рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Конспект лекций по Основам психотерапии рефераты

-      в эмоциональной сфере (фобии)

-      в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный характер

Контрастные навязчивости (хульные мысли) – навязчивые мысли, чувства, представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.

3.    Фобический синдром:

-      пространства и передвижения в теле(?)

-      нозофобии (страх заболевания чем-либо)

-      социофобии (страх социально значимых ситуаций)

4. Депрессивный синдром:

Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет суицидальных мыслей или они скрыты.

5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности):

Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при приседании).

6.    Нарушения пищевого поведения.

-      нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги)

-      нарвная булимия (обжорство)

Основные формы невроза:

-      неврастения

-      истерия

-      невроз навязчивых состояний

Специфические формы конфликта (по Мясищеву)

-      между требованиями к себе и возможностями

-      конфликт двух противоречивых тенденций

-      между требованиями к себе и ……

Основные направления психотерапии.

Психоаналитическое направление
школа

 

                          представитель

1.    классический психоанализ

2.    аналитическая психология

3.    индивидуалистическая психология

4.    терапия желаний

5.    активная аналитическая терапия

6.    интерперсональная психиатрия

7.    интенсивная психотерапия

8.    анализ характера

9.    активная техника психоанализа

10.  культиральная школа

11.  эгоанализ

12.  чикагская школа

13.  объективная психотерапия

14.  краткосрочная терапия

15.  директивный анализ

16.  психо-биологическая терапия

17.  биодинамическая терапия

18.  адаптивная психодинамика

19.  гипноанализ

20.  анализ характера вегетотерапия

21.  лингвистическо-семантический психоанализ (французская школа)

                  Фрейд

                    Юнг

                  Адлер

                   Ранг

                   Штекель

                  Салеван

              Фром-Райхен

                  Хорни

                 Ференци

                 Фромм

                  Кляйн

               Александер

                Карпманн

                  Малан

                  Розен

                 Майер

                Массерман

                           Радо

                         Вольберг

                         Райх

                         Лакан

Поведенческое направление
школа представитель

1. систематическая ресенабилизация

2.    имплозивная терапия

3.    кондициональная рефлекс терапия

4.    теория научения

5.    теория социального научения

6.    моделирующая терапия

7.    директивная терапия

8.    конфронтационно проблемная терапия

9.    ассертивный структурный тренинг

10.  личностно-констр. Терапия

11.  рацио-эмотивная терапия

12.  интегративная терапия

13.  реальная терапия

14.  философская психотерапия

15.  тренинг биообратной связи

16.  когнитивная психотерапия

                           Вольпе

                          Штампл

                           Солтер

                          Доллерд

                           Роттер

                          Бандура

                         Гринвальд

                           Гарнер

                          Филипс

                           Келли

                            Элис

                         Дрейкфорд

                           Глассер

                          Сахакиан

                             Грин

                              Бэк

 

Опытное направление

школа представитель

1.    экзистенциональный анализ

2.    анализ бытия

3.    лого-терапия

4.    клиентоцентрированная терапия

5.    гештальт-терапия

6.    психоимаго терапия

7.    опытная терапия

8.    терапия первичного крика

9.    биоэнергетический анализ

10.  структурный анализ

11.  аутогенный тренинг

12.  трансцендентальная медитация

13.  дзенпсихотерапия

14.  психоделическая терапия

                            Бинсвангер

                               Босс

                              Франкл

                              Роджерс

                              Перлз

                               Шоррт

                              Витакер

                              Янув

                             Лоуэн

                              Рольф

                              Лутхэ

                             

                              Уотс

                            Осмонд

Характеристики трех основных направлений психотерапии.

Основные

хар - ки

Психодинамическое

направление

Поведенческое

направление

Опытное направление

1.    основные

жалобы

2.    концепция патологии

3.    концепция здоровья 

4.    вид изменения

5. временной подход и фокусировка

6. вид лечения

7.задачи терапевта

8. основные приемы

9. модель лечения

10. природа отношений при лечении

11. роли и позиции терапевта

Вытеснение, первичные потребности и влечения, вытесненные в бессознательное

Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами

Выявление и осознание внутренних конфликтов, победа ЭГО над ИД, усиление ЭГО

Глубокие внутренние изменения: понимание прошлого, то есть интеллектуально-эмоциональное знание

Исторический: относящийся к прошлому

Долгое и интенсивное

Понять содержание бессознательных процессов, их историческое и скрытое значение

Интерпретация: связанные ассоциации, символические проявления бессознательного, анализ сопротивления и перекоса

Медицинская: врач – пациент или родитель-взрослый-ребенок, то есть терапевтический союз

Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения

Интерпретатор–отображатель: непрямой, бесстрастный, ничего не решающий, часто фрустрирующий

Беспокойство, тревога, страх

Неарантивное(?) поведение, которое возникло в результате неправильного научения

Отсутствие симптома, редукция тревоги и беспокойства

Прямое научение: изменение поведения в настоящем, то есть действия или представления

Неисторический: объективное настоящее

Короткое и неинтенсивное

Выработать специфические адаптивные поведенческие ответы на стимулы, вызывающие беспокойство

Научение: классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям

Образовательная (воспитательная): учитель-ученик или родитель-ребенок, то есть обучающий союз

Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений

Советчик: прямой, решающий проблемы, практический

Раздражение, отчуждение (от себя)

Невозможность самореализации, нарушение личной целостности, несовпадение Я-концепции и опыта

Актуализация потенциального: саораскрытия, самореализации, осознавание собственной личности, спонтанность

Немедленный (сиюминутный) опыт: ощущения и чувства данного момента, то есть спонтанные выражения опыта

Антиисторический: данный момент

Короткое, но интенсивное

Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение (психологическое, соматическое, духовное)

Встреча

Экзистенциальная: человек-человек ил взрослый-взрослый, то есть союз людей

Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения

Фасимитатор (инициатор взаимодействия, помощник): взаимнорешающий

Основные лечебные факторы трех направлений психотерапии

факторы

Концепция лечения

Дополнительные роли и функции

Эмоциональное переживание

Познание (овладение познанием)

Регуляция поведения

Повышение уровня возбуждения и ответной реакции на воздействие; растормаживание эмоций, выражение чувств

Приобретение и интеграция новой информации, новых представлений, убеждений, знаний. Стимулирование к самопознанию, пониманию себя и других

Изменение и модификация поведенческих реакций; управление и контроль над действительностью и поведением

Устанавливает необходимый эмоциональный уровень для восприимчевости, воздействиям и изменениям, способствует восприимчивости пациентов, понижение сопротивления и защиты; упрощает катарситический выход подавляемого материала. Может оказывать глубокий эффект за короткий период времени

Предоставляет информацию о психотерапевтическом процессе, позволяет понять и осознать задачи психотерапии, собственную роль и участие. Предоставляет знания для оптимизации изменений и их интеграции; устанавливает / восстанавливает эмоциональный баланс и регулирующую функцию ЭГО.

Дает практическое и ощутимое применение достигнутым изменения. Позволяет практически, целенаправленно овладеть специфическими проблемами. Усиливает терапевтическое обучение посредством повторений и продолжительной практики нового поведения

Психодинамическое направление

                                         !                                                                                              !

                              психоанализ                                                  психодинамическая или психоаналитическая

                                                                                                                                психотерапия

                                                                                                             !                                                     !

                                                                                 инсайториентированная                         суппортивная

Психоанализ – основа психодинамического направления (глубинная психология)

Общее – представление о бессознательных психических процессах и методах, с помощью которых они осознаются и анализируются.

Психоанализ – как целостная система:

1.    общая психологическая теория

2.    теория психологического происхождения неврозов

3.    теория психоаналитической терапии

1.   Психологическая концепция Фрейда.

Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных составляющих психики.

Бессознательный психический процесс.

Центральное – представление о бессознательности психических процессов; это основная детерминанта, определяющая развитие личности и ее поведение.

Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются.

Инстинкт и мотивация.

С точки зрения Фрейда, инстинкт – это не врожденный рефлекс, а побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей потребности организма. Инстинкт – побуждение, влечение.

Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его – желание.

Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического, поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности.

2 группы инстинктов:

1.    инстинкты жизни (эрос) – направлены на сохранение жизненных процессов

2.    инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение

Энергия либидо(1)  - это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов жизни.

Концепция личности.

1.    Монографическая – относится к определенным уровням сознания:

-      сознание

-      предсознательное (в данный момент не осознается)

-      бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не может)

2.    Структурная – личность включает три уровня:

-      ИД (оно)

-      ЭГО (я)

-      СУПЕРЭГО (сверх я)

Все структурные компоненты могут действовать на всех трех уровнях сознания.

ИД –источник психической энергии в основном в бессознательном (банальные инстинкты), действует согласно принципу удовольствия (немедленная разрядка напряжения).

ЭГО – разум, исправляет и контролирует инстинкты на всех уровнях сознания. Анализирует внутренние состояния, внешнее сознание, стремится удовлетворить ИД с учетом требований внешнего мира; принцип реальности. Выбирает наиболее разумные способы удовлетворения.

СУПЕРЭГО – идеальное Я, моральный аспект, формируется в процессе социализации, действует на всех уровнях сознания. Морально-этический принцип. Контроль за поведением человека.

Тревога.

Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога.

Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности.

3 типа тревоги:

-      объективная тревога (реалистическая)

-      невротическая тревога (связана с ИД)

-      моральная (связана с СУПЕРЭГО)

Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы психики – приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность.

coping

Защитные механизмы

Осознаваемые

Активные

Достаточно адекватно отражающие реальность

Направленные во вне на преобразование ситуации

Неосознаваемые

Пассивные

В значительной степени искажающие реальность

Направлены вовнутрь себя на понижение тревоги

Сoping не имеет отношения к психоанализу.

Защитные механизмы.

1.    вытеснение (подавление) – основной механизм защиты составная часть всех других механизмов, это попытка избежать неприятных мыслей и чувств.

2.    Проекция – специфические чувства, желания приписываются другим.

3.    Отрицание – предшествует проекции, защита от реальности, приносящей боль.

4.    Замещение – переадресовка инстиктивного импульса на менее угрожающий объект.

5.    Рационализация – поведению дается объяснение, маскирующее истинную мотивацию.

6.    Идентификация – тревога снимается за счет отождествления себя со значимым лицом, менее уязвимым в тревожной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4