рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология рефераты

модель при помощи конструктора, ребенок осуществляет синтетическую

синтетическую деятельность, необходимую для перехода к понятийному

синтезу.

 

* Сравнение - выделение сходных и различных признаков в результате анализа предметов или явлений. Чтобы провести сравнение, нужно вначале разложить сравниваемые предметы на простые составляющие, т.е. проанализировать их, а затем необходимо выделить сходство и различия между ними.

* Обобщение -  объединение ряда предметов в группу по наличию у них ряда общих случайных или существенных признаков. В первом случае, в одну группу могут попасть трава, шарф, автомобиль, огурец как обладающие одним общим случайным признаком - зеленым цветом. Во втором случае - при обобщении по существенному признаку -  ничего общего между этими предметами найти невозможно.

* Абстрагирование - символическое упрощение путем отвлечения от конкретных деталей. Мысленное абстрагирование позволяет нам, например, выделить существенные узловые моменты логического развития исторического события, например, революции во Франции, не увязая в конкретных деталях.

* Конкретизация - переход, напротив, к деталям, усложнение содержания. Конкретное всегда богаче по содержанию, чем абстрактное; конкретный человек обладает несравненно большими характеристиками, чем абстрактное понятие "человек". Лев Николаевич Толстой, помимо черт, присущих всем людям ( как просто принадлежащий к роду человеческому), еще и великий русский писатель, философ, граф, супруг Софьи Андреевны, отец, помещик, человек определенного темперамента, характера, со

своим личным опытом и жизненными проблемами - безмерно сложная личность, все многообразие которой можно выразить лишь при помощи удачного термина древнегреческой философии - микрокосм, т.е. столь же сложный как и бесконечный космос - макрокосм.

Этапы решения мыслительных задач.

     По мнению советского психолога Лурии, при решении задач человек проходит ряд этапов:

* первый - изучение условий задачи;

* второй -  разработка стратегии решения проблемы (общих подходов);

* третий - выбор тактики решения, т.е. конкретных методов;

* четвертый - найденное решение сопоставляется с исходными данными и про                   веряется правильность решения.

     Но длительные исследования (Уоллес) в области решения творческих задач предлагают несколько иной механизм мыслительной деятельности, приводящей к существенно новому решению. Этот механизм также включает четыре этапа:

     Первый этап - подготовка; на этом этапе подбирается информация, имеющая отношение к проблеме.

     Второй этап - инкубация; на этом этапе исследователь на время откладывает работу над проблемой, переключаясь на другие дела. В это же время продолжается бессознательная переработка информация: она включается в структуру прошлого опыта,  устанавливаются  связи между новой информацией  и уже известной.

     Третий этап -   озарение, инсайт. Кажется, что решение появляется само собой, без всякого вмешательства исследователя и часто воспринимается как нечто мистическое. Блез Паскаль даже однажды обратился к служителям церкви с просьбой о помощи, считая свое открытие, получившее позже название "улитки Паскаля", "бесовским наваждением". Известно множество примеров, когда решение проблемы пришло во сне или во время просоночного состояния или дремы, причем решение приходит уже в готовом виде, а промежуточные этапы исследователю абсолютно недоступны.

     Четвертый этап - логическая оценка найденного решения, проверка путем

сопоставления с первоначальными фактами.

     Противоречат ли эти два подхода друг другу? Видимо, нет. Теория мыслительной деятельности Лурии представляет собой описание логического, осознанного механизма решения всех многочисленных повседневных задач, в то время как открытие Уоллеса раскрывает значение бессознательного в творческом  процессе, направленном на получение принципиально новых решений проблем или принципиально новых объяснений тех или иных явлений действительности.

Теории интеллекта.

     Интеллект - это относительно устойчивая совокупность умственных способностей индивида. В отечественной психологии преобладает точка зрения, при которой интеллект тождественен мышлению (Л.С. Цветкова "Мозг и интеллект, 1995). В западной психологии интеллект связывают с успешной адаптацией в среде, т.е. более интеллектуален тот, кто лучше всего адаптируется, т.е. благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. По мнению Векслера, "интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. успешно меряться силами с окружающим миром".

 

 

Оценка интеллекта.

     Различными психологами предложены различные способы оценки  интеллекта по различным параметрам. Так супруги Терстоуны выделяют семь факторов, по которым можно судить об интеллекте:

1.  Способность совершать счетные операции.

2.  Словесную гибкость, т.е. способность легко находить слова для адекватного   выражения мыслей.

3.  Вербальное восприятие, т.е. способность адекватно понимать устную и письменную речь.

4.  Пространственную ориентацию, способность представлять ращличные предметы в пространстве.

5.  Память.

