Реферат: Конспект лекций по Основам психотерапии
7.
Идентификация с агрессором –
идентификация с тем, кого на самом деле боюсь.
8.
Интроекция (интроективная идентификация)
– приписывание внутрь, отождествление с внутренним объектом.
9.
Изоляция – отгораживание части
своего опыта, представляющего угрозу.
10.
Реактивная формация – человек
справляется с неприемлемыми импульсами формируя противодействие (нагромождение
противоположного по смыслу).
11. Регрессия – возвращение к более ранним периодам жизни
в случае угрозы.
12.
Сублимация – единственно здоровый
путь трансформации энергии; вытеснение биологического влечения, в основе
которого лежат не невротические механизмы.
ЭГО становится ареной борьбы между ИД и СУПЕРЭГО. Смысл
тревоги в том, что инстинкты могут прорваться, поэтому включаются защитные
механизмы. Если тревога не понижается – следует невротический симптом.
Концепция невроза.
Невротический симптом – способ
энергетической разрядки, вытеснения напряжения. Вырвавшаяся энергия
направляется на определенный орган, который в результате выходит из строя.
Психоневроз – объясняется в
рамках личности человека (конфликт между ЭГО, ИД и СУПЕРЭГО)
Актуальный невроз – связан с событиями настоящего.
Нарцистический невроз –
Невроз характера –
Невроз переноса –
Невроз органа –
Детский невроз –
Невроз тревоги (страха) –
С точки зрения Фрейда, невроз
– результат конфликта между бессознательным и сознанием.
Для всех психоаналитиков
бессознательное – основное, но его содержание понимается по-разному.
Фрейд: основное содержание бессознательного – сексуальные и
агрессивные импульсы.
Адлер: конфликт между чувством неполноценности и жаждой
власти.
Юнг: бессознательное бывает двух видов: личное и
коллективное (общее для всех людей психическое содержание – разум древних
предков); организовно в виде архетипов.
Архетип – предласполагающие факторы, помогающие человеку
реагировать в ситуациях, которых в опыте не было.
Комплексы, противоречащие нравственному чувству,
вытесняются. Более аффективно заряженные – являются источником невротических
расстройств.
Хорни: основная потребность – безопасность, потребность в
удовлетворении – они находится в противоречии. Этот конфликт характерен и для
больных, и для здоровых, важно количество, а не качество.
Фромм: потребность в свободе, автономии и безопасности.
Механизмы бегства от свободы – авторитаризм, конформизм, деструктивизм. Так же
важно количество, а не качество.
Терапия.
Исходя из вышеизложенного, Фрейд разработал лечебный
метод, ключевые понятия которого: перенос, сопротивление, связь ассоциаций,
интерпретация.
Основные положения.
1.
Интерес к многообразию
инстинктивных импульсов, их выражению, трансформации, вытеснению.
2.
Уверенность в том, что подобное
вытеснение главным образом сексуальное, то есть подавляются главным образом
сексуальные импульсы, из чего следуют болезни в неправильном психосексуальном
развитии.
3.
Представление о том, что неверное
психосексуальное развитие связано с конфликтами и травмами прошлого, детства,
особенно с эдиповым комплексом.
4.
Уверенность в сопротивлении
выявлению этих тенденций, то есть у человека есть конфликты, но он этого не
осознает.
5.
Представление о том, что мы в
основном имеем дело с психологической борьбой биологических внутренних
импульсов и инстинктов человека.
6.
Представление о защитной роли ЭГО
в отношении СУПЕРЭГО.
7.
Приверженность концепции
психологического детерминизма или каузальности, согласно которой все мысли,
чувства, поведение не являются случайными, а связаны с событиями, которые им
предшествовали, и пока эти события не будут осознаны, они помимо воли будут
проявляться и определять мысли, чувства, поведение человека.
Так как невроз результат конфликта между бессознательным
и сознательным необходимо осознать бессознательное (задача психотерапевта).
