Реферат: Некоторые трудности общения в подростковом возрасте
Утверждение
единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности
трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский
Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.).
Общение,
во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность),
во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат
специальной задаваемой деятельности. /11/
В качестве
основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие
людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с
целью установления определенных взаимоотношений. /11/
Развитие
взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве,
дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности
она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное
общение /17/, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой
ребенок осваивает отношения между людьми /35/, в подростковом возрасте –
дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком
уровне по сравнению с дошкольным периодом. /35,36,4,17/
Следует
отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для
подросткового периода существуют две точки зрения:
1. Общение
принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный
характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание
и является построением и поддержанием личных отношений с ним /4/. Этой точки
зрения придерживаются Элькенин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. /36/
2. В качестве
ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная
деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм
взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн
Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к обществу"
/24,31,32/
Все
исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в
признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со
сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста
является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на
ровесников, более или менее равных по положению. /22/
Мудрик А.В.
отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить
родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. /22/ Поведение
подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является
коллективно-групповым /22/. Такую специфику поведения подростков он объясняет
так:
Во-первых,
общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки
узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, Это
специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды
совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия,
умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои
права.
В-третьих, это специфический
вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности,
товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
/ 22/
Отношения с товарищами
находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона
его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем
школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная
деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в
основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. /3/ К
началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с
товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других
-ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше
выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения
и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни.
Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение
отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не
такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль
общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.
На первый взгляд, мальчики во
всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее
девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так
далее. /13,М/
Однако различие между полами
в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя
возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение,
в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку.
Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков
больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более
дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований,
мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе
игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная
установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт
главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для
них сравнительно второстепенно.
С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному,
а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки
- по двое или по трое.
Социометрическое лонгитюдное
исследование (Д. Эдер и М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов
(возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более
закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время
более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют
более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.
Кон И.О. считает, что
психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на
основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления
(приватизации) и афорилиации, т.е. потребности в принадлежности, включённости в
какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации
от контроля взрослых. /14/
Чувство одиночества и
неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности,
порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со
сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им
отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной
значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и,
главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это
стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для
других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым
авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом
поведения подростков, особенно младших подростков.
Внешние проявления
коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы /34/.С одной
стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой -
желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление
заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными
недостатками.
Д.И. Фельдштейн выделяет три
формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую,
социально-ориснтированную /32/
Интимно- личностное
общение – взаимодействие, основанное
на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого
общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга.
Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров,
а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга,
эмпатией /34/. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое
общение - взаимодействие, основанное
на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой
характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована
общественно-полезная деятельность, подростков/11/. Такой вид общения приводит к
появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе
стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность,
жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное
общение – взаимодействие, основанное
на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и
"общество". Социально-ориентированное общение обслуживает
общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм
общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д./23/
Исследования, проведённые
Д.И. Фельдштейном /24-/, показывают, что потребность подростка в
интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность
в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев,
что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя
потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.
Материалы проведённой
опытно-экспериментальной работы показывают, что общение подростков приобретает
интимно-личную и стихийно-групповую форму при отсутствии развёрнутой
общественно-полезной деятельности. Невключённостъ подростков в систему
общественно-полезных дел, как следствие этого, невозможность удовлетворить появившуюся
потребность в утверждении своей новой социальной позиции в обществе, что
обеспечивается расширением социально-ориентированной формы общения, приводит к
активизации интимно-личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения
/24/.
Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и
последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности
резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной
форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько
понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в
стихийно-групповом общении падает почти до нуля. /24/
Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление
круга общения подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали,
что каждой из форм общения соответствует определённый круг общения.
Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у
подростков чаще всего выступают товарищи по классу-50,5%, друзья по двору-29%,
товарищи по команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята-8,2%.
Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве
партнёров общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной
значимости в качестве субъектов общения.
При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения
партнёров общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору
(65,5%), более старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные
взрослые (2,7%). Товарищи по классу занимают незначительное место в круге
общения подростков данной группы.
Педагоги и родители вообще не входят в круг общения
подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно
складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную
направленность, превращаясь в криминальные объединения /24/.
Для подростков, участвующих в
социально-ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения
являются сверстники.
1.3. Основные трудности в коммуникативной
деятельности.
