Реферат: Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков
Статистические данные, относительно
табококурения, наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя в
подростковом возрасте пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно
курит.
На
октябрь 1999 г. более 3 млн. россиян регулярно употребляют наркотики. За
последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений связанных с
наркотиками. Владивосток занимает 3 место по употреблению наркотиков после
Москвы и Санкт-Петербурга.
Целью данной дипломной
работы являлось исследование влияния акцентуаций характера на формирование
девиантного поведения подростков.
В процессе работы, в рамках
решения поставленных задач были проанализированы структуры и типы девиантного
поведения, рассмотрены подходы к пониманию нормы и девиантного поведения. Дано
определение акцентуированной личности. Рассмотрены психосоциальные особенности
развития в подростковом возрасте.
Было проведено эмпирическое
исследование. При помощи методов психодиагностики, анкетного опроса и метода
экспертной оценки. Согласно гипотезам 1 и 2 предлагалось подтвердить влияние акцентуации
характера на формирование девиантного поведения подростка, выявить высокую
встречаемость эпелептоидного и лабильного типов акцентуаций характера у
подростков с девиантным поведением.
В ходе проведенного
исследования предложенные гипотезы нашли свое подтверждение. Среди испытуемых с
девиантным поведением выявлено большое количество подростков с эпилептоидным
типом акцентуации характера – 38,46%, а также с лабильным и гипертимным типами
акцентуаций с одинаковым процентным соотношением – 12,82%.
Полученные данные в ходе
исследования могут иметь практическую значимость, использоваться в процессе
преподавания соответствующих курсов. Большое значение полученные выводы будут
иметь для социальных служб, педагогов, психологов, при работе с подростками.
Список литературы
1.
Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.:
ИНФРА-М, 1998.
2.
Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.– Мн:
Университетская, 1991.
3.
Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид.
лит., 1989.
4.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва,
«МЕДпресс», 2000.
5.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология.
– М.: Институт практической психологии, 1996.
6.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.
7.
Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт
ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - № 6. - С.
48 - 54.
8.
Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев
В.Н., Эминов В.Е. – 2002.
9.
Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран.
труды по экономич. теории – М., 2003.
10.
Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы»
Социально-политический журнал №2, 1995г.
11.
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в
детском возрасте // Вопр. психологии. - 1971. - №4. - С 6-20.
12.
Социальная профилактика отклоняющегося поведения
несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М.
Фокин. - М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992.
-77с.
13.
Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид.
лит., 1989.
14.
Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной
деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
15.
Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с
индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы
психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.
16.
Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития
// Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.
17.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
18.
Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы
социально-психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.
19.
Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.:
Знание, 1975. - 64 с.
20.
Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного
восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд.
дисс. - М., 1983. - 24 с.
21.
Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 1983. - 256 с.
22.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -
М.: Просвещение, 1986. - 127 с
23.
Тарас А. Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. -
Минск: Нар. асвета, 1986. - 72 с.
24.
Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969.
25.
Невский И. А. Трудный успех: Без "трудных" работать
можно. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
26.
Ананьев Б, Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания //
Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980,- Т. 2, С. 10- 127.
27.
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков:
Метод. Пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под ред. И.
Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
28.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие
для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
29.
Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое
пособие / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – с.
144.
30.
Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
31.
Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. –
М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.
32.
Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 303 с.
33.
http://www.sexopedia.ru/articles11.shtml
Уважаемый старшеклассник!
Институт
психологии, педагогики и социальной работы ДВГУ приглашает Вас ответить на
вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследование, проводимым
с целью изучения девиантного поведения подростков. Результаты исследования
будут использованы в обобщенном виде.
Инструкция к заполнению анкеты.
Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте
любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить
варианты ответов, не предусмотренные нами.
Заранее благодарим Вас, за участие в исследовании!
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Состав семьи
- Полная
- Только мать
- Только отец
- Другое
_______________________________________________________________________________________
2. Есть ли у вас родные
братья и сестры
- Брат старший
- Брат младший
- Сестра старшая
- Сестра младшая
- Другое
_______________________________________________________________________________________
3. Случалось ли так, что вы
пропускали школу не по уважительной причине?
- Никогда
- Время от времени
- Часто
4. Часто ли вы посещаете
вечеринки, где употребляют спиртные напитки?
- Не посещаю совсем
- Посещаю, но не употребляю
- Время от времени
- Часто
5. Ваше отношение к
табакокурению?
- Не курю
- Пробовал
- Курю регулярно
6. Пробовали ли вы
когда-нибудь наркотические препараты?
