Реферат: Проблемы общения подростков и юношей
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
3.
|
Воспитанность: культура, вежливость,
интеллигентность, тактичность, деликатность.
|
2 |
1 |
|
3 |
|
2 |
4.
|
Отзывчивость: чуткость, внимательность,
способность понимать других людей, проявление заботы от них.
|
2 |
3 |
|
5 |
|
1 |
5.
|
Трудолюбие: старательность, усердие,
прилежность.
|
13 |
9 |
1 |
4 |
1 |
3 |
6.
|
Скромность.
|
12 |
8 |
1 |
3 |
1 |
4 |
7.
|
Ум: интеллект, изобретательность,
сообразительность, находчивость.
|
6 |
2 |
|
1 |
|
4 |
8.
|
Эрудиция: образованность, широкий кругозор,
начитанность.
|
1 |
4 |
|
2 |
|
3 |
9.
|
Общительность: умение разговаривать с людьми,
хороший собеседник, не перебивающий и умеющий слушать.
|
7 |
3 |
|
4 |
|
5 |
10.
|
Сила
воли: упорство,
самообладание, терпение, твердость, настойчивость.
|
10 |
10 |
|
6 |
|
8 |
11.
|
Верность: доверие, преданность, дружелюбие.
|
9 |
6 |
1 |
1 |
1 |
0 |
12.
|
Общность
интересов.
|
5 |
11 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13.
|
Приятная
наружность (внешность): аккуратность, опрятность.
|
14 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
14.
|
Чувство
юмора.
|
3 |
3 |
|
7 |
|
3 |
15.
|
Индивидуальность.
|
8 |
5 |
|
9 |
|
7 |
Таблица 4.
Качества идеального собеседника, выбранные испытуемыми.
У
одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности, объединенные в
группу с ключевым для нее словом «ум». Это также талантливость,
изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом месте оказалось
достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности – отзывчивость
(чуткость, внимательность, понимание и т.д.).
На
второе место некоторые восьмиклассники поставили два качества (по просьбе
учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного из них) –
отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два качества – ум
и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В одиннадцатых классах
на втором месте - эрудиция и воспитанность. На третьем месте в восьмых классах
– чувство юмора и такие качества, как общительность и отзывчивость. На этом же
месте в одиннадцатых классах следующие качества – воспитанность, эрудиция и
чувство юмора. У восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у
одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых классах –
общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых – отзывчивость и
общительность.
На шестом месте восьмые
классы поставили ум и доброту, а у одиннадцатых – сила воли и доброта.
На
седьмом месте в восьмых классах – общительность, скромность, верность, а в
одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.
Настораживает
то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых классах ребята
поставили такие качества как: честность, сила воли, трудолюбие. Эти качества
стали менее значимы для сегодняшней молодежи. Наряду с оценкой идеального
собеседника, нами было предложено учащимся оценить себя, как собеседника.
В
своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили качества
так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место ставились
отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность. Интеллектуальные
способности на 2-3 места. Последние места занимают все те же качества:
честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание, терпение, упорство,
настойчивость), трудолюбие.
Характерная
черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие самооценок. Самооценки
развитости значимых качеств личности у одиннадцатиклассников как бы образуют
две подгруппы: первая – качества наиболее развитые (отзывчивость,
общительность, чувство юмора, воспитанность); вторая – качества менее развитые
– способности, эрудиция, интеллектуальные способности.
Данные,
полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах, значительно
отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80 –е годы
учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).
Учащиеся
всех классов на первое место поставили честность и, входящую в это понятие
подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей другие достоинства.
На третьем месте оказались трудолюбие вместе с такими качествами, как
старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость этих качеств
постепенно повышается с возрастом.
Четвертое,
пятое и шестое место занимают, соответственно, отзывчивость, воспитанность
(культура, вежливость) и эрудиция (образованность, знания, кругозор).
Исследования
Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы: наиболее ценимы
старшими школьниками такие качества личности, как доброта, трудолюбие,
отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу: прямота, искренность,
порядочность, откровенность, справедливость, правдивость, принципиальность,
дружелюбие, сердечность, человечность, чуткость, внимание к людям, способность
понимать людей, старательность, усердие, прилежание.
Последние
места по значимости занимают у них приятная внешность (элегантность,
опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость для школьников
эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества (твердость,
терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время, снижается ценность
воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.
Анализ
литературных данных с нашими позволяет сделать следующие выводы: на сегодняшний
день, качества личности, ценимые старшеклассниками, претерпели изменения в
плане значимости.
Если
в 80 –е годы, первые места занимали такие качества личности как, честность,
доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на последние места,
первые места занимают такие качества, как воспитанность, отзывчивость,
эрудиция.
Мы
предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности может быть
связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение критериев,
ориентиров, принятых в обществе.
2.5.
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА.
Следующей
методикой в нашем исследовании стала методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н.
Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).
Данная методика помогла нам
определить, на сколько испытуемые хотят «принимать» и «делиться информацией» со
взрослыми и сверстниками. Методика проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами
получены следующие результаты: на первое место в желании высказать свое мнение,
свою точку зрения, оказать информационное влияние оказались друзья вне школы;
на 2 –ом родители; на 3 –м одноклассники и на 4 –ом – учителя.
11«Э» класс школы №4 (17
учащихся).
|
|
Для наилучшей наглядности, полученные нами результаты, представлены
графически на рисунке 1 (а, б). На нем вы видим
процентное соотношение открытости (доверительности) старшеклассников по
отношению
к родителям.
