рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Методы воспитания и перевоспитания рефераты

А. С. Макаренко писал: «Этот метод продолжается и развертывается дальше во всей моей системе».

Метод «взрыва» необычайно эффективен в том слу­чае, когда он происходит в сильном детском коллективе, в благоприятных воспитательных условиях при умелом педагогическом руководстве, когда поведение трудного ребенка настолько порочно, что в нем отрицательное явно преобладает.

«Взрыв» лишает воспитанника возможности сопротивляться требованиям, предъявляемым к нему коллективом. Это и позволяет из разрушенного «здания» характера строить новый, конечно же, с исполь­зованием добротного и очисткой от негодного «строи­тельного материала».                                  

Однако следует помнить, что такое разрушение личности неэкономно и неразумно там, где у ребенка преобладают положительные качества, где можно обойтись без крайностей. При осуществлении метода «взрыва» используются следующие приемы воздействия на трудных детей:

·               нагнетание отрицательных переживаний до предела (на этой основе возникает недовольство собой, своей жизнью);

·      доведение до абсурда отрицательной линии поведе­ния подростка, когда собственные недостатки доставляют ему самому большие неприятности;

·      столкновение идеала трудного с идеалом настоящего человека, чтобы воспитанник убедился в ошибочности своих взглядов;

·      создание таких условий, при которых происходит столкновение положительных и отрицательных качеств воспитанника, начинается непримиримая внутренняя его борьба.

Выбор приемов и их сочетание определяются тремя факторами: уровнем воспитанности ребенка, уровнем развития первичного детского коллектива и его воспи­тательными возможностями.

Метод «взрыва» требует, чтобы воспитатель тщатель­но изучил психологию и особенности подростка, выявил не только отрицательные, но и положительные его каче­ства, на которых впоследствии будет строиться новый характер воспитанника.      

Большую роль играет полная согласованность и взаимодействие воспитательных сил, участвующих во «взрыве», предварительное продумыва­ние его техники и тактики, чтобы исключить возможность срыва нервной системы.

Важно также максимально насытить переживаниями сам процесс «взрыва», чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Сразу же после «взрыва» воспи­тательный процесс должен обеспечить подростку все условия для того, чтобы он мог изменяться к лучшему, овладевать положительным опытом поведения. Необхо­димо поощрять каждый его шаг вперед, предотвращать любую возможность возвращения к старому типу пове­дения. 

Несоблюдение этого правила является наиболее распространенной ошибкой педагогов при осуществлении данного метода.                          

Разрушенный стереотип имеет тенден­цию вновь складываться, воссоздаваться в прежнем виде, если условия жизни и содержание деятельности остаются прежними.        

В практике же нередко ограничи­ваются «проработкой» на педсовете, выговором, сниже­нием оценки по поведению, тогда как подобные действия способствуют только первой части метода «взрыва» — разрушению старого типа поведения.

Если вслед за этим подросток не вовлекается в деятельность, помогающую ему стать лучше, неизбежен возврат к прежнему образу жизни.

Есть еще требование к методу «взрыва» — его опти­мистическая сущность. Нельзя понимать под «взрывом» лишь нагнетание до предела отрицательных переживаний. А. С. Макаренко прямо указывал, что метод «взры­ва» он мог бы иначе назвать методом удивления. Суть его не в силе, не в интенсивности педагогических воз­действий, а в сочетании их с неожиданностью, необычностью, может быть даже романтичностью воспитательного процесса.

В одной из последних статей «О «взрыве» великий педагог                      А. С. Макаренко писал: «В эволюци­онном порядке собираются, подготовляются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения».

Метод «взрыва» успешно осуществляется только там, где он применяется в связи с другими методами перевоспитания, когда он завершает прежний и в то же время начинает новый этап в формировании характера. Внут­ренний мир личности попадает в такую педагогически организованную среду в которой воспитываются неприме­нимыми отрицательные качества, а при каждой попытке проявить их воспитанник встречает решительный отпор со стороны окружающих.