Одной из сложных проблем психологии являются
затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема
затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального
исследования изучается с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М.
Андерсен, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов
и др.)
В учебной деятельности затруднения и трудности
взаимодействия между учениками внутри класса или группы исследуются достаточно
интенсивно с целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие,
значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К.
Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.Б. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Неварницына и др.)
Зимняя И.А. дает такое определение. Затруднения в
общении – это субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в
реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера
общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера,
изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния.
/9/
Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими
"психологическими барьерами", которые препятствую нормальному
общению, влияют на деятельность субъектов. /9/
Затруднения, как считает А.К. Маркова, выявляются в
форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности его
продолжения /9/. Затруднения имеют несколько функций. Позитивная функция
затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:
а) индикаторное (привлечение внимания
слушателя-партнера);
б) стимулирующее, мобилизирующее (активизация
деятельности при анализе и преодолении затруднения, приобретение опыта). /9/
В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную
функцию затрруднения, имеющую два значения: а) сдерживающее (в случае
отсутствия условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности
собой, например, заниженной самооценки); б) деструктивное, разрушительное (затруднения
приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения). /9/
На современном этапе затруднения или "барьеры"
общения рассматриваются с разных позиций. В рамках общей психологии они
классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. /9/ В
деятельностном подходе, по мнению Л.А. Поварнишиной, выделяются две группы затруднения
общения: мотивамиенные и операционные, которые в свою очередь проявляются в
когнитивной, эффективной и поведенческой сферах. /23/
Зимняя И.А. выделяет следующие основные области
затруднения человека в общении: этно-семиокультурная,
статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-психологическая, возрастная,
деятельностная, область межличностных отношений. /9/
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – Это область обуславливается
целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли,
статусом учреждения и т.д. /9/ Эти затруднения возникают в условиях асимметрии
статусов, позиции комплементарности (взаимодополняемости) прав и обязанностей
конвенциональных ролей.
Возрастная область влияния возникает в определенной возрастной группе, например,
известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до подросткового
возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками, после
окончания школы юноши и девушки проявляют интерес к общению со взрослыми. /9/
Область индивидуально-психологических затруднений – Это та область, где индивидуально-психологические
особенности партнеров общения выступают в качестве причины коммуникативных
затруднений.
Климов Е.А. отмечает, что совпадение индивидуальных
стилей деятельности, оражающих индивидуально-психологические особенности, есть
одно из условий незатрудненного общения. /9/
Среди индивидуально-психологических особенностей
партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение и вызывающих в случае
несоответствия ему затруднения, чаще всего отмечается: коммуникативность, контактность,
эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-,
интровертированность и т.д.
Наиболее изученным среди индивидуально-психологических
факторов, вызывающих затруднения общения, являются экстраверсия-интроверсия. К
индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в
общении, как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится
когнитивный стиль деятельности. /9/ Это целая система особенностей
познавательной, прежде всего аналитико-синтетической деятельности (С.Л.
Рубинштейн) /9/ Когнитивный стиль – есть устойчиво проявляемая в меняющихся
ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика познавательной
деятельности. Разграничиваются два полярных стиля – с низкой и высокой
дифференциацией. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что субъекты
с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую
деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П. Иванов). /9/
Люди с высокой дифференциацией когнитивных структур проявляют большее понимание
другого человека.
Достаточно большие затруднения вызывает отсутствие или
низкий уровень эмоциональной регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой
реакции партнеров общения друг на друга, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессером
может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). /9/ В
зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная,
лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства.
Соответствие индивидуально-психологических
особенностей, включающие интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие,
личностные проявления, могут как облегчить, так и затруднить общение.
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей
общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в
непоследовательности и противоречивости воспитания. /13/ Также причинами, по их
мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и
наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от
контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и
пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью,
драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление
причинить боль.
Трудности в общении испытывают люди с двигательной
расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью,
мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы, который в
темпераменте. Для сангвиников – повышенная активность, богатство мимики и
движений, эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет
постоянства в своих привязанностях. /13/
Кон И.С. считает, что самая распространенная трудность
общения подростков и молодых людей – это застенчивость. /14/ Из 2500 опрошенных
американских студентов в возрасте от 18 до 21 года (Р. Пильконис, Ф. Зимбардо)
42% считает себя застенчивыми, причем 60% из них рассматривают застенчивость,
как серьезную трудность /15/.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|