Реферат: Некоторые из причин возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения
Реферат: Некоторые из причин возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
КАФЕДРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Некоторые причины возникновения профессиональных заболеваний
у домристов
и способы их устранения
Дипломная
работа
студентки V курса
Афониной И. Г.
Творческий руководитель –
доцент Клименко Н. П.
Петрозаводск
2000
Содержание
Стр.
1.
Введение в вопросы воспитания
исполнительского аппарата музыкантов. 3
2.
Анатомическое строение руки. 10
3.
Роль мышц в игровом аппарате
исполнителя. 16
4.
Физиологические процессы
осуществляемые центральной нервной системой
при игре на инструменте. 18
5.
Роль двигательных центров в
опорно-двигательной системе. 24
6.
Движение – как художественный
процесс. 27
7.
Предпосылки профессиональных
заболеваний. 33
8.
Способы возвращения к творческой
жизни. 51
9.
Профессиональные заболевания
(медицинское обоснование и способы лечения). 61
10.
Приложения. 71
11.
Список литературы. 81
«Только свобода –
мышечная и психическая –
создаёт счастливую предпосылку,
приводящую к большим достижениям»
Музыкальное исполнительство существует уже ни одно
столетие, но вместе с тем приходится согласиться с тем фактом, что до сих пор
ещё не решены основополагающие вопросы воспитания двигательного аппарата
молодых музыкантов. И дело здесь не в недостатках теоретических и практических
данных, накопленных за это время, а в ограниченности, противоречивости и часто,
однобокости выводов из них.
В фортепианной педагогике
именно из-за неполадок в работе двигательного аппарата в своё время возникла
масса направлений, пытавшихся обосновать теорию игры: механистическое, анатомофизиологическое
и, наконец, психофизиологическое. И, всё-таки, не одно из этих направлений,
кроме психофизиологического, так и не смогло дать исчерпывающего ответа на
вопрос, на какой же основе должен воспитываться двигательный аппарат пианиста.
Руки человека – один из
самых совершенных аппаратов, созданных когда-либо природой. По своим
возможностям, всеобъемлющей тонкости функций, отзывчивости и готовности
выполнять приказы мозга они не имеют себе равных. Но вместе с тем, руки человека
очень хрупкий организм и потребительское, бездумное отношение к ним может
привести к необратимым последствиям.
Вполне естественно и
закономерно, что музыкант, не знающий своих собственных рук не может дать
правильных знаний в этом вопросе своим ученикам.
Никакое знание и умение
не может быть полноценным, если оно происходит без азбучных истин. Ведь любая
профессия, любая наука начинается с условия элементарных знаний. И каким бы скучным
не казалось условие этих азбучных истин – без них всё-таки невозможно стать
грамотным специалистом ни в какой области. Вполне вероятно, что прежде чем
излагаемый материал усвоится, его придётся проработать с самого начала не один
раз, но зато его усвоение создаст прочный фундамент для успешного профессионального
развития и поможет в дальнейшем избежать ошибок.
В конце XIX века болезни рук у пианистов стали
настолько частым явлением, что это заставило некоторых музыкантов практически
пересмотреть основы методики преподавания.
Представители
анатомо-физиологического направления
(Л. Депне, Э. Бах, Р. Брейтгаупт и
другие) первыми сделали попытку обосновать теорию игры на фортепиано,
основываясь на данных анатомии и физиологии.
Естественно, что скромный
уровень науки того времени не позволял полностью осветить все проблемы
связанные с игрой на фортепиано. Уже в то время физиологами-иследователями
высказывалась необходимость изучения музыкантами, хотя бы в общих чертах, наук,
соприкасающихся с музыкальным исполнительством.
Были попытки подменить
научно обоснованную теорию исполнительства подробным перечислением
анатомического строения рук или психофизиологических процессов, протекающих в
организме человека. Вместе с тем, очевидно, что никакое, пусть даже самое
точное и доскональное знание в строении рук, названии мышц, сухожилий, костей и
тому подобного или психофизиологических процессов не заменит умения в
необходимой мере подчинить всё это целям воспитания музыканта. Ведь самые
подробные знания каких бы то ни было правил, не делают человека опытнее – это
правило нужно ещё уметь применить.
