Реферат: Методы воспитания и перевоспитания
А. С.
Макаренко писал: «Этот метод продолжается и развертывается дальше во всей моей
системе».
Метод
«взрыва» необычайно эффективен в том случае, когда он происходит в сильном
детском коллективе, в благоприятных воспитательных условиях при умелом
педагогическом руководстве, когда поведение трудного ребенка настолько порочно,
что в нем отрицательное явно преобладает.
«Взрыв»
лишает воспитанника возможности сопротивляться требованиям, предъявляемым к
нему коллективом. Это и позволяет из разрушенного «здания» характера строить
новый, конечно же, с использованием добротного и очисткой от негодного «строительного
материала».
Однако
следует помнить, что такое разрушение личности неэкономно и неразумно там, где
у ребенка преобладают положительные качества, где можно обойтись без
крайностей. При осуществлении метода «взрыва» используются следующие приемы воздействия
на трудных детей:
·
нагнетание
отрицательных переживаний до предела (на этой основе возникает недовольство
собой, своей жизнью);
·
доведение до
абсурда отрицательной линии поведения подростка, когда собственные недостатки
доставляют ему самому большие неприятности;
·
столкновение
идеала трудного с идеалом настоящего человека, чтобы воспитанник убедился в
ошибочности своих взглядов;
·
создание таких
условий, при которых происходит столкновение положительных и отрицательных
качеств воспитанника, начинается непримиримая внутренняя
его борьба.
Выбор
приемов и их сочетание определяются тремя факторами: уровнем воспитанности
ребенка, уровнем развития первичного детского коллектива и его воспитательными
возможностями.
Метод
«взрыва» требует, чтобы воспитатель тщательно изучил психологию и особенности
подростка, выявил не только отрицательные, но и положительные его качества, на
которых впоследствии будет строиться новый характер воспитанника.
Большую
роль играет полная согласованность и взаимодействие воспитательных сил,
участвующих во «взрыве», предварительное продумывание его техники и тактики,
чтобы исключить возможность срыва нервной системы.
Важно также максимально насытить
переживаниями сам процесс «взрыва», чтобы вызвать у воспитанника чувство
неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Сразу же
после «взрыва» воспитательный процесс должен обеспечить подростку все условия
для того, чтобы он мог изменяться к лучшему, овладевать положительным опытом
поведения. Необходимо поощрять каждый его шаг вперед, предотвращать любую
возможность возвращения к старому типу поведения.
Несоблюдение этого правила является
наиболее распространенной ошибкой педагогов при осуществлении данного метода.
Разрушенный стереотип имеет тенденцию
вновь складываться, воссоздаваться в прежнем виде, если условия жизни и
содержание деятельности остаются прежними.
В практике же нередко ограничиваются
«проработкой» на педсовете, выговором, снижением оценки по поведению, тогда
как подобные действия способствуют только первой части метода «взрыва» —
разрушению старого типа поведения.
Если вслед за этим подросток не
вовлекается в деятельность, помогающую ему стать лучше, неизбежен возврат к
прежнему образу жизни.
Есть
еще требование к методу «взрыва» — его оптимистическая сущность. Нельзя
понимать под «взрывом» лишь нагнетание до предела отрицательных переживаний. А.
С. Макаренко прямо указывал, что метод «взрыва» он мог бы иначе назвать
методом удивления. Суть его не в силе, не в интенсивности педагогических воздействий,
а в сочетании их с неожиданностью, необычностью, может быть даже романтичностью
воспитательного процесса.
В
одной из последних статей «О «взрыве» великий педагог А.
С. Макаренко писал: «В эволюционном порядке собираются, подготовляются
какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все
равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы,
потрясения».
Метод
«взрыва» успешно осуществляется только там, где он применяется в связи с
другими методами перевоспитания, когда он завершает прежний и в то же время
начинает новый этап в формировании характера. Внутренний мир личности попадает
в такую педагогически организованную среду в которой воспитываются неприменимыми
отрицательные качества, а при каждой попытке проявить их воспитанник встречает
решительный отпор со стороны окружающих.
