Реферат: Физическое Я и мотивация аффилиации
Таким образом, опыт, связанный
с самовосприятием и «переживанием» человеком собственного тела, рассматривается
как важная характеристика и условие формирования самосознания. Но его
дальнейшая роль в общей структуре самосознания или вообще опускается или
признается, что физическое Я есть сложный биосоциальный комплекс. В связи с
этим возникает ряд вопросов, требующих специального обсуждения: во-первых,
является ли формирование телесного Я самым ранним этапом построения
Я-концепции, на который затем «надстраиваются» другие компоненты самосознания;
во-вторых, завершается ли формирование физического Я в раннем возрасте или оно
корректируется, дополняется и трансформируется в течение жизни человека, и
какие факторы могут здесь считаться определяющими; в-третьих, как физическое Я
вплетено в социальную жизнь индивида.
Для поиска ответа на
поставленные вопросы обратимся к теориям, освещающим структуру телесного образа
Я и процесс его формирования в онтогенезе.
Осознание своей телесной
сущности формируется на самых ранних этапах онтогенеза и в норме остается
достаточно стабильным в течение всей жизни.
Как уже говорилось выше,
под образом Я (в частности, физическим образом) принято понимать описательный
компонент Я-концепции как системы всех представлений индивида о себе. Две
других составляющих представляют собой самооценку, или аффективный компонент
Я-концепции, и поведенческие реакции, или ее динамический компонент. Эти три
составляющих самосознания имеют относительно независимую логику развития,
однако в своем реальном функционировании обнаруживают тесную взаимосвязь. Так,
неудовлетворенность своими физическими данными, фиксация на физическом дефекте
неизбежно влияют на представление о своем телесном Я, на общий уровень
самопринятия. Таким образом, процесс построения физического Я-образа неотделим
от формирования эмоционально-ценностного к нему отношения.
В социальной психологии
проблема развития физического образа Я остается практически не изученной,
разрабатываясь преимущественно в рамках клинической психологии. Здесь сегодня
выделяется несколько направлений исследования телесного образа. В первом из подходов
тело понимается как граница Я. Понятие «граница образа тела» было введено С.
Фишером и С. Кливлендом, которые исходили из того, что люди различаются по
тому, насколько «твердыми» и «отгораживающими от внешнего мира» они
воспринимают границы собственного тела. Как правило, это восприятие неосознанно
и проявляется в чувстве определенной отграниченности от окружающей среды
(Соколова, 1989).
Согласно
психоаналитическим взглядам, граница образа тела формируется на раннем этапе
онтогенеза и определяет дальнейшее построение телесного образа Я. Первоначально
ребенок не различает внешний мир объектов и внутренний мир субъективных
желаний: его собственное тело в его представлении представляет единое целое с
телом матери. Концепция Я как независимой сущности развивается в течение
периода от двух до трех лет (Арлоу, 2000). Физический контакт с матерью создает
основу для накопления опыта, приводящего к осознанию границ собственного тела.
Существуют данные, доказывающие, что люди с хорошо определенными границами в значительной
степени ориентированы вовне: это проявляется в выраженной автономии, легком
приспособлении к окружению, заинтересованности в контактах с другими. У лиц с
низкой определенностью границ образа тела в сознании личностные особенности
проявляются в слабой автономии, высоком уровне личностной защиты, неуверенности
в социальных контактах (Соколова, 1989).
Теоретико-экспериментальные
исследования ряда отечественных авторов также показывают, что одним из
факторов, определяющих развитие самосознания в раннем онтогенезе, является
осознание ребенком своего Я-физического в результате манипулирования совместно
со взрослыми. В сферу осознания Я-физического вовлекаются вначале отдельные
органы чувств и части тела. Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении
с действиями взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных
возможностей. Через синтез отдельных представлений у него возникает первичный
образ собственного тела и способность владения им в форме произвольных
движений, что также свидетельствует о моменте выделения ребенком себя из того
пространства, в котором он находится (Чамата, 1968; Мерлин, 1996).
Процесс различения Я и
не-Я и укрепление границ Я сопровождается постепенным формированием схемы
собственного тела. Это понятие было предложено Боньером в 1893 г. Оно
означает пластичную модель собственного тела, которую каждый строит, исходя из
соматических ощущений. Схема тела обеспечивает регулировку положения частей
тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий.