В результате возникает недовольство собой, которое сохраняется до тех пор, пока подросток не избавится от отрицательных привычек и качеств. Удачи в деятельности, формирующие тягу к новому образу жизни, он переживает необычайно ярко, открывает для себя новые чувства и новое понимание счастья. На этом и основывается активная позиция борца с собственными недостатками и отрицательными ка­чествами.

Метод «взрыва» обычно завершается самоперевоспи­танием. Если же он осуществляется на негативной основе (наказание, обсуждение конфликта), то его следует про­должать другими методами воспитания и перевоспитания.

Надо учесть, что метод «взрыва» выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отри­цательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки.

Поэтому за методом «взрыва» должны следовать пере­убеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.

«Реконструкция» характера.

В перевоспитании далеко не всегда необходимо це­лостное изменение личности. Важно исправить отдельные отрицательные элементы характера, сохранив его здо­ровую основу. Этот метод можно назвать «реконструк­цией».

Он характеризуется следующими признаками: в духовном мире личности сохраняется фонд ее поло­жительных качеств, из него вычленяются те главные элементы, которые следует в первую очередь развивать, совершенствовать дальше; качества, которые личность ложно понимает как                     по­ложительные, видоизменяются таким образом, чтобы в них появилось и развивалось здоровое начало (напри­мер, вместо болезненного самолюбия формируется здоровое, вместо самоуверенности — уверенность в себе, вместо критиканства — критичность и самокритичность).

Отрицательные качества, которые необходимо устра­нить, становятся объектом критики товарищей, автори­тетных взрослых. С их помощью осуществляется пере­убеждение, формируется у трудного нетерпимое отноше­ние к своим недостаткам.

Во всем образе жизни воспитанника максимально полно проявляются и применяются его положительные качества и в то же время создаются условия, при которых недостатки и отрицательные качества становятся непри­менимыми.

В методе «реконструкции» характера главным на­правлением является интенсификация развития ведущего положительного качества, например любовь к матери, уважение к взрослым, верность в дружбе, устойчивый интерес к какому-либо делу, занятию, спорту, искусству.

«Реконструкция» начинается с изучения воспитан­ника и четкого определения перспектив его положитель­ного развития. При этом необходимо предусмотреть, какое качество сделать ведущим и интенсивно развивать, чтобы обеспечить целостное формирование положитель­ных качеств, связь их между собой.

Затем актуализиру­ются положительные качества, которые длительное время не упражнялись из-за неблагоприятных условий. Они восстанавливаются и связываются с ведущим положи­тельным  качеством.            

Далее  намечается программа воспитания тех качеств, которые легко и быстро присо­единяются к ведущему.

Следующий этап «реконструкции» характера — на­копление социально ценного жизненного опыта, который способствует быстрому развитию положительных ка­честв. Такой образ жизни воспитанника обеспечивается при следующих условиях: постоянное участие школьника в социально полезной деятельности; осуждение всяких проявлений отрицательного со стороны воспитателей и сверстников; самовоспитание учащегося; наличие положительных постоянных примеров.

На каждом этапе «реконструкции» характера педагог при активном содействии общественного мнения побу­ждает воспитуемого к самоанализу своих успехов, поста­новке очередных задач в развитии своих сил и способ­ностей.

В целом метод «реконструкции» характера более сложен и длителен, чем переубеждение или «взрыв». Как правило, он сочетается с методами перевоспитания и воспитания. «Реконструкция» осуществляется частично на базе метода «взрыва» и приучения.

Характер видоиз­меняется на стыке переубеждения и интересной деятельности. Самоисправление происходит на основе перспективных линий и здорового образа жизни в коллективе. При методе «реконструкции» характера необходимо обеспечить следующие условия: единство педагогических требований, здоровый образ жизни, оптимистичную атмосферу в коллективе, возникающую как следствие успехов воспитанника, постоянных достижений, прогрес­са в деятельности, в отношениях, в поведении.

В осуществлении метода «реконструкции» характера также необходимо выполнение ряда общепедагогических требований:

1. На основе всестороннего изучения личности и об­стоятельств ее жизни определить цель и ведущее направ­ление перевоспитания, обратив внимание на следующее: какое положительное качество является ведущим, какой основной недостаток, какие вредные влияния поддержи­вают отрицательное в духовном мире воспитанника, какие положительные влияния действуют с большей эффективностью, какой первичный коллектив должен стать главным фактором перестройки духовного мира воспитанника (семья, класс, спортивная секция и др.), в каком порядке целесообразно организовать укрепление, обогащение положительного фонда лич­ности.

