рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Исследование психологических характеристик спортсменов (на материалах исследования культуристов) рефераты

Реферат: Исследование психологических характеристик спортсменов (на материалах исследования культуристов)

Министерство Общего и Профессионального Образования

Владивостокский Государственный Университет

Экономики и Сервиса

Кафедра офисного и культурного сервиса

Курсовая работа

«Исследование психологических характеристик спортсменов»

(на материалах исследования культуристов)


                                                                            Выполнила:

                                                                        Студентка

                                                                             группы

                                                                                ДВ-00-01

                                                                                       Вронская Т.А

                                                                           Проверила:

                                                                                           Коноплева Н.А.

Владивосток 2003г.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Человек – существо социальное. Объединение отдельных людей в группу изменяет некоторые стороны их психической деятельности, существенно меняя скорость, силу и характер их реакций на внешнюю ситуацию.

Свойства группы как целостного психо-социального объекта определяются с одной стороны психофизиологическими свойствами отдельных её членов, с другой - структурой межличностных связей в группе.

Поведение человека в некоторой обстановке не может быть правильно понято без учета параметров коллектива, которому он в данный ситуации принадлежит.

Идея конструирования социальной группы, обладающей заданными свойствами не нова. В данной работе я попытаюсь подойти к проблеме формирования группы с позиции структуры межличностных и деловых отношений.

В качестве объекта исследования я буду рассматривать малую группу.

Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении  личности и среды её формирования.

Исследуя проблему личности, особое значение уделяется психологическим особенностям и свойствам человека, развившиеся и проявляющиеся у него как у члена общества. Человек всегда является членом того или иного коллектива – семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т.д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения его с коллективом в значительной степени определяют формирование его индивидуальных черт личности. Проблема  малой социальной группы стала актуальной с момента взаимодействия человека с обществом. Большую роль в выборе темы сыграл интерес  к взаимоотношениям в малой социальной группе. Эффективность  деятельности зависит от взаимодействия, взаимопонимания деловых партнёров, поэтому  моей задачей является рассмотрение, из  каких типов личности состоит спортивная группа, какими психологическими способностями обладает. Чтобы достичь этой цели я проводила исследования, позволяющие изучить психологию малой социальной группы.

 

 

МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

1. Характеристики малой группы

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

2. Виды и функции малых групп

По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения

·     формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

·     неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных отношений

От дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида

·     группы членства (все люди в группе)

·     референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.
Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

 

3. Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

·     сплочение или разобщение групп;

·     процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

·     становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.
Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.
Противоположная сторона конформизма - негативизм.
Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

·     целеполагание (в т.ч. принятие решений)

·     координацию совместных действий

·     контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).
Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.
Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

Определение предмета психологии спорта

Предметом психологии спорта являются психологические осо­бенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена.

Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие чело­века, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.

Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спор­тивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изу­чения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерно­стей спортивной деятельности, а с другой—личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психо­логия спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решению многих связан­ных с ней практических вопросов.

Общее понятие о спортивной деятельности

Возникновение физических упражнений исторически обусловле­но стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств. Заимствуя на первых этапах своего развития двигательные действия из области трудо­вой и военной деятельности (бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал эти действия их трудового или военно-прикладного значения: становясь спортивными, они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних це­лей (изготовление определенного продукта труда, победа над вра­гом, добыча дичи на охоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении и сопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнения самого по себе.

Всегда эти действия имели общественную оценку, поскольку их результаты свидетельствовали о степени превосходства того или другого члена общественной группы над другими ее членами. Отсю­да возникли их соревновательный характер и регулирование более или менее сложными правилами.

 

Основные психологические особенности спортивной деятельности

Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с опре­деленными двигательными действиями—физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности. В связи с этим физические уп­ражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ - физических упражнений нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

Задачи психологии спорта

Психология спорта—прикладная область психологии. Ее ос­новная задача—дать научное обоснование рациональных методов физического воспитания и спортивной тренировки и таким образом содействовать эффективному их применению. Исходя из этого, круг задач, стоящих перед психологией спорта, может быть представлен по следующей схеме.