Понятие
«схема тела» не тождественно понятию «образ тела»: если первая определяется
работой проприоцепции, то образ тела следует рассматривать как результат
осознанного или неосознанного психического отражения. В современной психологии
распространен подход к пониманию образа тела как сложного комплексного единства
восприятий, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью
и с функциями тела: это тот «базис, на котором развертывается дальнейшее
развитие Я-концепции» (Налчаджян, 2000; с.279).
Наиболее
обращенным к внешнему миру компонентом образа Я является представление человека
о собственной внешности. Пожалуй, именно этот аспект физического образа
непосредственно подводит нас к социально-психологической проблематике. Как мы
видели выше, и образ тела, и схема тела, формируются в непосредственном
социальном взаимодействии. Но эти процессы происходят на очень раннем этапе
онтогенеза и в основном завершаются к началу сознательной жизни человека.
Представление о собственной внешности также закладывается у ребенка
относительно рано, но дополняется и корректируется в более поздних возрастах.
Отличительной особенностью его формирования является тесная связь с
эмоционально-ценностным отношением (самооценкой). Характер самоотношения во
многом определяется особенностями социального опыта человека на всем протяжении
его жизни: «Поскольку отношение к человеку в известной мере зависит от его
физических качеств, последние оказываются важной основой для формирования
Я-концепции» (Шибутани, 1999; с.183).
Основы самооценки закладываются
в раннем детстве, и главным фактором при этом выступает характер
детско-родительских отношений. Так, неприязнь, отдаленность, неуважение
переходят в дефект самоотношения вплоть до неприязни к себе – своим чертам,
физическому облику. В итоге самооценка внешности оказывается практически не
связанной с объективными физическими данными ребенка, а зависит от позитивного
или негативного отношения со стороны родителей и ближайшего окружения. Причем
оценка собственной внешности имеет тенденцию распространяться на самооценку
личности в целом, и наоборот - позитивное отношение к себе в целом может делать
внешний облик более привлекательным в собственных глазах: «Рост человека, его
вес, телосложение, здоровье, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими
составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими его
чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности»
(Бернс, 1986; с.96). Многочисленные исследования показывают, что существует
высокая положительная корреляция между удовлетворенностью своим телом и общей
удовлетворенностью собой.
В подростковом и юношеском
возрасте самооценка внешности приобретает особое значение. Огромную роль наряду
с оценками значимых других (теперь это главным образом сверстники и учителя)
здесь играет ориентация на принятые в обществе стереотипные образы
маскулинности или фемининности. Причем юношеские эталоны красоты и просто
«приемлемой» внешности нередко оказываются завышенными, нереалистичными. Обнаружение
каких-либо явных или мнимых физических недостатков глубоко фрустрирует
подростков, порождая тревогу и дезадаптированность (Кон, 1989).
Важным аспектом проблемы
самооценки внешности являются гендерные различия в ее проявлениях. Существуют
данные, подтверждающие более обостренное отношение к своему внешнему облику у
девушек по сравнению с юношами: «В 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков
озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны
к критике, насмешкам» (Кон, 1989; с.103). Высокая значимость внешности
сочетается у девушек с такими традиционно относимыми к «феминным» личными
качествами, как склонность к концентрации на чувствах, эмоциональность и
экспрессивность. Ряд гендерных исследований показывает, что «исключительную
роль в формировании «женского» типа характера играет ориентация женщин на
межличностное общение и связанное с этим стремление обратить на себя внимание,
понравиться… Ориентированность на внешнюю оценку, на признание другими
пронизывает базовые смысловые структуры личности женщины, влияя на ее отношение
к себе. Так ожидание позитивного отношения к себе со стороны других…связано с
уверенностью в себе женщин» (Визгина, Пантилеев, 2001; с.99). Наше эмпирическое
исследование, проведенное на женщинах-респондентах, основывается на
представлении о той важной роли, которую для женщин играет стремление к
принятию и ожидание одобрения в социальных контактах.