Фрейд считал, что есть
психические феномены, в которых бессознательное проявляется:
-
связанные ассоциации
-
символические проявления
бессознательного
-
перенос
-
сопротивление
Общий пафос – осознание
бессознательного за счет его анализа.
Связанные
ассоциации (фантазировние) – основная
процедура психоанализа. Это определенная техника: пациент ослабляет контроль и
говорит обо всем, что приходит ему в голову.
Символические
проявления – согласно Фрейду,
бессознательное не может прямо попасть в сознание, оно проникает в
символических проявлениях (компромиссные проявления) – сновидения, фантазии,
мечты, оговорки, описки, ошибочные действия.
Перенос
(трансфер) – это отношения,
возникающие между психоаналитиком и пациентом, возникающие в процессе
психоанализа; это проекция на психоаналитика тех чувств и отношений, которые
были у пациента в отношении значимого лица. Перенос может быть положительным
(положительные чувства) и отрицательным (отрицательные чувства). Чаще он
амбивалентен (при сочетании положительного и отрицательного возникает угроза).
Во избежание переноса психотерапевт должен быть нейтральным, индеферентным.
Контрперенос
– проекция психоаналитика на пациента
своих мыслей, чувств, отношений. В классическом психоанализе – негативное
явление. В современном анализе он допустим при условии рефлексии его с
супервизором, при условии его парциальности.
Сопротивление – тенденция осознанно блокировать раскрытие
болезненных переживаний, конфликтов. Это индикатор значимости.
Все 4 процесса подвергаются
анализу, который предполагает определенную последовательность процедур: -
конфронтация
-
прояснение
-
интерпретация
-
преодоление
Конфронтация – пациенту необходимо понимать, что он чего-то
избегает.
Фокусировка (прояснение) – помещение значимых деталей в фокус.
Интерпретация – центральная процедура анализа (предыдущие его
подготавливают). Ее задача – сделать неосознаваемое – осознанным. Психоаналитик
строит гипотезы в отношении событий.
Тщательная проработка
(преодоление) –
Поведенческое направление.
Основано на психологии бихевиоризма; это практически
приложение теории научения.
Психологическая концепция.
Теоретическая основа – бихевиоризм.
Начало 20 века – рождение бихевиоризма. Основоположник –
Отсон. Значительный вклад – Торндайк, Павлов, Бехтерев.
Методологическая основа – философия позитивизма (наука
должна заниматься феноменами, доступными наблюдению).
Ортодоксы отождествляют поведение и психику. Человек
носитель форм поведения по форме стимул – реакция. Вопрос – промежуточные
переменные (интервирующие или медиаторные переменные).
Промежуточные переменные – психические образования,
которые опосредуют реакцию организма. На сегодняшний день – это мотивационные
или когнитивные процессы.
Центральная проблема – научение, приобретение
индивидуального опыта.
Существует три теории научения.
-
Научение –
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта,
проявление определенных способов поведения в условиях действия конкретных
раздражителей.
1.
Классическое научение.
Иначе обусловливание – выработка условного рефлекса (иначе
кондиционирование).
Данная теория связана с именем Павлова.
Схема условного рефлекса стимул-реакция: рефлекс возникает
только в ответ на действия.
-
Генерализация стимулов: если сформировалась условная реакция, то ее
будут вызывать и сходные стимулы.
-
Различение стимулов –
-
Угасание – постоянное понижение реакции при устранении связи между
условным и безусловным стимулом.
2.
Оперантное научение.
Связана с именами Торндайка и
Скинера.
Воздействие окружающей среды определяет поведение человека:
подкрепляются последствия (научение типа Р – подкрепляется реакция)Всякое
подкрепление и положительное, и отрицательное, вызывает усиление поведенческой
реакции, всякое научение ослабляет поведенческую реакцию.
