рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Деловая риторика рефераты

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано ... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал ... И вдохновенье рождалось в работе».

111.Артикуляционные упражнения.

1)Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы;

-Е, Я, Й, Ю;

-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

-еа, яа, йа, юа;

-Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

-ша, шо, шу, ши,

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

-ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

-С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р ...;

-ПТК, ПКТ, КТП

2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

3)Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп:

На дворе - трава, на траве - дрова;

не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Король - орел.

Либретто «Риголетто».

Прецедент с претендентом.

Константин констатировал.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

4)Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова:

Реплика – стимул Реплика - реакция

1.Вопрос – сомнение

Яблоко от яблони недалеко падает?

Шила в мешке не утаишь?!

До поры остры топоры?!

Топоры остры до поры?!

Около кола - колокола?!

Утверждение

Яблоко от яблони недалеко падает.

Шила в мешке не утаишь!

Топоры остры до поры!

До поры остры топоры!

Около кола - колокола!

Около кола колокола!

2.Вопрос – удивление

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

Восхищение

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

3.Восхищение.

Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком!

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.

Сомнение (недоверие).

Стоит поп на копне!

Колпак на попе?

Копна под попом?

Сам - под колпаком?

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

5)Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:

«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

6)Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.

7)Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас:

корреспонденция, предшествовавший,

неистовствовать, обусловливаемый,

транспортируемая, катастрофический,

взгромоздившееся, искренность, изданный,

обыкновенно, усовершенствование,

присутствие, делопроизводство, артиллерия,

забаррикадироваться, спектрограф.

ВОПРОСЫ

1.Приведите примеры искусственных знаковых систем.

2.Что такое уровневое представление о системе языка?

3.Какая речь преобладает в современной жизни - письменная или устная?

4.Почему письменный монолог и устный диалог являются полярными видами речи?

5.Перечислите ситуации, в которых звучит публичная диалогическая речь.

6.Есть ли различия между мышлением и внутренней речью?

7.Как вы понимаете слова Ф. И. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь!»?

8.Исследования Н. И. Жинкина показали, что речевой слух развивается при многократном повторении, т. е. в результате усиленной тренировки голосового аппарата, речевых мышц. Исходя из этого, объясните, почему очень эффективен для повышения орфографический грамотности метод диктанта?

9.В каких ситуациях уместно рефлексивное, а в каких нерефлексивное аудирование?

10.В чем преимущество умения слушать эффективно, по мнению А. Моруа: «Множество женщин сделало блестящую карьеру, умея внимательно слушать, разумно отвечать и говорить тогда, когда это уже необходимо»? Прав ли, на ваш взгляд, французский писатель?

11.Одна из американских методик слушания рекомендует: «Слушай, что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать». Как вы понимаете этот совет?

12.Как образуется звук?

13.Из чего складывается интонация?

14.Какую роль играют паузы в устной речи?

15.Раскройте зависимость звучания голоса от характера (состояния) человека.

16.В чем отличие полного стиля произношения от неполного?

17.Чем отличается чистоговорка от скороговорки?

18.И. Андроников - известный литературовед, исполнитель устных рассказов - читал лермонтовские стихи очень ритмично, соразмерно чередовал паузы. Можно ли объяснить такое совершенство прирожденным чутким музыкальным слухом мастера? Следует ли рекомендовать пение для развития техники речи?

ЗАДАНИЯ

1.Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»? Объясните это, опираясь на этимологию (См. : Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М. , 1996; Шанский Н. М. , Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М. , 1997)

2.В каких значениях употреблены слова «язык» и «речь», приведите синонимы: Он не владеет языком. Говорит тяжелым языком. Притча во языцех. И назовет меня всяк сущий в ней язык. Язык мой - враг мой. Язык формул. Трудный для понимания язык. Язык колокола. Шершавым языком плаката. Он изучает русский язык.

Одна речь не пословица. Изучение родной речи - великое дело. Речь Посполита. Речи слышали, да дела не видели. Не верь своим очам, верь моим речам. Владеть речью. Дар речи. Отчетливая речь. Стихотворная речь. Умные речи приятно и слушать. Об этом не может быть и речи. Выступить с речью. Он изучает русскую речь

3.Определите, какой вид речи представлен в следующих ситуациях:

а) ученик рассказывает наизусть стихотворение А. С. Пушкина;

б) студент дословно воспроизводит по памяти определение понятия «речевая деятельность»;

в) драматург написал диалог героев своего нового произведения;

г) журналист готовит к публикации текст интервью с известным бизнесменом;

д) менеджеры 2 фирм ведут деловую беседу;

е) ученые - филологи вышли с диктофоном на улицы с целью записи городских бытовых диалогов для последующего изучения современной разговорной речи.

4.Понаблюдайте за дикторами телевидения, постарайтесь определить, заучен текст или звучит импровизация.

5.Выявите особенности устной монологической речи, проанализировав фрагмент выступления на собрании - конференции трудового коллектива - вице-президента Волжского автомобильного завода Ю. Б. Степанова (газета «Автостроитель», 24 октября 1997 года): «Прежде, чем вы приступите к голосованию, мне бы хотелось развеять некоторые ошибочные мнения, которые прозвучали.