6.  Способность к рассуждению, т.е.  решению проблем с использованием прошлого опыта.

7.  Готовность к перцепции, т.е. быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями.

     Другие авторы подходят к оценке факторов, составляющих структуру интеллекта, с поразительным разбросом мнений, выделяя их от 4  (Р.Мейли) до 120 (Д.Гилфорд), что лишний раз свидетельствует о сложности проблемы.

     Различными авторами предложено ряд тестов, позволяющих оценить уровень интеллекта. Первый тест на интеллект был создан психологом Бине и выявлял "умственный" (ментальный) возраст ребенка в отличие от его хронологического возраста. Позже  Векслер, Кэттел,  Айзенк предложили свои тесты на оценку интеллекта взрослых и детей. Сейчас наиболее часто употребляемыми является тесты  Стенфорд-Бине и Векслера.

Виды и уровни интеллекта.

     Гилфорд первым предложил оценивать интеллект с точки зрения конвергентности - дивергентности. Конвергентный интеллект предполагает поиск единственно правильного решения и представляет собой результат научения, хорошего усвоения алгоритмов решения проблем. Дивергентный  интеллект характеризуется одновременным многоплановым поиском правильных решений, что приводит в результате к оригинальным творческим идеям.

Также принято деление интеллекта на конкретный уровень, направленный на решение повседневных проблем и называемый зачастую смекалкой и абстрактный уровень, позволяющий успешно оперировать понятиями.    

Кэттел предположил, что у каждого из нас от рождения имеется потенциальный "жидкий" интеллект, который представляет собой  общие способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению, на основе которого по мере накопления опыта в решении задач адаптации  к среде формируется "кристаллический" интеллект, представляющий собой различные конкретные навыки и знания данного индивида.

Факторы, влияющие на формирование интеллекта.

     Внутриутробная жизнь ребенка накладывает существенный отпечаток на формирование интеллектуальных потенций.  Задержка умственного развития возможна:

* при некоторых хромосомных аномалиях (болезнь Дауна);

* при нарушениях снабжения мозга формирующегося плода кислородом;

* при нарушениях питания плода;

* при некоторых заболеваниях матери в период беременности (например, краснуха и диабет);

* при употреблении матерью многих лекарств, в особенности антибиотиков и транквилизаторов;

* при употреблении матерью в период беременности наркотиков, алкоголя, при курении.

     После рождения ребенка влияет на развитие его интеллектуальных способностей:

* питание, уход и обеспечение безопасности в первые месяцы жизни;

* богатая раздражителями окружающая среда, т.е. общение с различными людьми, большое количество игрушек, приспособления для развития двигательной активности (мячи, кольца);

* количество детей в семье - чем больше детей в семье, тем меньше уровень развития их интеллекта, хотя существует и еще одна интересная зависимость: старшие дети в такой семье более развиты интеллектуально, чем младшие;

* социальное положение семьи - сказывается на формировании практического или абстрактного уровня интеллекта, а также общей направленности личности.

8. Речь.

     Речь - специфически человеческий способ обмена информацией, обеспечивающий  прогресс человеческой цивилизации вследствие накопления коллективного опыта.

     Речь - один из существенных факторов, отличающих психику человека от психики животных. Все виды общественных животных (т.е. живущих группами - стаями, стадами и т.д.) имеют сигналы, которыми они обмениваются в той или иной ситуации. Каждый сигнал запускает конкретную поведенческую реакцию - бегство или стремление спрятаться при сигнале опасности, поиск пищи при наличии сигнала о том, что кто-то из членов группы ее нашел. Реакция на сигналы у большинства животных видов является врожденной, у некоторых видов обезьян к врожденным сигналам присоединяются сигналы, выработанные в процессе совместной жизни и включающие условно-рефлекторную реакцию. У человека тоже есть ряд безусловно-рефлекторных звуковых сигналов - крик  боли, непроизвольный возглас как реакция  на опасную ситуацию. Но вместе с этой так называемой первой сигнальной системой у человека есть вторая сигнальная система - человеческая речь, при помощи которой мы не только передаем информацию о существующей ситуации, но можем рассказать о прошлом или о будущем, или о том, чего не существует.

     Способность к речи является врожденной, но актуализироваться эта способность может только в случае, если ребенок развивается  среди людей, которые разговаривают с ним и между собой. Случаи так называемых детей-Маугли, т.е. детей, воспитанных обезьянами, волками убеждают в том, что эта способность должна актуализироваться в строго определенные временные рамки. Если ребенок не заговорил по тем или иным причинам в возрасте близком к двум годам, то с каждым годом, отделяющем его от этого возраста, возможность актуализации речевых функций будет уменьшаться. Т.е. чем в более старшем возрасте мы будем пытаться научить ребенка разговаривать(если это не произошло естественным путем), тем меньших успехов мы добьемся.