2. Обеспечить здоровый образ жизни воспитанника в зоне ближайшего социального окружения. Для этого проводится система воспитательных мер общего поряд­ка: установление контроля за его свободным временем, переключение внимания на полезные дела и занятия, борьба с отрицательными внешними влияниями, вклю­чение подростка в различные общественно полезные де­ла, организация четкого режима, требующего регулярных усилий, самоорганизации, самоконтроля и самодисцип­лины.

3. Мобилизовать для борьбы с отрицательными каче­ствами все внутренние силы и резервы воспитанника. Положительными силами могут выступать не только имеющиеся положительные качества, здоровые потреб­ности и полезные привычки, но и определенные возраст­ные особенности. Так, для преодоления всех недостатков полезно использовать чувство взрослости, стремление к самостоятельности, потребность в самоутверждении, рост физических сил и развитие умственных способно­стей. Для преодоления лени в первую очередь необходи­мо использовать бурное физическое развитие, для преодоления эгоистичности — бурное развитие самосо­знания, на основе которого формируется адекватная самооценка. Воспитательная работа призвана обострить конфликт между положительными качествами, естествен­ными прогрессивными тенденциями психического разви­тия и отрицательными явлениями в духовном мире подростка.

4. Разработать специальные меры, определить педа­гогическую тактику для преодоления сопротивления учащегося воспитательным влияниям.

5. Выбрать оптимальный вариант «реконструкции» характера, учитывающий пробелы в воспитании под­ростка, условия его жизни.

Первый вариант метода «реконструкции» построен на серии «микро взрывов» отрицательного, когда один за другим разрушаются недостатки и отрицательные каче­ства. При этом в образ жизни воспитанника обязательно вносятся какие-то изменения, ограничивающие прояв­ления отрицательного, но сохраняющие общую актив­ность личности.

Второй вариант предполагает восстановление утра­ченного положительного опыта поведения, полезных привычек.

Третий — формирование объективной самооценки, связь изучения сущности нравственных качеств с само­изучением. На этой основе формируется нетерпимое отношение к отрицательному в себе, осуществляется переход воспитания в самовоспитание. Самоперевоспи­тание — оптимальный путь реконструкции характера.

Четвертый вариант - основан на включении личности в систему ответственных зависимостей в коллективе. Характер подростка «выпрямляется» на основе положи­тельного примера товарищей, высокой требовательности учащихся друг к другу, взаимного воспитания.

Возможны и сочетания различных вариантов, в каж­дом из которых заключены специфические педагогиче­ские требования: при перевоспитании через коллектив выполняются требования к воспитанию личности в кол­лективе, при самоисправлении   -  требования к организа­ции самовоспитания.

Переключение.

Сущность метода переключения заключается в том, что зона активности трудного подростка переводится в социально значимую сферу деятельности с использова­нием имеющихся положительных качеств. Примером метода переключения служит опыт А. С. Макаренко по организации жизни в колонии. Его воспитанники, в не­давнем прошлом воры и хулиганы, вовлекались в борьбу с местными бандитами, которые грабили про­езжих крестьян. Колонисты охраняли склады и сады, тогда как ранее предпочитали их «очищать». Воровской закон «Не выдавать» трансформировался в девиз «Не пищать», т. е. не ныть, не жаловаться, а самим преодо­левать трудности. Ученическое самоуправление в коло­нии тоже основывалось на авторитете лучших, опыте старших, хотя их называли командирами, а не вожаками.

Чем же характеризуется метод переключения? В пер­вую очередь меняется социальная мотивация деятель­ности: иногда к прежней добавляется новая, иногда выдвигается совсем противоположная, исключающая прежнюю, система мотивов.

Наиболее эффективна моти­вация по принципу контраста: в колонии имени              А. М. Горького бывшим ворам доверяли получать про­дукты и деньги. При этом постоянно подчеркивалось уважение к личности колониста, его возросший статус в коллективе, ответственность перед товарищами, его колонистский авторитет. При такой мотивации происхо­дит коренная перестройка мотивов деятельности и пове­дения.

