рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста рефераты

Такое интенсивное развитие и функциональное совер­шенствование центральной нервной системы вызывает определенную напряженность в организме подростка, ве­дет к необычным реакциям на воздействие факторов внешней среды (различных перегрузок, травм и случай­ного или умышленного употребления алкоголя).

Алкоголь, попадая в организм ребенка или подростка, проникает в кровь и мозг — самые богатые водой ткани нашего организма. Мозговая ткань детей значительно бо­гаче водой, чем у взрослых, она очень быстро всасывает алкоголь. Вследствие незрелости нервных клеток и повы­шенной рефлекторной возбудимости коры больших полу­шарий, слабости тормозных процессов, в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у детей часто развиваются тя­желые отравления, различные заболевания. Прием алко­голя нарушает умственную деятельность — слабеет па­мять, страдает мышление.

Высока чувствительность к алкоголю детей ослаблен­ных, часто болеющих, и особенно тех, которые имеют или перенесли в прошлом какие-либо поражения нервной си­стемы, например: родовую травму, сотрясение мозга, менингит, энцефалит. Алкоголь отягощает последствия этих заболеваний.

Алкоголь, поражая в первую очередь нервную систему, одновременно действует и на другие органы и ткани. Сердечно-сосудистая система в период роста и развития детей функционирует в условиях повышенной нагрузки. Сердце ребенка растет пропорционально его общему росту, т. е. наиболее интенсивно в раннем возрасте. При таком интенсивном росте волокна сердечной мышцы обильно снабжаются кровью и лимфой, что облегчает влияние на сердце токсичных различных веществ, например алко­голя. Под действием алкоголя учащаются сердечные со­кращения, появляется одышка, могут возникнуть сжимаю­щие боли в области сердца. Алкоголь понижает содер­жание кислорода в крови, тем самым действует на сердеч­ную мышцу, заставляя сердце ребенка работать в еще более напряженном ритме.

Дыхательная система в различные возрастные периоды у детей также имеет свои отличия. Как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте наблюдается высо­кая возбудимость дыхательного центра. Даже непродол­жительное напряжение, отрицательные эмоции ведут к быстрому нарушению ритма дыхательных движений. Употребление алкоголя детьми может привести к нару­шению ритма дыхания и даже к его остановке. При употреблении спиртных напитков у детей могут раздра­жаться более нежные, чем у взрослых, слизистые обо­лочки верхних дыхательных путей. Пары алкоголя, вы­деляющегося через легкие из крови, способствуют пов­реждению органов дыхания. Это может привести к вос­палительным процессам в носоглотке, гортани, легких, бронхах, к развитию бронхита, пневмонии, которые у де­тей и подростков принимают более затяжной характер и плохо поддаются лечению.

Алкоголь вызывает у детей серьезные, необратимые заболевания органов пищеварения, печени, почек. Отли­чительной особенностью желудка и кишечника детей яв­ляется повышенная проницаемость их стенок. Поэтому все токсичные вещества, поступающие в желудок и ки­шечник, в том числе и алкоголь, легко и быстро прони­кают в кровяное русло, затем в головной и спинной мозг, вызывая развитие тяжелых отравлений. Кроме того, у де­тей слизистые оболочки желудка и кишечника нежнее, чем у взрослого человека, и алкоголь сильнее раздра­жает желудочно-кишечный тракт. Это приводит к быстро­му нарушению секреции желудочного сока и ферментов. При этом нарушаются усвоение питательных веществ, по­ступающих в желудочно-кишечный тракт, обменные про­цессы и как следствие этого — рост и развитие ребенка. Употребление спиртных напитков способствует развитию у детей необратимых органических заболеваний желуд­ка — гастритов, язв и даже злокачественных опухолей.

Несовершенна у растущего организма и деятельность печени. Этим объясняется ее быстрое поражение при мно­гих интоксикациях. Печень принимает участие в углевод­ном и белковом обмене, участвует в формировании имму­нитета, что особенно важно в детском возрасте. При алко­гольной интоксикации у ребенка возникает воспаление печени, она увеличивается.

В связи с энергичными процессами обмена веществ в детском возрасте, в том числе и водного обмена, дея­тельность почек протекает более энергично, и под влия­нием алкоголя работа почек у детей нарушается значи­тельно раньше и в большей Степени, чем у взрослых. В почках развиваются явления склероза, могут обострить­ся хронические заболевания почек — нефрит, пиелонеф­рит.