В норме болезненная фиксация на
собственной внешности и ориентация на оценку значимых других к концу подросткового
возраста уступает место развитию других способов укрепления самооценки (через
учебу, спортивные достижения, личные качества и т.д.) и ее автономизации. В
дальнейшем сформированный телесный образ Я и характер (позитивный или
негативный) его самооценки сохраняют относительную устойчивость на протяжении
всей жизни человека. «В целом, адекватность самооценок с возрастом,
по-видимому, повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более
реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские – чем подростковые, в чем
сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня
притязаний» (Кон, 1989; с.99). В зрелом возрасте на самоотношение влияет опыт
переживания травмирующих ситуаций. Степень искажения образа физического Я и его
самооценки в подобных случаях зависит от ряда личностных факторов: таких, в
частности, как когнитивный стиль (полезависимость) и уровень самопринятия.
Любые изменения какого-то аспекта образа Я при низкой когнитивной
дифференцированности влекут за собой изменение и других аспектов представления
о себе; «изменение частной самооценки по какому-то значимому измерению вызовет
изменение других частных самооценок и эмоционально-ценностного отношения к себе
в целом» (Соколова, 1989; с.29).
Итак, возвращаясь к
поставленным ранее вопросам, можно подвести некоторые итоги:
1) формирование телесного образа Я
является наиболее ранней стадией построения Я-концепции и может быть
рассмотрено как некий базис, на котором развертывается дальнейшее ее развитие;
2) телесный образ Я является устойчивым
образованием, формирование которого в определенном смысле завершается на ранних
стадиях онтогенеза. В подростковом возрасте особо уязвимой структурой
становится внешность и ее самооценка, колебания которой могут оказать значительное
влияние на общий уровень самоотношения.
3) выделяя социально-психологический
аспект проблемы изучения физического образа Я, необходимо, во-первых,
подчеркнуть значимость для его формирования и развития такого фактора, как
социальное взаимодействие, и, во-вторых, обозначить глубокую связь физического
Я с другими переменными и аспектами Я-концепции (самоотношением, социальным Я и
др.).
Как отмечал Р. Бернс,
«главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть
представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было
показано, «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-я-сам-себя-вижу» весьма сходны
по своему содержанию» (Бернс, 1986; 50). Мы предполагаем в этой связи, что
представление человека о своем физическом облике и его оценка непосредственно
связаны с его ожиданиями и прогнозами относительно реакций на себя других
людей. Опыт успешных или неуспешных в этом смысле взаимодействий формирует у
индивида преимущественную тенденцию стремления к людям или избегания их, что означает
ту или иную направленность мотивации аффилиации, к рассмотрению которой мы
перейдем в следующей главе.
Глава № 2. Социальная мотивация личности
§1. Мотивы и мотивация. Социальные
мотивы
Анализ мотивационной
регуляции деятельности человека связывается в психологии с понятием
потребности. Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость
человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних
объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются
предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле
подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность.
Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса
(потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти
отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом,
мотив - это предмет, на который направлена деятельность,
и соответствующий некоторой человеческой потребности (Леонтьев, 1971).
Считается,
что любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих
потребностей выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии,
достижении, продолжении рода. Г. Мюррей в 20-е гг. прошлого столетия выделил
первичные (висцерогенные) потребности: например, в воде, пище, сексуальной
разрядке, избегании холода и многие другие, и вторичные (психогенные
потребности). Первичные потребности в отличие от вторичных базируются на
органических процессах и возникают или циклично, или в связи с необходимостью
регуляции. К психогенным потребностям Мюррей отнес потребность в достижении,
аффилиации, уважении, привлечении внимания к себе, защите, агрессии,
независимости, доминировании, понимании и др. Большинство из них связаны с
отношениями с другими людьми и могут реализовываться только в социальном
взаимодействии. Кроме того, Мюррей разделил потребности на позитивные (поиск) и
негативные (избегание), на явные и латентные. В определенных ситуациях
отдельные потребности могут объединяться в мотивации поведения, или
конфликтовать друг с другом, или подчиняться одна другой (Хьелл, Зиглер, 1999).
Иерархия основных
потребностей человека, предложенная А. Маслоу, была впервые опубликована в 1943
г. А. Маслоу разграничил не отдельные мотивы, а целые их группы, которые
упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности.
Маслоу выделил пять основных групп потребностей:
-
физиологические
потребности (в пище, питье, кислороде);
-
потребность в
безопасности (физической и психологической);
-
потребности в
привязанностях, любви и причастности к группе;
-
потребность в
самоуважении;
-
потребность
самоактуализации.
