Реферат: Некоторые трудности общения в подростковом возрасте
Кон И.С. утверждает, что те, кто считает себя
застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны
контролировать и направлять свое сомиальное поведение, более тревожны, склонны
к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. /14/ Чтобы общение
протекало в нормальном русле, по мнению Кона И.С., подросткам надо избавляться
от их застенчивости. /14,15/ Зимняя И.С. называет еще одну область
коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их основе лежат
симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и
их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных
стилей деятельности общения.
Все это и многое другое могут облегчить или затруднить
взаимодействие людей, вплоть до его прекращения. /9/
Важной межличностной особенностью партнеров,
вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого
личностного состояния у каждого из них. /9/
Отмечается, что проявлениязатрудненности общения,
обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме
изменения стилей делового общения. По данным исследований /9/, среди факторов затруднения
общения межличностные отношения занимают I место.
Поварницына Л.А. выделяет шесть групп трудностей
общения /23/
1 группа – трудности, связанные с неумением вести
себя, незнанием что и как сказать;
2 группа – трудности, связанные с непониманием и
неприятием партнера общения;
3 группа – трудности, вызванные непониманием партнера
общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны
общения;
4 группа - трудности, связанные с переживанием
неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;
5 группа – трудности, вызванные общей
неудовлетворенностью человека общением.
Таким образом, анализируя причины, вызывающие
затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений
общения могут, по мнению исследователей /2,5,6,7,11,12,23/, выступать
индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные,
волевые, личностные проявления человека. Как влияют личностные особенности
человека на уровень общения, рассматривается во 2 главе.
II. Экспериментальное психологическое изучение
коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих
трудности в общении.
II.1. Цели и задачи исследования.
Целью данной работы является изучение коммуникативных
способностей подростков для выявления причин, вызывающих затруднения в общении.
Задачи исследования:
I. Изучение уровня коммуникационных способностей с помощью
методики КОС-1 до и после проведения коррекционной работы.
II. Изучение личностных способностей испытуемых с
помощью теста Коттела.
III. Сравнение выявленных показателей
экспериментальной группы и установление зависимости коммуникативных способностей
от личных особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, вызывающих
затруднения в общении.
IV. Составление коррекционной программы по
профилактике и преодолению трудностей общения в подростковом возрасте.
Исследования проводились с ноября 1998 г. по март 1999
г.
В эксперименте принимали участие учащиеся Кудехинской
средней школы Порецкого района. На базе этой возрастной группы была сформирована
экспериментальная группа. Количество испытуемых – 14 человек.
В соответствии с целями и задачами проводимого
исследования запланированы и осуществлены 3 этапа эксперимента:
I ЭТАП – констатирующий.
Диагностика коммуникативных способностей по методике
КОС-1 и личностных особенностей испытуемых по методике Кеттела.
II ЭТАП – формирующий.
Составление и выполнение программы психокоррекционных
игр по профилактике и преодолению трудностей общения подростков в экспериментальной
группе.
III ЭТАП – контрольный.
Повторная диагностика коммуникативных способностей по
методике КОС-1 в экспериментальной группе.
В соответствии с поставленными задачами I этап
эксперимента разбит на 2 серии:
1 серия – направлена на изучение коммуникативных
особенностей испытуемых.
2 серия – направлена на изучение личностных
особенностей испытуемых.
II.2. Методики исследований.
1. Методика "Тест Кеттеля"
(сокращенный вариант) /29/
Тестирование особенностей характера. Испытуемому
предлагается в каждом вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать
буквы (a,b,c) выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы
по указанному образцу, строго придерживаться предложенного расположения номеров
вопросов.
