рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Деловая риторика рефераты

6.Если в роли подлежащего выступает количественно - именное сочетание, то форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, а форма множественного числа - на раздельное совершение действия. Например: Пять менеджеров отправилось в поездку (группой). Пять менеджеров отправились в поездку (каждый с самостоятельным заданием).

Лексические нормы, или нормы словоупотребления - это правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.

Следует избегать типичных ошибок словоупотребления.

1.Неразличение паронимов.

Паронимы - это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. Правильно употребляйте паронимы! (из «Словаря паронимов современного русского языка» Ю. А. Бельчикова, М. С. Панюшевой (М. , 1994).

Абонемент - документ, представляющий право на пользование чем -  либо, на какое - либо обслуживание, а также само это право.

Абонент - тот, кто пользуется абонементом, а также клиент некоторых коммунальных служб.

Выплата - выдача платы за что - либо; уплаты долга частями или полностью.

Оплата - выдача, внесение денег за что - либо, в возмещение чего - либо; уплачиваемые за что - либо деньги.

Плата - расчет за что - либо, уплата; вознаграждение за труд по найму; денежное возмещение за пользование чем - либо, за услуги; вознаграждение (переносное).

2.Неуместное употребление иностранных слов вследствие незнания их значения. Приведем толкование ряда распространенных заимствований (из «Толкового словаря иноязычных слов Л. П. Крысина (М. , 1998).

Автаркия - экономическое обособление страны, направленное на создание замкнутого национального хозяйства, способного обходиться без ввоза товаров из-за границы.

Брокер - посредник при заключении сделок на бирже.

Депозит - денежные средства или ценные бумаги, помещаемые в кредитные учреждения.

Дебитор - должник.

Дилер - лицо или учреждение - торговый представитель предприятия, фирмы; биржевой посредник, занимающийся куплей и продажей ценных бумаг.

Дилемма - положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.

Дистрибьютор - лицо или учреждение, занятое размещением на рынке сбыта товаров, производимых каким - либо предприятием.

Инсинуация - клеветническое измышление.

Истеблишмент - правящие и привилегированные группы общества, а также вся система власти и управления, с помощью которой они осуществляют свое господство.

Мониторинг - систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие результатов этого процесса первоначальным предположениям.

Нувориш - богач - выскочка, человек, разбогатевший на спекуляциях.

Реноме - установившееся (обычно благоприятное) мнение о чем - либо.

Паблисити - известность в обществе, популярность, слова; реклама, рекламирование кого-нибудь.

Сервер [сэ] - обслуживающее устройство в системах автоматической обработки информации.

Фиаско - неуспех, полная неудача.

§4.Коммуникативная целесообразность речи

К качествам «хорошей» речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту, ясность и понятность).

Точность речи связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности - соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания. Например, если об очень громком крике мы скажем «оглушительный», то точнее информируем слушателя. Или если выберем уместное слово из синонимического ряда (строить - возводить) для текста делового стиля: «Строители обещали построить здание в сентябре, а к октябрю - завершить все отделочные работы».

Если говорящий заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателя нужную реакцию на сообщение - интеллектуальную (сделать понятным), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), то это является свидетельством выразительности его речи.

Выразительность может создаваться на уровне всех языковых единиц. В публичной речи и деловом общении часто используют специфические изобразительные средства, делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным.

Это так называемые риторические фигуры - зафиксированные обороты речи, слова и выражения в переносных значениях, являющиеся украшением текста. Они обогащают и разнообразят сообщения. В риторике традиционно различались фигуры мысли (средства выделить именно данную мысль, которые не менялись от пересказа иными словами) и фигуры слова (способ привлечь внимание и определенному месту речи). Фигуры слова, в свою очередь, делились на фигуры прибавления, убавления, перемещения, переосмысления слов. Последние называют тропами.


РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ МЫСЛИ

1.Антитеза Противопоставление Горька работа, да сладок хлеб
2.Оксюморон слияние парадоксальных противоположностей Счастливый неудачник
3.Восклицание призыв, воздействие на эмоции

О времена!

О нравы!

4.Обращение обращение к слушателям Слушайте граждане...
5.Вопрос передает размышления автора Неужели вы передумаете?
6.Амплификация распространение Не буду говорить о том, что ты лжец, вор, бюрократ, скажу лишь...

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ СЛОВА

Фигуры прибавления (повторы)

1.Анафора единоначатие Жди, когда снега метут, жди, когда жара ...
2.Эпифора единоокончание Без вдохновения бессилен талант, без работы над собой бессилен талант

Фигуры убавления

1.Эллипсис пропуск слов Мы встаем, и тотчас на коня ...

Фигуры перемещения

1.Инверсия обратный порядок слов Тамара в театр пошла
2.Параллелизм однотипное построение предложений или их частей Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

Фигуры переосмысления (тропы)

1.Метафора перенос значения по сходству Все новые волны молодежи приходят в университет ...
2.Метонимия перенос по смежности Из министерства пришла бумага ... (т. е. официальный документ)
3.Синекдоха перенос значения по количеству И слышно было до рассвета, как ликовал француз
4.Ирония перенос по противоположности Откуда, умная, бредешь ты, голова ...
5.Гипербола усиление значения Мы с вами сто лет не виделись!
6.Литота преуменьшение Море по колено.