Главная идея Маслоу
заключается в том, что путь к осуществлению потенциальных возможностей
индивидуума – к его самоактуализации – открывается лишь после удовлетворения
его насущных потребностей. Потребности низших уровней Маслоу назвал нуждами, а
высших – потребностями роста. В случае конфликта между потребностями различных
уровней побеждает низшая потребность.
Согласно Маслоу, потребности одновременно являются и
целями человека, т. е. они динамичны. Физиологические потребности (голод, жажда
и т. д.) необходимы для функционирования организма. Потребность в
самосохранении, безопасности, мире - также важнейшее условие человеческого
существования на уровне индивида, общности, человечества в целом. Стремление к
общению с людьми и к любви Маслоу считал неотъемлемым качеством человека, а
отсутствие подобных потребностей — патологией (Хьелл, Зиглер, 1999).
Процесс объективации
потребностей в виде мотивов носит индивидуальный характер и зависит от
обстоятельств жизни конкретного человека. Например, потребность в общении может
реализовываться у одних людей в виде мотивации сотрудничества, альтруизма, у
других - в виде подавляющей, репрессивной позиции по отношению к другим. Мотивы
находятся в иерархических отношениях между собой. Одни из них являются
основными, ведущими, другие - подчиненными, второстепенными. Характер этой
иерархической системы также индивидуален и определяет человека как личность.
Мотивация направляет и регулирует деятельность, связывает результаты наших
действий с потребностями личности.
Феноменологически
мотивация проявляется в эмоциональной окраске событий и действий субъекта, в
направленности и селективности человеческой деятельности, в системе ценностей и
предпочтений (Вилюнас, 1990). В зависимости от того, связан ли мотив субъекта с
содержанием выполняемой деятельности, выделяют внутренние и внешние виды
мотивов. Внутренние мотивы связаны с содержательными особенностями деятельности,
а внешние ориентированы на ее продукты - прямые или побочные. В зависимости от
ориентации человека на продукт деятельности или ее процесс выделяются
продуктивные и процессуальные (функциональные) мотивы. Многие виды деятельности
психологически строятся как последовательный ряд выборов отдельных действий,
которые человек затем выполняет с разной степенью успешности. Так строятся
достижения человека. В зависимости от глобальной стратегии субъекта в ходе этих
достижений выделяется также мотивация достижения успеха и мотивация избегания
неудач.
Психологическое понятие
мотивации описывает два уровня побуждений: глубинный и ситуативный. Глубинный
уровень мотивации представляет собой устойчивые, генерализованные установки
личности. Они реализуются в различных конкретных формах в зависимости от
особенностей ситуации. Уровень конкретных, опредмеченных побуждений называется
ситуативной мотивацией. Различие двух уровней мотивации заключается не только в
их содержательной направленности, но и в степени осознанности мотивов. Как
правило, ситуативная мотивация более осознанна, а значит, доступна
вербализации. Поэтому для исследования уровня ситуативной мотивации могут
применяться вербальные методы исследования мотивации - беседы, опросники,
интервью. В то время как для изучения глубинной мотивации используются главным
образом косвенные, проективные методы.
§1.2. Социальные мотивы
Закономерность выделения социальных мотивов в особую
группу связана с тем, что цели, на которые направлены побуждаемые этими
мотивами действия, могут быть осуществлены лишь во взаимодействии с другими
людьми. Не требует особых доказательств тот факт, что общение с себе подобными
является важнейшим условием человеческого существования. Но вопрос об истоках
потребности в контакте с другими людьми до сих пор остается дискуссионным. С
точки зрения большинства авторов, она является специфической самостоятельной
человеческой потребностью, внутри которой можно выделить ряд более частных
потребностей. Их можно представить в виде иерархической структуры, служащей
мотивационно-потребностной основой общения. Так, Л. Марисова выделяет девять
групп «социальных» потребностей: потребность в другом человеке и
взаимоотношениях с ним, в принадлежности к социальной общности, в сопереживании
и сочувствии, в заботе и поддержке со стороны других, в оказании помощи другим,
в установлении деловых связей, в обмене опытом, в оценке со стороны других, в
выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира
(Марисова, 1978).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|