И если посмотреть
обширную литературу по теории фортепианной игры, то можно отметить, что, в
общем-то, уже давно сказано всё, что необходимо знать молодому музыканту, для
успешного обучения игре на фортепиано, но, к сожалению, эти правильно высказанные
положения и наблюдения не имеют характера закономерной системы, а разбросаны по
различным источникам и поэтому почти не влияют на решение вопроса в целом.
И в настоящее время у
множества молодых музыкантов из-за неполадок в двигательном аппарате
наблюдается замедленный технический рост или возникают профессиональные
заболевания. Надо не забывать, что профессиональные заболевания – это болезни,
от которых обычно не умирают, но болеют, страдают, мучаются, становятся инвалидами,
теряют работоспособность.
Известны имена выдающихся
музыкантов, страдавших профессиональным заболеванием рук: С. Рахманинов, А.
Тосканини,
Р. Шуман, С. Танеев, П. Чайковский,
Г. Нейгауз, С. Скрябин и другие.
Горько наблюдать, как
способные люди с прекрасными, хорошей формы руками не могут играть. Страшно
смотреть на человека, на творческой деятельности которого, медицина диагнозом –
профессиональная непригодность – ставит крест. Для такого человека бросить
любимое искусство и избрать другую специальность не всегда возможно. И не
каждый захочет примириться с безвозвратной потерей затраченного времени, и,
быть может, лучших лет своей жизни. Для такого человека музыка является не
роскошью, а насущной потребностью.
Ещё в XVI веке Д. Дирута в трактате
«Трансильванец» предназначенном для обучающихся игре на органе и клавире писал:
«Кисть над клавиатурой надо держать совершенно свободной и мягкой, так как без
того пальцы не могут точно и быстро двигаться». Уже в то время было хорошо
известно, что напряженные мышцы существенно мешают точности и быстроте
движений. Эта установка не потеряла своей ценности и в наши дни, только стало
больше слов, всесторонне и подробно характеризующих состояние рук при игре, и
вряд ли кто из музыкантов будет отрицать или недооценивать важность свободы
мышц игрового аппарата. Но тогда почему же неполадки в руках, столь характерные
для прошлых времён продолжают оставаться существенным тормозом в техническом и
художественном развитии молодых музыкантов и в учебных заведениях, и в исполнительской
деятельности.
Вся сложность и
парадоксальность создавшегося положения кроется в следующем. Во-первых, по
традиции считается, что свободе мышц научить нельзя, что понятие «мышечная
свобода» не поддаётся словесному определению, что педагог в лучшем случае может
только указать ученику общее направление, а ученик должен сам «найти» в себе
это чувство. Бардас писал: «мышечное чувство субъективно и не поддаётся
описанию, его можно приобрести только путём самонаблюдения». И оказывается, что
о «мышечной свободе» вроде бы знают и педагог, и учащийся, а на самом деле это
понятие так и остаётся формальным, не познанным. Но именно это и является
главным вопросом, с осуществления которого и должно начинаться обучение.
Во-вторых, как писал Г.
Прокофьев в предисловии к русскому изданию И. Березовского «Психология техники
игры на фортепиано»: «Вопросы «как играть» и, главное «как учить» на фортепиано
в громадном большинстве случаев разрешаются пианистами» (и не только)
«чисто практически – «как играю я» и «как меня учили играть». Иными словами,
вопросы эти в лучшем случае решаются под флагом опыта и большой умелости в
области игры на фортепиано, а в худшем – под флагом рутины и традиций».
В связи с большим числом
различных неполадок в работе рук и профессиональных заболеваний, проблемой
научного обоснования работы двигательного аппарата вынуждены были заниматься и
врачи, и физиологи, и музыканты.
Большой вклад для
научного обоснования игровых движений внёс немецкий врач, исследователь в
области физиологии движения рук музыкантов Ф. А. Штейнгаузен (1859-1910 гг.).
