Реферат: Экспериментальный метод в психологии
б)
Проверка может быть прямой или косвенной: проверка является прямой, когда оба
члена гипотетического отношения могут стать объектом прямого наблюдения. Таким
был вышеприведенный пример, когда эффект установки прибавлялся к эффекту
частоты при определении порога узнавания. Но очень часто гипотеза является
более сложной и предполагает существование промежуточной переменной, которая не
может стать объектом прямой проверки.
Так,
гипотезы о природе колбочек, связанных с цветным зрением, до сих пор могут быть
только объектом косвенных проверок. Самая правдоподобная гипотеза должна
исходить из всех известных фактов. По мере развития наших знаний поле нашего
выбора постепенно сужается. В примере с цветным зрением прямая проверка станет
возможной тогда, когда это позволят успехи гистологии и биохимии.
Другие
гипотезы, в частности те, которые вводят факторы или черты личности, мотивации,
общие признаки какого-либо поведения, например силу навыка у Халла, всегда
будут в принципе доступны лишь косвенной проверке, то есть проверке,
основанной на тех следствиях, которые можно из них вывести. Теоретическая
гипотеза становится все более и более правдоподобной по мере того, как
увеличивается число предсказанных ею фактов.
в)
Проверка практически всегда частична. Мы уже дважды подчеркивали этот аспект,
но нужно еще раз к нему вернуться. В физиологии возможно доказательство.
Удаление, рассечение, повреждение органов позволяют определить точную функциональную
роль какой-либо части организма. В психофизиологии животных можно приблизиться
к этому идеалу. В психологии он недостижим. Поведение зависит, как мы видели,
от двух типов переменных: ситуации и личности. Но в каждом этом типе число
переменных очень велико, и, несмотря на все предосторожности (о которых мы
будем говорить в следующем параграфе), наблюдаемое поведение зависит только с
одной стороны от данной переменной. Проверка прогноза выражается чаще
всего посредством статистического критерия: гипотеза проверена, например, на
уровне 0,05, — это означает, что есть только пять шансов из 100, что
установленное различие (или корреляция) не относится к частным признакам
используемой выборки наблюдений. Это означает, что данная переменная играет
какую-то роль, но в связи с другими переменными, усиливающими или ослабляющими
ее действие.
Частичная
проверка какой-либо гипотезы исключает противоположную гипотезу, но не роль
других переменных, которые могут играть дополнительную роль. Так, в теории
научения одни авторы смогли проверить значение ассоциаций, возникающих между
различными сигналами какой-нибудь ситуации, и создали основу гипотез,
обозначаемых S — S. Другие исследователи доказали важность связей,
устанавливающихся между сигналами ситуации и ответом посредством так
называемого процесса подкрепления. Эти гипотезы, обозначаемые S — R, конечно,
не исключают первых. Процессы научения включают, по нашему мнению, эти сложные
аспекты, причем главную роль играют то одна, то другая система в зависимости от
ситуаций.
Часто
именно благодаря сопоставлению гипотез и попыткам синтеза их наука достигает
своих самых замечательных успехов. Об этом свидетельствует как физическая, так
и психологическая теории.
Независимая
и зависимая переменная.
Экспериментирование имеет своей
целью проверить существование какой-либо связи между двумя рядами фактов.
Основной принцип остается всегда одним и тем же. Изменение данного, и наблюдение за тем, как
сказывается это изменение на поведении.
Фактор, изменяемый экспериментатором, называется
независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая
переменная, называется зависимой переменной. Мы будем постоянно пользоваться
этой терминологией.
Спровоцированный
эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.
Это различие, введенное Клодом Бернаром, очень
полезно в психологии. Спровоцированный эксперимент является самым частым и
самым классическим. Исследователь воздействует на независимую переменную и
наблюдает результаты. Эксперимент называется экспериментом, на который
ссылаются, когда изменение независимой переменной осуществляется без
вмешательства экспериментатора. Так обстоит дело с мозговыми повреждениями,
вызванными ранениями или болезнями, с различиями в культурном уровне,
связанными с неравенством условий жизни, или с биологическим тождеством
однояйцевых близнецов. К этим случаям нужно отнести и все те случаи, когда в
той или иной форме проис ходит изменение в личности и когда оно может быть
использовано как независимая переменная. Эти случаи очень ценны, так как
экспериментатор не может вводить переменные, действие которых было бы медленным
(система воспитания), и не имеет права экспериментировать на человеке, если
его эксперимент может вызвать серьезные или необратимые физиологические или
психологические нарушения. Эксперимент может быть одновременно экспериментом,
на который ссылаются, для одной переменной и спровоцированным — для другой.