Наверное, ни для кого не секрет, что ждать помощи, помощи материальной от Волжского автомобильного завода, который сам сегодня находится не просто в тяжелейших условиях ... Эти условия трудно охарактеризовать, потому что они таковы, что мы обязаны помимо всех текущих платежей, помимо тех налогов, которые уже платим, платить громадные суммы задолженности, которые образовались, и для вас это не секрет - почему. Эти задолженности образовались в момент постановки десятого автомобиля на Волжском автомобильном заводе. И ни один рубль не потрачен больше ни на что, что и подтверждается любыми комиссиями правительства. Но эти задолженности громадные, они триллионные. И сегодня мы в безвыходной ситуации. Мы обязаны платить. В соответствии с 254 постановлением правительства любая неуплата в течение двух месяцев подряд или два раза в течение года приводит к немедленному банкротству. Поэтому все выступления, которые прозвучали - там есть богатый дядя, который решит все наши проблемы, они не верны».

Заметили ли вы избыточность речи (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения), экономию языковых средств (пропуск слов), перебивы? Что мешало понять говорящего, а что, наоборот, помогало?

6.Произнесите фрагмент вышеприведенного текста с имитацией под живую речь. Для этого отметьте смысловые ударения ("), возможные паузы (/, //), изменения громкости (æ, ä) , убыстрение или замедление темпа.

7.Чтобы лучше осознать свою манеру слушать, ответьте на вопросы теста из книги американского исследователя М. Беркли - Ален «Забытое искусство слушать» (СПб, 1997). Варианты ответов: 1) «в большинстве случаев», 2) «часто», 3) «иногда», 4) «почти никогда».

1. «Отключаетесь» ли вы, слушая тех людей, с которыми вы не согласны или которых слушать не хотите?

2.Сосредоточиваетесь ли вы на сказанном даже тогда, когда это вам не интересно?

3.Прекращаете ли вы слушать говорящего, если знаете, что он собирается сказать?

4.Повторяете ли вы услышанное своими словами?

5.Выслушиваете ли точку зрения другого человека, даже если она расходится с вашей?

6.Берете ли вы что - либо от каждого собеседника, пусть даже самое незначительное?

7.Выясняете ли вы, что значат услышанные вами незнакомые слова?

8.Готовите ли вы мысленно выражения, пока собеседник говорит?

9.Делаете ли вы вид, что слушаете, когда на самом деле совсем не слушаете?

10.Витаете ли вы мыслями где - то далеко, когда с вами кто - то говорит?

11.Воспринимаете ли вы сообщение целиком, включая его словесное и несловесное выражение?

12.Признаете ли вы, что одни и те же слова для разных людей значат разное?

13.Прислушиваетесь ли вы только к тому, что хотите услышать, не замечая остального?

14.Смотрите ли вы на говорящего?

15.Концентрируетесь ли вы больше на сути сказанного или на внешнем виде говорящего?

16.Известно ли вам, на какие слова и выражения вы сильнее всего реагируете эмоционально?

17.Думаете ли вы заранее, какой цели собираетесь достичь в данном акте общения?

18.Планируете ли вы время, когда лучше высказать свою мысль?

19.Думаете ли вы о том, как другой человек прореагирует на сказанное вами?

20.Учитываете ли вы то, каким образом лучше осуществить акт общения (в письменной форме, устно, по телефону, с помощью доски объявлений, записки и т. п.)?

21.Имеете ли вы в виду, с каким человеком говорите (враждебно настроенным, незаинтересованным, застенчивым, упрямым ...).

22.Перебиватете ли вы говорящего?

23.Думаете ли вы иногда: «А я - то предполагал, что он это должен знать»?

24.Позволяете ли вы собеседнику выражать его отрицательное отношение к вам, не занимая при этом оборонительной позиции?

25.Занимаетесь ли вы регулярно упражнениями для совершенствования своего умения слушать?

26.Делаете ли вы записи «на память»?

27.Не отвлекают ли вас посторонние звуки и шум?

28.Слушаете ли вы говорящего, не критикуя его и не осуждая?

29.Повторяете ли вы полученные инструкции и сообщения, чтобы убедиться, что вы их правильно поняли?

30. Выражаете ли вы своими словами то, что, по вашему мнению, чувствует говорящий?

Вычислите результат, заменяя ответ баллом:

Номер вопроса

1

В большинстве случаев

2

Часто

3

Иногда

4

Почти никогда

1. 1 2 3 4
2. 4 3 2 1
3. 1 2 3 4
4. 4 3 2 1
5. 4 3 2 1
6. 4 3 2 1
7. 4 3 2 1
8. 1 2 3 4
9. 1 2 3 4
10 1 2 3 4
11. 4 3 2 1
12. 4 3 2 1
13. 1 2 3 4
14. 4 3 2 1
15. 4 3 2 1
16. 4 3 2 1
17. 4 3 2 1
18. 4 3 2 1
19. 4 3 2 1
20. 4 3 2 1
21. 4 3 2 1
22. 4 3 2 1
23. 1 2 3 4
24. 4 3 2 1
25. 4 3 2 1
26. 4 3 2 1
27. 4 3 2 1
28. 4 3 2 1
29. 4 3 2 1
30. 4 3 2 1

8.Выберите из нижеперечисленных истинные утверждения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13