В
результате возникает недовольство собой, которое сохраняется до тех пор, пока
подросток не избавится от отрицательных привычек и качеств. Удачи в
деятельности, формирующие тягу к новому образу жизни, он переживает необычайно
ярко, открывает для себя новые чувства и новое понимание счастья. На этом и
основывается активная позиция борца с собственными недостатками и отрицательными
качествами.
Метод «взрыва» обычно завершается самоперевоспитанием. Если
же он осуществляется на негативной основе (наказание, обсуждение конфликта), то
его следует продолжать другими методами воспитания и перевоспитания.
Надо учесть, что метод «взрыва» выполняет лишь одну функцию
перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет
структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки.
Поэтому
за методом «взрыва» должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание
положительных качеств.
«Реконструкция» характера.
В перевоспитании далеко не всегда необходимо целостное изменение
личности. Важно исправить отдельные отрицательные элементы характера, сохранив
его здоровую основу. Этот метод можно назвать «реконструкцией».
Он характеризуется следующими признаками: в духовном мире личности
сохраняется фонд ее положительных качеств, из него вычленяются те главные
элементы, которые следует в первую очередь развивать, совершенствовать дальше;
качества, которые личность ложно понимает как положительные,
видоизменяются таким образом, чтобы в них появилось и развивалось здоровое
начало (например, вместо болезненного самолюбия формируется здоровое, вместо
самоуверенности — уверенность в себе, вместо критиканства — критичность и
самокритичность).
Отрицательные
качества, которые необходимо устранить, становятся объектом критики товарищей,
авторитетных взрослых. С их помощью осуществляется переубеждение, формируется
у трудного нетерпимое отношение к своим недостаткам.
Во
всем образе жизни воспитанника максимально полно проявляются и применяются его
положительные качества и
в то же время создаются условия, при которых недостатки и отрицательные
качества становятся неприменимыми.
В методе «реконструкции» характера
главным направлением является интенсификация развития ведущего положительного
качества, например любовь к матери, уважение к взрослым, верность в дружбе,
устойчивый интерес к какому-либо делу, занятию, спорту, искусству.
«Реконструкция» начинается с изучения воспитанника и четкого
определения перспектив его положительного развития. При этом необходимо
предусмотреть, какое качество сделать ведущим и интенсивно развивать, чтобы
обеспечить целостное формирование положительных качеств, связь их между собой.
Затем актуализируются положительные качества, которые
длительное время не упражнялись из-за неблагоприятных условий. Они
восстанавливаются и связываются с ведущим положительным качеством.
Далее намечается программа воспитания тех качеств, которые
легко и быстро присоединяются к ведущему.
Следующий
этап «реконструкции» характера — накопление социально ценного жизненного
опыта, который способствует быстрому развитию положительных качеств. Такой
образ жизни воспитанника обеспечивается при следующих условиях: постоянное
участие школьника в социально полезной деятельности; осуждение всяких
проявлений отрицательного со стороны воспитателей и сверстников; самовоспитание
учащегося; наличие положительных постоянных примеров.
На
каждом этапе «реконструкции» характера педагог при активном содействии
общественного мнения побуждает воспитуемого к самоанализу своих успехов, постановке
очередных задач в развитии своих сил и способностей.
В
целом метод «реконструкции» характера более сложен и длителен, чем
переубеждение или «взрыв». Как правило, он сочетается с методами перевоспитания
и воспитания. «Реконструкция» осуществляется частично на базе метода «взрыва» и
приучения.
Характер
видоизменяется на стыке переубеждения и интересной деятельности.
Самоисправление происходит на основе перспективных линий и здорового образа
жизни в коллективе. При методе «реконструкции» характера необходимо обеспечить
следующие условия: единство педагогических требований, здоровый образ жизни,
оптимистичную атмосферу в коллективе, возникающую как следствие успехов
воспитанника, постоянных достижений, прогресса в деятельности, в отношениях, в
поведении.