Поскольку спортивная деятельность, будучи предметом психо­логии спорта, включает в себя самые разнообразные виды физиче­ских упражнений, одной из задач, стоящих перед психологами спорта, является психологический анализ особенностей отдельных видов спортивной деятельности (деятельность, например, гимнаста требует несколько иных психических функций и качеств личности, чем деятельность борца). Без конкретного изучения специфических психологических особенностей каждого вида спорта невозможно дать научное обоснование методов обучения и тренировки в них. Но у различных видов спорта имеются некоторые общие психологи­ческие особенности, которые в известной степени роднят их между собой и накладывают определенный отпечаток на методику обуче­ния и тренировки. Поэтому в задачи психологии спорта должен вхо­дить и общий анализ спортивной деятельности в целом. Вместе с тем, поскольку активным агентом спортивной деятель­ности является человек, важнейшей задачей психологии спорта является изучение психологических особенностей личности спорт­смена как общих (диктуемых психологическими особенностями спортивной деятельности в целом), так и специфических для вида спорта, в котором специализируется данный спортсмен.

Изучение психологических особенностей личности спортсмена имеет большое научно-практическое значение: оно должно дать на­учно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт и особенностей личности, которые ему необходимы для успеш­ной деятельности в избранном для специализации виде спорта. Аналогично изучение общих и специальных психологических осо­бенностей спортивной деятельности должно дать научно обоснован­ный материал для построения методов обучения и спортивной тре­нировки.

Эти два взаимосвязанных направления исследований приводят к решению глобальной задачи психологии спорта—разработке пси­хологических основ спортивного мастерства как в целом, так и при­менительно к отдельным видам спорта.

Все указанные задачи психологии спорта органически связаны друг с другом. Участие в спортивных соревнованиях требует специ­альной технической и тактической подготовки спортсмена, высокого развития его качеств. И то и другое может быть достигну­то только путем длительной и систематической спортивной трени­ровки. Но методика спортивной тренировки должна иметь в своей основе углубленное изучение, как психологических особенностей личности спортсмена, так и самой спортивной деятельности в ее различных видах.

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА И СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА

Факторы, влияющие на формирование психологических черт личности спортсмена

Личность спортсмена, ее психологические особенности формиру­ются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие. Спортсмены занимаются не только спортом. На развитие их личности влияют трудовая и общественная деятель­ность, обучение и образование, художест­венное воспитание. К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений, в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности, а также массовых средств информации – театра, кино, радио, научной и художественной литературы и т. д.

В результате совокупного влияния всех этих факторов у спорт­смена складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребности и интересы, характерные для че­ловека моральные черты личности.

Поскольку влияние этих факторов на разных людей в той или другой степени различно и никогда не совпадает, личность спорт­смена, как и всякого другого человека, всегда индивидуальна и не­повторима.

Ведущие психологические черты личности спортсмена.

Только абстрагируясь от других разнообразных видов деятель­ности и сосредоточивая свое внимание лишь на спортивной деятель­ности, можно определить те черты личности, которые характеризу­ют человека как спортсмена и развились у него в результате заня­тий именно спортивной деятельностью.

Спорт—это специфический вид деятельности.

На развитие психологических особенностей личности он оказы­вает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются:

1)   соревновательный ха­рактер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;

2)   максимальное напряжение всех фи­зических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата;

3)   систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

 

 

 

Спортсмена характеризуют:

1. всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе со­вершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;

2. высокая степень общей работоспособности организма;

3. выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) спо­собность владения собственным телом, выражающаяся в совершен­стве двигательных навыков, умений и сопутствующих им спо­собностей—силы, выносливости, быстроты и координированности движений;

4. высоко развитые процесс ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повы­шенная способность подмечать и выделять существенные для вы­полняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собствен­ных движениях и действиях;

5. способность выполнять требу­емые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;

6. разностороннее развитие процессов внимания—его объема, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;

7. наглядно действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором ее результативности;

8. хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память.

9. разностороннее развитие эмоциональных сторон личности;

большой опыт переживания различных эмоциональных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;

10. положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные ре­шения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;

11. морально-волевые качества личности: дисциплинирован­ность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодоле­нию больших объективных и субъективных трудностей;

12. такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;

13. способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффектив­ность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8