рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков рефераты

Статистические данные, относительно табококурения, наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно курит.

На октябрь 1999 г. более 3 млн. россиян регулярно употребляют наркотики. За последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений связанных с наркотиками. Владивосток занимает 3 место по употреблению наркотиков после Москвы и Санкт-Петербурга.

Целью данной дипломной работы являлось исследование влияния акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.

В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были проанализированы структуры и типы девиантного поведения, рассмотрены подходы к пониманию нормы и девиантного поведения. Дано определение акцентуированной личности. Рассмотрены психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте.

Было проведено эмпирическое исследование. При помощи методов психодиагностики, анкетного опроса и метода экспертной оценки. Согласно гипотезам 1 и 2 предлагалось подтвердить влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростка, выявить высокую встречаемость эпелептоидного и лабильного типов акцентуаций характера у подростков с девиантным поведением.

В ходе проведенного исследования предложенные гипотезы нашли свое подтверждение. Среди испытуемых с девиантным поведением выявлено большое количество подростков с эпилептоидным типом акцентуации характера – 38,46%, а также с лабильным и гипертимным типами акцентуаций с одинаковым процентным соотношением  – 12,82%.

Полученные данные в ходе исследования могут иметь практическую значимость, использоваться в процессе преподавания соответствующих курсов. Большое значение полученные выводы будут иметь для социальных служб, педагогов, психологов, при работе с подростками.

Список литературы

1.  Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998.

2.  Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.– Мн: Университетская, 1991.        

3.  Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит., 1989.

4.  Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.

5.  Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. – М.: Институт практической психологии, 1996.

6.  Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -  М.,1993.

7.  Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - № 6. - С. 48 - 54.

8.  Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. – 2002.

9.  Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды по экономич. теории – М., 2003.

10.        Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-политический журнал №2, 1995г.

11.        Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. - 1971. - №4. - С 6-20.

12.        Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин. - М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992. -77с.

13.        Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.

14.        Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

15.        Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

16.        Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

17.        Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

18.        Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.

19.        Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.: Знание, 1975. - 64 с.

20.        Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.

21.        Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

22.        Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с

23.        Тарас А. Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. - Минск: Нар. асвета, 1986. - 72 с.

24.        Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969.

25.        Невский И. А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

26.        Ананьев Б, Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980,- Т. 2, С. 10- 127.

27.        Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.

28.        Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

29.        Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – с. 144.

30.        Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

31.        Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.

32.        Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 303 с.

33.        http://www.sexopedia.ru/articles11.shtml

Уважаемый старшеклассник!

Институт психологии, педагогики и социальной работы ДВГУ приглашает Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследование, проводимым с целью изучения девиантного поведения подростков. Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить варианты ответов, не предусмотренные нами.

Заранее благодарим Вас, за участие в исследовании!

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Состав семьи

  • Полная
  • Только мать
  • Только отец
  • Другое _______________________________________________________________________________________

2. Есть ли у вас родные братья и сестры

  • Брат старший
  • Брат младший
  • Сестра старшая
  • Сестра младшая
  • Другое _______________________________________________________________________________________

3. Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной причине?

  • Никогда
  • Время от времени
  • Часто

4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки?

  • Не посещаю совсем
  • Посещаю, но не употребляю
  • Время от времени
  • Часто

5. Ваше отношение к табакокурению?

  • Не курю
  • Пробовал
  • Курю регулярно

6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты?

  • Да, один раз
  • Да, изредка
  • Нет, никогда
  • Другое _______________________________________________________________________________________

7. Со скольки лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения? ________________________________

8. Часто ли вы конфликтуете с родителями?

  • Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями
  • Случалось
  • Регулярно, мои родители меня не понимают

9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями?

  • Никогда
  • Случалось
  • Регулярно

10. Допускаете ли вы конфликты с учителями?

  • Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»
  • Случается, но редко
  • Постоянно, они сами меня вынуждают

11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё? _____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

В заключении сообщите данные о себе.

Фамилия, имя, отчество _______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Возраст (полных лет) _________________________________________________________________________________

Номер школы, класс _______________________________________________________________

Приложение 2

Регистрационный лист

к методике «Акцентуации характера»

Названия списка суждений Номера выбираемых суждений
Наиболее характерные Наименее характерные
Самочувствие
Настроение
Сон и сновидения
Пробуждение ото сна
Аппетит и отношение к еде
Отношение к спиртным напиткам
Отношение к одежде
Отношение к родителям
Отношение к друзьям
Отношение к окружающим
Отношение к незнакомым людям
Отношение к одиночеству
Отношение к будущему
Отношение к новому
Отношение к неудачам
Отношение к приключениям и риску
Отношение к критике и возражениям
Отношение к лидерству
Отношение к опеке и наставлениям
Отношение к правилам и законам
Оценка себя в детстве
Отношение к школе
Оценка себя в данный момент
Отношение к деньгам

Приложение 3

Диаграмма распределения выборочной совокупности по данным ПДО А.Е.Личко


[1] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.

[2] Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.

[3] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.

[4] Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. – М.: Институт практической психологии, 1996.

[5] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000.

[6] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -  М.,1993.

[7] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[8] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

[9] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[10] Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.

[11] Невский И. А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

[12] Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды по экономич. теории – М., 2003.

[13] Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.

[14] Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

[15] Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-политический журнал №2, 1995г.

[16] Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

[17] Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.

[18] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

[19] Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.

[20] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[21] Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.

[22] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

[23] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[24] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[25] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[26] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[27] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[28] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

[29] Агеева Т. Л. Опыт работы интегративного детского сада "Наш Дом" // Лечебно-педагогическая помощь детям с трудностями развития: Материалы семинара, Москва, Центр лечебной педагогики, 23-27 мая 1994 г. - М.: [Центр лечебной педагогики], 1996. - С. 7-10.

[30] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.

[31] Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.

[32] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.

[33] Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8