Эксперимент
и лаборатория.
Эксперимент
должен доказать какую-либо гипотезу. Поэтому он сопровождается стремлением
проверить как можно большее число переменных и как можно точнее
зарегистрировать ответы-действия испытуемых. Вполне очевидно, что этот идеал
легче достигается в лаборатории, где оборудование и помещение специально
приспособлены для этой цели. Лаборатория не предполагает, однако, сложного
оборудования, помещающегося в особых зданиях. Роль лаборатории часто может
выполнить спокойная комната в школе, госпитале или казарме. Существуют даже грузовики-лаборатории.
Лаборатория разными способами создает искусственную среду. Ее целью не
является, впрочем,— за исключением особых случаев — создание или воссоздание
естественных условий и миниатюрных жизненных ситуаций. Подход экспериментатора
— аналитический, он старается создать ситуации, как можно больше выявляющие
влияние изучаемой им переменной. Он действует так же, как физик или биолог.
Если на стадии наблюдения он часто должен прибегать к естественному наблюдению,
чтобы доискаться до первопричины, то, напротив, в эксперименте он должен
установить какую-либо зависимость, стараясь устранить все влияния, ее
маскирующие. Лаборатория полезна только тогда, когда удается привести в
действие средства, изолирующие какое-либо явление.
На
этой стадии научной работы такой аналитический подход не таит в себе никакой
опасности. Она, видимо, появляется только тогда, когда экспериментатор
неосмотрительно захотел бы перенести свои лабораторные результаты в
повседневную жизнь, в которой действуют те самые переменные, влияние которых
нейтрализовал эксперимент. Не следует забывать, что эксперимент предназначен
для создания науки и что практические выводы не вытекают из него механически.
Однако
не всякий эксперимент может быть проведен в лаборатории, в частности в
социальной психологии или в прикладной психологии. В этих случаях
экспериментатор может изменять какую-либо переменную, но должен сохранять
нормальными все остальные условия жизни людей. Так, можно применять в одном или
нескольких классах новые педагогические методы и спустя какое-то время
определять их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение
не было введено. Можно также изменять в некоторых конторах отношение
руководителей к персоналу и путем сравнения оценивать результаты и т. д.
Но
сразу же обнаруживается, что подобные эксперименты — а они вполне заслуживают
этого названия — оставляют множество неконтролируемых переменных. Так, в наших
примерах не контролируется та или иная переменная: личность учителей или
руководителей, характер классов или групп, установки, которые продолжительные
эксперименты создают в изучаемых группах. Напомним о превратностях и
злоключениях экспериментов на заводе Хаузорн. Однако увеличение числа
экспериментов, проведенных на основе одной и той же гипотезы, может повысить
ценность реализуемых проверок.
Эксперимент
и оборудование.
Классическим
признаком психологической лаборатории является оснащенность ее оборудованием.
Какую же роль играет оно в лаборатории? Оборудование является средством
контроля за изменениями независимых переменных и определения значений или
свойств зависимой переменной, то есть ответов испытуемого.
Оборудование
может быть очень сложным, но может быть и очень простым. Особенно в области
речи можно провести много исследований с помощью бумаги, карандашей и
хронометра. Напомним, однако, три переменные психологического отношения, чтобы
указать кратко природу и роль оборудования при изучении психологии человека.
А)
Ситуация. Цель — максимальное уточнение ситуации и ее переменных. Сюда
относятся все приборы, предназначенные для измерения или создания
контролируемых физических переменных среды: люксметр, децибелметр, аудиометр,
а также ольфактометр, ареометр и т. д.