- Да, один раз
- Да, изредка
- Нет, никогда
- Другое _______________________________________________________________________________________
7. Со скольки лет, на ваш
взгляд, должны начинаться сексуальные отношения?
________________________________
8. Часто ли вы конфликтуете с
родителями?
- Никогда, у меня полное
взаимопонимание с родителями
- Случалось
- Регулярно, мои родители
меня не понимают
9. Случаются ли у вас ссоры с
друзьями?
- Никогда
- Случалось
- Регулярно
10. Допускаете ли вы
конфликты с учителями?
- Не допускаю, я у всех «на
хорошем счету»
- Случается, но редко
- Постоянно, они сами меня
вынуждают
11. Относите ли вы себя к тем
людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё?
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
В
заключении сообщите данные о себе.
Фамилия, имя, отчество
_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Возраст (полных лет)
_________________________________________________________________________________
Номер школы, класс
_______________________________________________________________
Приложение 2
Регистрационный лист
к
методике «Акцентуации характера»
Названия списка
суждений |
Номера выбираемых
суждений |
Наиболее
характерные |
Наименее
характерные |
Самочувствие |
|
|
Настроение |
|
|
Сон
и сновидения |
|
|
Пробуждение
ото сна |
|
|
Аппетит
и отношение к еде |
|
|
Отношение
к спиртным напиткам |
|
|
Отношение
к одежде |
|
|
Отношение
к родителям |
|
|
Отношение
к друзьям |
|
|
Отношение
к окружающим |
|
|
Отношение
к незнакомым людям |
|
|
Отношение
к одиночеству |
|
|
Отношение
к будущему |
|
|
Отношение
к новому |
|
|
Отношение
к неудачам |
|
|
Отношение
к приключениям и риску |
|
|
Отношение
к критике и возражениям |
|
|
Отношение
к лидерству |
|
|
Отношение
к опеке и наставлениям |
|
|
Отношение
к правилам и законам |
|
|
Оценка
себя в детстве |
|
|
Отношение
к школе |
|
|
Оценка
себя в данный момент |
|
|
Отношение
к деньгам |
|
|
Приложение 3
Диаграмма распределения выборочной
совокупности по данным ПДО А.Е.Личко
[1]
Менделевич В.Д.
Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.
[2]
Социальные
отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.
[3]
Менделевич В.Д.
Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.
[4]
Пожар Л. Психология
аномальных детей и подростков. Патопсихология. – М.: Институт практической
психологии, 1996.
[5]
Менделевич В.Д.
Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.
[6]
Беличева С.А. Основы
превентивной психологии. - М.,1993.
[7]
Личко А. Н.
Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
[8]
Филонов Л. Б.
Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения //
Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -
М., 1979.
[9]
Выготский Л. С.
Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972.
- № 2. - С. 114 - 123.
[10]
Мухина В.С.
Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр
«Академия», 1999. – 592 с.
[11]
Невский И. А.
Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.: Просвещение, 1981.
- 128 с.
[12]
Беккер Г. Человеческое
поведение: экономический подход. Избран. труды по экономич. теории – М., 2003.
[13]
Социальные
отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.
[14]
Смелзер Н.
Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
[15]
Иванов В.Н.
«Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-политический журнал №2,
1995г.
[16]
Платонов К. К.
Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
[17]
Кондратьев М. Ю.
Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах
трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.
[18]
Филонов Л. Б.
Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения //
Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -
М., 1979.
[19]
Фельдштейн
Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. -
М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
[20]
Выготский Л. С.
Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972.
- № 2. - С. 114 - 123.
[21]
Мухина В.С.
Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр
«Академия», 1999. – 592 с.
[22]
Филонов
Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его
изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг
друга. - М., 1979.
[23]
Выготский Л. С.
Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972.
- № 2. - С. 114 - 123.
[24]
Личко А. Н.
Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
[25]
Личко А. Н.
Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
[26]
Личко А. Н.
Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
[27]
Личко А. Н.
Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
[28]
Личко А. Н.
Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
[29]
Агеева Т. Л. Опыт работы
интегративного детского сада "Наш Дом" // Лечебно-педагогическая
помощь детям с трудностями развития: Материалы семинара, Москва, Центр лечебной
педагогики, 23-27 мая 1994 г. - М.: [Центр лечебной педагогики], 1996. - С.
7-10.
[30]
Выготский Л. С.
Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972.
- № 2. - С. 114 - 123.
[31]
Петровская Л. А.
Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -
М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.
[32]
Филонов Л. Б. Тактика
установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения //
Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -
М., 1979.
[33]
Фельдштейн Д. И.
Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.:
Педагогика, 1982. - 222 с.
|