К концу младшего школьного возраста (к 11 годам) у детей усиливается деятельность половых желез. Алкоголь поражает многие железы внутренней секреции, в первую очередь щитовидную железу, гипофиз, надпочечники, половые железы. У детей поражение этих желез ведет к необратимым изменениям в процессах роста и развития всего организма. На фоне алкогольной интокси­кации могут развиваться сахарный диабет и другие эндокринные заболевания. Особенно опасно употребление спиртных напитков в период полового созревания.

Доказано, что чувствительность ребенка к алкоголю в 4—6 раз выше, чем у взрослых. Даже однократный прием сравнительно небольшого количества спиртного мо­жет вызвать сильное опьянение у ребенка.  Наиболее часто детей «угощают» спиртными напитками их старшие товарищи или взрослые. Причем нередко взрослые делают это с «добрыми» намерениями, в «ле­чебных» целях. К сожалению, до сих пор среди отдель­ных людей распространено ошибочное мнение, будто бы алкоголь в ряде случаев может оказать пользу детям, например, способствовать улучшению сна, повышению аппе­тита.

Иногда поводом для «угощения» спиртными напитками детей является опасное и в корне ошибочное представ­ление о том, что употребление небольших доз спиртного в детстве якобы предотвращает возможность развития пристрастия к нему в зрелом возрасте. Опыт врачей-нарко­логов показывает, что чем раньше человек знакомится со вкусом спиртных напитков, тем больше вероятность пристраститься к ним.

У здорового ребенка не может быть влечения к алко­голю. Вкус и запах большинства спиртных напитков ему неприятны, вызывают отвращение. Чаще всего к употреб­лению спиртных напитков детей толкает любопытство, подражание взрослым.

Нередки случаи отравления детей алкоголем во время праздников, когда увеличивается возможность бесконт­рольного попадания в их руки спиртных напитков. Бес­контрольное хранение алкогольных напитков в семьях пьяниц и дурной пример их повседневного употребления также увеличивают риск приобщения к алкоголю детей. Известно немало случаев, когда рюмка коньяка, 50—70 г водки, стакан вина или пива у одних детей вызывали сильное речевое и двигательное возбуждение, которое в течение многих часов не удавалось привести в норму, у других являлось причиной тяжелых эпилептических припадков, у третьих вызывало длительный, до 36 ч, глу­бокий сон, при котором наблюдалось понижение рефлек­сов, кожной и слуховой чувствительности.

Воздействуя на центральную нервную систему, алко­голь временно парализует важнейшие отделы коры боль­ших полушарий мозга и тем самым затрудняет умст­венную деятельность.

В некоторых семьях правилом хорошего тона считается устройство домашних баров. Дети иногда хвастаются пе­ред сверстниками набором этого «великолепия». И самое главное, даже в тех случаях, когда детям внушается недопустимость употребления алкоголя, перед ними време­нами встает другой пример, наглядный и потому более убедительный, — употребление алкоголя самими родите­лями. Отсюда становится понятной необходимость осо­бого такта при проведении профилактической воспитательной работы с детьми. Нужно стараться, чтобы дети не принимали участия в застольях взрослых. Именно микросоциальные, в первую очередь семейные условия, в которых развивается ребенок, толкают его к раннему употреблению спиртных напитков, формируют свойственные пьянице, привычки, что и приводит к быст­рому развитию алкоголизма.

В настоящее время ведется большая профилактиче­ская работа по предупреждению пьянства среди подрас­тающего поколения.

Советские психологи В. Н. Мясищев и А. Г. Ковалев отмечали, что в зависимости от обстоятельств жизни в семье, от отношений, складывающихся между родителями и детьми, и от воспитания начинают образовываться те или иные привычные отношения ребенка к людям, обя­занностям, предметам, формируются его поведение и ха­рактер. Поэтому семье принадлежит главенствующая роль в антиалкогольном воспитании детей.

В семье и школе ребенок должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребле­ния. Имеют значение не только беседы об опасном влия­нии алкоголя на организм, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам в тех слу­чаях, когда жизнь сталкивает ребенка с фактами пьянства. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Должны развен­чиваться все факты употребления спиртных напитков. В этом плане следует отметить, что встречаются фильмы, демонстрирующиеся на кино- и телевизионных экранах даже без грифа «Дети до 16 лет не допускаются», нуж­дающиеся в последующих серьезных комментариях со сто­роны взрослого воспитателя.

Полностью оградить детей от всех этих влияний практически невозможно. Поэтому важно постараться выработать у них собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя. В нашем обществе не должно быть снисходительного отношения к употреблению спирт­ных напитков, безразличного отношения к семьям, где дети вовлекаются родителями в пьянство.