Далее, важно частично использовать в новой деятельности воспитанника его прежний опыт, привычки, навыки и положительные качества.

Так, например, иногда даже при несформированности социальных моти­вов воспитанники А. С. Макаренко, тем не менее, актив­но участвовали в колонистской жизни, потому что они могли применить там свою находчивость и силу, неуем­ную энергию и спайку.

Нелегко давался колонистам тяжелый сельскохозяйственный труд, работа в саду и в поле. Но какие мотивы ими двигали!

Собственными руками создать сказочную жизнь, воплотить мечты в реальность, получить специальность, почув­ствовать вкус впервые выращенного ими хлеба.

Вот это использование имеющихся природных и приобретенных сил и способностей в новом деле, с благородной целью, в привлекательной для всех и себя лично деятельности и составляет сущность метода переключения в практике А. С. Макаренко.

Новая мотивация как бы цементировала, скрепляла весь положительный фонд личности, организовывала ее для нового дела, направляла активность в новое русло общественно значимой жизни. Общественные мотивы поведения создавали такую духовную атмосферу, когда невозможно было возвращение к прежнему поведению.

В методе переключения особое значение имеют возрастные особенности.               

В сущности, многим подросткам свойственны самостоятельность, общительность, стрем­ление к лидерству, к самоутверждению, потребность в самовыражении. Любая деятельность, в которой эти возрастные потребности и стремления проявляются и удовлетворяются, может служить основным содержа­нием социально деятельности, облегчающей перестройку мотивов поведения, изменяющей конкретные действия и поступки.

Наконец, переключение возможно только в здоровом детском коллективе, который способен поддерживать индивидуальные воздействия воспитателя на трудных подростков, вовлечь группы детей с определенными нравственными пробелами в социально ценную деятель­ность, в систему ответственных зависимостей.

Для успешного осуществления метода переключения необхо­димо выполнять следующие требования:

1. Хорошо изучить подростка и наметить перспектив­ные линии развития на основе социально ценной дея­тельности, включающей воспитанника в систему ответ­ственной зависимости в коллективе.

2. Выяснить  обстановку в детском коллективе, определить направленность общественного мнения, скор­ректировать внимание ребят на интересное для всех и социально полезное дело, увлечь работой, как это делал А. С. Макаренко, вовлекая воспитанников в производи­тельный труд или готовя их к летнему походу по стране, т. е. создавая коллективные перспективы.

3.  Помочь каждому подростку найти дело по душе, дать ему возможность проявить и развить свои силы и способности, умения и навыки в деятельности на общую пользу.

4. Насытить радостью, положительными эмоциями ту социально ценную деятельность, в которую включены воспитанники.

5. Осуществлять педагогический контроль, направ­лять внимание на то, чтобы при переключении не воспроизводились, не копировались прежние действия и поступки, иначе новая мотивация не сможет, укрепиться и неизбежными будут рецидивы негативного поведения.

6. Тактически разработать весь ход переключения с учетом педаго- гической обстановки, уровня развития детского и возможностей педагогического коллективов, воспитанности учащихся.

Рационально подкреплять метод переключения мето­дом убеждения (при лживости, озлобленности, жестоко­сти, черствости воспитанника). Методом приучения (при лени, недисциплинированности). «Реконструкции» характера (при озорстве, эгоистичности, самовлюблен­ности и т. д.).

В целом метод переключения, закрепляя положитель­ный фонд личности, эффективно действует в процессе перевоспитания при исправлении отрицательных обра­зований начального и среднего уровня.     В зависимости от индивидуальности подростка переключение следует направлять на разные сферы деятельности и общения, хотя речь идет подчас об одном и том же проявлении отрицательного.

Творческий подход педагога нужен и при выборе приема переориентировки с отрицательного примера на положительный.

Замечено, что у трудных критерии положительного поведения часто не соответствуют общепринятым. И не­редко явно отрицательное кажется им правильным. Это происходит потому, что на подростков влияет не столько содержание примера, сколько его яркость, оригиналь­ность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6