Он определил, что движение рук – есть, прежде всего, психический процесс, то
есть работа центральной нервной системы. И так же отмечал, что если артисты и
владеют настоящей техникой, они всё-таки не в состоянии передавать свою технику
молодому поколению, что методов преподавания почти столько же, сколько
пианистов, и ни один из этих методов не смог до сих пор добиться всеобщего
признания. Одним из наиболее важных положений Штейнгаузена является то, что он
определил основу развития техники – ощущения. Он писал: «ощущения, непрерывно
несущиеся к центральной нервной системе, сообщают там о состоянии движения и
этим дают возможность непрерывно наблюдать и исправлять движения».
С. В. Клещёв писал:
«ощущение является тем материалом, из которого строятся сложные двигательные
навыки – это основа педагогики. Получение изолированного движения, то есть
движения свободного от ненужных сопутствующих напряжений и укрепление этого
движения – вот первая задача музыкальной педагогики. Из этого ощущения как из
элемента должны в дальнейшем создаваться сложные двигательные навыки музыкального
исполнения».
О богатстве окружающего
мира, о звуках и красках, температуре и многом другом мы узнаём благодаря
органам чувств. С их помощью человеческий организм получает в виде ощущения
разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Ощущение мышечной свободы
– вот первая задача, с разрешения которой и должно начинаться обучение
музыканта. Именно отсутствие представления об ощущении мышечной свободы и является
главным фактором, возникающих позднее искажений в двигательном аппарате.
Необходимо отметить, что
некоторыми музыкантами, в частности И. Т. Назаровым, В. А. Гутерман, С. М.
Перельман,
А. А. Шмидт-Шкловской весьма успешно
использовались способы раскрепощения двигательного аппарата, которые позволяли
музыкантам, страдающим профессиональными заболеваниями рук не только избавиться
от них, но и изначально улучшить свои технические возможности.
Как пишет В. А. Гутерман:
«совершенно правильным с точки зрения физиологии оказался найденный мною приём
показа ученику на моих собственных руках как болезненного, так и здорового их состояния».
А профессор Л. О. Орбели пишет далее, что: «в результате такого метода
обучения, основанного на системе контроля со стороны преподавателя за счёт его
собственных кинестетических и осязательных ощущений, сопоставленных с
кинестетическими восприятиями ученика, последний учится тонкому анализу этих
ощущений, правильной оценке и умению руководить своей мускулатурой, создавая
нужные координации».
Несмотря на успехи в
области фортепианной педагогики, вопрос о предупреждении профессиональных
заболеваний почти совсем не изучен и мало разработан даже в специальной
литературе.
Профессор В. А. Хорошко
пишет: «больных с заболеваниями мышц очень много, а между тем врачи знают о
заболевании мышц чрезвычайно мало и недостаточно». Подтверждение этому найдено
и у доктора В. С. Марсовой, которая говорит: «и в этом нет ничего
удивительного, так как даже в больших фундаментальных учебниках, трактующих о
заболеваниях двигательного аппарата, под органами движения подразумевается
обычно главным образом костный аппарат; на долю же мышц приходится последнее и
скромное место».
Заняться изучением
вопроса профессионального заболевания рук музыканта побудило очень скудное
представление и врачей, и музыкантов об этой проблеме. Но если в фортепианной
литературе этот вопрос пытаются как-то освещать, то, что касается домровой
литературы, никаких источников почти нет.
В задачи данного реферата отнюдь не входит ни
всестороннее освещение этого важного вопроса, ни, тем более, опыт его разрешения.
Цель этой работы – показать, насколько велико значение рациональной, научно обоснованной
методики игры (а тем самым и роли педагога) в области профилактики и лечения
профессиональных заболеваний домристов.
Аппарат домриста
представляет собой часть опорно-двигательной системы, состоящей из пассивной
части – костных звеньев и активной – мускулатуры.
Средняя, мясистая часть
мышцы называется мышечным брюшком: из двух её концов один называется началом, а
другой – прикреплением мышцы.
Концы мышц переходят в
сухожилия. Сухожилие – плотная, упругая, параллельно-волокнистая соединительная
ткань, всегда значительно более тонкая, чем мышца. Скольжение сухожилий облегчается
сухожильными влагалищами.
