рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста рефераты

1.4. Сон

После напряженного учебного дня школьнику нужны хо­роший отдых и полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму до­статочный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность.

День — это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь — период относительно пассив­ной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные про­цессы преобладают над процессами расходования энергии.

По современным данным, сон представляет собой раз­литое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевоз­буждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. За­медляются ритм сердечной деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

Мозг отдыхает, но не бездействует. Волнообразные, ритмично

повторяющиеся биотоки свидетельствуют о том, что работа мозга не прекращается. Нейрофизиологи с помощью микроэлектродной техники установили, что в мозге  «ночная смена»:   большинство   клеток,   активных ночью, днем пассивны, и наоборот. Стало известно, что биоэлектрическая активность некоторых образований головного мозга во время сна даже выше, чем при бодрствовании. И все же нормальный сон обеспечивает организму полноценный отдых, так как во время сна обменные про­цессы направлены на восстановление энергетических ре­сурсов организма.

Давно известно, что люди видят сны, и что в состоя­нии сна могут осуществляться неосознанные, но довольно сложные мыслительные операции (воспоминания, завер­шение творческих умственных операций, решение матема­тических задач и т. п.). Так, многие знаменитые люди видели во сне решение тех проблем, над которыми они безуспешно трудились в состоянии бодрствования (днем). Например, Вольтер «увидел» во сне новый вариант своей поэмы «Генриада». По свидетельству современников и друзей А. С. Пушкина, многие его литературные образы рождались во сне. «Стихи Пушкину грезились во сне так, что он ночью вскакивал с постели и записывал их впоть­мах», — писал врач М. Юзефович. План «Горе от ума» и несколько сцен комедии пришли А. С. Грибоедову во вре­мя сна. Ф. М. Достоевский видел во сне героев своих про­изведений, один из снов навел его на мысль написать ро­ман «Подросток».

Во сне происходили не только художественные, но и научные открытия. Много подобных свидетельств имеется о математиках — Р. Декарте, К. Гауссе, Ж. Пуанкаре, ко­торые «создавали» новые теоремы и системы во время сна. Д. И. Менделееву во сне «пришла» форма таблицы периодической системы. Ученому долго не удавалось найти таблицу, выражающую открытый им закон периодичности химических элементов. Проработав всю ночь безуспешно, Д. И. Менделеев заснул в своем рабочем кабинете. Во сне он ясно увидел таблицу, которую искал. Ученый проснул­ся и тут же быстро набросал эту таблицу на бумаге.

О новых мыслях, пришедших к ним во сне, рассказы­вали многие ученые. Ничего сверхъестественного эти слу­чаи в себе не содержат. Они лишь говорят о том, что сон людей, занятых напряженным творческим трудом, часто бывал неполным: те отделы коры головного мозга, которые усиленно работали днем, не захватываются процессом торможения во время сна, остаются возбужденными, продолжают работать и ночью. В результате в сознании спящего человека основная мысль, идея становится необыкновенно ясной и простой. Все, что напряженно подготавливалось работой многих дней, но не было завершено, вдруг становилось предельно понятным и завершенным.

Чтобы сон школьника был полноценным отдыхом, нервные клетки головного мозга могли хорошо отдохнуть и восстановить свою работоспособность, необходимо соблюдение определенных гигиенических правил. Важней­шее из них — соблюдение режима сна, т. е. отход ко сну и подъем всегда в одно и то же время.

Порой нелегко добиться, чтобы ребята вовремя укладывались спать. Особенно это трудно с младшими школьни­ками, поскольку в то время, когда им пора ложиться, жизнь остальных членов семьи еще в разгаре, включен телевизор и по радио идет интересная передача и пр. И, тем не менее, это необходимо. Здесь родители должны быть твердыми и настойчивыми. К сожалению, некоторые из них слишком часто допускают отклонения от этого жизненно необходимого правила, что приводит к небла­гоприятным последствиям. Ложиться спать вовремя — один из важнейших законов гигиены школьника. Если ложиться спать всегда в один и тот же час, то вырабаты­вается прочный рефлекс на время — основа всякого режи­ма, и с наступлением привычного часа укладывания ре­бенка уже клонит ко сну. Если же рефлекс на время не вырабатывается, ребенок засыпает с трудом. Он долго во­рочается в постели, о чем-то думает; эти мысли служат новыми раздражителями, препятствующими засыпанию, — в результате сон намного сокращается.

