Реферат: Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция
Экспериментальная
группа №2 0,001
Контрольная группа
(с включением взрослых) (работа
не проводилась)
n=10
n=10
3.3.
Обсуждение полученных результатов
Проведя конечную диагностику
и посчитав критерий Стьюдента, мы получили следующие результаты: экспериментальная
группа№1 (без включения взрослых) показала снижение уровня гиперактивности:
по методикам «Да и Нет» и «Вежливость» количество допущенных ошибок сократилось
в среднем на 3 балла, что позволяет нам сделать вывод о развитии произвольного
внимания и произвольной двигательной активности, по методике «Обведение
контура» количество баллов увеличилось, что позволяет нам сделать вывод о
развитии моторно-двигательной системы, а так же анкетирование родителей
показало значительное снижение выраженности симптомов гиперактивного поведения.
Экспериментальная группа
№2 (с включением родителей) показала снижение уровня гиперактивности: по
методике «Да и Нет» количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 3
балла, что позволяет нам сделать вывод о развитии произвольного внимания, по
методике «Обведение контура» количество баллов увеличилось, что позволяет нам
сделать вывод о развитии моторно-двигательной системы, а так же анкетирование
родителей показало значительное снижение выраженности симптомов гиперактивного
поведения. Но также необходимо отметить, что методика «Вежливость» в этой
группе показала не значительный уровень снижения ошибок.
Контрольная группа, где не
проводились занятия, осталась практически без изменений.
Уровень значимости между
экспериментальной группой№1 (без включения взрослых) и контрольной группой
показывает наличие реального снижения гиперактивного поведения
Это подтверждает эффективность
разработанной нами методики и коррекционной программы, и то, что она может быть
использована психологами в практической работе с детьми младшего школьного
возраста, уровень гиперактивности которых превышает допустимые нормы.
Уровень значимости между
экспериментальной группой№2 (с включением взрослых) и контрольной группой
показывает наличие реального снижения гиперактивного поведения по трем
выбранным нами методикам, исключением является методика «Вежливость».
Это подтверждает эффективность
разработанной нами коррекционной программы, и то, что она может быть
использована психологами в практической работе с детьми младшего школьного
возраста, уровень гиперактивности которых превышает допустимые нормы. А
разработанная методика нуждается в доработке.
Уровень значимости между
экспериментальной группой№1 (без включения взрослых) и экспериментальной
группой№2 (с включением взрослых)не значимый по всем методикам, кроме
анкетирования родителей, где уровень является значимым.
Это подтверждает эффективность
разработанной нами коррекционной программы, и то, что она может быть
использована психологами в практической работе с детьми младшего школьного
возраста, уровень гиперактивности которых превышает допустимые нормы. А
разработанная методика нуждается в доработке.
Выводы:
В данной работе мы разработали
и апробировали коррекционную программу для гиперактивных детей младшего
школьного возраста. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Мы рассмотрели феномен
гиперактивного поведения с точки зрения современной психологии, выяснили, какая
на сегодняшний день проводится работа с гиперактивным поведением детей в рамках
практической психологии, психиатрии и педагогики.
Затем, в практической части мы
разработали и апробировали коррекционную программу, проводимую только школьным
психологом, а также, включили блок рекомендаций для близкого взрослого, который
занимается наибольшим воспитанием гиперактивного ребенка.
Проанализировав полученные
результаты можно сделать вывод о том, что разработанная нами коррекционная
программа может быть использована психологами в качестве методического пособия
в практической работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста.
Родители, которые были включены в коррекционный процесс оценивают результат
коррекции значительно выше, чем те родители, которые небыли включены в
коррекционный процесс. Разработанными методиками, значительной разницей
выраженности гиперактивности между группами не подтверждается. Можно сделать
вывод о субъективности родителей в оценке выраженности симптомов
гиперактивности; а так же о незначительности влияния близкого взрослого на
гиперактивное поведение ребенка, что дает повод, говорить о перспективе
дальнейших исследований.
