рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Методы воспитания и перевоспитания рефераты

Не случайно многие из них подражают тем, кто бравирует своей независимостью взрослого. Важными мотивами следования отрицательному примеру является стремление выглядеть «не хуже других», а также чувство солидарности или, наоборот, соперничества (делать как все, чтобы не выглядеть «белой во­роной», сделать не так, как все, чтобы удивить свер­стников).

Надо отметить, что требования учителей и пропаган­да ими хорошего примера слабо действуют на трудных подростков. Следование хорошему и плохому примеру построено не только на подражании, но и на сопереживании, на базе общих увлечений и интересов.

При изучении причин негативного поведения под­ростков обнаружилось, что чаще всего плохому примеру следуют дети, которые или имеют определен­ные моральные и физические недостатки, или  находятся в остром стрессовом состоянии.

Страх перед сильным товарищем побуждает следо­вать отрицательному примеру около 70 % опрошенных подростков, боязнь прослыть трусом — 24%, слабо­характерность, безволие — почти всех, нежелание ока­заться вне коллектива — 15—17%, необдуманная подражательность («как все, так и я») проявляется у 85 %. При этом действуют две-три причины, обусловливающие устойчивость следования отрицательному примеру.

Чаще всего плохому примеру товарища следуют школьники со слабой волей и низким общим развитием.

Чтобы нейтрализовать действие отрицательного при­мера на учащегося, необходимо:

·     в учебно-воспитательном процессе постоянно форми­ровать критерии положительного и отрицательного в оценке поведения людей и самого школьника, анализи­ровать конкретные действия и поступки с позиций этих критериев (используя содержание своего учебного пред­мета, факты из школьной жизни);

·     с помощью общественного мнения коллектива разъ­яснять ребятам, почему нельзя следовать примеру того или иного человека; противопоставлять отрицательному примеру положительный желательно из той же сферы жизни или человеческих отношений;

·     обеспечить многообразие примеров достойного пове­дения (и взрослых, и сверстников), чтобы подростки могли удовлетворить свое стремление стать лучше, за­воевать авторитет у товарищей, ориентируясь по выбору на доступные им положительные образцы поведения;

·     дать трудному возможность самоутвердиться в поло­жительном отношении; хорошему подростки охотнее следуют после того, как сами подали другим положитель­ный пример в какой-либо области или виде деятельности;

·     «развенчивать» лжегероизм, ложное товарищество путем раскрытия истинных мотивов высоконравственного поведения и одновременного разъяснения того, что в действительности стоит за красивой позой или фразой. Кумиры трудных подростков, как правило, меркнут в трудных испытаниях, теряются в сложных ситуациях. Поэтому борьба с отрицательным примером лучше всего осуществляется в интересной коллективной деятельности, при преодолении настоящих трудностей.

Итак, основные направления переключения — это перенос умений и навыков из сферы асоциальной в сферу общественно полезной деятельности, переключение с отрицательного примера на положительный, привлече­ние подростков к выполнению традиций коллектива, в котором их привычки и потребности оздоровляются, социализируются.

Метод переключения требует регулярного правового воспитания как ведущего условия его эффективности.

Многие подростки не представляют, с какого возраста, за какие преступления они могут нести наказание; что запрещено законом; какие виды холодного оружия суще­ствуют, ношение каких из них уже само по себе преступ­ление и т. п.


Поощрение и наказание.

Эти же функции выполняет и поощрение. Поощрение и наказание помогает подростку понять, что хорошо, что плохо, что можно, они активизируют положительные действия и запрещают, ограничивают неправильные.

К числу мер поощрения при перевоспитании надо отнести не только такие общепринятые поощрения как благодарность, награждение похвальной грамотой, ценным подарком и т. п. Для ребенка, который не знает ласки в семье, лучшим поощрением может стать добрая улыбка, сердечное слово, радость за его успехи.

К числу педагогических требований к поощрениям в перевоспитании надо отнести следующие:

-     Поощрение должно быть индивидуализированным.

-     Поощрение должно исходить от коллектива или от того лица, который пользуется авторитетом у данного подростка.

-     Поощрять надо лишь те действия и поступки ученика, которые действительно требовали от него воли и трудолюбия.

-     Недопустимо за одни и те же достижения поощрять трудного ребенка меньшими наградами, чем его сверстников.

-     Поощрения должны помочь подростку понять свои положительные качества, поверить в себя, возбудить желание стать лучше.

Самосовершенствование.

В школьной практике в перевоспитании успешно используется самосовершенствование в виде недельных заданий: «Шаг вперед». Что я сделаю за будущую неделю? Что приобрету? Какую трудность преодолею? С чем плохим в себе буду бороться?