Результаты, представленные нами на рисунке 1 (а и
б) показывают, на сколько открыты по отношению к своим родителям учащиеся
одиннадцатых классов школ №4 и №14 (желание поделиться информацией со своими
родителями учащиеся школы №14 отличаются от своих сверстников из школы №4).
После
беседы со школьным психологом мы выяснили, что у многих ребят имеются
проблемы, связанные с не очень благоприятной психологической обстановкой в
семье, которая вызывает у ребят напряженные отношения с родителями.
Желание выслушать
мнение, точку зрения, интересную и ценную информацию от друзей вне школы,
родителей, учителей, одноклассников по предпочтениям были расположены по
следующим местам: на первом месте – друзья вне школы, на втором – родители, на
третьем – учителя, а на четвертом – одноклассники. Для наглядности мы
представили на диаграммах 4 и 5 процентное соотношение принятия информации
старшеклассников от своих учителей.
Полученные нами результаты были несколько неожиданными,
когда учащиеся показали высокий уровень заинтересованности информацией,
получаемой от учителей, практически учителя с родителями находятся на одном
уровне.
Особый
интерес вызывают данные, изображенные на рисунке 2 (а) (11«В» класс
школы №14). Учитывая, что класс отличается невысокой мотивацией к учению,
испытуемые показали достаточно высокий уровень заинтересованности информацией,
получаемой от учителей.
Таким образом, исследования
уровня коммуникативной дистанции показали, что при всем том, что сверстники,
безусловно, являются более значимыми в жизни подростков и старших школьников,
но влияние родителей и учителей тоже не мало важно, так как следует напомнить,
что испытуемые являлись учащимися выпускных классов, которые находятся на
пороге взрослой самостоятельной жизни. К тому же, с учетом сегодняшней
социальной ситуации ребята тяготеют к родителям и к семье, желая найти там
поддержку, понимание и защиту, пусть не всегда в открытой форме, а иногда даже
через явный протест.
2.6. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Следующим этапом нашего исследования мотивации различных
форм общения ребят в свободное от основных занятий время. Нам необходимо
было выяснить, где, с кем и чем занимаются современные подростки и
старшеклассники. Для этого мы провели проективное сочинение на тему: «Мое
свободное время». А затем провели его качественный анализ.
Результаты,
полученные нами в ходе проведения проективного сочинения показали, чем
предпочитают заниматься современная молодежь. Практически все свободное время и
связанные с ним занятия проводятся с другом, подругой или в кругу друзей.
К
сожалению, очень малое количество учащихся посещают спортивные секции или клубы
по интересам. На сегодня их не так много и не все желающие могут их посещать, в
связи с недостаточным количеством материальных средств.
Для
подтверждения полученной нами информации, а также, для ее дополнения, мы
провели анкету «Мое свободное время». А полученные из нее данные, сравнили с
данными из сочинения, проанализировали и получили следующую картину.
В
начале важно проанализировать взаимосвязь объема, структура и содержания
свободного времени подростков и старших школьников в различных формах его
общения, а именно: интимно-личной и стихийно-групповой.
Под
интимно-личным общением мы понимаем взаимодействие, основанное на личных
симпатиях («Я» и «Ты»); стихийно-групповое общение рассматривается нами, как
взаимодействие, основанное на случайных контактах («Я» и случайные «Они»).
Взаимосвязь
структуры свободного времени подростка с различными формами его общения
(таблица №5).
Предпочитаемые виды занятий |
Формы общения |
Интимно-личные формы общения |
Стихийно-групповые формы общения |
1. |
Прогулки |
Танцы в дискотеке |
2. |
Общение с друзьями |
Прогулки |
3. |
Просмотр телепередач |
Посещение баров |
4. |
Прослушивание музыки |
Курение |
5. |
Танцы в дискотеке |
Потребление спиртых напитков и
наркотиков |
6. |
Посещение баров |
Просмотр порнофильмов |
7. |
Чтение |
Чтение эротической литературы |
Таблица №5.
Структуры свободного времени подростка с различными формами его общения.
По продолжительности на
первом месте находятся прогулки (с друзьями и другом (подругой)
противоположного пола). Далее идет общение с друзьями (в гостях, во дворе,
где-то на природе, на дискотеке, в клубах по интересам). Мотивируют подростки
свой выбор данных видов деятельности в свободное время желанием «пообщаться»,
«отдохнуть», «развлечься», «поговорить о личном», «хорошо, весело провести
время», не скучать, «не думать ни о чем серьезном», « не напрягаться». А также
такого рода мотивировки: «Хочу весело провести время», «Не люблю быть один»,
«Хочется отдохнуть от нотаций родителей и учителей», «Люблю развлекаться»,
«Нравится быть со своими друзьями», «Можно «оторваться на полную катушку»».
В целом, мотивированная
структура различных форм общения испытуемых характеризуется следующим образом
(мотивы приводятся по степени значимости):
Интимно-личная форма:
1.
Эмоциональное сопереживание;
2.
Доверие и понимание;
3.
Самоутверждение среди сверстников;
4.
Взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками;
5.
Самовыражение;
6.
Самореализации среди сверстников.
Стихийно-групповая форма:
1.
Социальной идентификации с группой сверстников, более старших ребят;
2.
Удовольствие от совместных развлечений;
3.
Самоутверждение среди сверстников и взрослых;
4.
Самовыражение;
5.
Самореализация в группе;
6.
Доверие и взаимопонимание со сверстниками;
7.
Эмоционального сопереживания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|