Проведенное в последние годы изучение режима дня учащихся показало, что значительная часть детей недо­сыпает. В большинстве случаев причиной является не­правильная организация отдельных моментов режима дня школьников, главным образом периода приготовления до­машних учебных заданий и проведения свободного време­ни. Частой причиной нарушения сна у школьников явля­ется просмотр ими поздних телевизионных передач, посещение театра и кино в вечернее время.

Установлено чрезвычайно неблагоприятное влияние недосыпания на высшую нервную деятельность школьни­ков. Появляются слабость, головные боли, раздражитель­ность, пониженная работоспособность, быстро нарастающее утомление. Эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режи­ма сна. Длительное недосыпание может привести к пере­утомлению.

Какова же нормальная продолжительность сна школь­ников в различные периоды? Полезно ли спать много? Что определяет качество сна?

Необходимая организму продолжительность сна чрез­вычайно индивидуальна. Она зависит от многих причин, в частности от типа нервной системы, общего состояния здоровья, умственной или физической нагрузки и пр. Кро­ме того, потребность в длительности сна меняется с воз­растом. Если взрослые люди должны спать в среднем не менее 8 ч, то школьники 7-10 лет –11-10 ч в сутки. Такая продолжительность сна рекомендуется для здоровых детей и подростков. Школьники же, ослабленные вследствие перенесенного острого заболевания (грипп, ангина и др.) с повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся, физически ослабленные, а также дети с сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболева­ниями нуждаются в более длительном ночном или допол­нительном дневном сне.

Полезен ли избыточный сон? Ученые считают, что много спать вредно. Субъективная потребность в дли­тельном сне часто не отражает истинной необходимости в нем, являясь лишь следствием привычки, нередко сформи­ровавшейся в детстве. Излишний сон способствует развитию флегматичности, задерживает умственное развитие ребенка, нарушает многие жизненно важные функции организма.

Немецкий философ И. Кант считал, что тот, кто увидит во сне наслаждение или средство убивать время и отдает ему больше трети своей жизни, не умеет оценить поло­женной ему жизни ни в качественном, ни в количествен­ном отношении. Такой человек описан И. А. Гончаровым в романе «Обломов».

Однако лишь одна продолжительность сна не харак­теризует целиком его гигиеническую полноценность. Сон должен быть глубоким, только тогда он приводит к вос­становлению нервной энергии.

Большое значение при этом имеют устройство и со­держание постели. Прежде всего, постель должна быть удобной и достаточно просторной. За ночь постельное белье впитывает пот, кожное сало, поэтому утром постель необходимо проветрить, откинув одеяло на спинку крова­ти; на день ее надо закрыть покрывалом, чтобы предохра­нить от пыли. Постель предназначена только для сна, на ней нельзя сидеть, класть вещи и одежду, лежать одетым. У каждого члена семьи должна быть своя отдельная по­стель. На какой же кровати удобнее и лучше всего спать?

Долгое время большой популярностью пользовались металлические кровати с панцирной сеткой. В дальней­шем было установлено, что под тяжестью тела сетка про­висает, и школьник вынужден спать в неудобной позе, а это может привести к искривлению позвоночника. Не ре­комендуются чрезмерно мягкий матрац и перина. Спать на них неудобно, жарко, ребенок потеет, а, раскрываясь, может простудиться.

В настоящее время выпускается много красивой и удобной спальной мебели, отвечающей основным гигиени­ческим требованиям. Это кровать с пружинным матрацем, диван-кровать, софа. Однако на любую кровать желатель­но стелить матрацы с наматрасниками, обеспечивающие функционально правильное положение тела, способствую­щее полноценному отдыху.

Кровать школьника должна быть не менее чем на 20—25 см длиннее его роста.

Пододеяльник, простыни и наволочки лучше шить из хлопчатобумажной ткани. Не следует сильно крахмалить постельное белье, так как оно становится непроницаемым для воздуха и влаги. Постельное белье следует менять не реже 1 раза в неделю.

На ночь рекомендуется надевать белье, предназначен­ное только для сна, — свободную длинную рубашку или пижаму.

