Реферат: Понавательные процессы в обучении детей младшего школьного возраста с использованием компьютера
Реферат: Понавательные процессы в обучении детей младшего школьного возраста с использованием компьютера
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение. . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Познавательные процессы в
развитии младших школьников
§1. Общее представление о
познавательных процессах. . . . . . . . . . . . . . . .7
§2. Компьютерное обучение в начальных
классах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§3. Использование компьютера на уроках ИЗО. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 30
Глава 2.
Компьютерное обучение как средство развития
познавательных процессов младших школьников на уроках
ИЗО.
§1. Программа. “Графический редактор для младших
школьников” и “ЛОГО”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
§2. Проведение
отчетно-экспериментальной части исследования. . . . . . . 45
§3. Анализ результатов
опытно-экспериментальных методов части исследования. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Заключение. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Приложения
Введение
Познавательные
процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают
как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы
удовлетворить свои потребности , общаться , играть, учиться и трудиться, человек
должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты
деятельности, представлять то, что ему нужно делать , запоминать, обдумывать,
высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов
человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые
внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой
особые виды деятельности.
Приступая к педагогической работе с
детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и
что приобретается под воздействием среды.
Развитие человеческих задатков,
превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую
без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития,
совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание
психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования
необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в
изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С.
Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн
и др.
Ими были разработаны различные методики
и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно
развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать
более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его
огромными универсальными возможностями на уроках ИЗО и будет являться одним из
таких средств.
Исходя из вышесказанного, мы считаем,
что тема нашего исследования “Развитие познавательных процессов на уроках ИЗО с
применением ЭВМ” актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием
современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро
превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только
специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено
школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться
наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с
компьютером.
Предмет исследования – процесс развития
познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного
искусства средствами компьютерного обучения.
Объект исследования – процесс обучения
младших школьников на уроках ИЗО.
Развитие познавательных процессов в этом
возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей
личности.
Гипотеза – процесс обучения
изобразительному искусству младших школьников может быть эффективным, если при
объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:
1) его использование оптимизирует деятельность учителя;
2) применение цвета, графики, звука, современных средств
видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при
этом творческие и познавательные способности учащихся;
3) он позволяет усилить познавательные интересы ученика:
Цель исследования – изучить условия
развития познавательных процессов младших школьников на уроках ИЗО средствами
компьютерного обучения.
Задачи исследования:
-
изучить психолого-педагогические,
методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения младших
школьников на уроках изобразительного искусства;
-
экспериментально изучить
эффективность использования на уроках изобразительного искусства ЭВМ в
начальной школе;
-
на основе полученных данных
разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков изобразительного
искусства с применением ЭВМ.
Научная новизна исследования заключается
в том, что автор изучает условия использования компьютера в процессе обучения
изображающую игру, как фактор развития мышления, внимания, воображения и др.
Практической значимостью исследования
является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя
изобразительного искусства и начальных классов.
В ходе эксперимента были применены
следующие методы исследования:
-
анализ психолого-педагогических,
методических трудов по теме исследования;
-
наблюдение за
учебно-воспитательным процессом в начальных классах;
-
подбор и составление задания для
компьютерного обучения по ИЗО в начальных классах.
-
Экспериментальное обучение и
обработка полученных данных.
Исследования
проводились в Кангаласской средней школе г.Якутска. В ходе эксперимента
участвовали 1 “а” класс, в количестве 19 человек.
Работа
состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1.
§1. Общее
представление о познавательных процессах.
Познание
мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в
окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее
анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой,
или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными
потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их
удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии,
воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную,
гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства
специализированные органы животных и человека, способные воспринимать
информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде
электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная
чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления
воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.
Интересующая
человека информация не всегда представлена именно в том виде, в котором она ему
необходима и непосредственно воспринимается его органами чувств. Поэтому
информацию о мире необходимо не только воспринимать, но и перерабатывать,
выделяя в ней то, что скрыто от прямого восприятия. Иногда человеку приходится
решать довольно сложные задачи, непростым путем извлекая из полученной
информации самые нужные сведения. Для этого у них есть такие психологические
познавательные процессы, как внимание, воображение, память, мышление и речь.
Первичные,
исходные сведения о мире человек получает через ощущения. Они предоставляют
человеку сведения о разнообразных свойствах воздействующей на него окружающей
средой. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздает мир в образах и позволяет
человеку целостно представлять окружающие предметы и явления в совокупности
многих характерных для них свойств.
Ощущения,
восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком
окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами
рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек
узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не
представлено.
