Реферат: Физическое Я и мотивация аффилиации
Реферат: Физическое Я и мотивация аффилиации
Московский
Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Факультет
психологии
Кафедра
социальной психологии
Физическое Я и
мотивация аффилиации
Дипломная
работа
Студентки
4 курса с/о
Смирновой
Д.А.
Научный
руководитель
канд.
психол. наук
Тихомандрицкая
О.А.
Москва 2002 г.
Содержание
|
Стр. |
Введение
|
3 |
|
|
|
|
Глава 1. Я-концепция и физическое Я
|
6 |
|
|
§1. Я-концепция: понятие,
структура и функции |
6 |
|
|
§2. Физическое Я в
структуре Я-концепции |
16 |
|
|
|
|
Глава 2. Социальная мотивация личности
|
30 |
|
|
§1. Мотивы и мотивация |
30 |
§1.2. Социальные мотивы
|
33
|
|
|
§2. Мотив аффилиации |
36 |
|
|
|
|
Глава 3. Изучение взаимосвязи физического
Я и мотивации аффилиации
|
43 |
|
|
§1. Программа эмпирического
исследования |
43 |
|
|
§2. Анализ и обсуждение
результатов |
46 |
|
|
Выводы
|
60 |
|
|
Заключение
|
62 |
|
|
Библиография
|
64 |
|
|
Приложения
|
67 |
Введение
Традиционно в психологии
телесное или физическое Я рассматривается как одна из составляющих Я-концепции
человека. Выбор именно этого аспекта самосознания в качестве специального
объекта изучения основывается на нескольких отправных моментах. Во-первых,
проблема телесности остается относительно малоизученной областью в социальной
психологии, где она в основном замыкается на вопросы межличностной перцепции,
аттракции и невербальной коммуникации. Проблемы, касающиеся построения образа
собственного тела, самооценки внешности, телесных состояний изучаются главным
образом в рамках клинической психологии и психиатрии. Между тем, физический
образ Я является неотъемлемым элементом картины мира в сознании человека и в
огромной степени опосредует восприятие им социальной реальности. Во-вторых,
психическая жизнь человека заключена в телесную оболочку, с которой находится в
отношениях постоянного взаимодействия и взаимовлияния. Эта проблема, известная
в психологии как психофизическая или психосоматическая, не может оставаться без
внимания и в социальной психологии, занимающейся изучением человеческой психики
на уровне отдельной личности или группы. В-третьих, и с точки зрения здравого
смысла вполне очевидно, что наше тело и его проявления являются тем, что
доступно непосредственному наблюдению в межличностном общении, чем мы в
буквальном смысле соприкасаемся с миром и с помощью чего познаем его. Поэтому
этот фактор всегда имманентно присутствует, какой бы аспект
социально-психологической реальности мы не изучали.
Центральной темой данной работы
будет рассмотрение той роли, которую физический образ Я играет в целостном
представлении человека о самом себе и в характере его взаимодействия с другими
людьми. От момента рождения до старости тело человека претерпевает существенные
трансформации, и этот процесс неизбежно сопровождается изменениями образа Я. В
психологической литературе значительное место отводится изучению роли детских
переживаний и раннего телесного опыта в развитии личности. Много внимания
уделяется также подростковому возрасту – подчеркивается, в частности,
значимость физического Я для формирования самоотношения. Значительно менее
изученным является вопрос о том, какие особенности самосознания свойственны
более зрелым возрастам, и какую роль здесь играет восприятие и оценка своего
телесного образа.
Другим аспектом изучаемой
проблемы является характер связи между физическим Я человека и его социальной
мотивацией. В психологии выделяют два основных социальных мотива – мотив
аффилиации и мотив власти. Нас в данном контексте будет интересовать именно
мотив аффилиации, основным содержанием которого, говоря кратко, является
присущее человеку стремление к контакту с другими людьми. Представляется вполне
вероятным, что собственный телесный образ, в частности, такой важный его
компонент, как внешность, может оказывать существенное влияние на ожидания
человека относительно успешности или неуспешности будущего взаимодействия, а
вслед за этим и на его реальное поведение в отношении других людей. В
эмпирическом исследовании мы попытаемся проверить гипотезу о наличии
взаимосвязи между самооценкой внешности и мотивацией аффилиации, представленной
двумя тенденциями: стремлением к принятию и страхом отвержения.
Итак, основной проблемой
данной работы является выявление характера связи между физическим Я человека и
социальной мотивацией. Исследование проводилось на группе респондентов,
состоящей из женщин в возрасте от 25 до 40 лет. В фокусе анализа было измерение
оценки респондентами своей внешности и соотнесение полученных данных с уровнем
мотивации аффилиации. Также изучались особенности построения образа Я
респондентами с низкой и высокой самооценкой внешности в двух временных модальностях
– настоящем и будущем – с целью выявления роли в нем физического Я.
В первой части работы
речь идет о Я-концепции человека и том месте, которое занимает в ней физическое
Я. Вторая глава посвящена обсуждению вопроса социальной мотивации личности, в
частности, мотивации аффилиации. В третьей части приводится описание программы
и результатов проведенного эмпирического исследования.