подкрепление |
наказание |
Хорошее(адаптивное)
поведение вызывает действие позитивного стимула |
Неадаптивное поведение
прекращает действие позитивного стимула |
Хорошее (адаптивное)
поведение прекращает действие негативного стимула |
Неадаптивное поведение
вызывает действие негативного стимула |
При работе с детьми и
подростками основная форма – поведенческий анализ.
Классическое обусловливание.
Стимул – реакция
-
научение типа С
-
классическая парадигма Павлова в
основе
-
реакция возникает только в ответ
на воздействие какого-то стимула
-
стимул предшествует реакции
-
подкрепление связано со стимулом
-
результат научения – респондентное
поведение: поведение. Вызванное определенным стимулом, предшествующим поведению
Оперантное обусловливание.
Реакция - стимул
-
научение типа Р
-
оперантная парадигма Скинера в
основе
-
желательная реакция может
появиться спонтанно
-
стимул следует за поведенческой
реакцией
-
подкрепление связано с реакцией
-
результат научения – оперантное
поведение: поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением
3. Научение по моделям.
Научение по моделям или
социальное научение (моделирование).
Связано с именем Бандуры: человек обучается новому
поведению не только, если его специально научают, но и когда наблюдает за
другими людьми (моделями). Человек имитирует других людей.
Бандура называл свою теорию медиаторно-стимульная
ассоциативная теория.
Действие.
1.
Наблюдатель видит новое поведение,
которого нет в его репертуаре.
2.
Поведение модели может усиливать
или ослаблять поведение, имеющееся в репертуаре наблюдателя.
3.
Поведение модели имеет функцию воспроизведения,
то есть может быть усвоено наблюдателем.
Человек представляет внешнее влияние, реакции на них –
возникает внутренняя картина мира, когнитивное представление. Они и управляют
поведением человека.
Когнитивная психотерапия рассматривает эти когнитивные
процессы, в ее основе лежит психология познавательных процессов.
Концепция невроза.
Здоровье и болезнь – результат того, чему человек научился
или не научился. Если опыт адаптивный, адекватный, то личность здорова.
Бихевиористов не интересует история возникновения невроза.
Невроз – не адаптивное
поведение, которое возникло в рамках неправильного научения (с точки зрения
бихевиоризма).
Бэк (отец когнитивной психотерапии)
Психические проблемы возникают за счет искажения
реальности, основаны на ошибочных представлениях. Несоответствующие реальности
мысли – автоматические мысли или дисфункциональные отношения, неадаптивные
когниции (неадекватные представления о себе и мире). Бэк выделил специфический
класс мыслей, характерных для определенной симптоматики.
Реестр автономных мыслей
Бэка:
-
фильтрование: увеличение
негативных аспектов и отбрасывание позитивного
-
поляризованность: оценка всего в
крайних вариантах (черное – белое)
-
чрезмерная генерализация
(обобщение): общие выводы на основе частного события
-
чтение мыслей: мы предполагаем,
что средние люди чувствуют и думают и не проверяем это
-
паникерство: любой прецедент –
катастрофа
-
персонализация: все, что другие
люди делают и говорят, связано лично со мною
-
ошибочное восприятие контроля:
ощущение, что мы можем полностью кого-то контролировать или нас контролировать
-
ошибочное восприятие
справедливости: жизнь должна быть справедлива
-
обвинение кого-либо или себя при
негативном событии: поиски виноватого
-
моральный императив: предполагает
восприятие всех чувств, мыслей с точки зрения морали, даже если нет моральной
подоплеки
-
эмоциональное рассуждательство:
мнение, что то ,что мы чувствуем, должно быть правильно
-
ошибочное представление об
изменениях: мы можем заставить других людей измениться
-
глобальные выводы: суждение о
другом человеке или себе с глобальной позиции
-
правота: мнение, что надо
постоянно доказывать свою правоту себе или окружающим
-
ложное представление о
божественном: вознаграждение
Эллис (РЭТ)
Между стимулом и реакцией есть когнитивный компонент.
