Реферат: Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков
Реферат: Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков
Введение
В любом социальном обществе всегда существуют социальные
нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет.
Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией.
Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является одной из наиболее
важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать
в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда
будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут
или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они
живут.
Однако разные социальные общества отличаются
друг от друга степенью социального отклонения, в разных социальных обществах может
быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в
разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний
уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от
другого. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,
приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр
внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников
правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний день.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это
социальное явление, стало насущной задачей. Во все времена общество пыталось
подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их
носителей.
Социальная норма – это необходимый и
относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль
инструмента социального регулирования и контроля.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в
законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно
вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным
мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных
отношений.
Нарушения поведения у подростков стали
чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная
частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический
характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития
и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе
подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.
Акцентуации
характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера
чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в
отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже
повышенной устойчивости к другим.
Целью данной дипломной
работы являлось исследование влияния акцентуаций характера на формирование
девиантного поведения подростков.
Согласно цели
дипломной работы были поставлены задачи:
1. Отразить проблему
девиантного поведения. Рассмотреть девиантное поведение в историческом аспекте.
Ознакомится с подходами, типологией, структурой девиантного поведения.
2. Понять
акцентуации характера, как фактор девиантного поведения подростков. Дать
определение «акцентуации характера», рассмотреть существующие типы.
3. Провести эмпирическое исследование
с целью выявления влияния акцентуации характера на формирование девиантного
поведения подростка.
Для достижения цели эмпирического
исследования были сформулированы следующие гипотезы.
Гипотеза 1: акцентуации
характера влияют на формирование девиантного поведения подростка.
Гипотеза 2: высокая
встречаемость девиантного поведения наблюдается среди подростков с
эпилептоидным и лабильным типами акцентуаций характера.
Данная дипломная работа
содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. В
первой главе рассмотрена проблема девиантного поведения. Дана характеристика
понятию «девиантность», определены структура, типы и причины девиантного
поведения. Во второй главе дано определение «акцентуированной личности»
рассмотрены виды акцентуаций. Определены психосоциальные особенности развития в
подростковом возрасте. В третьей главе проведено эмпирическое исследование
влияния акцентуаций характера на девиантное поведение подростков. Для
достижения цели предложены следующие методики: патохарактерологический
диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО), метод анкетного опроса, метод
экспертной оценки.
1. Проблема девиантного поведения
1.1. Развитие представлений о девиантном поведении
В
настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме
девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в
криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике.[1]
Изучение отклонений в поведении имеет свою историю. Еще
Платон, пытаясь объяснить разнообразие в поведении людей.
Революционные изменения жизненного уклада общества на
протяжении последних веков дали большой процент трудновоспитуемых детей. Эти
категории объединялись под общим названием «дефективные», которое с внешней
стороны казалось вполне законным: каждый дефективный - трудновоспитуем, а
каждый трудновоспитуемый оттого и труден, что имеет тот или иной дефект. Однако
трудновоспитуемость не всегда означает дефективность.
Современные
исследователи применительно к несовершеннолетним с различного рода отклонениями
в развитии, откладывающими своеобразный отпечаток на поведение,
используют термины: «трудные дети», «трудный подросток», к категории которых
относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера,
с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении; «аномальные
дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не
включающее патологическое состояние; «дезадаптированные дети»; «дети,
нуждающиеся в специальной заботе»; дети «группы риска»; «ребенок с нарушениями
в аффективной сфере». Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию:
бытовую, клиническую, юридическую. Поскольку единой практики употребления
данных понятий нет; порой не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего
те или иные отклонения в поведении. Считается правомерным употребление
терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное, преступное
поведение.
Основоположник
культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский
ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время
употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».
Зарубежные
исследователи, Дюркгейм, Клагес, Мертон, Смелзер, Шибутани,
Шуэсслер и др., определяют девиантность соответствием или
несоответствием социальным нормам-ожиданиям.
Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным
ожиданиям данного общества.
В отечественной литературе под девиантным поведением
понимается:
1.
Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным
или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы
психического здоровья, права, культуры или морали».
2.
Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не
соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в
данном обществе нормам.
В первом значении девиантное поведение является
преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики,
психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.
Поскольку
девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями,
олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки
зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами, возникла даже
тенденция считать его «ненормальным». Поэтому, следует подчеркнуть точку зрения
Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева о том, что девиации как флуктуации в неживой
природе, мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом
изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы.
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой
жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем
девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они
служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого
разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии
людей и их поведении является условием совершенствования общества,
осуществления социального развития.[2]
Следует
отметить точку зрения В.А. Петровского, Э. Фромма о том, что в нонконформизме
заложен рост конструктивного начала человеческого «Я». При этом девиации должны
носить социально-творческий характер: различные виды научно-технического и
художественного творчества. Социально-негативный характер девиаций деструктивен
как для личности, так и для общества. Однако именно этот тип отклоняющегося
поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается
в социально-психологической литературе.