Экспрессию создают также сравнения, эпитеты (художественные определения), цитаты, фразеологизмы, пословицы, крылатые слова.

Добиться точности и выразительности можно лишь при условии, что говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Показатели богатой речи - большой объем активного словаря (современный человек, в среднем, знает и использует 7 - 9 тысяч слов), разнообразие морфологических форм, синтаксических конструкций.

§5.Речевой этикет

Для свободного и корректного делового общения человек должен обладать тонким знанием речевого этикета, его чутьем. Этикетные ситуации имеют свой словарь, обладающий большим количеством вариантов. Приведем список некоторых речевых оборотов с их стилистической характеристикой (из книги Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой «Культура и искусство речи» (Ростов

-     на - Дону, 1995).

Нейтрально Официально

Приветствия

Здравствуйте, Лидия Ивановна! Здравствуйте, коллеги
Добрый день Рад Вас приветствовать
Здравствуй, Игорь Разрешите приветствовать вас
Добрый вечер!
Доброе утро!
С добрым утром

Прощание

До свидания Позвольте откланяться
Всего доброго (в речи лиц старшего поколения)
Всего хорошего Позвольте (разрешите) попрощаться
Будьте здоровы
До встречи Разрешите проститься
До скорой встречи Разрешите удалиться
Прощайте

Обращение

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!
Друзья мои! Глубокоуважаемый председатель!
Дорогие гости! Господа! Госпожа Иванова!
Леонид Владимирович! Дамы и господа!
Многоуважаемый
Леонид Владимирович!

Извинения

Прости (- те) Простите, пожалуйста, я ...
Извините (- те) меня Приношу вам свои извинения
Прошу прощения Мне надо принести вам свои извинения
Ради бога, простите
Простите, я не хотел

Просьбы

Пожалуйста Будьте любезны
Будьте добры Не откажите в любезности
Разрешите ... Сделайте одолжение
Можно ... Не будьте ли вы так любезны
Прошу вас Не сочтите за труд
У меня к вам просьба Не возражаете, если я ...
Разрешите, пожалуйста Не согласились бы вы ...
У меня к вам большая просьба: вы не могли бы ...

Благодарность

Спасибо. Спасибо вам! Очень (крайне, чрезвычайно) признателен
Большое спасибо Очень тронут вашим вниманием
Большое вам спасибо Разрешите поблагодарить вас
Я вам бесконечно благодарен Я вам очень обязан

Ответы на благодарность

Пожалуйста. На здоровье. За что меня благодарить. Не стоит благодарности.
Вы очень любезны.
Вы так предупредительны

Поздравления

Поздравляю вас ... Позвольте вас поздравить
С праздником Примите мои поздравления
С праздником вас Разрешите вас поздравить

Ситуации речевого этикета незамкнуты, открыты, среди них выделяют также: привлечение внимания, пожелание, одобрение, отказ, сочувствие, соболезнование, приглашение, совет, комплимент и другие.

В зону речевого этикета входят правила выбора ты - или Вы - форм общения. Обычно ты - родственное, дружеское, интимное, доверительное, фамильярное; Вы - вежливое, уважительное, официальное, отчужденное.

Антиэтикетное речевое поведение состоит в том, чтобы высказать пренебрежение собеседнику, принизить его социальный статус, часто с помощью грубых, бранных слов (инвективных). Но это не разрешает конфликта, а только отрицательно характеризует говорящего.

ВОПРОСЫ

1.Чем различаются и как между собой связаны понятия: культура речи, речевая культура, культура речевой деятельности, культура общения, общая культура?

2.Какие из слов выходят за рамки современного русского литературного языка? (завсегда, зенки, баранка (руль), болельщик, трояк, шпаргалка, электричка, рубанок, шапка (заголовок), тщесловие (пустословие).

3.Какая из норм более подвижна - орфоэпическая, лексическая или грамматическая?

4.Как определить степень развитости говорящего в отношении речевой культуры?

5.К какому типу речевой культуры вы отнесете авторов рекламных текстов, допускающих грамматические ошибки, дикторов, неправильно произносящих слова: «С Москва - тур на Красное море» (с Москвой - тур), «Гладить благодаря «Ленор» гораздо легче» (благодаря «Ленору»), «По заказу ТВ - центр» (ТВ - центра), «Груз будет растамаживаться в России» (растаможиваться), «Жалюзи от «Блиц» (жалюзи).

6.Для людей каких профессий владение нормами литературного языка является показателем профессиональной пригодности?

7.Какие качества речи называют коммуникативными? Перечислите их.

8.Почему лингвисты говорят о дестабилизации современной нормы?

9.Согласны ли вы с мнением Л. К. Граудиной о том, что снижение морального и этического стандарта в обществе проявляется прежде всего в снижении уровня языковой культуры?

10.Влияет ли политическая система общества на речь?

11.Приведите примеры ситуаций, требующих речевого этикета.

12.Что такое антиэтикетное речевое поведение ?

13.Объясните различие в понятиях «вопросы риторики» и «риторические вопросы».

14.Как развивать богатство своей речи?

15.Когда необходимы лингвистические словари?

ЗАДАНИЯ

1.Читайте тексты, соблюдая орфоэпические нормы.

1.Я товарищей встречал,

Различал их за квартал (В. Берестов).

К плетню растерянно приникший,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13