1. |
a |
b |
c |
14. |
27. |
40. |
53. |
66. |
79. |
Итог |
Среднее значение |
Пояснение |
2. |
|
|
|
15. |
28. |
41. |
54. |
67. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
16. |
29. |
42. |
55. |
68. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
17. |
30. |
43. |
56. |
69. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
18. |
31. |
44. |
57. |
70. |
|
|
|
|
6. |
|
|
|
19. |
32. |
45. |
58. |
71. |
|
|
|
|
7. |
|
|
|
20. |
33. |
46. |
59. |
72. |
|
|
|
|
8. |
|
|
|
21. |
34. |
47. |
60. |
73. |
|
|
|
|
9. |
|
|
|
22. |
35. |
48. |
61. |
74. |
|
|
|
|
10. |
|
|
|
23. |
36. |
49. |
62. |
75. |
|
|
|
|
11. |
|
|
|
24. |
37. |
50. |
63. |
76. |
|
|
|
|
12. |
|
|
|
25. |
38. |
51. |
64. |
77. |
|
|
|
|
13. |
|
|
|
26. |
39. |
52. |
65. |
78. |
|
|
|
|
Вопросы.
1. Если бы я сказал, что небо находится
"внизу" и зимой "жарко", я должен был бы назвать
преступника:
a) бандитом;
b) святым;
c) тучей.
2. Когда я ложусь спать, я:
a) засыпаю быстро;
b) нечто среднее;
c) засыпаю с трудом.
3. Если бы я вел машину по дороге, где много других
машин, я предпочел бы:
a) пропустить вперед большиство машин;
b) не знаю;
c) обогнать все идущие впереди машины.
4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было
беспорядка:
a) верно;
b) трудно сказать;
c) неверно.
5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях,
несомненно рады меня видеть:
a) верно;
b) иногда;
c) нет.
6. Я скорее занимался:
a) фехтованием и танцами;
b) затрудняюсь сказать;
c) борьбой и баскетболом.
7. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не
похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь
со всеми и вовсе не обижаюсь:
a) да;
b) не знаю;
c) нет.
9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть
об этом:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
10. Мне больше нравятся новые способы в выполнении
какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать
это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
a) верно;
b) иногда;
c) нет.
12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее
возбужденный, чем большинство людей:
a) верно;
b) затрудняюсь сказать;
c) неверно.
13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро
принимать решения:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
Конец первого столбца.
14.Я думаю, что слово, противоположное по смыслу
противоположности слова "неточный" – это:
a) небрежный;
b) приблизительный;
c) неверно.
15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это
необходимо:
a) да;
b) трудно сказать;
c) нет.
16. Меня больше раздражают люди, которые:
a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;
b) затрудняюсь ответить;
c) создают неудобство для меня, опаздывая на
условленную встречу.
17. Я думаю, что:
a) не все надо делать одинаковой тщательно;
b) затрудняюсь сказать;
c) любую работу надо выполнять одинаково тщательно,
если вы за нее взялись.
18. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
a) да;
b) возможно;
c) нет.
19. Мои друзья чаще:
a) советуются со мной;
b) делают и то и другое поровну;
c) дают мне советы.
20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее
предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди
высказывают мдеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
a) верно;
b) затрудняюсь ответить;
c) неверно.
22. Меня волнуют прошлые поступки и ошибки:
a) да;
b) не знаю;
c) нет.
23. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то
я бы предпочел:
a) играть в шахматы;
b) трудно сказать;
c) играть в городки.
24. Мне нравятся общительные компанейские люди:
a) да;
b) не знаю;
c) нет.
25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной
случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
a) да;
b) трудно сказать;
c) нет.
26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях,
когда мне это необходимо:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
Конец второго столбца.
27. Какое слово не связано с другим:
a) кошка;
b) близко;
c) солнце.
28. То, что в некоторой степени отвлекает мое
внимание:
a) раздражает меня;
b) нечто среднее;
c) не беспокоит меня совершенно.
29. Если бы у меня было много денег, то я:
a) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе
зависти;
b) не знаю;
c) жил бы, не стесняя себя ни в чем.
30. Люди должны делать больше, чем они делают сейчас,
требовать соблюдения законов морали:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
31. Мне говорили, что ребенком я был:
a) спокойным и мог остаться один;
b) не знаю;
c) живым и подвижным.
32. Мне нравилась бы практическая повседневная работа
с различными установками и машинами:
a) да;
b) не знаю;
c) нет.
33. Я думаю, что большинство свидетелей говорят
правду, даже если нелегко для них:
a) да;
b) трудно сказать;
c) нет.
34. Я стараюсь смеяться над шуткам не так громко, как
это делает большинство людей:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что
хочется плакать:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|