В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между
нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не
опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в
педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни –
отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как
совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это -
нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных социальных
средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей
носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным
объектам.[3]
Не случайно Л. Пожар предлагает рассматривать норму в трех разных
значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При
этом идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в
оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный
специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией
лишь в сравнении с этим трендом. Таким образом, функциональная (индивидуальная)
норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств,
присущих большинству людей, событий.[4]
Статистическая норма, как самая большая частота появления
определенного показателя, соответствует общему предположению о том, что
большинство людей относится к нормальным людям. Имеющиеся возможные
отклонения от этой «среднестатистической нормы» расцениваются как варианты
нормы, проявления особенностей характера, личности, как уникальный результат
взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации. Но
статистическая норма не позволяет увидеть перспективы успешного обучения,
социализации, дальнейшего психологического развития личности.
И все же наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации
считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором
«норма» представляет собой:
1. что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы;
2. что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.
Нормативность
поведения личности может быть определена в соответствии с
социально-психологическими нормативами общества и социокультурными
особенностями конкретного района, региона. М.М.Семаго отмечает, что в настоящее
время таких СПН просто нет. Следует отметить, что время существования норм
может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже годами, что происходит в
настоящее время (динамическая норма как «живой процесс»). Сложность анализа
связана с недостаточностью информации о психологической норме в современной ситуации
развития общества, характеризующейся распространением норм криминальной.
Итак,
норму в психологии можно рассматривать как эталон поведения, следование
личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным
требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма (адаптивность и
самоактуализация) должна сочетаться с креативностью индивида.[5]
Однако гармоничная норма не отражает устойчивых различий
психологии людей разного возраста, наиболее существенных и ценных сторон их
жизнедеятельности. Следовательно, должны существовать еще и возрастные ее
варианты, учитывающие особенности времени и места проживания индивида, служащие
ориентирами при разграничении нормы и девиации. В процессе оценки возрастной
поведенческой нормы В.Д.Менделевич предлагает анализировать различные стили
деятельности, которым должен соответствовать человек определенного возраста:
коммуникативный стиль; волевые характеристики; интеллектуальные, эмоциональные
и психомоторные особенности; стиль устной и письменной речи. Но четких
возрастных особенностей предлагаемых критериев он не приводит, т.к. они могут
быть выделены лишь в соответствии с определенным подходом к норме и девиации.
1.2. Подходы к пониманию нормы и девиантного
поведения
В психологию из медицины пришел нозоцентрический
(психиатрический) подход, рассматривающий поведение с позиций поиска и
обнаружения симптомов болезни, психопатологии.[6]
Норма при этом - это отсутствие патологии, а отклоняющееся поведение
подразумевает наличие явной или скрытой психопатологии. В рамках
психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматриваются как
преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию
тех или иных психических расстройств и заболеваний.[7]
Следует рассмотреть различные нозоцентрические подходы к оценке
поведенческой нормы и девиации. Если в естественных науках
ориентируются на «норму-точку» (например, нормальная температура тела человека
- 36,70С), то в социальных науках «норма» - это интервал,
«оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический
уровень». Я.И. Гилинский социальную норму определяет
как «исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру…допустимого
поведения».
В соответствии с социальным подходом к девиантному следует относить
поведение, опасное для общества и окружающих людей.
Этнокультуральный подход
рассматривает девиации сквозь призму традиций определенного сообщества людей:
девиантом считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его
микросоциуме; кто проявляет поведенческую ригидность, не способен
адаптироваться к новым этнокультуральным условиям. Поскольку критерии
отклонений заложены в культуре, потребность в оперировании понятием «девиация»
возникает при сопоставлении традиций с инновациями, когда происходящие
асоциальные явления начинают восприниматься как «новая» норма.[8]
Девиантным поведением в рамках гендерного подхода может считаться
гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение
сексуальных ориентаций.
Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций
базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных
стилей поведения и традиций. Профессиональная норма - это технический стандарт,
свод правил для медиков, объединенных «клятвой Гиппократа», модель поведения
типичного представителя определенной профессии. Их нарушение расценивается как
девиация.
Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее
возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием акселерации, ретардации,
гетерохронности развития. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты
ребенка определенного хронологического возраста, позволяет нам рассматривать
каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от
основного типа. С учетом стандарта - ребенка массового типа возрастного
развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с
задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора
(как «трудного, так и одаренного). Подросток с девиантным поведением - это, как
правило, ребенок-дезорганизатор.[9]
Психологический подход
рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом,
деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и
деградацией личности.
Феноменологическая
(личностная) парадигма позволяет отметить, что в практике психологи нередко
сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым,
отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят
недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание,
доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной
лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.
Следует
подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные
особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое
взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые
отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию
признания, испытанию границ дозволенного.[10]
Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта.
С
определенными оговорками к девиантам можно отнести и категорию одаренных,
поскольку и те, и другие резко выделяются среди сверстников, как в
реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов фронтальных
педагогических воздействий. Не случайно отмечают существенную близость между
творческой и девиантной личностью (особенно с аддиктивным поведением). Это
особый тип – «искатель возбуждения». Отличие заключается в том, что для
подлинного творчества удовольствие составляет сам процесс творчества, а «для
девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат
– удовольствие».
1.3. Структура и типы девиантного поведения
Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают
целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное
(криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное).[11] Данные типы девиантного поведения
выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью,
механизмам возникновения поведенческих аномалий.[12]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|