Плохо спать в душной комнате, так как воздух в непроветренном помещении, кроме пыли, содержит много углекислого газа, который раздражает нервные окончания дыхательных путей, что приводит к возникновению в коре головного  мозга  очага  возбуждения,  препятствующего распространению торможения. Комнату перед сном надо хорошо проветрить, а лучше (если позволяет погода) оста­вить форточку или фрамугу на ночь открытой. Не следует бояться простуды! Дети очень легко привыкают к свежему воздуху и в результате меньше болеют. Кроме того, жизненным опытом и экспериментальными работами доказано благотворное влияние пониженной температуры воздуха на сон. Если в комнате прохладно, ребенок засыпает быстрее, сон его глубже, а работоспособность на следую­щий день выше, он чувствует себя значительно бодрее.

Гигиенисты рекомендуют в общих жилых комнатах, где едят, занимаются, отдыхают, такую температуру воз­духа: 18—20°С тепла в средней климатической полосе, 21—22°С — на севере и 17—18°С — на юге страны. А вот для спальных комнат желательна температура на 4—6°С ниже.

Очень полезна перед сном спокойная прогулка на свежем воздухе в течение 30—40 мин. Это обеспечивает достаточную глубину сна и его длительность.

Шумные игры, просмотры телевизионных передач, чте­ние и рассказывание волнующих историй перед сном вы­зывают глубокие эмоциональные переживания, мешающие спокойному засыпанию, сокращают время сна. Иногда, утомленные за день учебной и другой умствен­ной работой, школьники долго не могут заснуть: ворочают­ся с боку на бок, стараются успокоиться, но сон не при­ходит. Как в таких случаях поступать? Лучший совет — гимнастика. Но вечерняя гимнастика должна быть особой, успокаивающей. Сначала в спокойном темпе следует сде­лать несколько круговых вращательных движений руками (вперед, назад), затем — повороты и наклоны головы, дальше — 3—4 наклона туловища (вперед, назад, в стороны), и столько же приседаний. При этом дыхание должно быть глубоким, ровным. Привыкнув к вечерней «разрядке», можно заметить, что сон будет приходить быстро.

Не все родители требуют от детей, чтобы они регуляр­но перед сном выполняли необходимые гигиенические процедуры: чистили зубы, мыли руки, лицо, шею, уши, ноги. Ежедневное мытье ног перед сном водой комнатной температуры оказывает благоприятное влияние на нервную систему, закаливает и способствует быстрому засыпанию.

Помимо гигиенической ценности таких процедур для ор­ганизма, следует отметить их общее воспитательное воз­действие на ребенка. Приучая детей к выполнению гигие­нических процедур, родители одновременно воспитывают у них положительные качества личности, так как привычка к чистоте и порядку влияет на общую культуру поведения человека.

Во время сна до минимума должны быть сведены отри­цательные влияния таких раздражителей, как яркий свет, шум (громкие разговоры, включенные радио и телевизор).

Большое значение имеет и правильное положение тела во время сна. Напряжение мышц и связочного аппарата, вынужденная поза и односторонняя длительная нагрузка не только мешают хорошо выспаться, но иногда и вызыва­ют нарушения осанки. Сон на животе затрудняет дыхание. Лучше спать на спине или на правом боку, руки должны лежать поверх одеяла.

При соблюдении необходимых правил сон школьника будет полноценным, поможет восстановить его силы к следующему трудовому дню.

1.5. Проведение свободного времени

В бюджете каждого школьника существует и такое, когда он оказывается свободным от обязательных занятий, и сам, не по обязанности, не в силу долга,

а в соответствии с личными склонностями, желаниями, интересами слушает радио или смотрит телепередачи, ведет беседу с товарищем, занимается спортом или читает книгу. А может быть и так, что он ничем не занимается и бродит по улице, на­деясь, что подвернется какое-нибудь интересное дело.

Проблема организации внеучебного времени школьни­ков не нова, она издавна волнует педагогов и медиков. Известный отечественный педагог К. Д. Ушинский более 100 лет назад писал, что у человека портится голова, сердце и нравственность, если он не знает, чем ему занять день.

С мыслями К. Д. Ушинского как бы перекликаются мысли великого русского писателя нашей эпохи А. М. Горь­кого, который говорил, что на день надо смотреть, как на Маленькую жизнь, надо проверять, чем богата эта жизнь.

А многие ли ребята способны смотреть на день, как на маленькую жизнь? Ведь от взрослых во многом зависит, чем ученик заполнит свое свободное время, проведет ли его с пользой для себя, для коллектива, для общества или будет искать весьма сомнительные развлечения.