     Способность к речи включает в себя несколько неразрывно связанных процессов: способность к проговариванию (речевой моторике и фонетике), способность к пониманию устной речи (т.е. пониманию значения слов - семантике), способность к пониманию письменной речи (т.е. к чтению), способность к правильному построению речи (синтаксис), способность к письму.

     Физиологи обнаружили ряд речевых центров, которые в подавляющем большинстве случаев расположены в левом полушарии коры головного мозга

и отвечают за различные вербальные процессы.

     При нарушениях в деятельности мозга возникают нарушения соответствующих речевых функций:

* нарушения артикуляции (афазия Брока) - существенные нарушения в способности к устной речи, т.е. больные не могут произнести хорошо известное им слово;

* нарушения письма (аграфия) - невозможность писать вследствие того, что мозг не может "вспомнить" движения руки при письме и воспроизвести их;

* расстройства понимания устной речи (афазия Вернике) - больные не понимают значения слов, воспринимают чужую речь как шум, не имеющий никакого смысла;

* нарушения чтения (алексия) - невозможность понимания смысла слов, переданного в знаковой форме, буквами.

Виды речи.

Выделяют следующие виды речи:

* внешняя речь - речь, которой мы пользуемся для общения с другими людьми; в онтогенезе появляется вначале как неосмысленное подражание чужой речи на уровне первой сигнальной системы, позже появляется понимание значения произносимых слов;

* внутренняя речь - речь, обеспечивающая мыслительную деятельность, а также общение с собой;

* промежуточная речь - частично интериоризированная (перешедшая вовнутрь) внешняя речь, при которой часть речевой деятельности осуществляется вовне, а часть внутри сознания. Внешне это выглядит как бессмысленная отрывочная речь. В онтогенезе является нормальным этапом перехода внешней речи во внутреннюю. У взрослых людей возвращение к промежуточной речи свидетельствует об астенизации (истощении) психики, усталости, неврозе.         

В свою очередь, внешнюю речь можно подразделить на устную и письменную, а устную - на монологическую и диалогическую. Каждый вид речи обладает своими особенностями. Так, например, письменная речь требует большей конкретизации мысли, а при устной диалогической речи присоединение невербальных каналов передачи информации (интонации, мимики, жестов, поз тела) позволяет адекватно выразить свои мысли более скудными речевыми средствами.

По степени активности процесса выделяют:

* активную речь, при которой каждая фраза самостоятельно конструируется человеком;

* пассивную речь, при которой человек пользуется готовыми речевыми штампами.

Раздел 5: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ.

1. Эмоции.

     Эмоции - это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма после тех  или иных воздействий на него

и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них,  необходимые действия, целесообразность которых для него неясна. Но эти действия обеспечивают  удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального функционирования организма.

Теории эмоций.

* Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как  определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем, что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".

* Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.

* Информационная теория П. Симонова  устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности.

    Эмоция = необходимая информация - имеющаяся информация.

         Ясно, что в случае, если индивид имеет всю необходимую информацию  

    о  возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная

    эмоция; если же имеющейся информации недостаточно, то возникает эмо-

    ция отрицательная.

Классификация эмоций.

1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.

2. Также существует классификация, предлагающая делить эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).

3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать эмоции по трем направлениям:

    - удовольствие-неудовольствие;

    - напряжение-разряжение;

    - возбуждение-торможение.

4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:

* интерес-волнение;

* радость;

* удивление;

* горе-страдание;

* гнев;

* отвращение;

* презрение;

* стыд;

* вина.

Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:

* альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);

* коммуникативные эмоции (возникающие при общении);

* глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);

* праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);

* пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать);

* романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);

* гностические эмоции (возникающие в познании);

* эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);

* гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);

* акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).

Эмоциональные состояния.

     Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является эмоциональный тон ощущений.  Любой сигнал, воспринятый нашими анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию - положительную или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.

Если совокупное количество раздражителей, вызывающих положительную эмоциональную реакцию, больше, то мы чувствуем себя в настоящий момент хорошо - спокойно, расслабленно, удовлетворенно. Если же, наоборот, больше отрицательно воздействующих раздражителей, то мы чувствуем себя "не в своей тарелке", "неуютно", напряженно,  неспокойно. Особенно важное значение для формирования общего эмоционального тона ощущений имеют запаховые раздражители. Обоняние - древнейший из анализаторов. Оно через нервную вегетативную систему тесно связано с деятельностью желез внутренней секреции и существенно влияет на общее состояние организма - в том числе и  на общий эмоциональный тон.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8