Одной из форм самосовершенствования являются задания самому себе. Они становятся важной побудительной силой перевоспитания в том случае, если их выполнение контролируется детским коллективом. Задания самому себе в любой области должны обязательно связываться с нравственным самовоспитанием, с формированием характера.

При использования самосовершенствования в перевоспитании педагог должен обратить особое внимание на единство психологической и практической подготовки в работе над собой, т. е. подросток должен хотеть и уметь бороться с недостатками. Самосовершенствование импонирует подросткам в силу их желания быть взрослыми, в связи с особенностями их возраста (стремление все делать самому, развивать самосознание, самостоятельность, рост личной активности, болезненное самолюбие и др.). Самосовершенствование нравится трудным подросткам еще и потому, что оно соответствует их желанию показать себя, восполняет отрицание педагогических воздействий за счет собственных усилий, когда воспитателем для подростка становится он сам.

3.4. Основные направления перевоспитания.

Учитывая характер семьи, используя имеющиеся пути и средства воздействия на нее, общество создает предпосылки для максимального использования семьи в перевоспитании подростков. Но вся эта работа должна обязательно координироваться школой. Ведь именно школа была и остается основной социально воспитательной силой, организующей процесс воспитания трудных детей.

Первое важное направление перевоспитания подростков – усиление их умственного развития. В этом плане должны решаться следующие основные задачи:

-     выявление и ликвидация запущенности в знаниях по всем учебным предметам;

-     выявление и устранение недостатков в нравственном сознании и формирование навыков поведения в обществе, в семье, в школе;

-     преодоление дефектов в развитии внимания, наблюдательности, памяти, мышления, речи;

-     нормализация отношений с родителями, педагогами, сверстниками, воспитание ответственности за поведение, труд и учение.

В связи с этим система перевоспитания подростка в школе должна включать специальную работу по умственному развитию  детей в процессе обучения. Высокий уровень процесса обучения, обеспечивающий постоянное повышение знаний, индивидуальный подход, ускорение темпов умственного развития трудных детей – важное направление в перевоспитании.

В перевоспитании решающая роль принадлежит  усилению общественных влияний. Вот почему важно восстановить у трудных детей гражданское самосознание, помочь преодолеть ощущение ущербности, угнетенности, враждебности, которые испытывает обычно трудный подросток.

Школа должна представить подростку возможность самоутвердиться, найти себя, применить свои силы и способности, заслужить уважение педагогов и сверстников. Это конечно обеспечивается в первую очередь нормализацией отношений школы и семьи, педагогов и детей.

Важную роль играет постоянный рост учебных успехов трудновоспитуемых, изменение отношения детского коллектива к своему сверстнику.

Одно из главных правил перевоспитания – воодушевление слабых учеников.

Видами деятельности, которые способствуют самоутверждению трудного подростка в коллективе сверстников, чаще всего являются спорт и труд,, моделирование и творческие занятия (рисование, киносъемка, работа в кружке фотодела.).

Наконец перевоспитание должно включать организацию жизни и быта детей в микрорайоне, контроль за свободным временем школьников, за группами, в которых проводят свободное время дети.

Итак, система работы должна охватывать все области жизни и деятельности детей, все сферы их общения, все виды их деятельности, с тем чтобы обеспечить эффективность перевоспитания. Система перевоспитания требует взаимодействия всех лиц и организаций, согласованности их воздействия на подростка.

3.5. А.С. Макаренко  и  В.А. Сухомлинский о трудных детях.

А. С. Макаренко широко использовал выдвинутые советской властью новые принципы деятельности учреждений  для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей,  идеи о подчинении деятельности этих учреждений общим целям и принципам воспитания, о ведущей роли воспитания в перевоспитании.

«Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Успех нашей работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств: педагогической техники снабжения, качества, материала. Дети -  наш основной материал, который неизмеримо разнообразен».

         «… Достойный нашей эпохи и нашей революции квалификационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в тоже время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои индивидуальность – эту задачу решил сам А.С. Макаренко, ибо общий и единый метод в педагогике есть не что иное как правильная организация детского коллектива и правильная организация влияния коллектива на личность. Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме ».

«Главной формой воспитания в советской школе может быть только коллектив.» (А.С. Макаренко. Воспитание в советской школе.)

В.А. Сухомлинский уделял большое внимание трудным детям. Он много лет искал причины появления таких детей, искал пути индивидуального подхода к ним, выявлял характерные особенности их поведения.

«Трудный ребенок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежение своим общественным долгом».