Только 25—30 ч в неделю учащиеся бывают в школе, а чем они заняты во внеурочное время, как организован их досуг? Как наполнить его содержательной деятель­ностью, не лишая школьника возможности выбрать себе занятия по вкусу? Как, наконец, научить детей разумно и интересно отдыхать? Все эти проблемы то и дело возни­кают в повседневной жизни.

Свободное время школьников может быть занято самой разнообразной деятельностью. В одних случаях эта дея­тельность организуется взрослыми — вожатыми, учителями, руководителями кружков, родителями, в других — дети организуют ее сами как общую, совместную деятельность. Они создают футбольные и хоккейные команды, затевают различные игры, компанией отправляются за грибами, собираются во дворах и подъездах для обслуживания своих неотложных ребячьих дел. Значительную часть до­суга многие школьники проводят в одиночку, занимаясь любимым делом: одни читают или смотрят телепередачи, другие что-нибудь мастерят, третьи рисуют, лепят, выши­вают и пр.

Ребят, прежде всего надо увлечь интересными и полез­ными делами. Полученные на уроках знания по литерату­ре, истории, математике и биологии учащиеся могут до­полнить и углубить в различных клубах, творческих объе­динениях, участвуя в диспутах и дискуссиях, теоретиче­ских семинарах, в процессе опытной работы; многие тру­довые навыки приобрести в процессе общественно полез­ной деятельности в школьных ученических бригадах, мас­терских и т. п.

Организуя свободное время школьников, необходимо учитывать специфику их основной суточной деятельности, ребенок в школе затрачивает немалые усилия на то, чтобы овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. После классных занятий дети должны иметь хороший отдых. Вернувшись из школы, они могут до обеда поиграть, по­мочь по дому в мелких хозяйственных делах, после обе­да — отдохнуть и пойти погулять.

Не будет преувеличением сказать, что основная часть информации, получаемой школьниками во внеучебное вре­мя, поступает к ним из телепередач. В наши дни телеви­дение решительно вторглось в детство. На него направлен теперь мощный поток зрительно-слухо­вой информации. К телевизору тянутся дети всех возрас­тов и разных способностей.

Многие школьники вследствие своей любознательности, любопытства, отсутствия прочных навыков соблюдения режима дня смотрят все, что появляется на экране. Все чаще дети отдают предпочтение игре на компьютере, «зависают» в Интернете. Некоторые родители не только не ограничивают своих детей во времени, но даже снисходительно относятся к такому времяпрепровождению их детей, усматривая в этом одно из лучших средств отвлечения их от «пагубного» влияния «улицы», «неблагонадежных друзей».

Многие школьники смотрят все подряд, стараются не пропустить ни одного нового фильма. Зачастую дети убивают все свободное время за игрой на компьютере. Особенно это касается ребят, живущих в небольших городах, поселках и деревнях.

По данным врачей-гигиенистов, такие зрелищные ме­роприятия, как просмотр телевизионных передач, кино­фильмов и др. при всей их занимательности, пользе для развития ребенка, представляют значительную физиологи­ческую нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения и слуха. Отводимое на эти передачи время следует регламентировать. Установлена максимальная продолжи­тельность просмотра детьми телевизионных передач: для младших школьников — 1ч, не более 2—3 раз в неделю; у компьютера можно проводить не более получаса.

Наблюдения врачей показали, что телевизионные просмотры сразу же после какой-либо умственной или зрительной нагрузки способствуют дальнейшему нарастанию утомления, накопившегося за день. Ведь нагрузка при этом приходится на те же самые участки коры головного мозга, которые уже были в работе. Если ребенок был в театре, музее, на концерте, видел кинофильм, то смотреть пере­дачи, работать на компьютере в тот же день ему не следует. Перегрузка может неблагоприятно отразиться на молодом организме.

Просмотр телевизионных передач требует такого же напряжения зрения, как и при рисовании, черчении или вязании, и поэтому может привести к переутомлению. Это объясняется не какой-то спецификой телевидения, а тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования и ежедневный просмотр TV-передач служит дополнительной нагрузкой для зрения.

Наибольшее утомление и напряжение зрения у детей наблюдается при слишком близком расположении к экра­ну, дисплею. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране нечеткое, часто изменяются яркость и контраст­ность. Лучше всего настраивать телевизор не во время пе­редачи, а перед началом — по испытательной таблице. Яркость изображения должна быть такой, чтобы глаз ви­дел изображение, не напрягаясь. При цветном изображе­нии следует избегать чрезмерно ярких или чересчур блед­ных красок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5