Исследования
по восприятию применяют разные типы аппаратов предъявления. Приведем в
качестве примера тахистоскопы, предназначенные для контроля продолжительности
времени экспозиции.
Для
изучения памяти также необходимы аппараты с целью контроля времени предъявления
и интервалов следования: цилиндры с нанесенными на них стимулами, движущимися
перед окошком; проекционные аппараты и т. д.
Сенсомоторные
исследования и исследования проблем обучения также пользуются оборудованием,
которое даже определяет задание.
Мы
уже говорили, что при изучении речи и символического мышления оборудование
сводится к минимуму. Иногда лаборатория оборудуется таким образом, чтобы
создать искусственные условия обитания: «поворачивающиеся комнаты» Уиткина,
лаборатории для изучения сна Клейтмана, а ныне—помещения, воспроизводящие
условия жизни астронавтов, где одновременно с физиологическими исследованиями
проводятся некоторые психологические исследования.
Б)
Личность. Когда нужно контролировать переменные личности, самым
распространенным экспериментальным материалом являются всякого рода тесты
(Пишо, 1949).
Когда
изучаются физиологические изменения, лаборатория превращается в клинику, так же
как при исследовании фармакодинамики.
В)
Ответ. В данном случае основная роль оборудования состоит в регистрации
ответов.
Когда
пользуются физиологическими показателями, прибегают к существующим
регистрирующим аппаратам ЕЕG, ЕDG, ЕMG. Кино фиксирует мимику
и сложные действия, магнитофон — вербальные ответы. Целый ряд аппаратов служит
для измерения длительности феноменов: обычные хронометры, хроноскопы (Гиппа,
Д'Арсонваля), ныне электронные. Очень часто пользуются полиграфом с синхронным
мотором, позволяющим регистрировать время стимуляции (или стимуляций) и ответа
(или ответов) и т. д.
Наконец,
часто достаточно простого листа записей, сделанных испытуемым или
экспериментатором.
Значение
эксперимента определяется не ценностью используемого оборудования, а
богатством гипотез и точностью необходимого контроля. Однако часто этот
контроль невозможен без оборудования, и во многих случаях успехи эксперимента
зависят от успехов техники.
Изоляция и
контроль независимых переменных.
До
сих пор мы рассуждали, не ставя под сомнение классический принцип
экспериментирования: принцип вариации только одной из переменных при сохранении
постоянными всех остальных. Это правило поднимает множество проблем, и мы
постепенно увидим, как они решаются на практике. Организация эксперимента и
обработка его результатов как раз и преследуют цель обеспечить строжайшее
соблюдение этого правила.
Однако
можно подвергнуть сомнению даже сам этот принцип. Можно ли изолировать одну
переменную? В теоретическом плане вопрос этот неразрешим, но столетие
экспериментирования доказало, что это возможно, если принять все необходимые
предосторожности и проверять полученные результаты в сходных условиях. Иногда
оказывается, что то, что принимали за независимую переменную, вовсе не является
таковой, и поведение испытуемого объясняется другими переменными. В этом
состоит классическая трудность экспериментирования, знакомая также физико-химическим
и биологическим наукам.
Если
практика отвечает на этот вопрос утвердительно, то тем не менее не всегда легко
изолировать одну переменную. В таком случае возможны два способа. Один состоит
в том, чтобы нейтрализовать действие одной или нескольких переменных, которые
нельзя считать постоянными, и мы укажем конкретные средства достижения этого.
Другой, более новый, состоит в планировании эксперимента при нескольких
переменных, причем дисперсионный анализ позволяет определить соответственный
вес каждой в результатах. А контроль за другими переменными? Когда речь идет о
переменных, относящихся к ситуации, можно к этому стремиться, но личность — не
робот, изо дня в день и даже из года в год выполняющий стереотипные задачи.
Внимание, мотивация, резервы субъекта меняются. Эти изменения объясняют,
почему время от времени варьируют — правда, в определенных пределах — ответы
субъекта, и мы увидим, как статистика позволяет отделить в хорошо поставленном
эксперименте существенное от второстепенного.