Относительно перспектив
дальнейших исследований. Мы видим их в следующем:
1. Проверить
данное исследование на большей выборке испытуемых;
2. Выдвижение
и проверка новых гипотез влияющих на гиперактивное поведение ребенка;
3. Продолжить
более глубокое исследование, влияния близкого взрослого на выраженность
гиперактивности ребенка;
4. Дополнить
методику диагностики для выявления и отбора гиперактивных детей
5. Разработать
целенаправленную программу взаимодействия для родителей гиперактивных детей;
6. Относительно
«методов оказания воздействия» в нашей методике может быть пополнен новыми
техниками;
7. Коррекционная
программа может быть дополнена новыми упражнениями
Заключение
Наша работа посвящена
гиперактивному поведению младших школьников и методам ее коррекции.
Мы рассмотрели феномен
гиперактивного поведения с точки зрения современной психологии, выяснили, какая
на сегодняшний день проводится работа с гиперактивным поведением детей в рамках
практической психологии, психиатрии и педагогики.
Проанализировав литературу можно
сказать, что причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может
быть несколько: психофизиологическая - незрелость, несовершенство, нарушения
или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций);
социально-психологическая - неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в
неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности
семьи; низкий уровень образования у родителей.
Для лечения и коррекции
гиперактивного поведения применяются разные методы: медикаментозная терапия,
психотерапия, специализированное обучение.
Затем, в практической части мы
разработали и апробировали коррекционную программу. Проанализировав полученные
результаты, сделали вывод о том, что разработанная нами коррекционная программа
может быть использована психологами в качестве методического пособия в
практической работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста.
Разработанная нами коррекционная
программа носит практический характер и может быть использована, как
методическое пособие для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя
детям и работе с ними. А так же эта работа поможет наметить пути дальнейшего
исследования проблемы гиперактивности.
Мы видим их в следующем:
1. Проверить
данное исследование на большей выборке испытуемых;
2. Выдвижение
и проверка новых гипотез относительно факторов, влияющих на гиперактивное
поведение ребенка;
3. Продолжить
более глубокое исследование, влияния близкого взрослого на выраженность
гиперактивности ребенка;
4. Дополнить
методику диагностики для выявления и отбора гиперактивных детей
5. Разработать
целенаправленную программу взаимодействия для родителей гиперактивных детей;
6. Блок
методов оказания воздействия в нашей методике может быть пополнен новыми
техниками;
7. Коррекционная
программа может быть дополнена новыми упражнениями.
Литература
- Абрамова Г.С. Практикум по
возрастной психологии. – М., 1998.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.
Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы.
Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М., 2000.
- Бадалян Л.О. Детская
неврология. -М, 1984.
- Барановская Т.А. Формирование
самоконтроля в учебной деятельности студентов: Автореф.дис. …
канд.психол.наук.М.,-1990.-16с.
- Боришевский М.И.
Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших
школьников: Автореф.дис. … канд.психол.наук.- М.,-1966-20с.
- Брязгунов И.П., Касатикова
Е.В.Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.,2001.
- Булянов М.И. Ребёнок из
неблагополучной семьи. - М., 1988.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком,1999 (Серия
«Мастера психологии»).
- Выготский Л.С. Проблемы
развития психики //Собр.соч. Т.3. М., 1983-С.144-146, 207,293.
- Гамезо М.В., Герасимова В.С.,
Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до
старости – М.:издательский Дом «Неоосфера», 1999. – 272с.
- Гаспарова Е.М. «Шустрики» и
«Мямлики» //Дошкольное воспитание.-1990.-№ 4.- С.90-98.
- Добсон А. Непослушный ребенок.
–«Пенаты», «Т-Око», 1992,-С.131-149.
- Еремеева В.Д.. Типы
латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости
//Вопросы психологии.-1990 №1-С.128-134.
- Заваденко Н.Н. Как понять
ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс,
2000.- 112с.
- Заваденко Н.Н. Как понять
ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. –М.: Школа- Пресс,
2000.
- Запорожец А.В. Особенности
психологии детей раннего и школьного возраста. - М., 1985.
- Захаров А.И. Как предупредить
отклонения в поведении ребенка. - М., 1980.
- Казаков С.Е. Особенности
клиники неврозов у леворуких детей: Автореф.дис.…канд.мед.наук.-М.,1987-20с.
- Карвасарский Б.Д.
Психотерапевтическая энциклопедия – СПб.: Питер Ком,1998. (Серия «Мастера
психологии»)
- Кошолева А.Д. Взаимодействие
«взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в
онтогенезе //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса
в детском саду.-Прмь,1993.С.73-87.