Воображение и память как познавательные процессы.
Воображение
можно определить как способность человека волевым усилие восстановить и
представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или
придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в
восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что
они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти
обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они
отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии.
Воображение
всегда имеет форму образа, а память может быть не только образной, но и
логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощущения и чувства).
С
помощью своего воображения человек творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс,
органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет
возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать.
Память
в жизни людей играет еще более существенную роль. Без памяти человек не мог бы
ничему научится, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о
правильных действиях и допущенных ошибках. Человек запоминает, воспроизводит и
использует в нужный момент те знания, которые повторяются и которые иначе
каждый раз пришлось бы находить заново.
В
познании человеком окружающего мира воображение и память взаимодействуют друг с
другом, причем их взаимодействие осуществляется одновременно по нескольким
линиям:
1.
Обмена содержанием образов:
материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует
образы воображения.
2.
Взаимной стимуляции: воображение
непосредственно участвует в процессах памяти, способствуя ее улучшению; память,
включаясь в воображение, делает его более продуктивным и творческим.
3.
Совместного влияния на другие
психологические процессы память и воображение у человека составляют, например,
основу одного из важнейших видов мышления – образного.
Кратковременная
память представляет собой способ хранения информации в течение короткого
промежутка времени.
Оперативной
называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного,
заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд, до нескольких дней.
Долговременная
– это память, способная хранить информацию в течение практически
неограниченного срока. При использовании ее для припоминания нередко требуется
мышление и усилия воли (поэтому, ее функционирование не ограничено).
Генетическую
память, – в которой информация хранится в генотипе, передается и
воспроизводится по наследству.
Зрительная
память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид
памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.
Слуховая
память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков,
музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек ею может быстро и
точно запомнить смысл читаемого текста и т.п.
Двигательная
память - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с
достаточной точностью многофазных сложных движений.
Эмоциональная
память – это память на переживания. На ней непосредственно основана прочность
запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания,
запоминания или без особого труда и на более длинный срок.
Осязательная,
обонятельная, вкусовая их роль сводится к удовлетворению биологических
потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранении
организма.
С
раннего детства процесс развития памяти ребенка ведется по нескольким направлениям.
Во-первых, механическая память постепенно дополняется и заменяется логической.
Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в опосредственное,
связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения
различных мнемотехнических средств и приемов. В-третьих, непроизвольное
запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Существенный
вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский . Он
высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у
взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития,
и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования
памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти:
двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский [7, c.
37-39] высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества
эти виды памяти последовательно появились один за другим.
Под
несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека
Л.С. Выгодский [15, c. 176-185]. Он считал, что совершенствование памяти
человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств
запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими
процессами и состояниями человека.
Специальные
исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте
провел А.Н. Леонтьев [50, c.112-140]. Он экспериментально показал, как один
мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно
замещается другим опосредованным. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании
памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что “обращаясь к употреблению
вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру каждого
акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится
опосредственным”.
В
формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи.
Речь является основным средством человеческого общения. Важно отличать язык от
речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания
звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Речь же это совокупность
произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение,
что и соответствующая им система письменных знаков.
Она является не только средством общения, но и
средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством
управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Собственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в
своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах:
внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д.
Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых
сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии
эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их
формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и
мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.
А.Н. Соколов [65, c. 47] показал,
что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный
артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого
очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя
речь принимает участие.
Впечатления, которые человек получает об окружающем
мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при
необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
“Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше
прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания,
безвозвратно исчезало бы в прошлом”. У человека есть три вида памяти:
произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым
контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья с использованием
разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде
предметов материальной и духовной культуры.
Основные виды памяти:
Мгновенная,
или иконическая; память связана с удержанием точной и полной картины только что
воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной
информации.
Воображение
может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и
репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им,
человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие
образы. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность
сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или
воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В
репродуктивном воображении становится задача воспроизвести реальность в том
виде, какова она есть.
В
жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них
состоит в том, чтобы представить действительность в образах и иметь
возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая состоит в регулировании
эмоциональных состояний. Третья связана с его участием в произвольной
регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция
состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в
уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование
деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса
реализации.
“Анализ
показывает, - писал Л.С. Выгодский [16, c. 6-164], что
мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка
раннего возраста – значит вспоминать… никогда мышление не обнаруживает такой
корреляции с памятью, как в таком раннем возрасте. Мышление здесь развивается в
непосредственной зависимости от памяти”.
Теоретическое
понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе
решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно
не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|