Мы собираемся теперь аналитически рассмотреть
проблемы, поднимаемые изменениями независимой (ситуация или личность) и
зависимой (ответ) переменной.
Вариации
ситуаций.
Ситуация имеет два главных аспекта: окружающую
среду, то есть те условия, в которых испытуемый должен что-то делать, и задачу,
определяемую экспериментальным материалом, с которым испытуемый должен
действовать в соответствии с данными ему указаниями (инструкцией).
Создание
равноценных групп.
Эта
проблема является трудной и фундаментальной. Две группы никогда не могут быть
абсолютно равноценными. Как же в таком случае можно достичь достаточной
равноценности?
Основное
правило состоит в следующем: две группы должны быть равноценными по крайней
мере в отношении изучаемых проблем: группы детей одного возраста, пола или
одного и того же уровня умственного развития, сходные патологические случаи и
т. д.
Первый
вопрос, требующий решения и иногда предварительных экспериментов, состоит в
том, чтобы определить основные переменные, равноценность которых следует
проверить. Является ли такой переменной интеллектуальный уровень?
Социально-экономический уровень? Характер?
Когда
решен этот первый вопрос, нужно найти правильные критерии (иногда тесты) для
определения равноценности, а эта проблема становится все труднее по мере
перехода от биологических переменных к социальным или к переменным личности.
На
практике часто действуют следующим образом. Для того чтобы составить
равноценные группы, начинают с уже однородной во многих отношениях популяции:
детей данного возраста, одного и того же квартала, студентов определенной
специальности на данном уровне, рабочих одной и той же специальности и т. д.
Преимущество, существующее вначале, утрачивается в конце. Полученные результаты
будут относиться только к изученной популяции. Однако редкие исследования имеют
возможность использовать две равноценные и репрезентативные выборки популяции
данной страны. И даже в этом случае полученные результаты не могут быть,
по-видимому, экстраполированы с Франции, например, на Китай.
Исходя
из этой популяции, можно действовать несколькими способами в зависимости от
искомой степени равноценности.
А)
Испытуемых выбирают в данной популяции наугад. Если эта популяция достаточно
однородна в отношении изучаемых переменных, можно надеяться, что неизбежные
индивидуальные различия компенсируются. Этот метод тем плодотворнее, чем многочисленнее
созданные группы и однороднее популяция. Однако мы чуть было не совершили
грубую ошибку, когда обратились с целью измерения оптико-геометрических иллюзий
к пансионерам студенческого общежития, являющимся студентами различных
специальностей. Оказалось, что эту популяцию нельзя считать однородной; и, в
самом деле, студенты естественных и гуманитарных специальностей дали
совершенно различные результаты (Фресс и Вотрей, 1956).
В)
Если известны переменные, требующие проверки, можно проверить равноценность
групп с этой точки зрения. Самым простым примером является пример, на который
мы ссылались выше, то есть когда существует однородность или сходство между
испытанием, на основании которого устанавливается равноценность, и испытанием,
составляющим эксперимент.
Но
в этом случае степени равноценности могут быть разными:
а)
можно довольствоваться равноценностью средних двух групп — абсолютным
равенством или отсутствием значимого различия между ними;
б)
можно требовать, чтобы результаты испытуемых в этом предварительном испытании
были равноценны в отношении средней и вариабидьности;
в)
можно, наконец, составить так называемые парные или сходные группы. На основе
одного или нескольких предварительных испытаний распределяют попарно
испытуемых, получивших сходные очки, соответственно в каждую из групп.
Наибольшая возможная равноценность достигается в случае однояйцевых близнецов,
когда каждый член пары включается в одну из двух групп.
Вариации
личности.
Личность
является интеграцией весьма различных данных и сил; некоторые из них могут
претерпеть изменение в результате воздействия Э.1, другие же
допускают лишь различия, созданные природой и обществом.
А)
Спровоцированные изменения, а) Биологические изменения:
часто
можно воздействовать на физиологические или психофизиологические компоненты
поведения. Приведем несколько примеров:
1)
Фармакодинамшеское воздействие на здоровых или больных: лекарства могут
действовать на интеллект (глютаминовая кислота), эмоциональность (нейролептические
средства), эффективность (амфетамин) и т. д.