Просветительная работа с детьми должна иметь две цели: передача знаний о вреде, который наносит алко­голь нашему организму (действие алкоголя), и воспитание представлений об опьянении как о состоянии аморальном. Другими словами, в проблеме алкоголизма должны вы­деляться не только гигиенические аспекты, но и нравст­венные. Акцент должен ставиться, прежде всего, на нравственное значение проблемы, поскольку понятие болез­ни — угроза здоровью — для детей и подростков в боль­шей мере абстрактно, в то время как нравственные идеалы весьма ценны.

В процессе занятий на уроках литературы необходимо обратить внимание учащихся на источники и пагубные последствия пьянства: произведения классиков, например А. М. Горького, дают для этого художественно яркий и впечатляющий материал. И уж никак нельзя умолчать о вреде пьянства для здоровья на уроках биологии и хи­мии при изучении анатомии и физиологии человека, хи­мических и других свойств различных веществ. Здесь не только можно, но и необходимо рассказать о вызываемых алкоголем нарушениях координации движений, делающих их неточными, мешающих достигнуть успехов в работе и спорте.

Одним из сильных средств в борьбе с пьянством является спорт. В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин осенью 1920 года сказал, что молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт — гимнас­тика, плавание, экскурсии, физические упражнения всяко­го рода — разносторонность духовных интересов.

Увлечение физкультурой и спортом не только преду­преждает развитие пагубных пристрастий среди детей. Физическая культура способствует воспитанию нового человека, строителя общества, сохранению и укреплению физической и умственной работо­способности, психологической подготовке к трудовой дея­тельности у молодежи, адаптации к физическому и психи­ческому утомлению, преодолению излишнего эмоционального напряжения.

Физическая культура, спорт, занятия в кружках, биб­лиотеках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха — все это, разу­меется, противостоит развитию вредных привычек и, преж­де всего, привычки к употреблению алкоголя. Праздность, безделье, скука, наоборот, — наиболее плодотворная почва для ее формирования.


Заключение

Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и ребенок бодро вскакивает при первых звуках музыки, сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует волевых дополнительных усилий. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей.

Если родители будут делать все правильно, то физическое развитие детей пойдет более высокими темпами, воспитательный эффект будет положительным дополнительным моментом: ребенок не будет капризным, будет реже болеть, охотно помогать в домашних делах, а в дальнейшем и хорошо учится, при минимальном контроле со стороны родителей.

Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм.

Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня.


Список использованной литературы

1.   Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М., 1982.

2.   Вавилов Ю.Н. Фомин Н.А., Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

3.   Виноградов П.А., Жолдак В.И. и др. Основы физической культуры. – Челябинск, 1997.

4.   Гук Е.П., Полиевский С.А. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 1984.

5.   Зинькович И.Б. Физкультура в жизни ребенка. – Минск, 1973.

6.   Корнеев Н.А. Питание вашего ребенка. – Омск: Омич, 1992.

7.   Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. – М: Медицина, 1987.

8.   Минх А.А., Общая гигиена. – М., 1984.

9.   Никитин Б. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985.

10.         Румянцев Г.И., Воронцов М.П., Общая гигиена. - М., 1990.

11.         Скрипалев В.С. Стадион в квартире. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

12.         Хрипкова А.В., Колесов Д.В., Гигиена и здоровье школьника. – М., 1988.

13.         Чайковский А.М., Шенкман А.Б. Искусство быть здоровым. Сборник, часть 1 и 2. – М.: Физкультура и спорт, 1987.


Приложение 1




продолжение Приложения 1


Приложение 2

Таблица 1

Физиологические нормы суточной потребности школьников в пищевых веществах (г) и калорийности рациона (ккал)

Возраст, лет Белки Жиры Углеводы Калорийность
7-10 80 80 324 2400

Приложение 3

Таблица2

Суточная потребность школьников в витаминах (в мг)

Возраст, лет Витамины
А

В1

В2

В3

РР С
7-10 1,5 1,4 1,9 1,7 15 50

Приложение 4

Таблица 3

Мотивы курения различных возрастных групп школь­ников (в %)

Мотивы курения

Возрастные группы школьников

младшая средняя старшая

Любопытство

Влияние товарищей

Подражание взрослым

Личные неприятности

Желание не отставать от моды Стремление похудеть

Прочие

51,7

37,9

10,4

-

-

-

-

34,5

24,3

14,1

11,3

9,0

5,2

1,7

38,7

22,6

-

19,3

9,7

9,7

-


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5