Следовательно, причины появления трудностей в воспитании и обучении детей в большинстве своем коренятся в условиях жизни ребенка в семье, в порочном воспитании, при котором не создаются условия для развития ума и чувств.

Рассматривая особенности детской души – чуткость, ранимость, впечатлительность,

Сухомлинский подчеркивает пагубное влияние на нежную детскую душу ребенка грубости, равнодушия взрослых, резкости в обращении, вызывающей страх, робость, инертность.

В семьях, где утрачено доверие к родителям, где существует враждебность в отношениях к детям, где господствует крик, - появляются трудные дети.

Пути индивидуального подхода к таким детям Сухомлинский видит в педагогической этике воспитательного процесса. Надо установить гуманные отношения с учениками в семье и в школе, чутко руководить юным, не умудренным опытом питомцем.

Индивидуальный подход в воспитании – это понимание ребенка, которое возможно лишь при глубоком уважении к нему, предоставления ребенку максимума своих усилий в самостоятельной деятельности - подчеркивал Сухомлинский.

Твердо убеждал в том, что дошкольный и младший школьный возраст в большей мере предопределяет будущее человека, нисколько не отрицает возможностей перевоспитания в более зрелые годы.

Силу перевоспитания блестяще доказал своим опытом советский педагог Макаренко. Но он придавал исключительное значение как раз младшему школьному возрасту.

Сухомлинский же говорил так: «Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять допущенные ошибки в раннем возрасте, а в том, чтобы не допускать этих ошибок, предупреждать необходимость перевоспитания. Длительный процесс познания начинается в детстве – познание и умом и сердцем – тех нравственных ценностей, которые лежат  в основе морали общества».

Педагогическую мудрость воспитания Сухомлинский видел в том, чтобы каждый подросток был борцом за торжество научной истины. Духовная борьба за торжество научной истины составляет суть воспитания в годы отрочества. 

Заключение.

Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условием государства.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально меняются.

Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают  трудный период постижения объективной истины.

Всеобщее обязательное среднее образование означает повышение ответственности работников школы и родителей за судьбы тех учеников, которые различным причинам становятся педагогически запущенными. Именно такие школьники наиболее податливы антиобщественным влияниям, и это чаще всего служит причиной совершения ими правонарушений.

Исходя из этого, предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников является важным направлением в борьбе с антиподами нравственности в сознании и поведении школьной молодежи.

Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармонического развития личности, максимальное использование воспитательных возможностей социальной среды, детских объединений, опережающее развитие положительных качеств в борьбе с отрицательными – все это составляет общую стратегию воспитания и перевоспитания.

Методика перевоспитания предполагает создание и накопление социально ценного жизненного опыта путем включения трудного подростка социально ценную деятельность, в систему ответственных зависимостей в коллективе сверстников, других социально здоровых объединениях детей и взрослых.

Деятельность есть главный инструмент перестройки духовного мира личности, коллектив – главное воспитательное средство в руках педагога. Лишь с учетом этого оказывается действительный подход в работе с трудными детьми.

Воспитание трудных подростков обеспечивается все системой общественного воспитания в нашей стране. Кроме того, в школе и семье предпринимаются те общие профилактические меры, которые не должны допускать появления трудновоспитуемых.

Но именно школа была и остается основной социальной воспитательной силой, организующей процесс воспитания трудных детей. 


Список литературы:

1.   Азаров Ю.П.  Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г.

2.   Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных  подростков.

- Киев:  Рад. шк, 1986г.

3.   Коротов В.М. Развитие идеи А.С. Макаренко в теории и методике воспитания – М: “Педагогика”, 1989г.

4.   Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная асвета, 1981г.

5.   Кочетов А.И. Перевоспитание подростка  – М: “Педагогика", 1972г.

6.   Любицина М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей – Ленинград, 1984г.

7.   Макаренко А.С. Воспитание в советской школе – М: “Педагогика”, 1972г.

8.    Макаренко А.С. О воспитании – М; Политиздат, 1990г.

9.    Макаренко А.С. \ Сочинения, т.4, стр.503-504.

10.               Натанзон  Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя – М: “Просвещение”, 1984г.

11.                Педагогическая энциклопедия – т.3, стр.369.

12.                Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

13.                Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция А.С. Сливоковской – М: Прогресс, 1987г.

14.                 Родгчанин Е.Г, Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог.                Об идеалах В.А. Сухомлинского - М: “Педагогика”, 1991г.

15.                 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина – Кишинев: “Лумина”, 1979г.

16. Хофман, Франц.  Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика.                       - М: “Педагогика”, 1979г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6