В
осуществлении метода «реконструкции» характера также необходимо выполнение ряда
общепедагогических требований:
1. На основе всестороннего изучения
личности и обстоятельств ее жизни определить цель и ведущее направление
перевоспитания, обратив внимание на следующее: какое положительное качество
является ведущим, какой основной недостаток, какие вредные влияния поддерживают
отрицательное в духовном мире воспитанника, какие положительные влияния
действуют с большей эффективностью, какой первичный коллектив должен стать
главным фактором перестройки духовного мира воспитанника (семья, класс,
спортивная секция и др.), в каком порядке целесообразно организовать
укрепление, обогащение положительного фонда личности.
2. Обеспечить здоровый образ жизни
воспитанника в зоне ближайшего социального окружения. Для этого проводится
система воспитательных мер общего порядка: установление контроля за его
свободным временем, переключение внимания на полезные дела и занятия, борьба с
отрицательными внешними влияниями, включение подростка в различные общественно
полезные дела, организация четкого режима, требующего регулярных усилий,
самоорганизации, самоконтроля и самодисциплины.
3. Мобилизовать для борьбы с
отрицательными качествами все внутренние силы и резервы воспитанника.
Положительными силами могут выступать не только имеющиеся положительные
качества, здоровые потребности и полезные привычки, но и определенные возрастные
особенности. Так, для преодоления всех недостатков полезно использовать чувство
взрослости, стремление к самостоятельности, потребность в самоутверждении, рост
физических сил и развитие умственных способностей. Для преодоления лени в
первую очередь необходимо использовать бурное физическое развитие, для
преодоления эгоистичности — бурное развитие самосознания, на основе которого
формируется адекватная самооценка. Воспитательная работа призвана обострить
конфликт между положительными качествами, естественными прогрессивными
тенденциями психического развития и отрицательными явлениями в духовном мире
подростка.
4. Разработать специальные меры,
определить педагогическую тактику для преодоления сопротивления учащегося
воспитательным влияниям.
5. Выбрать оптимальный вариант
«реконструкции» характера, учитывающий пробелы в воспитании подростка, условия
его жизни.
Первый
вариант метода
«реконструкции» построен на серии «микро взрывов» отрицательного, когда один за
другим разрушаются недостатки и отрицательные качества. При этом в образ жизни
воспитанника обязательно вносятся какие-то изменения, ограничивающие проявления
отрицательного, но сохраняющие общую активность личности.
Второй вариант предполагает восстановление утраченного положительного
опыта поведения, полезных привычек.
Третий — формирование объективной
самооценки, связь изучения сущности нравственных качеств с самоизучением. На
этой основе формируется нетерпимое отношение к отрицательному в себе,
осуществляется переход воспитания в самовоспитание. Самоперевоспитание —
оптимальный путь реконструкции характера.
Четвертый вариант - основан на включении личности в
систему ответственных зависимостей в коллективе. Характер подростка
«выпрямляется» на основе положительного примера товарищей, высокой
требовательности учащихся друг к другу, взаимного воспитания.
Возможны
и сочетания различных вариантов, в каждом из которых заключены специфические
педагогические требования: при перевоспитании через коллектив выполняются
требования к воспитанию личности в коллективе, при самоисправлении -
требования к организации самовоспитания.
Переключение.
Сущность метода переключения заключается в том, что зона активности
трудного подростка переводится в социально значимую сферу деятельности с
использованием имеющихся положительных качеств. Примером метода переключения
служит опыт А. С. Макаренко по организации жизни в колонии. Его воспитанники, в
недавнем прошлом воры и хулиганы, вовлекались в борьбу с местными бандитами,
которые грабили проезжих крестьян. Колонисты охраняли склады и сады, тогда как
ранее предпочитали их «очищать». Воровской закон «Не выдавать»
трансформировался в девиз «Не пищать», т. е. не ныть, не жаловаться, а самим
преодолевать трудности. Ученическое самоуправление в колонии тоже
основывалось на авторитете лучших, опыте старших, хотя их называли командирами,
а не вожаками.
Чем
же характеризуется метод переключения? В первую очередь меняется социальная
мотивация деятельности: иногда к прежней добавляется новая, иногда выдвигается
совсем противоположная, исключающая прежнюю, система мотивов.
Наиболее
эффективна мотивация по принципу контраста: в колонии имени А. М.