- Красов В.А. Гипердинамический
синдром у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. …
канд.мед.наук.- М ., 1989-20с.
- Кучма В.Р., Платонова А.Г.
Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность,
факторы риска и профилактика. М.:РАРОГЬ,1997.
- Локалова Н.П. 120 уроков
психологического развития младших школьников: изд. 2-ое – М.:2000.
- Лэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум
по игровой психотерапии. – СПб.: Питер,2000.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.,2000.
- Массен П., Конджер Дж., Каган
Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребёнка. - М., 1987.
- Мухина В.С. Шестилетний ребенок
в школе. – М.,1986.
- Немов Р.С. Психология: Учеб.
Для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн.: Экспериментальная
педагогическая психология и психодиагностика. – М.,1995.
- Обухова Л.Ф. Детская
психология: теория, факты проблемы. -М., 1995.
- Овчарова Р.В. Справочная книга
школьного психолога. – М., 1996.
- Особенности психологического
развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л.
Венгера. –М.:1988.
- Петрунек В.,Таран Л.Н.
«Колыбель неврозов».(заметки врачей – психоневрологов). –М: Знание,
1988-190с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.
Психодиагностические методы изучения личности. –М.,1998.
- Ричардс М.П. Развод родителей и
дети. – Новосибирск, 1994.
- Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога в образовании, - М.,1998. –384с.
- Роджерс К.Р. Консультирование и
психотерапия – М.: изд. ЭКСМО-Пресс,2000.
- Сапогова В.Д. Шестилетний
ребенок: Вопросы и ответы.- Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992.-206с.
- Славина Л.С. Дети с аффективным
поведением. - М., 1966.
- Спиваковская А.А. Профилактика
детских неврозов. Комплексная психокоррекция. - М., 1988.
- Фопель К. Как научить детей
сотрудничать? Ч. 2-4. М.,1998.
- Холёва Л.А. Влияние семейных
отношений на формирование личности дошкольника.
- Цапкин В.Н. Единство и
многообразие психотерапевтического опыта // Психологическое
консультирование и психотерапия. Хрестоматия - т. 1. Теория и методология.
- М., 1999.
- Шевченко Ю.С. Коррекция
поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. –М.,1997.
- Шольц Ф. Недостатки в характере
ребенка или Вторая золотая Книжка. - Киев, 1983. – 5с.
- Эдемиллер Э.Г., Юстицкис
Психология и психотерапия семьи– СПб.: Питер,1999 (Серия «Мастера
психологии»).
- Эльконин Д.Б Психология игры. -
М.: Педагогика 1978 -С.287.
- Эльконин Д.Б. Психология
обучения младшего школьника. М.:Знание 1974,-64с.
48. Эмоциональные нарушения в детском
возрасте и их коррекция / В.Лебединский, О.С.Никольский, Е.Р.Баенская,
М.М.Либлины - М., 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты диагностике по каждому
испытуемому
Методика «Да и Нет», в которой
экспериментатор задает ребенку 10 вопросов, при ответе на которые нельзя
употреблять запрещенные слова «Да», «НЕТ». Каждая ошибка оценивается в 1 балл.
Таблица 1
Результаты методики «Да и Нет» до коррекционной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИО |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
баллы |
1.А. Ира |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
2.А. Антон |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
3.А. Артур |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
4.Б. Вадим |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
4 |
5.Б. Коля |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
6.В. Паша |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
7.В. Настя |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
8.Г. Ира |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
9.З. Оля |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
10.К. Дима |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
11.К. Вова |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
12.К. Андрей |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
13.М. Андрей |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 |
14.М. Паша |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
4 |
15.М. Илья |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
16.М. Ваня |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
17. Н. Антон |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4 |
18.П. Денис |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
7 |
19.П. Ваня |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
20.Р. Игорь |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
21.С. Света |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
22.С. Вика |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
23.С. Сережа |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
24.Т. Данила |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
25.Т. Алеся |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
26.Т. Инна |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
27. Ф. Илья |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
28.Ф. Рома |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
5 |
29.Щ. Эдик |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
30.Я. Денис |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
1-10 - №вопросов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|
|