-
дискринтивные (описательные)
когниции (информация о реальности)
-
оценочные когниции (отношение к
реальности)
Они в определенной степени связаны между собой. Связи
могут быть гибкими и жесткими: при гибких связях формируется рациональная
система убеждений (установок) ; при жестких связях формируется иррациональная
система убеждений. Иррациональная установка – основной термин Эллиса.
Рациональной системе соответствует не слишком интенсивный
(или непродолжительный) эмоциональный поток.
Иррациональная система сталкивает большое количество
когниций и реальности, если они не реализуются, возникает длительный
интенсивный эмоциональный поток, отсюда – эмоциональное расстройство.
Эллис выделил пять типов
иррациональных установок:
1.
катастрофические установки: есть
события, которые при любом варианте расцениваются как ужасные,
катастрофические.
2.
Должествования: есть такие
должествования, которые всегда должны быть реализованы (мои друзья всегда
должны мне помогать)
3.
Установка обязательной реализации
собственных потребностей : должествование в отношении себя (я всегда должен
быть на высоте)
4.
Оценочные установки: убеждения в
том, что можно оценивать человека в целом, а не отдельные его качества.
Психотерапия.
Практическое приложение
концепций научения. Открытый для пациента процесс, четко формулируются цели.
1. Методы, основанные на классическом обусловливании.
Метод системной десинсибилизации по Вольпе (через
воображение).
Смысл: погасить реакцию, надо
сочетать ситуацию с противоположными состояниями.
1 этап: выяснение того, какую ситуацию надо изменить
2 этап: выяснение того, в каких ситуациях эта реакция
проявляется
3 этап: составление иерархии ситуаций, вызывающих эту
реакцию. Психотерапевтический результат – в какой минимальной ситуации
проявляется реакция и по мере возрастания реакции.
4 этап: обучение произвольному мышечному расслаблению.
Метод произвольной
мышечной релаксации по Джекобсону.
Задачи метода: - с помощью
концентрации внимания выработка способности улавливать чувство напряжения в
мышцах, когда оно имеется, и чувство мышечного расслабления
-
понижение порога восприятия этих
двух противоположных состояний (различий)
-
на основе предыдущего, обучение
произвольному расслаблению напряженных мышечных групп, даже если напряжение
незначительно
Для овладения этими задачами ,
мышцы разделены на 16 групп:
1 группа: доминантная кисть и
предплечье – максимально сожмите кулак
2 группа6 доминантное плечо –
максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение двуглавой мышцы
плеча
3 группа: не доминантная
кисть и предплечье
4 группа: не доминантное
плечо
5 группа: мышцы верхней трети
лица – поднимите брови как можно выше
6 группа: мышцы средней трети
лица – сведите как можно сильнее глаза к переносице и максимально наморщите нос
7 группа: мышцы нижней трети
лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад
8 группа: мышцы шеи –
наклоняйте подбородок к груди и одновременно препятствуйте этому, напрягая
задние мышцы шеи
9 группа: грудь , мышцы
надплечий и спины – максимально соедините лопатки книзу и к середине
10 группа: мышцы живота:
максимально напрягите все мышцы брюшного пресса как перед ударом в живот
11 группа: доминантное бедро
- максимально напрягите передние и задние мышцы бедра
12 группа: доминантная голень
– максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни
13 группа: доминантная
ступня: согните ступню вовнутрь, одновременно согните пальцы ступни
14 группа: не доминантное
бедро
15 группа: не доминантная
голень
16 группа: не доминантная
ступня
Сначала отрабатывается одна
группа мышц, потом объединяется вся рука, все лицо и т. д.
Освоение примерно за 8
сеансов по 15 минут (обязательна домашняя тренировка).
5 этап: собственно
системная десенсибилизация через воображение. Психотерапевт предъявляет
пациенту самую простую ситуацию и заставляет его ослабить напряжение за счет
выработанных умений. Ситуация предъявляется до той поры, пока напряжение не
перестает возникать. Далее двигаются по иерархии напряжений. Существуют
модификации метода.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|