2)
Посредством лишений или пресыщения, фармакодинамиче-ских средств или социальных
условий можно воздействовать на первичную мотивацию (голод, жажду, половое
чувство).
3)
Изменения стимуляции могут оказывать помимо своего основного действия косвенное
влияние на организм. Так обстоит дело с влиянием продолжительного лишения
сенсорных раздражений (Бекстон, Херон и Скотт, 1954).
Различие
между прямым и косвенным действием иногда весьма тонко.
б)
Психологические изменения: Э. в определенных пределах имеет возможность
оказывать влияние на то, как И. воспринимает ситуацию. Приведем два наиболее
ярких примера:
1)
Воздействие на установки. Мы уже говорили, что И. из совокупности данных
какой-нибудь ситуации должен произвести отбор. Целью инструкции является дать
определенное направление этому отбору. Варьируя инструкцию и вместе с ней
установки испытуемого, можно изучать влияние этой переменной. Пионеры
экспериментальной психологии обнаружили различия во времени реакции при
моторной и сенсорной установках. Самые новые работы изучили влияние
направляемых или спонтанных установок на восприятие, память, решение задач.
2)
Воздействие на мотивацию. Мы возвращаемся к вопросу, уже рассмотренному нами
выше, но на этот раз мы будем говорить о мотивации, которая прямо изменяется
инструкцией, устанавливающей результаты, которые нужно достигнуть, используя
классическое подкрепление: социальной мотивации («люди вашего уровня достигают
таких-то успехов»); учебной или материальной заинтересованности («этот
результат будет зачтен за экзамен» или «за такой-то результат вы получите
такое-то вознаграждение»);
личных реакциях (И.
знает о своих результатах или просто о том, был успех или неудача). Сообщаемые
результаты могут быть настоящими, а иногда «вымышленными», чтобы вызывать по
своему .усмотрению реакции успеха или неудачи.
Таким
образом, изучают не только влияние определенной мотивации на все виды
поведения, но также и борьбу мотивов и т. д.
Б) Изменения,
на которые ссылаются. Нельзя изменить возраст, пол, темперамент и характер,
прошлый опыт, социальную среду, самооценку и т. д. испытуемых. А между тем все
эти переменные (указывают очень большое влияние на их поведение. Чтобы их
обнаружить, достаточно использовать различия, обусловленные природой и
обществом. В таком случае достаточно создать две или несколько групп, в
различной степени обладающих определенной чертой. Этот метод является
классическим в дифференциальной психологии, когда она не ограничивается
констатацией и измерением различий, а составляет часть экспериментальной
психологии, позволяя изучать отношения между различными инстанциями личности.
Предметом психологии является не что иное, как личность; недостаточно изучать,
например, законы памяти, если не пытаться при этом узнать, какое влияние на эти
законы оказывает интеллект, характер или интересы. В первое время
экспериментальная психология не обращала внимания на индивидуальные различия,
она нивелировала их в поисках центральных тенденций ответов, но на втором
этапе своего развития сами эти различия становятся предметом изучения, причем
попытка объяснить их состоит в воспроизведении их посредством воздействия на
контролируемые переменные личности.
Задача
остается той же самой — создать равноценные группы, но возникает дополнительная
трудность: эти группы, равноценные во всех отношениях, которые считаются
«существенными», должны быть различными в отношении того аспекта, который подвергается
изменению.
И здесь
снова экспериментирование продвигается вперед лишь путем последовательного
приближения, выявляющего через успехи и неудачи эти так называемые
«существенные» переменные.
Приведем
один-единственный пример. Кажется, что генетические исследования не вызывают
больших трудностей в тех странах, где хорошо налажена работа органов записи
гражданского состояния. А между тем очень трудно составить для каждого возраста
равноценные группы в отношении одного только, например, интеллектуального
уровня. В классы семилетних малышей попадают весьма разные индивиды данной
географической области, однако все школьные системы применяют одну форму
отбора. Как же найти у четырнадцатилетних и а fortiori у
взрослых группы, сравнимые с группами семилетних?
Страницы: 1, 2, 3
|
|