развить художественные
способности, мы должны ребенку дать возможность рисовать в раннем детстве; если
время будет упущено, вряд ли он впоследствии добьется успехов. Но вместе с тем,
нельзя требовать от ребенка невозможного: так, например, если мы решим сделать
из него вундеркинда и начнем форсированно обучать его математике без учета
возрастных особенностей мышления, мы рискуем вызвать невротические или даже
психотические реакции.
Но вместе с тем,
справедливым является утверждение, что способности нужно развивать на ранних
возрастных этапах и это не противоречит вышеизложенному.
Виды способностей.
Способности не однородны
- есть так называемые общие и специальные способности.
К общим способностям
относят такие свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и
продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов
деятельности. Это любознательность, внимательность, последовательность,
способность поставить цели и осуществить их. Общие способности тесно связаны с
направленностью личности, с устойчивостью интересов.
Специальные способности
формируются на основе общих. К ним относят способности к определенным видам
деятельности: музыкальные, математические, организаторские, художественные.
Уровни способностей.
Выделяют два вида
развития способностей: репродуктивный и творческий.
Человек, находящийся на
первом уровне развития способностей, хорошо усваивает знания, алгоритмы решения
задач. Второй уровень развития способностей предполагает создание чего-то
нового, оригинального. К этому уровню способностей относят талант и
гениальность.
Талант - такой уровень
развития способностей, который предполагает исключительное мастерство и вместе
с тем оригинальное, творческое решение задач в определенной области, т.е.
талантливым считается человек, овладевший всеми секретами профессии (
репродуктивный уровень) и вместе с тем способный не просто к исключительно
успешному усвоению знаний и навыков, но и предлагающий новые, нестандартные
приемы использования их (творческий уровень).
Гениальность - высшая
степень творческой одаренности, способность оригинально, нестандартно
воспринимать окружающий мир. Гением обычно называют человека, открытия которого
заставляют все человечество взглянуть на мир по-новому.
Гениальность часто
сопровождается неспособностью к успешной адаптации к среде в обычном смысле
слова. В большинстве своем гениальные люди с детства проявляли себя
неспособными к восприятию мира обычными способами и, следовательно,
неспособными к "нормальному" научению.
Также известно, что
многие гениальные люди впадали в безумие (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер,
Ницше, Паскаль и др.). Именно поэтому в истории предпринимались попытки
поставить гениальность в один ряд с сумашествием (Платон - теория
"божественного безумия" поэтов, Ч. Ломброзо "Гениальность и
помешательство"). Действительно, у гения иногда возникает внезапная
непреодолимая жажда творчества, сходная по некоторым признакам с течением
некоторых психопатологий. Но огромная разница в социальной значимости этих
состояний не позволяет свести гениальность к помешательству.
Словарь психологических
терминов:
АДАПТАЦИЯ - приспособление к
изменившимся условиям.
АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ - реакция,
соответствующая значению и величине стимула.
АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ -
сигнал из среды, генетически соотнесенный с соответствующим раздражителем.
Например, молекула пахучего вещества является адекватным раздражителем для
обонятельного анализатора.
АКТУАЛИЗАЦИЯ - переход
психического явления из потенциального (не проявленного) в актуальное
(проявленное).
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ -
одновременное сосуществование противопо-ложных чувств или эмоций (смех и плач,
любовь и ненависть) по отношению к одному и тому же объекту.
АМНЕЗИЯ - потеря памяти.
АНАЛИЗАТОР - орган, осуществляющий
тонкий анализ окружающей среды или внутреннего состояния организма и
обеспечивающий процессы ощущения и восприятия.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность
неосознаваемых психических процессов, влияющих на установки и поведение
индивида.
БОЛЬ - состояние, возникающее
в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе
его существованию или целостности.
ВЕРБАЛЬНЫЙ - речевой,
выраженный словами во внутренней или внешней речи.
ВЛЕЧЕНИЕ - неосознаваемая
потребность.
ГИПНОЗ - измененное состояние
сознания, внешне напоминающее сон, при котором индивид внушения гипнотизера
некритически воспринимает как явления действительности.