Горького бывшим ворам доверяли получать продукты и деньги. При этом постоянно
подчеркивалось уважение к личности колониста, его возросший статус в
коллективе, ответственность перед товарищами, его колонистский авторитет. При
такой мотивации происходит коренная перестройка мотивов деятельности и поведения.
Далее, важно частично использовать в новой деятельности воспитанника его
прежний опыт, привычки, навыки и положительные качества.
Так, например, иногда даже при несформированности социальных мотивов
воспитанники А. С. Макаренко, тем не менее, активно участвовали в колонистской
жизни, потому что они могли применить там свою находчивость и силу, неуемную
энергию и спайку.
Нелегко давался колонистам тяжелый сельскохозяйственный труд, работа в
саду и в поле. Но какие мотивы ими двигали!
Собственными руками создать сказочную жизнь, воплотить мечты в
реальность, получить специальность, почувствовать вкус впервые выращенного ими
хлеба.
Вот это использование имеющихся природных и приобретенных сил и
способностей в новом деле, с благородной целью, в привлекательной для всех и
себя лично деятельности и составляет сущность метода переключения в практике А.
С. Макаренко.
Новая мотивация как бы цементировала, скрепляла весь положительный фонд
личности, организовывала ее для нового дела, направляла активность в новое
русло общественно значимой жизни. Общественные мотивы поведения создавали такую
духовную атмосферу, когда невозможно было возвращение к прежнему поведению.
В методе переключения особое значение
имеют возрастные особенности.
В сущности, многим подросткам
свойственны самостоятельность, общительность, стремление к лидерству, к
самоутверждению, потребность в самовыражении. Любая деятельность, в которой эти
возрастные потребности и стремления проявляются и удовлетворяются, может
служить основным содержанием социально деятельности, облегчающей перестройку
мотивов поведения, изменяющей конкретные действия и поступки.
Наконец,
переключение возможно только в здоровом детском коллективе, который способен
поддерживать индивидуальные воздействия воспитателя на трудных подростков,
вовлечь группы детей с определенными нравственными пробелами в социально ценную
деятельность, в систему ответственных зависимостей.
Для
успешного осуществления метода переключения необходимо выполнять следующие
требования:
1. Хорошо изучить подростка и наметить
перспективные линии развития на основе социально ценной деятельности,
включающей воспитанника в систему ответственной зависимости в коллективе.
2. Выяснить обстановку в детском
коллективе, определить направленность общественного мнения, скорректировать
внимание ребят на интересное для всех и социально полезное дело, увлечь
работой, как это делал А. С. Макаренко, вовлекая воспитанников в производительный
труд или готовя их к летнему походу по стране, т. е. создавая коллективные
перспективы.
3. Помочь каждому подростку найти дело
по душе, дать ему возможность проявить и развить свои силы и способности,
умения и навыки в деятельности на общую пользу.
4. Насытить радостью, положительными
эмоциями ту социально ценную деятельность, в которую включены воспитанники.
5. Осуществлять педагогический
контроль, направлять внимание на то, чтобы при переключении не
воспроизводились, не копировались прежние действия и поступки, иначе новая
мотивация не сможет, укрепиться и неизбежными будут рецидивы негативного
поведения.
6. Тактически разработать весь ход
переключения с учетом педаго- гической обстановки, уровня развития детского и
возможностей педагогического коллективов, воспитанности учащихся.
Рационально
подкреплять метод переключения методом убеждения (при лживости, озлобленности,
жестокости, черствости воспитанника). Методом приучения (при лени,
недисциплинированности). «Реконструкции» характера (при озорстве,
эгоистичности, самовлюбленности и т. д.).
В
целом метод переключения, закрепляя положительный фонд личности, эффективно
действует в процессе перевоспитания при исправлении отрицательных образований
начального и среднего уровня. В зависимости от индивидуальности подростка
переключение следует направлять на разные сферы деятельности и общения, хотя
речь идет подчас об одном и том же проявлении отрицательного.
Творческий
подход педагога нужен и при выборе приема переориентировки с отрицательного
примера на положительный.
Замечено,
что у трудных критерии положительного поведения часто не соответствуют
общепринятым. И нередко явно отрицательное кажется им правильным. Это
происходит потому, что на подростков влияет не столько содержание примера,
сколько его яркость, оригинальность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|