Глава 1. Я-концепция и физическое Я
§1. Я-концепция: понятие, структура и
функции
Прежде
всего, целесообразно развести понятия «самосознание» и «Я-концепция». В данной
работе мы будем их употреблять как синонимичные, поскольку они относятся к
одному кругу явлений, хотя и имеют разную историю и традицию. Термин «самосознание» более принят в отечественной психологии
и обозначает сложную психическую структуру, включающую в себя в качестве особых
компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание
своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих,
осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную
систему социально-нравственных самооценок (Мерлин, 1996). Все эти элементы
связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не
одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда
он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения,
связанные с собственным телом. Сознание «Я» возникает примерно в возрасте трех
лет, когда ребенок начинает утверждать свою автономию и независимость.
Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее
значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты
взаимосвязаны, развитие одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
И.С. Кон определяет
самосознание как «совокупность психических процессов, посредством которых
индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности…, а его представление о
себе самом складывается в определенный «образ Я» (Кон, 1978; с.9). Благодаря
самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от
природы и других людей. Таким образом, он становится существом не только для
других, но и для себя.
Самосознание можно
определить также как «осознание и оценку человеком своих действий и их
результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов
поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание -
конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением
последней» (Спиркин, 1972; с.149). Основным значением самосознания, по мнению
А.Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия,
сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «Я» (там
же; с.143).
В
современной психологической литературе выделяется несколько подходов к исследованию
проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов
самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом
себе, или Я-концепции. Это понятие менее нейтральное, чем самосознание, за счет
включения в себя оценочного компонента. Я-концепция есть динамическая система
представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание
своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также
субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс
так определяет это понятие: «Я-концепция - это совокупность всех представлений
человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую
Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную
с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или
принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой
представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное
начало и возможности развития в будущем» (Бернс, 1986; с.30).
Я-концепция формируется у
человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда
уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то
же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое
образование. В современной социальной психологии выделяются две основные
позиции, связанные с решением вопроса о факторах формирования Я-концепции:
первая из них акцентирует внимание на процессе активного взаимодействия
человека со своим социальным окружением («Я» как средство для удовлетворения
требований социального мира), вторая изучает процессы включения в «Я»
отраженных оценок и суждений других людей («Я» как средство конструирования
социального мира). В первом подходе на авансцену выдвигаются такие механизмы
формирования Я-концепции, как социальная категоризация и самонаблюдение, во
втором – социальное сравнение и интроекция чужих оценок и мнений (Белинская,
Тихомандрицкая, 2001).
Таким образом, Я-концепция не
только формируется под определяющим влиянием социального взаимодействия, но и
исключительно в нем проявляется и реализуется: «Социальные взаимодействия
определяют наши представления о себе, а сложившаяся в итоге Я-концепция
обусловливает характер дальнейших взаимодействий человека со своим социальным
окружением» (Белинская, Тихомандрицкая, 2001; с.217). Этот аспект чрезвычайно
важен с точки зрения нашей гипотезы о связи физического Я как составляющей
Я-концепции и социальной мотивации личности: представление о себе,
сформированное в ходе контактов со значимыми другими, в дальнейшем начинает
оказывать влияние на направленность поведения личности по отношению к своему
социальному окружению.
С момента своего зарождения
Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех
функционально-ролевых аспектах:
1. Я-концепция как средство обеспечения
внутренней согласованности. Согласно теории когнитивного диссонанса, человек испытывает потребность
в поддержании внутренней гармонии. Новый опыт, вступающий в противоречие
с представлениями человека о самом себе, может приводить к ситуации
психологического дискомфорта. Существенным фактором восстановления внутренней
согласованности является то, что индивид думает о самом себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Я-концепция действует как своего рода
внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой
ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация получает значение,
соответствующее представлениям человека о себе.
3. Я-концепция как совокупность
ожиданий. Я-концепция
определяет представление человека о том, что, по его мнению, должно произойти.
К примеру, люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие
будут относиться к ним таким же образом (Бернс, 1986). Данная функция, с нашей
точки зрения, соотносит Я-концепцию с проблематикой социальной мотивации
личности: ожидание тех или иных реакций со стороны других на себя и свои
действия формирует у индивида преимущественную ориентацию «к людям» или «от
людей». Наша гипотеза заключается в том, что представление о своем физическом
облике играет в этом процессе существенную роль.
Во многих
психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий.
Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни
единства в терминологии. Понятия, которые одни авторы употребляют для
обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных
элементов. Наиболее удобной является схема, предложенная Р. Бернсом: с одной
стороны, она наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой -
упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической
литературы (см. рис. № 1) .
На схеме Я-концепция
представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная
Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Здесь
Р. Бернс ссылается на У. Джемса, который рассматривал глобальное, личностное Я
(Self) как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и
Я-как-объект (Me). Такое разделение возможно потому, что человек с одной
стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов
действительности. По Джемсу, I и me
есть две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно.
Одна из них являет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта
(«эмпирическое Я»).
Однако не следует забывать об
условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной
семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное
содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от
сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты,
что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует
лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку,
поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс
рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом
плане они существуют слитно (Выготский, 1984).
Глобальная Я-концепция
Аспекты,
выделенные
Я-сознающее Я-как-объект
Джемсом
(процесс) (содержание)
непрерывное
взаимодействие
Компоненты
самооценка
установки или
приятие образ Я
себя
тенденции
поведения
Я-концепция как
совокупность
установок “на себя”
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|