ДОМИНАНТА - временно
господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров и
тем самым придающая поведению определенную направленность.
ДОМИНИРУЮЩИЙ - господствующий.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ - уподобление,
отождествление себя с кем-либо или чем-либо.
ИНТЕНЦИЯ - направленность
сознания на какой-либо объект.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - переход внешних
состояний во внутренние, включение их в структуру личности. Например,
интериоризация внешней речи представляет собой переход от внешней к внутренней
речи.
КОГНИТИВНЫЙ - имеющий
отношение к познавательной деятельности.
КОММУНИКАЦИЯ - передача
информации в процессе общения.
КОНФОРМНЫЙ ИНДИВИД - человек,
усвоивший в процессе воспитания определенные групповые нормы, ценности и жестко
подчиняющийся им.
МОТИВ - психическое явление,
побуждающее к действию.
ОНТОГЕНЕЗ - развитие
отдельного человека.
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ - относящийся к
восприятию ( от перцепция - восприятие)
РЕФЛЕКСИЯ - представление о
том, как другие воспринимают меня.
САМОРЕФЛЕКСИЯ - осознание
факта собственного существования, восприятие себя.
САМОСТЬ - осознание себя как
целостного образования, несводимого к сумме отдельных частей, к организму.
СЕНСОРНЫЙ - относящийся к
ощущениям ( от сенсус - ощущения)
СЕНЗИТИВНОСТЬ - повышенная
чувствительность к воздействию раздражителей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - отсутствие или
снижение реакции на раздражитель в результате снижения чувствительности к его
воздействию.
ФИЛОГЕНЕЗ - процесс
исторического развития человечества.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
деятельность направленная на создание принципиально нового, творчество (от
"Эврика!").
ЭМОТИВНОСТЬ - эмоциональная
чувствительность.
ЭМПАТИЯ - способность
постижения эмоционального состояния другого человека путем сопереживания,
вчуствования, проникновения в его переживания без участия рефлексии.
Я - осознание себя как целого,
существующего самостоятельно и отдельно от окружающей среды и других людей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Айзенк Г.Ю. проверьте свои
способности. - СПб., 1994
2. Ананьев А.А. Человек как
предмет познания .- Л.. 1968
3. Асмолов А.Г. Личность как
предмет психологического исследования. - М., 1984
4. Блонский П. П. Избранные
психологические произведения. - М., 1964
5. Блум Ф. и др. Мозг, разум
и поведение. - М., 1988
6. Брунер Дж. Психология
познания. - М., 1977
7. Восприятие. Механизмы и
модели. - М., 1974
8. Выготский Л.С. Развитие
высших психических функций. - М., 1960
9. Ганзен В.А. Восприятие
целостных объектов. - Л., 1076
10. Годфруа Ж. Что такое
психология. - М., 1992, в 2-х т.
11. Гримак Л.П. Резервы
человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., 1987
12. Клацки Р. Память человека.
Структура и процессы. - М., 1978
13. Ковалев А.Г. Психология
личности. - М., 1970
14. Кон И.С. Открытие
"Я". - М., 1980
15. Лурия А.Р. Язык и
сознание. - М., 1979
16. Пиаже Ж. Речь и мышление
ребенка. - М., 1997
17. Платонов К.К. Структура и
развитие личности. - М., 1986
18. Психология. Словарь. -
М., 1990
19. Рубинштейн С.Л. Проблемы
общей психологии. - М., 1973
20. Соколов А.Н. Внутренняя
речь и мышление. - М., 1968
21. Суворова В.В.
Психофизиология стресса. - М., 1975
22. Узнадзе Д.Н.
психологические исследования. - М., 1966
23. Фрейд З. Лекции по
введению в психоанализ. - М., 1990
24. Хьюбел Д. Глаз, мозг,
зрение. - М., 1990
25. Юнг К.Г. Аналитическая
психология. - М., 1992
26. Ярошевский М.Г.
Психология в ХХ столетии. - М., 1971
PAGE
PAGE 32
|