Мышцы, обладающие двумя
головками, соединяющимися в одно сухожилие, называются двуглавыми (бицепс),
а обладающие тремя – трехглавыми (трицепс).
Двигательная система
управляется, регулируется и координируется нервной системой и находится в
тесном взаимодействии с другими системами организма – кровообращением,
дыханием, обменом веществ и т.д. В этом проявляется целостность организма и
взаимообусловленность всех его систем.
В движениях домриста участвуют плечевой пояс,
плечо, предплечье, кисть, пальцы и, в известной мере, принимает участие весь
корпус (наклоны, покачивания).
Верхняя часть аппарата – плечевой
пояс, состоит из ключицы и лопатки, которые лежат свободно, соединяясь
между собой в ключично-лопаточном соединении (рис. 1).
Рис.
1. Контуры
плечевого
пояса Плечевой пояс создаёт опору всем
движениям рук в игре и обеспечивает большое разнообразие этих движений. С плечевым
поясом связана верхняя часть руки – плечо.
Рис.2. Плечевая кость
Плечо состоит из одной плечевой кости (рис.
2), соединяющейся с лопаткой, которая принимает участие в движениях домриста.
Благодаря шаровидной головке плечевого сустава, плечо обладает большой подвижностью.
Оно и, отчасти, предплечье руководят движениями и обеспечивают силу звучания.
Движения осуществляются совместными усилиями мышц плеча, спины и груди. Они, с
одной стороны, легко сдвигают плечо (благодаря своим размерам), а с другой – их
антагонистическая (противодействующая) деятельность способствует достижению
полной уравновешенности. Плечо отличается большим разнообразием
Рис. 3. Бицепс движений. Оно направляет и
регулирует подъём и опускание предплечья и кисти, осуществляет перенос руки по
грифу, поддерживает руку в тремоло и т.д. Из группы мышц, расположенных на
плечевой кости и двигающих предплечье, следует сказать о трицепсе, функционирующем
как разгибатель и бицепсе, выполняющем функцию сгибателя (рис. 3).
Предплечье состоит из двух костей: лучевой и локтевой.
Лучевая кость соединяется с костями запястья, локтевая – с ними не связана.
Цилиндрическая форма локтевого сустава делает его пригодным для быстрых
движений. При поворотах руки лучевая кость перекрещивается с локтевой, чем
обеспечивает ротацию (вращение) предплечья совместно с кистью. Следовательно,
ротация происходит не в самой кисти, а между костями предплечья. В этих
вращательных движениях участвует бицепс.
Рис.
4. Кости предплечья
в
положении пронации
|
Рис. 5. Кости предплечья
в положении супинации
|
|
Ротация предплечья создаёт два
положения – пронации и супинации (рис. 4 и 5). При пронации
сухожилие бицепса находит на головку лучевой кости. При супинации бицепс
сокращается, вследствие чего сухожилие, отходя, поворачивает лучевую кость
вспять. Следовательно, при пронации
|
|
|
|
|
|
Рис. 6. ладонь поворачивается вниз, при
супинации – вверх. В пронации участвуют пронаторы: круглый и квадратный
(рис. 6). Они двигают лучевую кость вокруг локтевой. Круглый пронатор,
кроме того, функционирует и как сгибатель предплечья (на рис. 6 видно,
что одна головка двуглавого круглого пронатора прикрепляется к локтевой, другая
– к плечевой кости). Так как круглый пронатор подобно бицепсу, действует и как
сгибатель, пронация осуществляется Рис. 7. легче
при согнутой руке.
Запястье состоит из мелких костей,
расположенных по четыре в два ряда (рис. 7). При сгибании кисти, при
движении запястья оба ряда двигаются. Это даёт возможность при сгибании
округлять кисть. Так как ряды могут смещаться как по отношению к костям предплечья,
так и по отношению друг к другу, то мы также имеем возможность сгибать кисть в
сторону к локтевой или лучевой кости. Это создаёт благоприятные условия для
гибких и эластичных движений. Всего в кисти три ряда суставов: сочленение
лучевой кости с костями запястья (рис.7а), сочленение между двумя рядами
костей запястья (рис.7б) и сочленение последних с пястными костями (рис.7в).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|